Психосинтез ассаджиоли – техники, принципы, теория

Психосинтез по Ассаджиоли: теория личности

Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен

Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей).

  • Для того, чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ.
  • Для того, чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез.

Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу.

 Теория личности по Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли (1888 – 1974) считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда (вы сейчас заметите схожесть терминологии), однако оригинальность отдельных теоретических взглядов и методологических подходов в лечении позволила Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтическое направление.

​​​​​​​

Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из:

Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности.

В него входят:

  • простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела;
  • основные влечения и примитивные побуждения;
  • многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд;
  • образцы кошмарных сновидений и фантазий;
  • неконтролируемые парапсихические процессы.

Среднее бессознательное (предсознательное) — область, где пребывают все психические навыки и состояния.

Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает.

Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

Сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

Обратите внимание

Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным.

По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение.

Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.

Техника психосинтеза

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • достижение на основании этого внутренней гармонии,
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

В психосинтезе применяют два основных метода:

1) метод разотождествления,

2) работу над субличностями.

Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили».

Разотождествление

Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание, в свою очередь , сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями.

  • Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекенщица),
  • другие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»),
  • третьи — с чувствами (влюбленный юноша).

Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п.

Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер.

Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия.

Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими.

«Иными словами, — пишет Ассаджиоли, – нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями.

Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями

По образному выражению П. Ферруччи, субличности — это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостна и уникальна, с другой — многослойна и разнолика.

В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу.

Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я.

Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен. Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии.

Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о вашей внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны.

Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией.

Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс. Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра Я.

Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

В этом контексте интересна мысль П. Ферруччи:

«В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство».

Для знакомства с методами психосинтеза вы можете сделать следующее упражнение.

«Кто я?»

Это упражнение способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами. Можно выполнить его дома.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующего порядка.

1. Выберите тихое место, возьмите свою рабочую тетрадь, поставьте дату и напишите вопрос: «Кто я»? Ниже напишите ответ на этот вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот вопрос несколько раз и несколько раз ответить на него.

2. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задайте себе вопрос «Кто я?» и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа. Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его.

Важно

3. Через минуту снова закройте глаза и снова задайте себе тот же вопрос. Теперь позвольтет ответу выразиться в движениях, в танце или пении. Доверьтесь мудрости своего тела. Возможно, вы выразите в движениях какой-то конкретный образ.

4. После поделитесь своим опытом с кем-то, кому доверяете, или опишите свои ощущения в тетради.

В зависимости от области и цели применения психосинтез может быть:

  • методом самопознания и саморазвития личности;
  • методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний);
  • методом воспитания.

В заключении хотелось бы разобрать одну интересную мысль, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего межперсонального синтеза. Человек не живет в вакууме. Каждый индивидуум тесно связан с другими индивидуумами, поэтому человека следует рассматривать как элемент человеческой группы.

Малые группы (семья) являются элементами больших групп (общественный класс, нация). Большие группы могут быть объединены в государства, а государства являются элементами человечества в целом.

Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму.

Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез.

От анализа конфликтов, дисгармонии — к синтезу гармонии вокруг истинного и независимого «центра».

Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза.

Он выделял этап формирования полноценной личности (личностный психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (духовный психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.

В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа:

  • личностный,
  • трансперсональный,
  • духовный.

Этап формирования личности соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг “личного Я”. Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью.

Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

Трансперсональная работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное).

Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с “воспоминаниями о своем рождении”. Сюда же может относиться работа с тем, что К.

Юнг назвал “тенью” или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может бы “переживание прошлых жизней”, проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.

Совет

Таким образом, трансперсональное – это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего “личного Я”.

Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле “Духовного Я”. Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей “Духовного Я”, т.е. фактического растворения в Высшей воле.

В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то “Духовное Я” – есть чистое бытие, пронизывающее их.

Читайте также:  Что делать, если муж разлюбил - советы психолога

Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их.

Все ясно и присутствует знание без осмысления.

Работа с “Духовным Я” имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что “Духовное Я” есть условие существования психики, а психика – условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее “призмы” психики и личности, тем больше света от “Духовного Я” будет достигать внешнего мира.

Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы “призм”. Духовное Я” становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

Именно “Духовное Я” заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его.

Человек, которому удается достичь полной “настройки” живет в Абсолютном Мире, где понятия “внутренний Мир” и “внешний Мир” идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия.

Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/153346-psihosintez-teoriya-lichnosti

Принципы и техники психосинтеза

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Психокинез — это

Обратите внимание
Совет

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.

[/su_box]

Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Что такое персонификация?

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Диссоциация: подробнее про явление

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/printsipy-i-tehniki-psihosinteza.html

Роберто Ассаджиоли: всё о известном психологе

Для тех, кто знаком с психологией и, в частности, с понятием психосинтез, фамилия Ассаджиоли говорит о многом. Этот человек является основателем методики реконструкции личности, получившей название «психосинтез».

Будучи последователем Фрейда, этот ученый весьма справедливо предположил, что наравне с теорией психоанализа может существовать концептуально противоположная теория.

Таким образом, он соединил классический метод исследования по Фрейду с терапевтическими приемами Юнга, в результате чего и получил уникальное направление психологической практики, ставшее абсолютно самостоятельным.

Важно

Чем еще прославился Роберто Ассаджиоли и что представляет собой предложенная им модель личности, читайте далее.

Теоретико-методологический принцип саморазвития человека Р.Г. Ассаджиоли получил широкое распространение. Он считается одной из наиболее популярных концепций. Предложив уникальную структуру личности, Роберто Ассаджиоли ввел множество новых терминов и понятий, а также создал целую практику с приемами, используемыми в психотерапевтической деятельности и сфере образования до сих пор.

Интересные факты о жизни врача-психолога

Работы Роберта Ассаджиоли – это не только усовершенствованные теории философов и психологов-предшественников, но и авторские идеи, и собственный опыт, который получил ученый, находясь под арестом, а также во время затворничества. Как говорил потом врач-философ своим друзьям, для него эти события стали бесценным опытом, благодаря которому он смог практиковать специальные психодуховные упражнения.

Но чтобы понять природу открытий Роберта Ассаджиоли, стоит узнать о жизни самого философа. Так, биография основателя психосинтеза началась в далеком 1888 году, когда в Венеции в семье Леоне Греко и Элены Каулы 27 февраля родился мальчик, названный Роберто Марко Греко. Однако спустя 2 года Леоне умер, и Элена вышла замуж за другого, поэтому фамилия мальчика была изменена на Ассаджиоли.

Роберто рос весьма любознательным ребенком, а потому по достижении 18 лет он свободно владел несколькими иностранными языками. Помимо родного языка, юноша в совершенстве знал русский, немецкий, английский, а также латынь и санскрит.

Рекомендуем: Психосинтез — это

В совершеннолетнем возрасте Роберто Ассаджиоли проходил обучение во Флорентийском университете и активно путешествовал по всему миру. Интересно, что среди стран, которые посетил юный полиглот, была и Россия.

Успешно окончив обучение со степенью доктора наук, специализирующегося на неврологии и психиатрии, Ассаджиоли представил широкой публике свою теорию о бессознательном (1910 год, г. Болонья, Международный конгресс).

Указав на узкий взгляд Фрейда в рамках его теории о психоанализе, Роберто предложил авторский метод изучения саморазвития человека, представив его под названием «психосинтез».

Дальнейшую биографию знаменитого врача-психолога, ученого и философа из Венеции изложим весьма кратко. Известно, что в 1922 году Роберто вступил в брак с Нелле Чапетти и вскоре в их семье появился на свет наследник, получивший имя Иларио Ассаджиоли.

Жизнь и работа ученого в период войны

В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis.

A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли).

Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.).

Рекомендуем: Психика: определение понятия

Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения.

Совет

Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини).

В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.

Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело.

Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова.

Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.

С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.

Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии.

Обратите внимание

Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках.

Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.

Знакомство с идеями и работами ученого

В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна.

И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез.

Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».

Помимо этого, проведя собственный анализ воли, опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли».

В ней он продемонстрировал структуру воли, а также описал акты ее проявления. Благодаря этому в настоящее время ученые имеют уникальную возможность применять теорию врача-психолога на практике, изучая развитие воли и ее воспитание.

Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.

Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.

Важно

Рекомендуем: Эрик Берн: биография

Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:

  • Постижение внутреннего «Я».
  • Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
  • Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.

Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.

По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:

Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:

1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).

4 — сознательное.

5 — поле сознательного «Я».

6 — поле высшего «Я».

7 — коллективное бессознательное.

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда.

К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Поле среднего бессознательного Ассаджиоли считает промежуточной зоной между сознанием и бессознательным. В ней преимущественно сосредоточены впечатления человека, его ощущения, эмоции и восприятие окружающего, из которых впоследствии формируются осознанные навыки, а также разные контролируемые психические состояния.

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Рекомендуем: Рудольф Арнхейм: вклад в психологию

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Читайте также:  Мания преследования - симптомы, лечение, как вести себя с больным

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

Индивидуальное бессознательное мастер психосинтеза рассматривает в составе личности, как неизолированный от окружения элемент, тесно взаимодействующий с коллективным бессознательным. При этом такая связь является не только пространственной, но и временной (связь с предыдущими поколениями, с опытом и воспоминаниями предшественников).

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/roberto-assadzhioli.html

Психосинтез: используемые техники – психология

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Рекомендуем: Психокинез — это

Обратите внимание
Совет

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.

[/su_box]

Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Рекомендуем: Что такое персонификация?

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Рекомендуем: Диссоциация: подробнее про явление

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Рекомендуем: Психология личности

Обратите внимание

Нет понятий «плохая» или «хорошая» субличность. Это неотъемлемая часть нас самих, которая выражает наши мысли, желания и потребности. Однако она может принести вред, если мы позволим ей одержать над собой верх.

Чтобы не позволить субличности захватить нас, существует несколько правил обращения с ней:

  • Необходимо определить и отделить друг от друга разные стороны своей личности, они могут быть противоположны друг другу. Нельзя заключать их в бессознательные цепи разума, необходимо признать и принять их.
  • Необходимо сопротивляться и бороться с тем, что одерживает над нами верх, не позволяя бросать себя из стороны в сторону.
  • Субличности не должны противостоять друг другу, они должны дополнять друг друга и делать человека сильнее.
  • Необходимо возведение всех субличностей на высшую ступень и полное раскрытие каждой из них.
  • Познание каждой из них. Необходимо проделать большую сложную работу, и в результате мы познаем свое истинное «Я».

Этапы психосинтеза

Рассмотрим этапы, из которых состоит процесс психосинтеза:

1. Первый шаг связан с выбором идеальной личности, к которой нам предстоит стремиться. Нужно представить ее, быть может, нарисовать или же описать, каким вы хотите быть. Важно понимать, что представить и стать – это две разные вещи, и с этого все только начинается.

2. Необходимо задействовать все внутренние силы и энергию на пути к идеалу. Должны гармонировать все части личности, нельзя стремиться лишь какой-то из частей. Только их совместное постижение сможет помочь вам сделать следующий шаг.

3. Третий шаг трудоемок – теперь с помощью имеющихся уже качеств развиваем те, которые вы хотите приобрести для своей «идеальной» личности.

Сегодня мы поговорили о психосинтезе. Психосинтез направлен на постижение нами самих себя, принятие и избавление от комплексов, которые так часто мешают нам в повседневной жизни.

Источник:

Чудесные психотехники психосинтеза

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Прежде чем говорить о чудесных техниках психосинтеза  поговорим  немного о словах и о терминах в принципе.

 Психосинтез… Не надо пугаться слова с корнем «психо». Ведь «психо»-это совсем не  от «психа» Вообще-то на древнегреческом слово «психэ» означало душа.

 Да, мы живем в жестоком и прагматичном мире, но кому бы из нас понравилось, если бы нас сочли бездушным человеком. Душа- это эмоции, это радость, это любовь, это жизнь, настоящая жизнь.

Важно

 Существуют самые разные методы практической психологии и один из самых известных – психоанализ Фрейда. Он очень популярен во всем мире и в России тоже, хотя нельзя сказать, что он близок российскому человеку- слишком много анализа, а нам хотелось бы чувствовать и любить.

 Психосинтез, как видно из самого названия- это нечто прямо противоположное психоанализу, нечто соединяющее психику. Его создал  в средине XX века бывший ученик Зигмунда Фрейда итальянский психолог и психотерапевт Роберто Ассаджиоли.

 Работая с сотнями и тысячами клиентов  я существенно модифицировал этот метод,  дополнил его несколькими  десятками новых положений и методов, приблизил его к условиям современности ( все-таки прошло несколько десятков лет и жизнь сильно изменилась) и адаптировал его к российской психологии и русской ментальности.

 Я  изложил эту систему в сотнях статей, которые вы можете прочитать на моем сайте в разделе Обо мне, подраздел Моя авторская система.

 Итак, психосинтез в своей классической и восточной версии- это система эффективной саморегуляции, гармонизации личности и саморазвития, доказавший свою эффективность и гарантирующий человеку  долговременные положительные  изменения и во внутреннем мире, и во внешней жизни.

 Эта система содержит чудесные психотехники, материализующие желаемое и помогающие  всем положительным изменениям в жизни.

 Они образовались из наших  самых разных и нередко очень противоречивых социальных ролей, которые нам приходилось играть в жизни.

 Например, на работе нам приходится быть очень жесткими и напряженными. Если мы хотим быть успешными, эту роль приходится играть очень часто и постепенно она становится нашей «второй натурой» и как маска прирастает к лицу.

Совет

 Но когда мы приходим домой в семью требуется быть другим человеком- нежным, внимательным и чутким.

 Но дома от нас по-прежнему ждут любви. Налицо конфликт между двумя «я»- жестким и нежным, который, если длится  долго,  приводит к неврозу. Человек чувствует истощение и усталость, у него наблюдаются постоянные перепады настроения, переход от гнева к слезливости.

Так образуется  третье, невротическое «я», приводящее человека  в кабинет психолога и психотерапевта.

 Если мы изучим себя, самостоятельно (что происходит достаточно медленно) или с помощью психолога (что убыстряет процесс), вы увидите, что вы состоите из целого набора субличностей,  как правило, находящихся в состоянии конфликта.

 В вас могут одновременно уживаться  такие субличности как «заботливая мать», «обиженная дочь», «женщина, боящаяся мужчин», «гиперответственная  работница»,  «болтушка на вечеринках», «любительница шопинга», « лентяйка в отношении зарядки», «человек, с трудом принимающий решения».

 Субличности бывают разными для вас – хорошими или дружественными, нейтральными и негативными, разрушительными. От некоторых из них вам было бы очень полезно освободиться, ведь это именно они мешают вам  счастливо и гармонично, добиваться позитивных целей, общаться с людьми.

 Да  и сам хаотический и конфликтный порядок (точнее говоря беспорядок) общения этих субличностей между собой и называемый внутренним конфликтом, сложившийся  внутри вас тоже неплохо было бы поменять на что-то более счастливое и гармоничное.

 Особенно важно избавиться от негативных субличностей  и привести себя в состояние целостности и гармонии (пусть даже относительной и частичной, идеалы труднодостижимы) перед какими-то важными изменениями и поворотами судьбы.

Обратите внимание

 Например внутреннее противоречивая женщина собирается выти замуж или конфликтный сложный мужчина получает новое, гораздо более ответственное назначение по службе.

 Если они не произведут внутреннюю работу с собой и не сумеют хотя бы до какой-то степени нейтрализовать эти внутренние противоречия и обрести новое единство (психосинтез) внутри себя, то они вряд ли выдержат испытание без потерь.

 Брак может завершиться разводом, а получение ответственного поста карьерным фиаско. Разве так не бывает в жизни? Разве  наши неудачи в ситуациях перемен и не объяснимы тем, что мы оказываемся внутренне не готовы к предлагаемым возможностям?

 Чтобы сделать это, психосинтез предлагает чудесные психотехники для изменения к лучшему.

 Это новое «Я», зрелое, ответственное, гармоничное и свободное от противоречий  представляет собой психосинтез первого уровня.

 Но эти делом не ограничивается.

 Для более полного саморазвития человеку необходимо соединиться с высшим духовным «Я», которое в религиях называли «искрой божией», «духом», «монадой», «совестью».

 Не то, чтобы высшее «Я» специально наказывало человека, совершившего зло против других и самого себя или упорствующего в своих ошибках  и заблуждениях, но оно лишает такого человека естественной поддержки.

 И этого оказывается достаточно, чтобы человек сразу или по прошествии времени ощутил, что совершил ошибку.

Важно

 Соединение с высшим «Я» не достигается автоматически, оно требует усилий и внутренней работы над собой, не простой, но увлекательной, потому что нет ничего приятнее и радостнее, нежели наука совершенствования.

 В духовных учениях такая работа называлась молитвой, медитацией, созерцанием, катарсисом, современная психология говорит о достижении состояния вдохновения (Потока), интеграции всех частей и сил человека в единое целое.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-157.html

Читать

ПСИХОСИНТЕЗ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Составил и перевел В.Данченко

издание второе, исправленное и дополненное

К.: PSYLIB, 2002

Владимир Данченко

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОСИНТЕЗ

Пьеро Феруччи

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Том Йоуменс

Роберто Ассаджоли

стенограмма

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОСИНТЕЗА

Марта Крэмптон

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ. Первый раз этот сборник выпустили жулики из киевско-московского издательства “REFL-book” в 1994 году. На обложке и в аннотации было указано, что автор книги – Роберто Ассаджоли.

В тексте я насчитал около ста смысловых искажений, опечаток и лакун, ошибки были едва ли не в каждом английском слове. Ни в качестве составителя, ни в качестве переводчика мое имя не упоминалось.

Зато меня объявили “ответственным редактором”, то есть сделали ответственным за всю эту халтуру и надувательство. Хотя до вычитки верстки я, по понятным соображениям, допущен не был.

Во втором, электронном издании все ошибки и искажения первого издания выправлены. Кроме того, я добавил свою небольшую статью, написанную по случаю выхода сборника в 1994 году для газеты “Книжное обозрение”. – В.Д.

Владимир Данченко

С ПСИХОСИНТЕЗОМ В XXI ВЕК

Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в.

психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности.

В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Совет

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете.

Читайте также:  Прямолинейность - что это такое, как от нее избавиться в отношениях

Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от “я” инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой субличностей.

Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое.

Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой.

В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики “нормального” человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека.

Источником этих интегративных сил, “центром притяжения”, который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное “я” человека как точка чистого сознавания и воли.

Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: разотождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только “ставить на место” любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении “зрелого возраста”. Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Обратите внимание

Разотождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна “я” от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого “духовного психосинтеза”, и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных “систем самовоспитания”, создавался не на голом месте.

Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении “эзотерической психологии”, – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта.

Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека.

Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии.

Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы “вечной философии” самоосуществления.

* Кстати, он был учеником того же “тибетца”, у которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш, Успенский, Юнг.

Ассаджоли – самый скромный представитель этой славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно.

Важно

Но Ассаджоли в своей скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века – экзотеризации эзотерической психологии.

сентябрь 1994

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПСИХОСИНТЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИНЦИПЫ

Глава I.

Глава II.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА. Hастоящий текст был опубликован в сборнике “Психосинтез: теория и практика” (“REFL-book”, М., 1994) без указания автора перевода. В дальнейшем “Рефл-бук” в содружестве с “Ваклером” издал этот перевод еще раз в книге “Р.Ассаджоли. Психосинтез” (1997), приписав авторство некой А.

П.Хомик. Последняя аккуратно воспроизвела многочисленные ошибки набора, допущенные в первом издании, и ограничилась тем, что заменила “Я”, на российско-юнгианский манер, “Самостью”, а “отождествление” и “растождествление” – исконно русскими “идентификацией” и “дезидентификацией”. –В.Д.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=271352&p=1

Психосинтез Ассаджиоли – техники, принципы, теория

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний.

Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления.

При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни.

Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека.

Совет

В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения.

Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ.

Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела).

И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом).

Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством.

Обратите внимание

Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Источник: http://vn.housepsych.com/psihosintez_default.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector