Социальная дезадаптация детей, подростков – причины, коррекция

Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми.

Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему.

Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики.

Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Обратите внимание

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин.

Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения.

Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое.

Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

Важно

Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию.

При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/sotsialnaya-dezadaptatsiya-desotsializatsiya-prichiny-priznaki-korrektsiya.html

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Совет

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

Читайте также:  Свойства темперамента - основные, психологические, психические

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

Профилактика школьной дезадаптации

Комплексными в решении данной проблемы должны быть как методы коррекции, так и способы профилактики. На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией.

Это компенсирующие классы, социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, которым обучают школьных педагогов.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь сообща.

Здесь все силы бросаются только на один важный результат – восстановить позитивное отношение ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

Обратите внимание

С появлением позитивного мышления у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству и к окружающим. Когда будет ясно, что ребенок начал испытывать радость от школьной среды и учебного процесса, тогда и школа перестанет быть проблемой.

Источник: https://japsix.ru/shkolnaya-dezadaptatsiya-prichiny-proyavleniya-korrektsiya-profilaktika/

Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. Рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам

Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но основа дезадаптации – невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития.

Дезадаптация чаще возникает у учеников начальных классов, но также встречается при переходе из младшего звена в среднее и из среднего в старшее, при смене места обучения. В подростковом возрасте чаще это последствие незамеченных ранее проблем с адаптацией. Задача родителей и учителей – вовремя выявить дезадаптацию и помочь ребенку.

Диагностика

Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.

Карта наблюдений

Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям;
  • депрессия;
  • уход в себя;
  • тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • тревога в отношении сверстников и других детей;
  • асоциальность;
  • враждебность к детям;
  • неугомонность и неусидчивость;
  • эмоциональное напряжение;
  • признаки неврозов;
  • неблагоприятные условия развития;
  • проблемы в сфере сексуального развития;
  • умственная отсталость;
  • болезни и патологии;
  • физические недостатки.

В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.

Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.

Младшие школьники

Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.

Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):

  • родительское отношение к ребенку;
  • готовность (неготовность) к школе;
  • леворукость;
  • неврозы и невротические симптомы;
  • инфантильность;
  • гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
  • инертная нервная система;
  • слабая произвольность психических функций;
  • недостаток учебной мотивации;
  • астенический синдром;
  • нарушения интеллектуальной сферы.

Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).

Подростки

При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:

  • тесты акцентуаций личности;
  • тест тревожности Филлипса;
  • методику «Дом. Дерево. Человек»;
  • метод незаконченных предложений;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • тест Томаса (поведение в конфликтах);
  • Q-сортировка (анализ самооценки);
  • СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
  • тест ценностных ориентаций;
  • Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
  • Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».

В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:

  • Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
  • Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
  • Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
  • Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
  • Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
  • Чувство неполноценности.
  • Возбудимость и конфликтность.
  • Неадекватная самооценка.
  • Побеги из дома и (или) школы.
  • Девиантное поведение.

Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).

Коррекция

Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать.

Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает.

Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.

Итак, что можно сделать:

  1. Выявить способности и интересы ребенка.
  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.
  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.

По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:

  • возрастные особенности;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • проявления и первопричины дезадаптации;
  • условия среды развития.

Не нужно бояться дезадаптации и тем более замалчивать проблему. Проблемы в адаптации возникают у 15-40 % школьников. К сожалению, это популярная проблема, но на первых стадиях легко поддающаяся коррекции.

Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:

  • психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
  • родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
  • педагог помогает ребенку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.

Большую роль в коррекции дезадаптации ребенка играют индивидуально-личностные качества взрослых (родителей и педагогов) и их характер взаимодействия. Важно помнить об общей цели – помочь ребенку адаптироваться. Единство родителей и педагогов способствует как минимум снижению уровня тревожности у ребенка.

Младшие школьники

Ученики начальных классов только начинают переходить от игровой деятельности к учебной, потому прекрасная форма помощи в адаптации – игры:

  • Если речь идет о проблемах во взаимоотношениях с коллективом, то игры на сплочение.
  • Для развития познавательных процессов – интеллектуальные игры.

Игры на сплочение:

  1. Оркестр. Игра проводится по аналогии с настоящим дирижированием: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше он их поднимает, тем громче другие дети (оркестр) выполняют выбранное действие.
  2. «Пусть тот, кто…». Ведущий выходит в центр круга и говорит «Пусть тот, кто любит играть в футбол (например) выйдет ко мне». Называть можно любое слово: предмет одежды, вариант хобби, внешние особенности.

Познавательные игры нужно подбирать в зависимости от того, в какой именно сфере отмечен пробел. Вот несколько примеров:

  1. Для развития кратковременной памяти. Ребенку предлагается посмотреть в течение 20 секунд на лист с нарисованными фигурами, запомнить их и потом повторить на чистом листе.
  2. Ассоциации. Ребенку предлагается соединить по смыслу картинки и слова, после чего аргументировать свое решение.
  3. Определить творческий потенциал позволит методика «Дорисуй картинку». Ребенку предлагается набор одинаковых (простой уровень) или разных (сложный уровень) заготовок фигур и требуется дорисовать их. Других ограничений нет. Оценивается не только итог работы, но и активность, вариативность, скорость мыслей и действий.

Подростки

Лучший метод коррекции дезадаптации подростка – помощь в его самореализации. Для этого нужно проводить беседы, организовывать совместную и интересную подростку деятельность, уважать его личность и чувство взрослости.

Положительно зарекомендовала себя терапия творчеством. Род занятий подбирается индивидуально. Например, если проблема не только в социально-психологической (неуверенность), но и в познавательной сфере, то подойдут занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику (шитье, вышивка, плетение).

С целью сплочения класса нужно использовать тренинги, групповые консультации. Работу нужно направить на развитие эмпатии, рефлексии, самостоятельности (в том числе самоорганизации).

Например, можно придерживаться такого плана тренинга:

  1. Разминка и введение (полчаса). Дети знакомятся друг с другом методом игры в «Горячий мяч»: кидают друг другу мяч, называют свое имя и говорят комплимент другому человеку (кому кидают). Потом ведущий оценивает готовность всей группы, активность отдельных участников, особенности состава группы. Поможет в этом игра «Стрелка»: группе нужно представить, что они стрелка (шкала), и сдвинуться в сторону максимума или минимума настолько, насколько они готовы работать, веселы, здоровы и так далее. Ну, и в завершение ведущий называет тему тренинга, озвучивает проблему и описывает суть и цели занятия.
  2. Основная часть. В зависимости от конкретных условий используются релаксация с освобождением подсознания и воображения, ситуационно-ролевые игры, имитационные игры, психологические этюды, психодрамма, дискуссии, метафоры, рисование и так далее.
  3. Рефлексия. Подводятся итоги тренинга, строятся планы на следующее занятие (всего 7-8 занятий), обсуждаются мысли и чувства участников.
Читайте также:  Феминность - что это такое, признаки и стереотипы

Проведение тренинга допустимо только специалистом! У этого метода есть своя технология и ряд нюансов.

Общие рекомендации

Независимо от возраста ребенка, обязанность родителей, психологов и педагогов:

  • Сотрудничать с ребенком, уделять больше внимания, играть, советовать, наблюдать.
  • Готовить ребенка к школе: работать над развитием всех видов мышления, развивать мелкую моторику, работать над произвольным вниманием.
  • Избегать завышенных ожиданий и требований, позволять ребенку быть несовершенным и ошибаться. Искренне без насмешек замечать успехи.
  • Не сравнивать ребенка с другими учениками, особенно более успешными. Оценивать успехи ребенка можно только относительно его же предыдущих успехов.
  • Помочь ребенку найти референтную группу и деятельность для самореализации. Дополнительное образование, соответствующее интересам и возможностям ребенка, подарит уверенность в себе за счет внимания и успеха, эмоциональной поддержки, которые ребенок будет получать в этой сфере. Постепенно уверенность в себе распространится на все сферы жизни.
  • Делать значимой ту сферу, в которой у ребенка успехи лучше. Постепенно сформируется установка «Если я так хорош здесь, то я могу добиться успеха и в другом деле».

Нужно помнить, что любое слово взрослого обладает воспитательной силой и корректирует поведение, а также мышление школьника. Как похвала, так и ругань, крик – инструменты подкрепления и провокации на то или иное ответное поведение.

Профилактика

Начальная школа

Перед поступлением ребенка в школу показано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, на которой определяется готовность к школе, состояние здоровья и даются рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.

Многие родители боятся комиссии, считая ее оскорбительным мероприятием и видя риски выявления диагнозов у ребенка. Как следствие – отказываются от прохождения. Имеют право, но нужно понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.

В целях профилактики дезадаптации нельзя отправлять неготового психологически ребенка в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимально ребенка в школу можно отдать в 8 лет. Второй вариант – заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.

Младшие и старшие подростки

Подростковый возраст сам по себе характеризуется дезадаптацией личности в широком смысле. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для профилактики школьной дезадаптации – общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучить особенности возраста и специфику реакций.

Что еще можно сделать:

  • Не требуйте от ребенка хороших оценок и успехов по всем предметам.
  • Помогите подростку разобраться в своих интересах и способностях, составьте индивидуальный план обучения.
  • Снисходительно относитесь к естественным для этого возраста когнитивным ухудшениям, помогайте питанием, совместной деятельностью и отдыхом.

Переход из одного учреждения в другое

Смена привычного образа жизни – стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую – двойной стресс для ребенка, особенно если это сочетается со сменой места жительства или приходится на переходные классы. Вхождение в коллектив – непростая задача:

  1. Познакомьтесь и поговорите с классным руководителем. Расскажите об особенностях своего ребенка и успехах в старой школе.
  2. Узнайте особенности и устав школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
  3. Ученику младших классов полезно помочь найти друзей – сосед по парте, участник кружка. Подростки сами объединяются в группы, не нужно мешать. Но нужно всегда быть готовым прийти на помощь, поговорить со своим ребенком.

Переход из одного учебного заведения в другое – индивидуальное мероприятие. Предугадать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны составляться для частного случая. Лучшее, что могут сделать родители для повышения адаптации ребенка – обратиться к местному психологу.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет.

Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса.

В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

Источник: https://psychologist.tips/2406-shkolnaya-dezadaptatsiya-diagnostika-profilaktika-korrektsiya-rekomendatsii-po-okazaniyu-pomoshhi-mladshim-shkolnikam-i-podrostkam.html

Социальная и школьная дезадаптация детей и подростков

Л. Ф. Артеменкова

Исследования последних лет показывают увеличение среди детей и подростков таких негативных особенностей, как педагогическая запущенность, задержка психического развития, отсутствие желания учиться, снижение настроения, утомляемость, истощаемость, чрезмерная подвижность, нецеленаправленность умственной деятельности, трудности сосредоточения внимания, ранняя алкоголизация, наркотизация и т. д. Несомненно, на формирование таких особенностей непосредственно влияют социальные и биологические факторы, тесно связанные и обусловленные, главным образом, изменяющимися условиями жизни детей и взрослых.

Каждый специалист, работающий с ребенком и подростком, так или иначе преследует единственную цель: вырастить ребенка здоровым, способным адаптироваться в жизни, получить профессию, иметь семью и быть в состоянии ее обеспечить, морально и материально помочь близким в старости, если определить кратко, то речь идет о способности личности играть позитивную социальную роль.

Под позитивной социализацией понимается такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных, познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (инте риоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности (5). Отсюда, позитивная социальная роль это деятельность индивидуума (семьи, группы), способствующая его собственной позитивной социализации и одновременно позитивной социализации его микро и макросоци ального окружения.

Основы приспособления молодого человека в социальной жизни (социальной адаптации) во многом определяются условиями его развития в детском и подростковом возрасте, его адаптиро ванностью в детской социальной среде. В связи с этим возникает главная проблема социальная и школьная дезадаптация ребенка или подростка и главная задача ее предотвращение (профилактика) или коррекция (исправление).

Под социальной дезадаптацией понимается нарушение взаимодействия индивидуума со средой, которое характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам (6).

Наиболее часто социальная дезадаптация в детско подростко вом возрасте проявляется в виде дезадаптации школьной, которая может быть определена как невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциаль ной средой, в которой он существует.

Школьная дезадаптация чаще проявляется в невозможности обучения ребенка/ подростка по программе, адекватной его способностям, или в невозможности следовать принятым в школе дисциплинарным нормам.

Важно

Школьная дезадаптация учащегося выступает в основных трех формах: нарушении обучения, нарушении поведения, нарушении контактов или в смешанных видах дезадаптации, включающих сочетание указанных признаков (7).

Ранними признаками школьной дезадаптации являются: появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевавших; удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий; возникновение потребности в помощи родителей или репетиторов; утрата интереса к учебе; страх перед ситуациями проверки уровня знаний (контрольными работами, зачетами, экзаменами); отказ отвечать у доски; прогулы; отгороженность; антидисципли нарные поступки. Глубокие формы школьной дезадаптации выступают в виде неуспеваемости; второгодничества; «школьной фобии»; отказа от посещения школы; дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, поведенческих расстройств с прогулами, побегами, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ; ранними сексуальными связями; изоляцией; конфликтами с одноклассниками, родителями и педагогами и, наконец, в виде полной невозможности пребывания в стенах обычной школы.

В настоящее время в России, по различным оценкам, до 2,5 млн детей школьного возраста (более 10% соответствующей популяции) нигде не учатся (на них приходится 40% детско подростко вой преступности); по экспертным оценкам, от 2 до 4 млн детей бродяжничают (2).

Тяжелые формы школьной дезадаптации так или иначе приводят к дезадаптации социальной, крайними проявлениями которой являются низкий образовательный и профессиональный уровень, незанятость молодежи, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, сверхраннее материнство с отказом от новорожденного и, соответственно, ростом социального сиротства. При социальной дезадаптации в подростковом возрасте оказывается разрушенным основное условие позитивной социализации адекватное профессиональное самоопределение с выбором направления профессионального обучения, соответствующего интересам и способностям подростка, целенаправленным приобретением профессиональных знаний и опыта, определением спектра приложения профессиональных навыков.

Социальная дезадаптация детей и подростков представляет собой сложное вторичное социальноличностное явление, возникающее в результате нарушенного взаимодействия личности школьника и среды.

К средовым факторам относятся особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические условия учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т. п. (6).

Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения социальной дезадаптации, но в изолированном виде почти никогда не вызывает социальную дезадаптацию, в происхождении которой участвует, как правило, целый комплекс факторов.

Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку; неадекватность воспитательных мер; непонимание душевного состояния школьника; несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя; занижение оценок; отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий; психологическое и физическое, в том числе сексуальное, насилие; вымогательство.

Совет

Семейный фактор: бедность; неблагоприятные жилищные условия; неполная семья; дисгармоничная семья с тяжелым эмоциональным климатом; низкий интеллектуальный и культурный уровень членов семьи; примитивность их запросов; бездуховность, трудовая незанятость родителей или, напротив, их чрезмерная занятость; алкоголизм; наркомания одного или обоих родителей; правонарушения; хронические, в том числе психические, заболевания в семье; искаженные

способы воспитания отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность, гипоопека, жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, противоречивость требований и форм поощрения и наказания (при нескольких взрослых, выполняющих в семье функции воспитателя); противоречивость политических взглядов в одной семье; несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства их реальным поступками.

Средовой фактор: влияние групп сверстников; «улицы»; легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни; удобство нигилистической и оппозиционной идеологии асоциальной среды; искаженный образ лидера, кумира; доступность алкоголя, наркотиков; легкость заработка, спекуляции; острота новых ощущений и впечатлений; романтический ореол нарушений закона и т. п.

Собственно социальный (социальнопсихологический) фактор приобретает особое значение в период социальноэкономической и политической нестабильности общества.

Так, в последние годы отмечаются утрата прежних идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализма; социальноэкономическая поляризация общества; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции. Значительную роль в становлении личности играют и средства массовой информации с пропагандой зла, насилия, сексуальной распущенности и т. п. Социальный фактор сам по себе не вызывает дезадаптации подростка, но, участвуя в формировании идеологии и нравственной основы созревающей личности, совершенно отличной от представителей старших поколений, в ряде случаев создает предпосылки для социальной дезадаптации.

Соматический (физический) фактор: тяжелые соматические заболевания, в том числе инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния астении; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого стационарного лечения; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи; травмы, вызывающие временные или стойкие повреждения головного мозга, калечащие, вызывающие уродливые изменения внешнего облика и т. п.

Читайте также:  Нарушение памяти - причины, симптомы, лечение

Психический фактор: инвалидизи рующие тяжелые психические заболевания у детей и подростков встречаются относительно редко и не исчерпывают психической патологии, способной вызвать глубокие формы социальной дезадаптации.

В преобладающем большинстве случаев психические расстройства, составляющие основу социальной дезадаптации, относятся к разряду пограничных: резидуальноорганические поражения центральной нервной системы (ЦНС) с утомляемостью, истощаемос тью, снижением целенаправленности, волевой активности, искажением познавательных процессов, дисгармоничностью психического развития, расстройствами концентрации внимания, чрезмерной двигательной активностью; уродливые черты характера возбудимого, неустойчивого, аутистического, ис тероидного, эпилептоидного или мозаичного круга; невротические реакции и реактивные депрессии, неврозы, невротические развития; задержки психического развития, особенно в сочетании с педагогической запущенностью; легкие и скрытые формы душевных заболеваний (шизофрении, циклотимии), состояния после перенесенных приступов этих заболеваний.

Обратите внимание

Возрастной фактор. Нельзя не учитывать в общем контексте социальной дезадаптации особенности пубертатного периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку. Они могут послужить предпосылкой, почвой, порождающей возрастную зону риска.

Коррекционнопрофилактический фактор, к которому относятся: а) наличие или отсутствие медикосоциальнопсихологической службы в системе образовательных учреждений, способной своевременно диагностировать признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дезадаптации у школьников; б) квалификация специалистов такой службы и уровень междисциплинарного взаимодействия в ней (6,7).

Школьная дезадаптация развивается благодаря сочетанию многих факторов, ведущими из которых являются психический и семейный, особенно при отсутствии индивидуального учебновоспитательного подхода к каждому школьнику и школьной медикопсихологической службы, направленной на выявление среди учащихся групп повышенного риска и на профилактическую работу с ними.

Школьная и социальная дезадаптация во всех случаях является процессом мучительным, длительным, почти всегда доступным предотвращению при комплексном (междисциплинарном) профилактическом подходе.

Между тем именно профилактике меньше всего уделяется внимания в школе и детском саду, хотя термин «группы риска», так часто употребляемый различными специалистами, тесно спаян именно с профилактическим подходом.

Система профилактики школьной дезадаптации, охватывающая не только школу, но и дошкольные детские учреждения, пока существует лишь в зачаточном состоянии в единичных детских учреждениях, хотя она не только гуманнее, но и дешевле системы коррекции глубоких форм школьной и социальной дезадаптации.

Источник: http://studik.net/socialnaya-i-shkolnaya-dezadaptaciya-detej-i-podrostkov/

Социальная дезадаптация подростков в период социально-экономических трансформаций современного общества

Работа посвящена социальной дезадаптации детей и подростков в период трансформаций современного общества. Особое внимание уделено причинам социального неблагополучия общества, поиску путей снижения роста девиантного поведения у подростков и повышения эффективности их профилактики.

Происходящие изменения в нашем обществе сегодня выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации детей и подростков.

Ее актуальность заключается в том, что с каждым годом наблюдается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений.

Важно

Состояние современного российского общества не только не занимается разрешение проблем дезадаптированных детей и подростков, но, наоборот обостряет его.

В последнее время социально-экономические причины способствующие росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной нестабильности общества.

Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков.

Ее признаками являются нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду [5, 13].

Именно в распаде семейных и родственных связей проявляется социальное неблагополучие общества.

Причинами этого являются социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей.

Следствием нестабильного экономического положения являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы.

Совет

В настоящее время одной из самых актуальных и социально – значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста девиантного поведения у подростков и повышения эффективности их профилактики.

Социальная дезадаптация сопровождается социальными отклонениями, деформацией социальных связей и отчуждением детей и подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы.

Социальная дезадаптация — процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних [4, 132] .

Профилактика дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и осуществляется разнообразными методами, направленными на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов.

Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье.

Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Следует заметить, что в настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе.

Обратите внимание

Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования – нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. – все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются, предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах.

Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Таким образом, в процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы и модели для подражания.

Источник: https://novainfo.ru/article/2595

Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы

Библиографическая ссылка на статью:
Халикова Г.Р. Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/06/2228 (дата обращения: 07.02.2019).

В настоящее время проблема социальной дезадаптации подростков затрагивает все больше и больше российских семей.

Современная  неблагоприятная культурная обстановка в мире отрицательным образом сказывается на подрастающем поколении – растет число преступлений, совершаемых несовершеннолетними,  с каждым годом «молодеет» алкоголизация населения, среди подростков стало популярным употребление различных психоактивных веществ.

Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, ухудшение нервно-психического здоровья,  увеличение ранней детской алкоголизации, склонность с суициду [1].

Существуют несколько факторов, влияющих на дезадаптированность подростков:  ошибки семейного и школьного воспитания, наследственность, неблагоприятная  политическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка, его ценностные ориентации.

Также дезадаптация связана с половозрастными особенностями подростков. Одновременно с изменениями в эндокринной и нервной системах, изменением пропорций тела у подростка возникает чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста.

Чувство взрослости выражается через подражание внешним признаком взрослости – курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений.

Важно

Именно в этот период складывается специфическая установка весело проводить время с соответствующими низкой культуре жизненными ценностями [2].

Досуг подростка существенно отличается от досуга других возрастных групп такими специфическими чертами, как повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость, предпочтение проводить свободное время не дома, а в компании сверстников, обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, формирование молодежных субкультур [3]. Именно в процессе досуговой деятельности подростки включаются в криминогенные молодежные объединения, приобщаются к табаку и алкоголю, перенимают  у новых друзей отрицательные социальные установки.

Организация воспитательной работы с учащимися должна опираться на три основных принципа – гуманизации, сотрудничества и опоры на положительное.  Принцип гуманного отношения несет моральный и этический аспект.

Уважительное и гуманное отношение к дезадаптированным несовершеннолетним, исключающее унижение их человеческого достоинства, зачастую играет решающую роль в возникновении у несовершеннолетнего желания изменить свою жизнь и поведение.

Очень важно создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Работая с  подростками, нельзя быть прямолинейным. Необходимо учитывать состояние ребенка, поддерживать с ним доверительные отношения.

В этой ситуации необходимо заслужить авторитет подростка, поскольку в этот период дети дружат лишь с теми и доверяют только тем, кого они считают авторитетом, кого они уважают.

В случае, если доверительные отношения налажены, подросток будет перенимать поведение, привычки, лексикон, образ жизни своего «кумира». Поэтому социальный педагог должен быть высоконравственным – относиться ко всем с уважением, не допускать хамства и дискриминации, жить по совести, не мстить и не злорадствовать, быть интеллигентным и образованным, общаться с людьми на равных.

Если в социально дезадаптированном подростке найти хотя бы одно положительное качество и в процессе воспитания опираться на него, то таким образом  можно подобрать ключ к ребенку и достигнуть значительных результатов в его реадаптации.

Совет

Социальный педагог должен выявлять положительное в ребенке(любовь к животным, щедрость, доброта, забота о близких) и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества (лень, лживость, злопамятность), доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Таким образом, в воспитательной работе очень важна личность педагога и его умение сотрудничать с дезадаптированными подростками.

Воспитательная работа с социально дезадаптированными подростками в целом  должна включать в себя координацию совместных усилий школы, семьи, социальных служб, государственных, правоохранительных органов,  учреждений дополнительного образования.

Также необходимо привлечение внимания общества к проблемам  воспитания детей и осознание того, что решить их можно только при условии переоценки ценностей и признании общей заинтересованности за судьбы будущего поколения.

Библиографический список

  1. Технологии социальной работы:[Текст] Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 400с.
  2. Профилактика девиантного поведения учащихся[Текст]/Под общ. ред.  доктора педагогических наук, профессора Ю.И.Юрички. – Бирск, 1997. – 197с.
  3. Социальная работа: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. – 364с.
  4. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения/Ю.И.Юричка, А.Ю.Юричка. – М: «Истоки» , 2005.  –  215с.

Источник: http://student.snauka.ru/2014/06/2228

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector