Развитие мышления – логического, критического, творческого

Развитие творческого мышления: 5 упражнений и 10 заданий + советы

Знаете ли вы, что такое творческое мышление? Это такая категория мышления, которая приводит к абсолютно не типичному решению вопроса (проблемы). Если человек по-новому систематизирует и анализирует стандартную информацию, значит, он мыслит творчески. Чем раньше начинается развитие творческого мышления, тем легче человеку дается усвоение новых знаний.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Черты творческого мышления:

  1. Рассмотрение объекта с разных сторон с учетом его принципов и значения.
  2. Желание создать что-то новое, то, чего раньше не было.
  3. Возможность быстро переключаться с одной мысли на другую.
  4. Находить несколько способов решения проблемы.

Читайте далее:  15 мужских качеств, которые ценят женщины

5 советов, как развить творческое мышление

  1. Импровизируйте, ищите новые пути разрешения любых повседневных проблем.
  2. Не оглядывайтесь на существующие традиции.
  3. Расширяйте кругозор, постоянно учите что-то новое.

    Выучили испанский язык? Начните осваивать молекулярную кухню, проводить химические эксперименты, учить язык жестов.

  4. Путешествуйте. Для развития творческого мышления понадобятся новые впечатления и знакомства.

  5. Старайтесь сделать лучше и больше других.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.

Читайте далее:  7 советов, как учиться быстрее и эффективнее

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

5 упражнений для развития творческого мышления

Подбор слов

Подберите максимально возможное количество существительных, которые отображают суть понятия. Например, свет – жизнь, солнце, рост и т.д.

  • огонь;
  • вечер;
  • вода;
  • стол;
  • ребенок;
  • старость.

Поиск похожих признаков

Найдите максимальное количество похожих признаков для совершенно разных понятий:

  • колодец-земля;
  • автомобиль-облако;
  • паровоз-таблетка;
  • коляска-пианино;
  • будильник-дерево.

Предсказания

Придумайте, что может случиться, если:

  • если дождь будет идти, не переставая, 3 суток подряд;
  • домашние питомцы начнут разговаривать с хозяевами;
  • из крана в ванной будет литься яблочный сок;
  • по улице будут ходить сказочные персонажи.

Слова на букву

Назовите максимальное количество вещей на букву К (З, И, О), которые сейчас находятся с вами в одном помещении.

Описание предметов

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь напишите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

Читайте далее:  Развитие обучаемости

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.

  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.

  8. Напишите меню на день для своего злейшего врага.
  9. В 200 словах опишите идеальное место для отдыха.
  10. Напишите письмо себе в прошлое (например, когда вам было 5 лет) и письмо в будущее (себе, 60 летнему).

Творческое мышление необходимо человеку.

Нужно лишь немного времени и желания, чтобы развить это качество.

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya/

Развитие мышления – психология

Развитие мышления ребенка происходит постепенно под воздействием предметной деятельности и общения.

Последовательные ступени интеллектуального развития

  1. Первая ступень интеллектуального развития, генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

    Манипулирование предметами в раннем детстве вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

  2. Вторая ступень — наглядно-образное мышление — возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет.

    Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е.

    дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

  3. Словесно-логическое мышление — третья ступень. Можно приравнять к понятийному мышлению (см. далее). Развивается в школьном возрасте.

Стадии развития мышления

Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.

  1. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
    • нечувствительность к противоречиям,
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем),
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
    • отсутствие представления о сохранении количества.

    Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.

  2. Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
    • Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
    • На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
    • Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
    • Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
    • Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
  3. Понятийное мышление.
    • Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
    • Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

Диагностика мышления

Существуют различные методики диагностики мышления.

  1. Диагностика наглядно-действенного мышления. Пример: методика «Кубик Рубика». Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить (например, на любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета).
  2. Диагностика наглядно-образного мышления. Пример: методика «Лабиринт». Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
  3. Диагностика понятийного мышления. Пример: методика «Определение понятий». Ребенку предлагаются наборы слов и инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Большинство методик диагностики понятийного мышления направлены на выявление уровня различных мыслительных операций: обобщения, сравнения и т.п.

Источник:

Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/razvitie-myshleniya-psihologiya.html

Как развить творческое мышление творческое и критическое мышление

Творческое мышление напрямую связано с воображением. Оно не менее важно для успеха, чем логика. Взаимодействие критического мышления и творческого позволяет интеллекту человека работать на порядок эффективнее в любой сфере. Точно так же, как в математике нужна креативность, в литературе или живописи часто не обойтись без логики.

Развитие серьезного творческого мышления опирается на использование специальных упражнений. Они описаны ниже.

Креативность позволяет человеку решать задачи,  на практике кажущиеся неразрешимыми. Также оно помогает добывать недостающие крупицы информации. Человеку с развитым интуитивным началом легче составить целостную картину интересующей его проблемы.

Что такое творческое мышление

Главные особенности творческого мышления – это умение глубже проникнуть в суть вопроса, усилить познавательные способности, решить сложную задачу. Дж. Гилфорд, автор психологических исследований творческого мышления, выделял характерные черты:

  1. Устремленность ко всему необычному, к новизне.
  2. Способность увидеть привычную вещь под другим углом, использовать ее нестандартным образом.
  3. Умение обнаруживать неочевидные свойства обычного предмета.
  4. Способность создавать новые идеи в напряженной или неопределенной ситуации.

Творческий характер мышления, по мнению других психологов, проявляется в следующем:

  • Оно никогда не повторяет уже знакомого, идя по необычной траектории. Творческая личность всякий раз решает задачу другим, оригинальным путем.
  • Серьезное творческое мышление, как и логическая мысль, предполагает наличие критического настроя. Креативная личность критически относится ко всему привычному, стремясь улучшить его. Иногда это приводит к конфликтам с окружением.
  • Также креативная личность легко отыскивает несколько решений для одного и того же задания. Она не довольствуется единственно верным вариантом.
  • Творческий человек умеет усматривать причинно-следственные связи между явлениями, которые на первый взгляд кажутся незаметными.

К таким элементам креативности относят:

  • воображение,
  • ясность сознания,
  • интуицию,
  • гибкость мыслительного процесса,
  • умение переносить знания из одной сферы в другую плоскость,

и многие другие свойства. Все эти качества нужны в реальной жизни. Именно они делают человека находчивее, изобретательнее, богаче и счастливее.

Тесты

В тесте творческого мышления, разработанного П. Торренсом, испытуемому нужно дорисовать графические элементы. Например, дополнить картинку, на которой изображена волна, или же заполнить изображением контуры овальной фигуры.

Иногда используется и тест дивергентного (в некоторых вариантах – творческого) мышления Вильямса. Опросник состоит из восьми разделов, оценивающих оригинальность, гибкость, беглость, любознательность и другие качества. Обычно тест дается школьникам.

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» по Хеллер используется для анализа одаренности у детей с 10-11 лет. Во время тестирования школьникам нужно придумать как можно больше вариантов использования предметов (линейки, газеты). Тестирование творческого мышления по этому методу обычно выполняется на время: на обдумывание каждого предмета дается по 6 минут.

Как развить творческое мышление

Иногда говорят, что креативности нельзя научить. Это не совсем так. Врожденные таланты играют роль. Но в то же время почти все произведения искусства и достижения науки создавались именно взрослыми, развившими в себе созидательное начало. Следующие упражнения помогают усилить творческую интуицию.

Расшифровка аббревиатур

К этой технике развития творческого мышления можно прибегать в любое свободное время: стоя в очереди, в автомобильной пробке, во время скучной домашней работы. Метод заключается в том, чтобы придумать как можно больше расшифровок аббревиатур. Для примера рассмотрим слово «СУП».

  • «Самый умный полицейский»;
  • «Сон уставшего пассажира»;
  • «Сообщество умопомрачительных парижанок».

И другие. Потренировавшись, можно развивать фантазию и изобретательность с помощью слов, состоящих из 4 и более букв.

Придумывание вымышленного персонажа

Техника хорошо подходит для развития творческого мышления и фантазии у младших школьников. Упражнение проделывается так:

  • Фамилия, имя или прозвище.
  • В каком доме он (она) живет? На какой улице, в какой стране?
  • Какой его (ее) самое любимое блюдо?
  • Если бы этот персонаж превратился в цвет, то каким бы он был?
  • Если бы он стал животным, то каким?
  • Имеется ли у него (нее) тайна? Какая?

Находить как можно больше вариантов использования обыденных вещей

Придумать нужно минимум 10 идей. Для разминки берут любой попавшийся на глаза предмет. Взрослому полезно для размышлений ответить на несколько вопросов по поводу того, можно ли этой вещью:

  • что-нибудь удерживать;
  • делить другой предмет на две или более частей;
  • направлять другую вещь, перемещать ее в пространстве;
  • о чем-нибудь с ее помощью информировать.

Если речь идет о развитии творческого мышления и изобретательности у старших дошкольников, формулировки немного переделывают:

  • Можно ли что-нибудь хранить внутри этой вещи?
  • Можно ли с ее помощью издавать какой-нибудь звук?
  • Как можно играть с предметом?
  • Получится ли с его помощью рисовать?
  • Как можно учиться (читать, считать, наблюдать за окружающей природой), используя данную вещь?
  • Получится ли пользоваться ею в качестве транспорта (для себя, игрушек)?
  • Понадобится ли она еще кому-нибудь в работе (маме на кухне, папе в гараже, дедушке с инструментами)?

Практика изменения характеристик предмета

Этот метод стимулирования творческого мышления заключается в изменении свойств любого предмета (пуговицы, стакана, стула – чего угодно):

  • прибавить какую-либо часть к предмету, или отнять его у него;
  • поменять цвет;
  • поменять материал, из которого он изготовлен;
  • поменять местами части этого предмета;
  • изменить его внешнюю форму;
  • уменьшить или увеличить.

Воспользовавшись этой технологией для развития креативности и творческого мышления, один из кондитеров решил обновить свою фабрику. На ней стали производить противоположность печенья с шоколадной крошкой – печенье с кусочками белого шоколада.

Покупатели быстро раскупали новое печенье. Это принесло предприимчивому кондитеру немалый доход. Нетрудно догадаться, что в данном случае были использованы пункты 2 и 3 – подвергся изменению цвет и материал предмета.

Спички с римскими цифрами

Чтобы научиться видеть мир под другим углом, полезно и решение головоломок. Следующее арифметическое выражение неверное. Как исправить его, не касаясь спичек, не перемещая их, не добавляя и не убирая?

Ответ
Чтобы сделать выражение правильным, его нужно просто перевернуть вверх ногами

Методы развития творческого мышления

Майнд-карты

Один из самых лучших методов стимулирования творческого мышления – майнд-карты. При их составлении ключевое понятие пишут в центре чистого листа. Вокруг него рисуют стрелки и выписывают ассоциации, связанные с этой идеей. Каждая из этих ассоциаций обрастает новым кругом связанных с ней понятий.

Метод фокальных объектов

Этот метод активизации креативности и творческого мышления выполняется в 6 шагов:

  1. Сначала выбирают «фокальный» объект – то, что нужно изменить.
  2. Выбираются 2-5 других случайных предмета. Например, понятия из книги или журнала (непременно существительные). Они должны максимально отличаться от фокального объекта по своим свойствам.
  3. На бумаге выписываются характеристики этих случайных объектов.
  4. Затем их присоединяют к фокальному объекту. Егохарактеристики следует развить путем создания новых ассоциаций.
  5. Конечный результат оценивается с позиции интересности и возможности использования на практике.

Предположим, фокальный объект – жвачка. Другие три объекта, выбранные произвольно – «сон», «солнце», «кресло». Определяются характеристики этих объектов:

  • «сон» — сладкий, безмятежный, тихий;
  • «солнце» — яркое, теплое, лучистое;
  • «кресло» — удобное, мягкое, старое.

Все сочетания использовать не нужно – ведь очевидно, что многие из них окажутся нежизнеспособными. Но приписывая эти свойства жвачке, можно получить и занимательные варианты.

Например, свойство «безмятежный» наталкивает на мысль о производстве жвачки с мгновенным успокаивающим эффектом. Характеристика слова «солнце» «яркое» может стать идеей для создания светящейся жвачки для детей.

Или можно сделать продукт и «удобным» — например, выпуская жвачку в небольших коробочках с удобной защелкой.

Метод «Шести шляп» де Боно

Один из самых серьезных способов развития творческого мышления был предложен Эдвардом де Боно. Он называется«Методом шести шляп». В нем мышление делится на шесть способов, представляемых головным убором разного цвета. Краткое описание каждой «шляпы» таково:

  1. Белая (информационная). Этот тип думания предполагает оперирование сухими фактами.
  2. Красная (шляпа эмоций и чувств). Здесь мышление связано с внутренними переживаниями, желаниями и мечтами. Шляпа выражает чувства, имеющиеся по поводу проблемы.
  3. Черная (скептицизм).Черная шляпа страхует от безрассудных и бессмысленных идей, выявляет риски.
  4. Желтая (оптимизм). Логика желтой шляпы заключается в выявлении плюсов и возможных перспектив.
  5. Зеленая (креативность). Прибегая к этой стратегии, человек придумывает новые идеи, а также изменяет уже существующие.
  6. Синяя (организованность). Надевая данную шляпу, мыслитель управляет собственным разумом, направляет его в необходимое русло. Этот тип полезно использовать в самом начале созидательного процесса, а также в конце, для оценки результатов.

Автор идеи проводит аналогию между этим типом думания и задним ходом автомобиля: оно помогает выбраться из тупикового направления, но часто применять его нет надобности. Чтобы сместить вектор мысли, дать ей новое направление де Боно рекомендует:

  1. уйти от общепринятых клише;
  2. подвергать критической оценке допускаемое, сомневаться в нем;
  3. использовать необычные новые идеи (даже если они кажутся абсурдными).

Система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Система ТРИЗ для развития творческого мышления предполагает, что:

  1. Технический прогресс происходит по определенным законам. Исследовав эти законы, их можно применять в работе и обычной жизни.
  2. Все разнообразие изобретательских трудностей можно разбить на группы и успешно решить.
  3. Традиционная логика отличается от изобретательской. Используя первую, человек идет на компромисс. Прибегая ко второму типу, он отыскивает глубокие противоречия, лежащие в корне проблемы.

Упражнения из ТРИЗ для развития творческого мышления:

  • Назвать как можно большее количество предметов, которым свойственно заданное качество (горячий, круглый, колючий, жидкий).
  • Перечислить как можно больше предметов, которым свойственна пара качеств (колючий и горячий, твердый и квадратный, белый и яркий).
  • Назвать как можно больше изменяющихся свойств, выявляемых во время наблюдения за простым процессом (закипание воды, горение свечи, надувание воздушного шара). Например, во время горения свечи меняется ее размер и вес, нагревается воздух, пламя становится большим или меньшим.
  • С помощью логических выводов доказать абсурдную гипотезу. Например, что наличие бороды полезно для здоровья. Человек с бородой кажется окружающим мудрее – отношение к нему более уважительное – социальные контакты положительно влияют на настроение, что благоприятно отражается на состоянии здоровья.

Курс Викиум для развития творческого мышления

Подробно о том, как развить творческое мышление, рассказывается в специализированном курсе Викиум.

Курс дает возможность:

  • Узнать, как созидательное начало в человеке понималось в различные времена, что вкладывали в это понятие великие люди.
  • Выяснить, что такое креативность в психологии и физиологии.
  • Убедиться на практике в том, что каждая личность – это первооткрыватель и исследователь. Ограничения создаются только ею самой. В рамках курса «Викиум» пользователь обучается тому, чтобы разрешать себе быть творцом.
  • Снова научиться замечать явления, во взрослом возрасте кажущиеся пустяковыми.
  • Детально разобраться, как работает мозг. Курс помогает научиться управлять своим интуитивным началом. В процессе работы пользователь поймет, что у каждого человека изначально имеется гигантский спектр возможностей, чтобы проявить себя в различных жизненных областях.
  • Научиться применять полученные знания на практике. Курс рассчитан не только на те сферы, которые традиционно считаются творческими (рисование, музыка, танцы или ремесла). Они будут полезными и в быту, и в работе.
  • Отыскать собственную нишу и реализовать имеющиеся таланты.
  • Опробовать техники, помогающие развить креативность. Подобрать самые действенные для себя задания. В курсе представлены упражнения разного уровня сложности.

Каждый из уроков заключает в себе:

  • Набор графических схем;
  • Видеоурок;
  • Комплекс упражнений.

Также курс развивает следующие качества:

  • Фантазию и воображение;
  • Память и внимание;
  • Логическое мышление;
  • Способность находить нетривиальные решения сложных задач;
  • Умение воплощать в жизнь задуманное.

Отзывы о курсе помогают составить представление о том, какую пользу приносит его прохождение на практике:

  • Многим курс помог научиться нешаблонно мыслить, развить креативность. Уроки насыщены и теорией, и наглядными примерами, и занимательными упражнениями. Поначалу техники определенного уровня кажутся сложными. Но после систематических занятий остается только удивляться возможностям, заложенным в мозге.
  • Некоторым людям курс помог избавиться от страхов и ограничений. Раскрепостившись, они научились пользоваться своим интуитивным началом в обычной жизни.
  • Пользователи отмечают, что устойчивый результат появляется после долгих тренировок. Через некоторое время после работы с заданиями воображение становится богаче, развивается память и внимание.
  • Еще один плюс – обучение в виде игры. Оно позволяет снова обрести тягу к получению знаний. Это полезно для тех людей, кому пребывание в школе или вузе было не в радость и кому проще даются игровые задачи.

Как развить творческое мышление Ссылка на основную публикацию

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/tvorcheskoe-myshlenie.html

Практическая логика развития критического мышления у специалистов творческих профессий

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 008

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕСИЙ

Багрова Н.В.

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем развития критического мышления в творческой подготовке. На примере архитектурного образования рассматриваются противоречия концепций академического и проблемно-ориентированного образования.

В центр современного подхода, связанного с «практической логикой», ставятся рефлексия и самоопределение в деятельности, обеспечивающие персонифицированное и мотивированное сотворчество педагога и обучающегося в ходе моделирования результатов образования и образовательного процесса.

Обратите внимание

Ключевые слова: подготовка специалистов творческих профессий, критическое мышление.

В статье ставится проблема ценностных и институциональных противоречий эйдетической основы и целеполагания современных концепций подготовки специалистов творческих профессий. По А.Г.

Бермусу, эти противоречия укоренены в «противоположности классической университетской традиции, находящей свое обоснование в идеях платонизма, новоевропейского рационализма, философии культуры и компетентностном подходе с базой в неклассических представлениях позитивизма и прагматизма» [2].

Таким образом, объектоцентричность традиционного образования вступает в противоречие с проблемоцентричностью современных концепций.

В качестве переходной модели от объекта деятельности и ситуации деятельности к субъекту деятельностной ситуации предлагается модель образовательной программы на основе паритета академического и деятельностного начал с доминантой субъектности.

В этом случае стартовые проблемы проектирования новых образовательных курсов и программ снимаются процессуально в «последовательной селекции» путем нарастающего включения элементов компетентностного подхода в циклы ротации образовательных программ.

В этом случае целеполагание программ первых итераций выстраивается традиционно, при этом осведомленность в

профессиональном предмете предполагается как необходимое, но недостаточное условие.

Важно

Дидактический акцент программы делается на разворачивании совместной работы студентов и преподавателей по осмыслению профессиональной культуры с позиций осознанного отношения к методу своей работы и осознанного управления методом.

В ядре – концепция последовательного развития критического мышления как мыслительного выхода за пределы ситуации, в качестве которой рассматриваются не только педагогические симуляции, выстроенные вокруг учебной псевдопрофессиональной задачи, но и ситуации, связанные с проектированием самой учебно-игровой профессиональной деятельности. Подобный выход из контекста возможен только при развитом теоретическом сознании с навыками рефлексии. Задача нового подхода – вызвать способность к выходу из текущего контекста с минимальным участием внешних стимулов.

Неочевидность дефиниции понятия «критическое мышление» проявляет проблему неотделимости критической составляющей в пространстве мышления вообще. В философском дискурсе понятие критического мышления синонимично понятиям логического и аналитического мышления.

Кроме того, критическое мышление содержит компоненты творческого продуктивного мышления.

Функциональное отличие критического мышления от какого-либо другого состоит в том, что оно включает в себя оценку не как процедуру отбора варианта в творческом мышлении и не как рефлексию в логическом или проверку достоверности в аналитическом мышлении. В критическом мышлении оценка – продукт самого размышления.

Не останавливаясь подробно на этимологии понятия критического мышления, извлеченной из истории рационализма, можно говорить о его генетической связи с «конструктивным скептицизмом», исходной посылкой которого является допущение о том, что отсутствие однозначного ответа на вопрос или отсутствие единственного решения проблемы не является исключительным обстоятельством, но в большей степени нормой действительности. С этих позиций наиболее адекватным способом организации педагогической ситуации развития критического мышления является ситуация самоопределения в деятельности.

Каким образом обучение «практической логике» реализуется в профессиональной подготовке по творческим направлениям и, в частности, в архитектурной подготовке? В качестве отправной точки поиска ответа на этот вопрос можно постулировать не нуждающуюся в обосновании связь архитектурной педагогики и архитектурно-теоретического знания (академического, методологического, эмпирического и т.п.). Естественно, что кризисные состояния архитектурной теории немедленно сообщаются с архитектурной педагогикой.

Так, кризисное состояние архитектуроведения теоретик архитектуры и методолог А.Г. Раппапорт [2, с. 27] описывает следующим образом: «в

Совет

современной теории архитектуры акцент делается… на нормативную сторону -на принципы и методы, которые якобы способны обеспечить продуктивное развитие архитектурного проектирования, а критический анализ этих принципов, соотношение мифологических, логических, нормативных и эмпирических моментов в их построении остается не выявленным».

Из чего можно сделать вывод о том, что современное архитектуроведение готовится вступить в очередную фазу активизации рефлексивных тенденций, которую не раз уже переживало.

Таким образом, ситуация самоопределения в рефлексивном выходе характерна не только для педагогической действительности подготовки архитекторов, но представляет собой сегодняшний экзистенциальный субстрат профессии в целом.

В этой ситуации, которую можно охарактеризовать как состояние текучего «горизонтального» состояния профессиональной культуры с характерными размытыми ориентирами, особо актуальными становятся универсальные структуры деятельности, технологии, алгоритмы и операции, совершаемые с любым эмпирическим материалом. Необходимо лишь осознать их, отделив от эмпирического содержания.

Как известно, осознанию подлежит лишь то, что превращено в содержание сознания, то есть интериоризовано в системе личностного знания. Только персонифицированные структуры деятельности могут стать основанием для реализации технологий. Каковы структуры критического мышления и технологии их персонификации?

В дидактическом аспекте «Критическая педагогика» Л.М. Симели [1, р. 148] устанавливает основные принципы развития критического мышления: 1) развитие понимания характера репрезентации действительности; 2) обеспечения знаниями о контекстах и целях; 3) поощрение интереса к изучению процесса выбора, интерпретации, и действия после восприятия артефакта в различных контекстах».

Таким образом, приоритетом в организации педагогической ситуации является не формирование знания о конкретных методах или даже принципах.

В технологическом аспекте формирование критического мышления предполагает ответы на вопросы о цели познавательной деятельности, об исходных гносеологических посылках, о программе действий и результатах обратной связи.

Ответы должны содержать в себе вариативный выбор, обобщение фактов, оценку достоверности аргументов, оценку неопределенности и сопоставление ее с прогнозом решения.

Критическое мышление включено в последовательность основных мыслительных операций процесса рассуждения и аргументации: оно является необходимой составляющей формулирования проблемы, постановки цели, выдвижения гипотезы, построения прогноза последствий реализации гипотезы, анализа и обоснования оценки последствий, выдвижения альтернатив. В постановке проблемы, в анализе аргументов, выборе и оценке решений базовой операцией

критического мышления проявляется сопоставление. Сравнение аналогов осуществляется на эмпирическом уровне критического мышления. Выявление соответствия – на нормативном и ценностном уровнях. На эмпирическом уровне преобладает когнитивная составляющая мышления.

Обратите внимание

На нормативном и ценностном – логическая. Вместе с проектированием технологии и обучением алгоритму мыслительных операций важным представляется тщательный подбор материала критического осмысления в подмножествах «кейсов», академического материала, результатов научных исследований.

Наряду с перечисленными ситуациями педагогического сопровождения на пути к найденному и известному заранее результату педагогические ситуации могут разворачиваться как неопределенные, не имеющие ответа.

Это ситуации осмысления по поводу самой технологии критического мышления и мыслительных алгоритмов.

Сегодня в процессе реформирования образовательных программ высшей школы мгновенная инверсия отечественной образовательной концепции в нечто иное путем механической компиляции откопированных внешних образцов невозможна, особенно в ситуации, когда иного нет в отечественных производственных отношениях, рынке труда и, как следствие, в культуре, когда иное не осознано в части механизмов своей реализации. Однако сама идея модернизации создает особую проблемную ситуацию, открывающую актуальность и запускающую процесс осознания новых возможностей и прежде всего возможности совместного творчества педагогов и студентов по моделированию результатов образования и образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовани // Интернет-журнал «Эйдос». – 2013. – 10 сент.

2. Раппапорт А.Г. История архитектурной мысли и ее будущее // Доклад на Междунар. науч. конф. «Личность, эпоха, стиль» 6-7 октября 2008 г. – М.: НИИТАГ РААСН, 2008.

УДК 378.14

ТЕСТИРОВАНИЕ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-

АБИТУРИЕНТ»

Гудкова Т.В.

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-logika-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-spetsialistov-tvorcheskih-professiy

Психология мышления, логическое и творческое мышление. Развитие мышления. Формы, виды и особенности мышления

В процессе мышления взаимодействуют сохраненные и извлеченные репрезентации (понятия) в соответствии со своей функцией. Ментальные модели. Логика, логические связи, рассуждения, эвристика и силлогизмы в процессе мышления. Решение проблемы — поиск решения.

Мышление человека

Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Обобщение результатов чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Психология мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятния, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.

Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие, внимание и память ближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами. Мышление — активный процесс, в котором происходит взаимодействие сохраненных и извлеченных ментальных репрезентаций для воспроизведения новых репрезентаций.

Понятия

Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т. е. протекать процессу мышления в различных его формах.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками).

Функции понятий

Важно

Какие функции выполняют понятия в процессе мышления? Можно определить несколько функций понятий: Классификация дает возможность отнести репрезентацию к определенному классу.

Понимание позволяет использовать уже имеющуюся информацию. Предсказание использует возможность прогнозирования результатов и событий на основе имеющихся знаний.

Рассуждение использует информацию для решения задач и проблем, стоящих перед человеком.

Общение дает возможность передавать свои впечатления.

Когнитивное развитие человека проходит в изучении понятий на продолжении всей его жизни.

Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии, может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений.

Следовательно, для формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту репрезентации, сравнение которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их и осознать содержание образуемого понятия.

Естественные понятия могут определяться очень четко. Кто-то произносит слово «ягоды» и я, сразу представляю клубнику, а вы может, представляете что-то другое, и представляемый образ является для нас прототипом.

Большое количество экземпляров данного понятия сходно по качествам с прототипом, но не каждый имеет все его атрибуты, например, мы с трудом воспринимаем арбуз в этом понятии, но он тоже входит в классификацию ягод. Получается, что в данном понятии не только атрибуты прототипа, но и свойства принадлежности к этому понятию.

Совет

Можно назвать существующие теории выработки понятий с учетом приведенных данных — это теория прототипов, теория атрибутов, теория образцов. Образцы являются как бы «суммарной репрезентацией» элементов для лучшего представления понятия.

Хранилище понятий аналогично хранилищам знаний, предусматривает не хаотичное хранение, а систематизированное хранение понятий по классам на определенных «полках» наших «складов» памяти.

Ментальные модели

Правильная ментальная модель (суждение о работе предметов или репрезентаций абстрактных понятий) ведет к правильному использованию понятий.

Рассуждения, построенные на ментальных моделях, это, скорее всего, семантические посылки, и именно словами, языком определяется вербально-логическое мышление, опирающееся на коды языка, что дает возможность формировать понятия, делать выводы и решать сложные задачи.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям.

Человеческое общение невозможно без языка, в каких бы формах не происходило, что отличает человеческую психику от психики животных, т. к. мышление животных наглядно, сиюминутно, когда предметы находятся перед его глазами.

В ментальных моделях существует зависимость от объема памяти, чем образнее репрезентация, согласованная с посылками, тем используется больший объем памяти.

Схемы похожи на ментальные модели, требующие ожидания, а сценарии, те же схемы привычных последовательностей действий.

Логика и силлогизмы, логическое мышление

Обратите внимание

Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Объективно сложившиеся в истории языка средства отражают не только внешние пространственные или временные отношения, но и логические отношения, более сложные отношения причины и следствия и т. п.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, человек использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т. е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме человек высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: «Я люблю море», «Я хочу уехать в Петербург».

В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством.

Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс.

Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.

Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за «бортом» такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.

Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

Рассуждения

Важно

Дедуктивное рассуждение основано на логических связях, а индуктивное рассуждение основано на наблюдении и организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности), приводящее к уровню убежденности.

Эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых появляются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных вариантов, формирования опровержений и т. п.). Эти механизмы составляют ядро решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.

Применение эвристики способствует эффективности рассуждения. Например, мне срочно понадобился номер телефона, который должен быть записан в телефонной книге дома, но, во-первых, я не дома, а во-вторых, телефонных книжек у меня три, запись в каждой соответствует определенному периоду жизни.

Что я делаю? Думаю. Нужный номер я записала в прошлом году, значит, он находится в последней книжке красного цвета, но самая первая тоже красная, только длинная.

Теперь я звоню домой и прошу сына взять красную короткую телефонную книжку и найти нужный номер. Номер найден.

Почему я довольно быстро добилась необходимого, да потому, что использовала эвристику, а не пререкалась с сыном, который искал бы во всех телефонных книжках.

Понятно, что эвристика используется при принятии решений и при поиске выхода из сложных ситуаций. Существуют два класса моделей принятия решений в результате выбора вариантов: компенсаторные и некомпенсаторные.

В компенсаторных моделях при принятии решений выбирают привлекательные стороны вариантов, которые компенсируют непривлекательные. А в некомпенсаторных моделях действуют методом исключений вариантов. Часто, принимая решения, приходится взвешивать все «за» и «против», т. е. надо знать оценку вероятности.

Совет

Вероятность принятия решений также строится на эвристике и не всегда успешно. Отчего может произойти ошибочное решение.

Может быть много причин: недоступность нужной информации, ваша предубежденность, или наоборот ваше огромное желание, мешающее адекватному восприятию информации.

Существуют специальные формулы для определения вероятности, но часто мы получаем субъективные результаты, т. е. как всегда, человек сам создает себе проблемы.

Решение проблем

Проблема — особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

Проблема — это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Решение проблемы — это поиск решения, не имея способа решения. В гештальтпсихологии существуют такие стадии обдумывания проблемы: подготовка (накопление информации), инкубация, озарение и верификация (проверка решения).

Обработка информации — это тоже решение проблем с помощью компьютерного моделирования. Проблемное состояние рассматривается как умственная репрезентация задачи, включающая первоначальное, целевое, промежуточные состояния и операторы.

Исходя из общего сходства людей, что у каждого две руки, две ноги и одна голова, нельзя сделать вывод о схожести процессов мышления и принятия решений. Большая сложность вербализации умственных процессов, но еще сложнее моделирование мышления.

Источник: www.effecton.ru

Источник: https://syntone.ru/article/psihologiya-myshleniya-logicheskoe-i-tvorcheskoe-myshlenie-razvitie-myshleniya-formy-vidy-i-osobennosti-myshleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector