Теории личности в психологии основные, теория личности фрейда

Теория личности Фрейда

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г.

появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921).

Обратите внимание

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики.

Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков).

С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается структура личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

Важно

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е.

удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е.

переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом.

Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир.

Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка.

Совет

Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго.

В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их но и направления их развития противоположны друг фугу.

Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе.

Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупрежает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго.

Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.

Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

Обратите внимание

При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации.

Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации.

Человек может начать сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чт< даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать ся ситуацию, придав ей добропорядочный вид.

Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам.

В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их.

Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Важно

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности.

В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством — арт-терапии.

Энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию, о которой речь шла в гл. 4.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место.

Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-социальное поведение человека.

Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая особенности психики различных народов способами основных этапов в развитии либидо.

Писалось, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доминирующее которого он признает безусловно.

При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер.

Совет

Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния.

Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает.

Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с внушением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Источник: https://psyera.ru/5024/teoriya-lichnosti-freyda

Теории личности в психологии – основные, Фрейда

Каждый человек называет себя личностью. Но что это такое? Существует множество теорий, которые рассматривают не только понятие личности, но и этапы ее формирования, развития и становления. Существуют основные теории личности, а также учение Фрейда. Рассмотрим все их в интернет-журнале psytheater.com.

Читайте также:  Внутренний диалог - что это такое, как его остановить?

Под теорией личности понимается комплекс предположений, рассуждений, взглядов, подходов, исследований, которые изучают личность и этапы ее развития. Зная все теоретические положения, можно предвосхитить человеческое становление и поведение.

Поскольку личность развивается в зависимости от многих факторов, то существует более 40 концепций о личности. Все они рассматривают данное понятие, о котором говорят психологи. Отбрасывать все учения тоже не имеет смысла, поскольку все они объясняют те или иные механизмы развития человека.

перейти наверх

Теории личности в психологии

В психологии под личностью понимается индивид, который имеет социальную роль и индивидуальность. Изначально человек рождается индивидом.

У него есть генетически заложенные программы, которые направлены на формирование определенных характеристик и особенностей человека.

К примеру, строение ног и позвоночника позволяет человеку прямо ходить, строение мозга – интеллектуально мыслить, конфигурация рук способствует возможности носить различные предметы.

Однако в отличие от детеныша животного, ребенок относится к роду человеческого. Он имеет определенную структуру тела, предрасположенности, программы и пр. Его пока ничто не отделяет от остальных детей, которые тоже не имеют ни характера, ни социального статуса, ни повадок и пр.

Обратите внимание

В процессе своего роста и взросления человек сталкивается с различными ситуациями, внедряется в социальную жизнь, приобретает знания и опыт, обучается навыкам и правилам. Все это формирует у него конкретный набор качеств, навыков, опыта, взглядов, повадок, поведения и пр. Индивид постепенно становится личностью.

Однако в психологии не существует единого мнения о том, что такое личность и как она формируется, поэтому существует множество теорий:

  • Психодинамическая, в основе чего лежат врожденные инстинкты.
  • Диспозициональная, в основе чего лежит теория о том, что человек рождается с предрасположенностью реакций на определенные ситуации. То есть человек рождается с постоянными взглядами, поведением и эмоциями.
  • Феноменологическая, в основе чего лежит позитивная настроенность человека с целью самореализации.
  • Когнитивная, в основе которой лежит влияние познавательной функции и интеллектуального развития.
  • Теория научения (или поведенческая), которая говорит о том, что личность развивается в зависимости от жизненного опыта. Личность развивается в зависимости от той среды, в которой она растет.
  • Аналитическая (основанная Юнгом), которая утверждает, что человек базирует свою личность на врожденных качествах, так называемых архетипах.

Отдельно теории личности рассматривались психологами. Каждый пытался выделить этапы формирования личности, на что в основном было устремлено все учение. Так, Божович выделял этапы становления личности и определял данным термином человека, который достиг определенного психологического развития.

А. Леонтьев называл личностью продукт социального воздействия, которая проявляет себя через деятельность. Взаимодействуя с предметами, людьми, явлениями, человек демонстрирует свою личность.

перейти наверх

Основные теории личности

В течение 20-го столетия было разработано множество концепций личности, среди которых выделяют три основные теории:

  1. Гуманистическая концепция. Личность формируется на основе своей самоактуализации, устремленности в будущее, максимальной самореализации. Индивид свободен в своем выборе, поэтому несет ответственность за нее. Выделяют подходы:
  • Холистический подход, где человек является целостным существом.
  • Феноменологический подход, где человек приобретает опыт на основе собственной интерпретации реальности.
  1. Психоаналитическое направление. Личность формируется в детстве. Все ее переживания в данном возрасте вытесняются в бессознательное, после чего начинают на ее воздействовать во взрослом возрасте. Данным направлением занимался Фрейд, который в основу личности вкладывал половую и инстинкт самосохранения. Все они по мере взросления ограничиваются социальными рамками, из-за чего уходят в подсознание и управляют уже взрослым человеком.
  2. Топологическая психология. Человек существует и действует в том поле, в котором ощущает потребность и интерес.

В гуманистической концепции Маслоу создал пирамиду иерархии, где распределены потребности человека:

  1. Физиологические потребности.
  2. Стремление к здоровью и материальной обеспеченности.
  3. Социальная устремленность, отношения с людьми.
  4. Личное достоинство, успешность, уважение.
  5. Саморазвитие, нахождение своего предназначения.

Потребности удовлетворяются ступенчато, начиная с физиологических потребностей. Человек ничем не может заниматься, пока не удовлетворены наинизшие потребности. Как только низшие потребности удовлетворены, он может начать удовлетворять высшие надобности.

То, каким образом люди представляют себя и свой опыт, служит ключом к пониманию их индивидуальных особенностей и поступков. Ярлыки и клички прекрасно иллюстрируют эту теорию. Через них раскрывается индивидуальность человека, более различимая со стороны.

В структурном плане человеческий опыт основывается на усвоении существенных качеств других людей и установлении закономерностей в повторяющихся событиях. Это приобретает форму схем, своеобразных ментальных конструкций. После организации подобных ментальных структур их используют для узнавания и понимания новой информации.

Многие психологи считают подобные схемы сортировкой накопленного опыта центральной организационной структурой личности. Существует два типа подобных схем: «Я»-схемы и социальные схемы.

Еще один важный компонент участвует в процессе формирования личности – социальные схемы. Они включают в себя информацию о других людях, окружающей среде, социальном поведении и стереотипных ожиданиях. Такие схемы еще называют сценариями. В своей жизни люди играют роли, написанные их собственным опытом и процессом развития.

Социально-когнитивная теория, созданная А. Бандурой и У. Мишелом, объясняет поведение индивида, опираясь на следующие понятия: компетенции, внутренние стандарты, ожидания, субъективные ценности и саморегуляция.

Для личности очень важно наличие навыков и способностей, позволяющих решать проблемы и исследовать мир. Эти навыки и способности Мишел назвал компетенциями. Манера проведения подобных действий определяет личность.

Важно

Термин ожидания говорит сам за себя. В зависимости от типа человека – оптимист или пессимист – проявляются его ожидания. В соответствии с ними устанавливаются определенные правила разрешения жизненных ситуаций и управления ими. Если они согласуются с реальной ситуацией, то данная манера поведения будет эффективной, что способствует формированию чувства контроля.

Любой человек ставит перед собой определенные цели и пытается их достичь. По ходу дела он проверяет, насколько хорошо это ему удается, и, если необходимо, вносит изменения. Саморегуляция – это механизм, посредством которого субъект регулирует собственное поведение. Каждый человек уникален, поэтому и здесь прослеживается индивидуальный стиль.

перейти наверх

Теория личности Фрейда

Личность рождается с желаниями и влечениями, поэтому она желает их всегда реализовывать. Однако социум постоянно ограничивает его рамками и устоями.

Вот почему окружающая среда всегда считается враждебной по отношению к человеку, который вынужден приспосабливаться и обучаться, ограничивая при этом собственные желания и потребности.

То, что человек понимает, относится к его сознательному мышлению. Приложив усилия, можно постигнуть мотивы предсознательного. Однако все остальное расположено в подсознательном. То, что человек не может объяснить в своем поведении, определяется теми бессознательными позывами, которые он сам же вверг, пока адаптировался к социуму.

Также Фрейд выделял три состояния человека:

  1. Ид (Оно) – это инстинкты, потребности, страсти. С ними человек рождается.
  2. Эго – это убеждения, взгляды, установки, которые человек формирует и меняет.
  3. Супер-Эго – это нравственная сторона личности, которая контролирует остальные оба состояния. Она формируется давлением со стороны общества.

перейти наверх

Итог

Человек изначально рождается индивидом.  Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.

Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.

Источник: http://PsyTheater.com/teorii-lichnosti-v-psihologii.html

Теория личности З. Фрейда

Одной из популярных теорий личности является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

  Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять  и  объяснить.

Основная же часть его опыта и личности  находится вне  сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные  в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:
«Оно» или бессознательное «Я» или сознание

«Сверх-Я» или сверхсознание

Согласно этой теории личность – это противоречивое единство 3-х взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Эти 3 сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на деятельность друг друга.

Сфера «Оно» — это инстинктивное ядро личности, это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере «Оно», определяют поведение личности. В целом функционирование сферы «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Согласно Фрейду «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности.

Совет

Мы рождаемся с Оно. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Оно уже заложено в нас.

Вторая сфера личности – «Сверх-Я» — руководствуется идеальными представлениями,  принятыми в обществе идеалами морали и ценностями. «Сверх-Я» – это  итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Эта сфера формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся личности.

Основные источники  формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также  произведения литературы и искусства.

«Сверх-Я» развивается уже в возрасте 4-5 лет. С одной стороны «Оно» твердит: «хочу это», «хочу то». А «Сверх-Я» подавляет: «нельзя, ты не заслужил…». Поэтому эти 2 сферы постоянно спорят и борются между собой.

И тут разрешить спор, конфликт помогает «Я».

Третья сфера личности – «Я» — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания, ориентируется на принцип реальности. «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика  им самим собственной личности и поведения. «Я» (сознание) доносит требования реального мира до бессознательного («Оно»).

«Я» стремится примирить обе конфликтующие стороны — «Оно» и «Сверх-Я» — таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены морали.

Из-за того, что «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют часто несовместимые требования, «Я» человека подвергается сильному давлению и возникает тревога. «Эго» воздвигает своеобразные преграды против тревоги – защитные механизмы.
Об этом подробнее читайте в статье Защитные механизмы ЭГО

Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет много и сторонников и противников. Теория личности З.Фрейда неоднократно подвергалась  критике.

Она касалась крайней биологизации человека и отождествления  мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли  сознания в управлении его действиями. Также теория Фрейда по существу является умозрительной, т.е.

многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании  клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Ирина Базан

_______________________________
Читайте еще статьи по этой теме:
Индивид и Личность
Защитные механизмы ЭГО
Социализация личности

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=473

Личность в основных психологических теориях – Психологос

Личность – одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж.

Читайте также:  Как забыть девушку, которую любишь - советы психолога

Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) – вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) – это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И.

Козлов) личность – это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З.Фрейду, личность – ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика – это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия.

Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача – минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность – система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост».

Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности.

Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом.

Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»).

Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:

  • психобиологические личности (У. Шелдон, США),
  • биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
  • психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
  • психостатистические личности (“факторные” — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
  • и т.д. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-v-osnovnyh-psihologicheskih-teoriyah

Теории личности

Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях.

Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге (об этом говорилось в главе 1).

В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними.

Обратите внимание

Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом.

Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.

Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением.

А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие — то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие.

Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по — видимому, недоступными.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими — либо другими способами. В этой главе мы рассмотрим теорию Фрейда и лежащие в ее основе исходные положения. Далее мы обсудим некоторые исследования, толчком к проведению которых послужила теория Фрейда, а также рассмотрим, как положения теории иллюстрируются обыденным поведением человека.

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности. Биографический очерк

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии).

Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда.

Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию.

Важно

С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий.

Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов — Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше.

Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах (Puner, 1947, р. 47). Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получал призы за свои литературные победы.

Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках.

Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром. Однако, поскольку он был евреем, почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключением медицины и юриспруденции — так сильны были тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году.

Во время учебы он испытал на себе влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам физической вселенной.

Фрейд воспринял эти идеи со всей серьезностью, и позднее они получили свое развитие в его взглядах на динамику психического функционирования (Sulloway, 1979).

Честолюбие толкало Фрейда к совершению какого — нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования яичек у самцов угря.

Совет

Однако наиболее важное его открытие состояло в том, что при лечении многих заболеваний может быть использован кокаин. Он сам употреблял кокаин без каких — либо отрицательных последствий и пророчил этому веществу роль едва ли не панацеи, не говоря уже о его эффективности в качестве обезболивающего (Byck, 1974).

Позднее, когда стало известно о существовании наркотической зависимости от кокаина, энтузиазм Фрейда пошел на убыль (Ellenberger, 1970).

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.

Его никогда не влекла практическая медицина, однако вскоре он оставил свою должность и стал практиковать приватно как невропатолог, преимущественно по той причине, что научная работа низко оплачивалась, а атмосфера антисемитизма не давала возможности продвижения по службе.

Ко всему прочему, Фрейд влюбился и был вынужден осознать, что если он когда — нибудь вступит в брак, ему нужна будет хорошо оплачиваемая работа.

1885 год ознаменовался критическим поворотом в карьере Фрейда. Он получил исследовательскую стипендию, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться у Жана Шарко, одного из наиболее выдающихся неврологов того времени.

Шарко изучал причины и лечение истерии — психического расстройства, проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов, страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота и глухота.

Шарко, используя внушение в гипнотическом состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Хотя позднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве терапевтического метода, лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него сильное впечатление.

Обратите внимание

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и со временем заняла лидирующее положение в психоаналитическом направлении как детский психоаналитик.

В 80–е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достиг определенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах.

Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги «Исследования истерии» (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях.

Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди.

Личные и профессиональные отношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована книга «Исследования истерии». Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны.

Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и это предопределило разрыв (Jones, 1953).

Другой исследователь (Steele, 1982) предполагает, что Брейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого Фрейда и его устранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствие эдипова комплекса у Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогда снова не встретились как друзья.

Важно

Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году.

К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообще были) того, что позднее получило известность как теория психоанализа.

Более того, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса была такова: «У меня довольно ограниченные способности или таланты — я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно» (Jones, 1953, р. 119).

Промежуток между 1896 и 1900 годами был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества очень продуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения, а после смерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно.

Его наиболее выдающийся труд «Толкование сновидений» (1900) основан на анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко. Для начала этот шедевр был проигнорирован психиатрическим сообществом, а Фрейд за свой труд получил лишь авторский гонорар в размере 209 долларов.

Может показаться невероятным, но за восемь последующих лет ему удалось продать всего 600 экземпляров этого издания.

За пять лет после публикации «Толкования сновидений» престиж Фрейда вырос настолько, что он вошел в число врачей, пользующихся всемирной известностью. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» (The Psychological Wednesday Society), которое посещал только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда.

В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк.

Совет

Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы.

Период с 1901 по 1905 год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько работ, в том числе «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905а) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905b).

В «Трех эссе…» Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего сексуальными перверсиями, непристойного и безнравственного человека.

Многие медицинские учреждения бойкотировались из — за их терпимости к идеям Фрейда о сексуальной жизни детей.

В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и открывшее ему путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейд был награжден почетной степенью доктора.

В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всего света записывались к нему на консультации. Но были и проблемы. Прежде всего он потерял практически все свои сбережения в 1919 году в связи с войной. В 1920 году умерла его 26–летняя дочь.

Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием для него стал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны и новой волны антисемитизма, в возрасте 64 лет Фрейд создал теорию об универсальном человеческом инстинкте — стремлении к смерти.

Обратите внимание

Однако, невзирая на пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжал четко формулировать свои идеи в новых книгах.

Наиболее важными являются «Лекции по введению в психоанализ» (1920а), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920b), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературе в 1930 году.

Первая мировая война оказала огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными солдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологических проявлений. Усиление антисемитизма в 1930–х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека.

В 1932 году он был постоянной мишенью для нападок гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичных сожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: «Какой прогресс! В Средневековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжением моих книг» (Jones, 1957, р. 182).

Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.

Психология bookap

Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина.

Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелые операции, которые должны были остановить распространение опухоли (из — за этого он был вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободное пространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не мог говорить).

Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии.

Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант.

Важно

Тем, кто захочет больше узнать о его жизни, мы рекомендуем трехтомную биографию, написанную его другом и коллегой Эрнестом Джонсом «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» (1953, 1955, 1957).

Опубликованное в Англии издание собраний сочинений Фрейда в двадцати четырех томах распространилось по всему миру. Получить дополнительные сведения о личной жизни Фрейда читатели смогут из следующих работ: Clark, 1980; Isbister, 1985 и Vitz, 1988.

Источник: https://bookap.info/lichnost/hell_teorii_lichnosti/gl23.shtm

Психодинамическая теория личности З. Фрейда

Личность, процессы её становления и развития являются одними из ключевых понятий в психологии. Большинство психологических школ имеют свою теорию личности, на основе которой и базируются их главные постулаты.

Одна из первых фундаментальных психологических теорий личности — психоаналитическая (психодинамическая) теория З. Фрейда.

На сегодняшний день большинство учёных не разделяют взгляды выдающегося австрийского психиатра полностью, но и опровергнуть эмпирически ключевые моменты психоаналитического учения не могут. 

Структура личности по Фрейду

Именно Фрейд впервые заговорил о личности, как о слоистой структуре.

Он выделил три основных слоя психики: бессознательный, предсознательный и сознательный, в которых и находятся главные структуры личности.

Содержание бессознательного уровня недоступно человеку практически ни при каких условиях. Понимание предсознательного требует больших усилий и тренировок, и лишь сознательное доступно нашему познанию. 

Согласно Фрейду личность также состоит из 3 частей: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид представляет собой психическую энергию, которая, по сути, является основной силой, развивающей личность.

Ид состоит из врождённых неосознанных влечений и инстинктов, располагающихся в бессознательном слое психики. Эти влечения требуют своего удовлетворения и тем самым детерминируют деятельность человека.

В течение жизни содержание бессознательного уровня постоянно расширяется за счёт вытесненных и нереализованных желаний.

Эго находится на сознательном и предсознательном уровнях психики. Именно поэтому эта часть личности всегда доступна для нашего осознания. Эго также врождённая часть, которая подвергается изменению под влиянием жизненного опыта.

Если Ид постоянно расширяется, то Эго, наоборот, сужается. Согласно теории Фрейда, ребёнок рождается с «океаническим чувством Я» и полностью отождествляет себя с окружающим миром.

Совет

Постепенно с возрастом, он начинает отделять себя от внешнего мира и обозначает границы Я в рамках собственного тела. 

Сверх-Эго — третья составляющая личности, которая формируется в процессе жизни. Механизм формирования Супер-Я базируется на процессе идентификации. Согласно Фрейду, ребёнок идентифицирует себя со значимым взрослым своего пола, привычки, моральные устои, жизненные принципы которого и ложатся в основу Сверх-Эго ребёнка. 

Механизмы психологической защиты по Фрейду 

Фрейд говорил о том, что между основными структурами личности нет устойчивого баланса. Влечения, которые диктует Ид требуют разрядки, но не получают её из-за существующих табу в обществе.

Именно Сверх-Эго диктует чёткие правила поведения и нормы морали, а Эго страдает от вечной борьбы этих двух частей.

Чаще всего неравное противостояние Ид и Сверх-Эго выливается в неврозы, психические расстройства, алкоголизацию, депрессию, стресс. 

Согласно психоаналитической теории, у Эго есть механизмы психологической защиты, которые помогают смягчить конфликт между Оно и Супер-Эго. Среди основных механизмов выделяют: вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию и сублимацию.

Вытеснение — самая распространённая форма защиты, которая заключается в «забывании» и отправлении нереализованного желания в бессознательное. Этот механизм является неэффективным, так как со временем напряжение не уменьшается, а, наоборот, возрастает и начинает проявляться в сновидениях, оговорках, жестах.

 Регрессия и рационализация позволяют частично удовлетворить подсознательные стремления. Чаще всего эти механизмы провоцирует появления вредных привычек и суеверий, с помощью которых человек пытается снять напряжение. Проекция представляет собой перенос неосознанных желаний и качеств на другого.

Человек начинает приписывать другим людям свои вытесненные желания или наделять их непризнанными у себя чертами характера. Проекция — единственный эффективный механизм защиты. Она заключается в перенаправлении энергии и чаще всего проявляется в реализации творческого потенциала.

Обратите внимание

Фрейд считал, что все культурно-историческое наследие человечества и есть ничто иное, как цивилизованная попытка направить разрушающую энергию Ид в позитивное русло. Также он полагал, что сублимация — единственный приемлемый и эффективный способ разрядки бессознательных влечений. 

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihodinamicheskaya-teoriya-lichnosti-z-freyda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector