Типы конфликтов – понятие, примеры, типы поведения в конфликте

Типы конфликтов – понятие, примеры, типы поведения в конфликте

Всякий конфликт должен пройти основные стадии: возникновение, столкновение взглядов, действия, урегулирование конфликта.

Например, руководство какого-нибудь отдела возглавил новый человек. Он по-другому видит ситуацию и по-другому оценивает работу коллектива. А в то же время, в коллективе уже есть свои устоявшиеся правила и традиции. Все это приводит к раздражению, неприязни и не желанию выполнять требования нового руководителя.

Разрешение конфликта – задача не из легких, особенно, когда каждая сторона настаивает на своем. Управление конфликтами осложняется еще и тем, что ему свойственно вырастать из локального во всеобщий.

Обратите внимание

Неприязнь 2х сотрудников может разделить весь коллектив на два лагеря. В коллективе образуется напряженная, враждебная атмосфера.

Все это оказывает негативное влияние на рабочую производительность, снижает плодотворность.

Типы поведения в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации чаще всего проявляются три типа поведения:

  • Агрессивный;
  • Нейтральный;
  • Миротворческий.

Агрессивно себя ведут люди, не желающие принимать чужие взгляды, интересы, мнения. Они уверены только в своей правде и ни в коем случае не готовы поменять свою позицию, что бы достичь компромисса.

Миротворчески настроены люди, умеющие производить анализ сложившейся ситуации и старающиеся урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны.

Нейтральный тип поведения подразумевает отказ от участия в конфликтной ситуации, остаться в стороне.

Но, зачастую, большинство людей при возникновении конфликта настроены агрессивно.

Разрешение конфликтов

Тут тоже можно выделить несколько видов выхода из конфликтной ситуации.

  1. Первый – это уход от проблемы, например, один из противников просто меняет тему разговора. Такой способ характерен для людей, которым необходимо хорошо подумать, взвесить все за и против, выявить причины возникновения спора и найти способы его разрешения.
  2. Второй вариант – это смягчение обстоятельств, когда одна сторона оправдывает свою позицию или соглашается с оппонентом. Но невозможно решить конфликт путем оправдания себя, это даже больше усугубит ситуацию. Этим приемом пользуется человек, предпочитающий достижение мира и согласия. Он также может воспользоваться приемом вынуждения, чтобы сохранить отношения, но не усугубляя положение.
  3. Третий подход – поиск компромисса. Обсуждение позиций обеих сторон и поиск выгодного решения для всех. Компромисс помогает снять напряжение и найти приемлемое решение.
  4. Четвертый вариант – полное противостояние двух сторон. Ни один из оппонентов не хочет прислушаться к мнению и позиции другого.
  5. Пятый вариант – принуждение. Этот метод заключается в навязывании своего мнения другому человеку. Это самый быстрый способ разрешения конфликта, но не самый благоприятный в плане сохранения отношений.

Источник:

«Понятие конфликт. Типы и виды конфликтов»

Инфоурок › Доп. образование › Презентации › «Понятие конфликт. Типы и виды конфликтов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Понятие конфликт. Типы и виды конфликтов» Студентки группы т244 з2 Вакшиной Татьяна Владимировна Специальность дошкольное образование Преподаватель Клочкова Наталья Валерьевна Нижний Новгород 2018

2 слайд Описание слайда:

Конфликт Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.).

Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

3 слайд Описание слайда:

Виды и типы конфликтов внутриличностный конфликт межличностный конфликт конфликт между личностью и группой межгрупповой конфликт производственно-деловой

4 слайд Описание слайда:

Внутриличностный конфликт Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности.

Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения.

5 слайд Описание слайда:

Важно

Межличностный конфликт Межличностный конфликт – это конфронтация, возникающая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида с социальным окружением.

Другими словами, межличностный конфликт в группе это в некотором роде противоречие, возникающее в отдельной ситуации у субъектов, когда они начинают воспринимать события в качестве проблемы с психологической составляющей, которая требует незамедлительного разрешения.

Обязательным условием для зарождения межличностного конфликта является наличие противоречия, создающего препятствие для общения или достижении персональных целей.

6 слайд Описание слайда:

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта.

7 слайд Описание слайда:

Межгрупповой конфликт Конфликт межгрупповой — тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы.

Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и т.п. группами.

8 слайд Описание слайда:

Производственно-деловой конфликт Производственно-деловой — проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений. Особую разновидность представляют: а) ролевой конфликт — одновременное исполнение двух или более несовместимых ролей, типов поведения. б) моно- и поликаузальный конфликты (от лат. causa — причина) имеют одну или много причин.

9 слайд Описание слайда:

Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей Конфликты интересов Когнитивные конфликты Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п. Пример: пример конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни- муж и жена, имея один телевизор на двоих , хотят смотреть в одно и тоже время разные телепередачи; два ребенка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку и т.п.

10 слайд Описание слайда:

Когнитивные конфликты- это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция , мнение или точка зрения является правильной.

11 слайд Описание слайда:

Совет

Виды конфликтов По направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные. вертикальные — между руководителями и подчиненными; горизонтальные — между членами коллектива, работниками производства. смешанные — представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

12 слайд Описание слайда:

По степени проявления: скрытые и открытые, случайные и хронические. Скрытый затрагивает людей, не показывающих вида, что конфликтуют. Как только у одного из них сдают нервы, конфликт превращается в открытый. Случайный — стихийно возникающий; Хронический — сознательно провоцируемый. Виды конфликтов

13 слайд Описание слайда:

«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, а созерцая ее со стороны – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?» Чеповой Владимир

14 слайд Описание слайда:

Список литературы: Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 2002 Вишнякова Н.В. Конфликтология. – Мн., 2008 Социальная конфликтология: Учеб пособие / под ред. А.В. Морозова. – М., 2002. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. Интернет ресурсы.

Не тот материал, который искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3113882 материалов.

Искать

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник:

Типы конфликтов

Категория: Психология продаж

В зависимости от того, кто выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа и т. д.), различают четыре типа конфликтов:

1.  Внутриличностный.

2.  Межличностный.

3.  Конфликт между личностью и группой.

4.  Межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека.

Источник: http://psixsovet.ru/drugoe/tipy-konfliktov-ponyatie-primery-tipy-povedeniya-v-konflikte.html

Типы конфликтов

В зависимости от сторон конфликта выделяют: 1) Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску.

Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения; 2) межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость.

Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными; 3) конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. Они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы.

Могут быть конструктивными (способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция); 4) межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп.

Обратите внимание

Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальную дифференциацию между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов;

5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.

По сферам жизнедеятельности людей выделяют: 1) бытовые; 2) трудовые; 3) семейные; 4) воинские;

5) учебно-педагогические и др.

По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: 1) статусно – ролевые; 2) ресурсные; 3) социокультурные;

4) идеологические и др.

По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют: 1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);

2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

По временным параметрам конфликты подразделяются на: 1) кратковременные; 2) быстротечные;

3) длительные.

По результативности конфликты делятся на: 1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);

2) деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

По характеру причин: 1) реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;

2) нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.

Источник: https://psyera.ru/2832/tipy-konfliktov

Понятие, виды и стратегия поведения в конфликте. Контрольная работа. Психология. 2010-06-28

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

2. СЕТКА ТОМАСА – КИЛМЕНА. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

3. ТЕСТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема возникновения конфликтов является одной из самых важных и требующих повышенного внимания.

В течение всей своей жизни человек сталкивается с множеством противоречий острых и спорных ситуаций и моментов решение которых не всегда проходит гладко и зачастую выливается в различные по степени негативные явления начиная с банальной драки или семейной ссоры до войн между государствами. Это связано с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия различных общественных структур и отдельных людей.

Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, что отрицательно влияет на психоэмоциональный настрой и чего по возможности следует избегать

Но не следует забывать, что такого рода проблемы в нашей жизни касаются всех в общем и каждого по отдельности. Особую значимость конфликтные ситуации приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, могут не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Именно поэтому знание природы конфликтов, их типологии, особенностей, возможных способов разрешения представляется весьма важной задачей

Целью данной работы является изучение конфликта, как особого социального явления. Основные задачи работы: понять сущность понятия «конфликт»; рассмотреть основные виды конфликтов; выявить причины их возникновения; изучить стратегии поведения в той или иной конфликтной ситуации с помощью сетки Томаса – Килмена.

Читайте также:  Как стать смелее, увереннее в себе, решительнее

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

 

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – проводящие к конфликту непосредственно

Однако сам по себе “одиночный” конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть “цепочка конфликтогенов” – их, так называемая, эскалация

Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания — вследствие объективных обстоятельств или случайности.

Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам.

Она может создаваться оппонентами намеренно — ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе.

То же самое относится и к инциденту.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Важно

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования.

Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте.

В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать.

Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Совет

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, которое выгодно ее инициатору и которое вынуждает коллектив или отдельного человека совершать определенные поступки, наносящие вред им самим. Интриги, как правило, тщательно продумываются, планируются, имеют свою сюжетную линию.

2. СЕТКА ТОМАСА – КИЛМЕНА. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Когда человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом стиль других людей, а также природу самого конфликта.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен (метод разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X.

Килмен в 1972 году), Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль решенных конфликта.

Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон. ( Рис.1)

Рис.1. Сетка Томаса – Килмена

СТИЛЬ СТИЛЬ АКТИВНЫЕ

КОНКУРЕНЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕЙСТВИЯ

 СТИЛЬ СТИЛЬ ПАССИВНЫЕ

 УКЛОНЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ

 ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той степени, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Если начать со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия, то, если реакция пассивная, человек будет стараться выйти из конфликта, если же активна, то человек будет пытаться решить его.

Верхняя часть сетки раскрывает совместные действия. Если человек отдает предпочтение совместным действиям, то она будет пытаться решить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем задействованы. Если же отдает предпочтение индивидуальным действиям, то она будет искать свой путь решения проблемы, или путь избежания ее решения.

Стиль конкуренции.

Обратите внимание

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, достаточно активная и в подавляющем большинстве идет к разрешению конфликта своим собственным путем. Она не очень заинтересована в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения.

Человек пытается, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы, не учитывая интересы других, побуждая их принимать свое собственное решение проблем.

Для достижения своей цели, такой человек использует свои волевые качества, и если ее воля довольно сильная, то это ей удается.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: — Конечный результат очень важным для человека, и она делает большую ставку на свое решение проблемы; — Человек имеет достаточно авторитета для принятия решения и очевидно, что предложенное ей решение — наилучшее; — Решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточно власти для этого; — Когда человек чувствует, что у нее нет другого выбора и ему нечего терять.

Второй из пяти основных подходов к решению конфликтной ситуации реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для нахождения решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль можно использовать, когда проблема, которой касаются, не очень важна для человека, если она не хочет тратить силы на ее решение, или когда она чувствует, что находится в безнадежном положении.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль уклонения: — Напряжение очень велика, и человек чувствует необходимость ослабления напряженности; — Человек знает, что не может или даже не хочет решать конфликт в свою пользу; — Человек хочет выиграть время, возможно, для того чтобы получить дополнительную информацию; — Ситуация очень сложная и человек чувствует, что решение конфликта требует слишком много от нее; — Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку открытие и обсуждение конфликта может только усугубить ситуацию.

В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Стиль приспособления.

Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с другим, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень велик, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.

Стиль приспособления может напоминать уклонения. Однако, основное отличие в том, что человек действует вместе с другой, принимает участие в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой человек.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: — Человека не особо волнует то, что произошло; — Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; — Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека; — Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию. Уступая, соглашаясь или «жертвуя» своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию.

Стиль сотрудничества.

Важно

Четвертый является стиль сотрудничества. Используя этот стиль, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком.

Этот стиль требует более долгой работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек с начала «выкладывает на стол» потребности и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их.

Этот стиль особенно эффективен когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает трудно определить источник недовольства.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: — Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться; — Есть время поработать над возникшей проблемой; — Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением; — Обе стороны имеют одинаковую власть и не замечают разницу в положении, чтобы «на равных» искать решение проблемы.

Стиль компромисса.

В середине сетки находится стиль компромисса. Человек немного уступает своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же. Иными словами, человек соглашается на частичное удовлетворение своего желания и частичное выполнению желания другого человека. Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен: — Обе стороны имеют одинаковую власть и имеют взаимоисключающие интересы; — Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; — Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, и оно может несколько изменить поставленную в начале цель; — Компромисс позволит сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то чем все потерять. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к любому решению.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенной ситуации.

3.ТЕСТ

Как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям?

А) Толерантность.

Б) Плюрализм.

В) Консенсус.

Г) Акцентуация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена сущность понятия «конфликт», виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте при помощи сетки Томаса – Килмена.

В соответствии с этим можно сделать несколько выводов.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно

В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта

Совет

Существует несколько типов конфликтов, каждый из которых обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен

За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными ситуациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия// Управление персоналом. №11 2000.

4. #”#”>http://ren.viptop.ru

6.http://plook.ru/index/strategii-povedeniya-v-konfliktax-i-putyax-ix-resheniya/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=471996

Стратегии поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей. Понятие рационального поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Читайте также:  Что делать, если жена пилит каждый день - советы психолога

Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:

– стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает.

Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова.

В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным;

– стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;

– стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш.

Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть – выиграть» и определили четыре этапа ее использования.

Обратите внимание

На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором – определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта.

Типы конфликтных личностей.

Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям.

Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли.

Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Технологии рационального поведения в конфликте.

Важно

Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой союзник и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли.

Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим что-либо или говорящим.

Второй способ избавление от гнева условно называется «заземлением». Он заключается в том, что вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева — его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран.

Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать «эмоциональной выдержкой».

Ее можно сформулировать в виде первого правила самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами.

В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:

в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки.

Совет

Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией.

Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.

Источник: http://people-in-side.blogspot.com/2014/05/blog-post_5180.html

Понятие стиля поведения в конфликте

Каждый человек, попадая в конфликтную ситуацию, испытывает насущную необходимость выбора вполне определенного стиля поведения, который будет наиболее эффективным для решения возникшей проблемы. Выбор во многом зависит от собственного стиля, стиля оппонентов, а также природы и характера самого конфликта. 1. СТИЛЬ СОПЕРНИЧЕСТВА (КОНКУРЕНЦИИ).

Как это видно из матрицы на рис. человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Такой человек старается, в первую очередь, вынуждая других людей принимать свое решение общей проблемы.

Для достижения цели он использует свои волевые качества; и если его воля достаточно сильна, то ему это удается. 2. СТИЛЬ УКЛОНЕНИЯ. Такой стиль реализуется тогда, когда Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уходите от разрешения конфликта, сохраняя за собой возможность действовать.

Этот стиль можно использовать, если затрагиваемая проблема не столь важна для Вас3. СТИЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. Такой стиль означает, что вы действуете совместно с оппонентом, не пытаясь отстаивать собственные интересы и проявлять большую активность. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. 4.

СТИЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать со своим оппонентом. 5. СТИЛЬ КОМПРОМИССА. Суть его заключается в том, что вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает тоже самое.

Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека.

23. Внутриличностные конфликты: специфические черты, способы предупреждения и регулирования.

В психодинамической теории (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни) основу внутриличностного конфликта составляет категория противоречия, внутренней борьбы, которые возникают на бессознательном уровне. Внутриличностный или психический конфликт является первичным и вызван противоречием между бессознательным и сознанием личности.

В рамках бихевиоризма (Д. Скиннер) внутренний конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания. В работах необихевиоризма (Н. Миллер , Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, своеобразная реакция на препятствие.

Экзистенциальногуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) .Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые находятся в определенной иерархии.

Обратите внимание

Неудовлетворение потребностей ведет к неврозам и психологической неприспособленности, что мешает индивиду становиться самоактуализирующейся личностью. С точки зрения Франкла, к конфликту внутри личности может привести утрата смысла существования.

Поиск смысла выступает в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и через это обеспечивать рост психологического здоровья.

Зарубежные и отечественные исследователи считают, что внутренний конфликт вызван трудностями, появляющимися еще в детском возрасте в стадиях созревания «Я» (теории Э.Эриксона, Ж. Пиаже и т. д.) или при закономерных возрастных кризисах (Л.Выготский).

Каждая стадия сопровождается конфликтом, является кризисной для индивида, например если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии.

Отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов выделили 6 основных видов внутриличностного конфликта:

– нравственный конфликт (конфликт между «хочу» и «надо»);

– мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»);

– ролевой конфликт (между «надо» и «надо»);

– конфликт нереализованного желания («хочу» – «могу»);

– адаптационный конфликт («надо» – «могу»);

– конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Анализируя теоретические подходы к изучению внутриличностного конфликта, можно определить, что в основе него лежат личностно значимые противоречия между мотивационными образованиями индивида, которые находят свое отражение в различных сферах жизнедеятельности. Содержание противоречий определяет тип конфликта. Причины внутренних конфликтов лежат либо в неблагоприятных жизненных ситуациях, либо в нерешенных противоречиях, произошедших в раннем возрасте. Также на них влияет процесс столкновения личности и среды.

Источник: https://cyberpedia.su/2×1220.html

Лекционный курс «Психология управления» тема Психология управления как самостоятельная научная дисциплина Тема 2

2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации

По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

Внутриличностные конфликтывозникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группойпроявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.

Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Читайте также:  Как нравиться мужчинам - психология

Межгрупповые конфликтыэто конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными, группами.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.

Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние.

Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния на жизнь коллектива. В этом случае говорят о лихорадящих организациюконфликтах и разрушительныхдля коллектива противоречиях.

Важно

Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологической несовместимостью лиц, то вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.

Если учитывать влияние конфликта на последующую жизнь и развитие коллектива, то различают конфликты, дающие осложнения(так называемый послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий.

Послеконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве неудовлетворенности после того, как конфликт считается разрешенным.

Это значит, что конфликт не был разрешен или был разрешен несправедливо, либо методами, задевающими личное достоинство партнера.

Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю выгоду, недостаточные возможности “сохранить лицо”, ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективнообусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди.

Плохие условия труда, нечеткое разделение функций' и ответственности — такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка.

Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию.

В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные (для нас) ценности или интересы, конфликты бывают трех видов: конфликт “плюс-плюс” (выбор из двух благоприятных альтернатив); конфликт “минус-минус”(оба варианта нежелательны); конфликт “плюс-минус” (сталкиваются хороший и плохой варианты).

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие — жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение “практика”, “собеседника”, “мыслителя”. В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному.

“Практик” действует под лозунгом “Лучшая защита — нападение”. Самое важное для него — преобразование среды и завершение всяких действий. “Действенность” людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта.

Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. При решении проблем, возникающих в системе “руководитель-подчиненные”, конфликт неизбежен, если их отношения определены официальной инструкцией.

“Практик” менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.

Совет

Для “собеседника” характерен лозунг “Лучше плохой мир, чем хорошая война”. Главное для него — общение с людьми. Эти “собеседники” более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. “Собеседники” не способны на длительное противостояние в конфликте.

Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремится сгладить возникающее противоречие в самом его начале. “Собеседники” более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество.

Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.

“Мыслителям” свойственна позиция “Пускай думает, что он победил!” “Мыслитель” ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента.

Вывести конфликтующие стороны из тупика может только третий соучастник или изменение жизненных обстоятельств. “Мыслитель” хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем “собеседник”.

В общении “мыслители” предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокой.

Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, “мыслители” более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей.

“Практику” важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности.

“Собеседники” остро реагируют на оценку их эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же их интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.

Некоторые специалисты считают, что в каждом достаточно большом учреждении есть свой “склочник” и “антисклочник”. Склочник — это универсально конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации так же естественно, как для “антисклочника” — сотрудничество. И если склочник раздувает конфликт, то “антисклочник” любыми путями пытается потушить его.

3. Способы и правила разрешения конфликтов

Для устранения конфликтов используют две группы методов — структурные и межличностные.

К структурным методам разрешения конфликтов относятся следующие:

1) разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, системе полномочий и ответственности и т.п.);

Обратите внимание

2) координационные и интеграционные методы (один из них — цепь команд. Иерархия полномочий упорядочивает взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

Начальник может принять решение по какому-либо вопросу, вызвавшему противоречия, и тем самым предупредить возникновение конфликта.

Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, создав промежуточную службу, координирующую работу этих подразделений);

3) направление усилий всех участников на достижение общих целей;

4) создание системы вознаграждений (вознаграждение благодарностью, премией, признанием или повышением по службе можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей).

Межличностные методы разрешения конфликтов обычно подразделяют на уклонение (или избегание), сглаживание (приспособление), компромисс, конкуренцию, сотрудничество.

Уклонение это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта.

Предлогом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения “Не стоит делать из мухи слона”.

Цель обвиняемой стороны — отложить решение конфликта (как-нибудь само собой утрясется), дать противнику возможность обдумать свои претензии.

Сглаживаниеэто удовлетворение интересов другой стороны через “приспособление”, чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов. Действуют здесь по принципу “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”.

Причиной такого поведения может быть стремление сделать “жест доброй воли”, завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне “противника”.

Такого рода согласие может быть частичным и внешним.

Компромиссэто открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого исхода — взаимная уравновешен­ность прав и обязанностей и легализация претензий.

Компромисс, действительно, снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение.

Важно

Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в одном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем отсутствие решения.

Конкуренцияможетпривести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим: “Чтобы я победил, ты должен проиграть”.

Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника.

Конкуренция может быть вызвана потребностями защитить свои интересы, жизнь, семью, а также желанием всегда брать верх, пренебрежением к другим.

Сотрудничествоэто форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интерны одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворен»' интересы и другой, по крайней мере частично. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счет другой.

Таким образом, конфликт преодолевается различными средствами и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степени его затянутости, стратегии и тактики конфликтующих сторон. В идеальном случае конфликт сам подскажет стиль поведения в конфликте. Если ни цель, ни отношения не особо важны, благоразумнее уклониться от конфликта.

Когда важна цель, а взаимоотношения имеют меньшее значение, наилучшим выходом из конфликта может оказаться доминирование. Вместе с тем, когда отношение намного важнее, чем цель, разумнее прибегнуть к тактике “сглаживание».

Это та ситуация, о которой говорят: “Стоит ли ссориться из-за пустяков'” И все же, в самом единственном варианте, когда важны и цель, и отношения с оппонентами, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись.

Если вы решились на сотрудничество, то первое. что нужно сделать — это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон. Отношения с партнерами должны быть позитивными, с акцентированием того, что объединяет, а не разъединяет.

Остановимся на варианте, предложенном Н.Н.Обозовым. С его точки зрения, процедура разрешения конфликта имеет семь этапов и на каждом от вас требуется соответствующее усилие.

Совет

1. Признайте наличие конфликта.Это зачатую бывает очень непросто сделать. Заявив о конфликте во всеуслышание, вы тем самым очистите атмосферу от кривотолков и откроете путь переговорам. Вспомним, что конфликты неизбежны; главное — как с ними справляться.

2. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признан и очевиден, то он не решается “с ходу”. Договоритесь, где, когда и как вы начнете совместную работу. Это шаг на пути к его разрешению. Лучше заранее обговорить, кто будет принимать участие в обсуждении- Встречу лучше проводить либо в нейтральном месте, либо по очереди у каждой из сторон.

3. Определите конфликт. Важно определить конфликт в рамках проблемы, подлежащей урегулированию. Уже на этой стадии нужно подходить к ней как к “нашей” проблеме — это сразу утвердит дух сотрудничества.

Обе стороны должны высказаться: в чем они видят конфликт, какие чувства он у них вызывает и в особенности — как каждая оценивает свой “вклад” в конфликтующую ситуацию. Не менее важно выяснить, что каждая из сторон не видит и не признает, намеренно или случайно.

Насколько возможно, постарайтесь исключить “скрытые интересы”, личные амбиции или обиды, которые могут затемнить суть конфликта и усложнить его разрешение. С этой целью лучше сосредоточиться на конкретных действиях, потребностях сторон и спорных предметах, стараясь не переходить на личности.

4. Исследуйте возможные варианты решения.На этом этапе целесообразно использовать тактику “мозговой атаки”, поскольку цель состоит в том, чтобы выработать как можно больше вариантов решения. “Дикая” идея может после обсуждения стать плодотворной или, наоборот, может объединить стороны в ее отрицании, т.е. посодействует взаимопониманию и сближению позиций.

5. Добейтесь соглашения.Оценив выдвинутые предложения, следует выбрать наиболее приемлемые для обеих сторон, т.е. прийти к соглашению. Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта переговоров, чтобы уладить разногласия. В других случаях необходимо несколько встреч.

Необходимо найти объективные критерии. Чтобы достичь соглашения, нужно принять совместное решение. Решения всегда основываются на критериях, которые характеризуют их как хорошие или плохие.

Объективный критерий нейтрален по отношению к интересам спорящих. Если критерии для соглашения объективны, а не субъективны, то ваше соглашение будет наиболее стабильным и длительным.

Обратите внимание

Если критерии субъективны, тогда одна из сторон будет чувствовать, что соглашение несправедливо, и поэтому не захочет его выполнять.

Источник: https://refdb.ru/look/1111385-p10.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector