Зачем оказывать самоотверженную, бесполезную помощь чужим людям?

Зачем оказывать самоотверженную, бесполезную помощь чужим людям?

30.10.2018

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому.

Обратите внимание

Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека.

Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу.  Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности.

Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой.

Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Важно

Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия.

А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия.

Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Источник:

Что скрывается за желанием помогать

?e_greenberg (e_greenberg) wrote,2013-08-27 08:25:00e_greenberg

e_greenberg

2013-08-27 08:25:00

Внимание: тема может быть тяжёлой.

Зачем мы помогаем другим? Могут ли благие дела стать разрушительными для помогающего? Всегда ли это именно желание помочь? Сегодня хочу обратить внимание на некоторые ситуации, когда помощь другому человеку является вовсе не тем, чем кажется на первый взгляд.

Сразу оговорю, что мы сразу вынесем за рамки этого вопроса экстремальные ситуации, когда, например, человек спасает других ценой своей жизни, или во время войны уничтожает вражеские танки и самолёты, идя на таран, то есть, опять же, ценой своей жизни. Об альтруизме поговорим в другой раз, тема тоже очень интересная и дискуссионная. Сейчас речь больше о бытовой жизнедеятельности.

Итак, в ситуации, когда есть помогающий (спасающий, спаситель) — есть и жертва (обстоятельств, своего мировоззрения, болезни, ситуации и т. д.).

Совет

Иногда в помощи другому есть нарциссическаий драйв, иногда — удовлетворение потребности в тщеславии, иногда — подтверждение своего мнения о собственном благородстве, собственной «хорошести», а иногда — неосознанное или вполне осмысленное желание манипулировать тем человеком, которому помогаешь.

Поэтому первую ситуацию можно в целом описать так: нам самим приятно совершать добрые дела.  В этом смысле, помощь другому — по сути своей эгоистичная практика: помочь другому — порадовать себя самого. И почему бы и нет? Лучше бы, конечно, для человека осознавать свои мотивы, просто для ясности.

Ведь если исходить из того, что мы помогаем «для себя», нет необходимости ждать ответной благодарности — и нет необходимости расстраиваться, если благодарности нет. Это как минимум.

 Хотели ли мы до обращения нищего собрать всю мелочь по карманам и отдать кому-то? Собирались ли это сделать? Что изменилось, когда мы увидели этого просящего человека? Нам стало его жалко? Что это за чувство? Что за ним скрывается? Страх, неловкость, желание побыстрее отделаться от просителя? Чувство вины? Очевидно же, что вы не виноваты в том, что у этого человека что-то в жизни пошло не так, так откуда чувство вины? Если в момент обращения вы чувствуете нарушение своих границ, некое насильственное побуждение вас к «доброму делу», которому вам трудно противостоять — стоит подумать и поискать ответы в себе. Если вы чувствуете укол «совести» (а по-сути — это чувство вины или стыда) — тоже. Это работает не только с профессиональными нищими, но и с коллегами на работе, которым трудно отказывать, с соседями, которые досаждают просьбами о помощи и так далее.

Что значит, «поискать в себе»? Это значит попробовать вспомнить, кто винил в детстве, кто учил, что «надо быть добрым», чей осуждающий голос звучит внутри, когда вы и не хотите отвечать согласием на просьбу, но «как-то неудобно, лучше … помочь».

Обнаруженные установки исправляются тем, что осознав их, вы можете начать опираться на собственные. Например, на такие. «Отказывать не стыдно». «Я помогаю тогда, когда у меня есть желание и ресурсы». «Если я кому-то отказала — это не значит, что я недобрая.

Просто я помогаю, когда действительно этого хочу». «Я не могу помочь всем, но кое-кому помочь я уже смог и смогу ещё, когда сам сделаю такой выбор». Иногда полезно продумать какую-то вполне конкретную установку: «Я не хочу помогать N.

, она (он) просто использует моё хорошее расположение, и в следующий раз я смогу спокойно и легко отказать ей (ему)».

Ситуация третья, и на ней хочется остановиться особо:  помощь другим становится ежедневной бытовой практикой в ущерб своим интересам. Например, бабулечка собирает у себя дома или у подъезда 30 кошек, кормит их, спасает, помогает. Дома антисанитария, в подъезде — блохи, пенсия уходит на прокорм животным.

Обратите внимание

Или есть такие люди, к которым «липнут» разные драматичные ситуации — на их глазах постоянно сбивают собак, на их пути обязательно есть погибающие котята, в их дворе всегда есть те, чья жизнь и трагичная судьба не даёт спокойно спать по ночам.

Мать-одиночка уходит с головой в благотворительность (не связанную с профессией), проводит много времени с другими детьми, поэтому часто не успевает побыть со своим: «Те дети болеют, а мой здоров», «У тех детей вообще нет родителей, а у моего есть хотя бы я» — а в это время собственный ребёнок теряет свою мать, ведь она вечно кого-то спасает.

Источник: http://psixsovet.ru/sovety/zachem-okazyvat-samootverzhennuyu-bespoleznuyu-pomoshh-chuzhim-lyudyam.html

Самоотверженность. Кто такой самоотверженный человек?

Личностное качество самоотверженность проявляется в добровольном жертвовании собственными интересами во имя интересов других людей, достижения идеалов и общих целей.

Желание принести в жертву себя является порывом благородства души. Она основывается на доброте, любви, сочувствии. Жертвование собой – это истинная любовь. Дружба также является самоотверженностью. Друг, который готов отказаться от своих интересов, встречается нечасто, по этой причине сейчас мало истиной любви и дружбы. Данная черта встречается наряду с честностью и открытостью.

Что такое самоотверженность

Чтобы дать ответ на вопрос, что такое самоотверженность, обратимся к определению Интернет-энциклопедии. Итак, ею называется позитивное социальное и моральное личностное качество, что проявляется в умении подчинять собственные интересы и жертвовать ими во имя других.

Эта черта человека базируется на осознании личностью собственных обязанностей, на чувствах дружбы и любви, патриотизме, вере в справедливые цели. Собственные интересы приносятся в жертву во имя этого.

Это свойство выступает первичной психологической и моральной чертой для военных. Во время войны самоотверженность выражается в способности военного преодолевать страх, в стойкости и вере в правильность его деяний, готовности осознанно положить жизнь для выполнения общей цели или спасения других.

Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Для жертвования собственными интересами, требуется стойко стоять на стороне совести, бескорыстия и морально-этических норм. Наряду с этим, есть и осуждаемые моралью виды данного качества.

Они основываются на систематическом принуждении себя и насилии над личностной природой.

Фанатики, террористы, секты – все это провоцирует легковерных личностей проявить аморальную и губительную самоотверженность, что становится причиной жесткости и насилия.

Самоотверженность фанатичных личностей является аргументом для оправдания злых деяний по отношению к другим. Подобная жертва собой не базируется на любви к человечеству, а на горделивом желании стать спасителем мира или миссионером.

Важно

Но если добровольное соблюдение морали и бескорыстие типичны для любой нравственно обоснованной позиции, то жертвование собой требуется в особом случае и при чрезвычайных обстоятельствах, когда от личности требуется превысить собственные обязательства, которые налагаются на человека в обыденной жизни. В подобном случае самоотверженность ближе по моральной оценке к героизму. По этой причине она не является непременным правилом морали, которая требует от личности полного отказа от личных интересов во имя других.

Читайте также:  Как нравиться мужчинам - психология

В этой связи самоотверженность, хотя и нужна для увеличения нравственной ценности деяний, не может быть навязана личности и не выступает в виде абсолютного требования и правила. Это исходит еще из того, что мораль является методом самостоятельного регулирования поведения на базе личного желания действовать в чрезвычайных ситуациях на пределе собственных возможностей.

В сущности, самоотверженность являет собой другую сторону осознания морали и долга, который требует ради достоинства действий, что не приведут к выгоде.

Они, наоборот, связаны с преодолением угрозы и сложностей, с демонстрацией храбрости и силы воли ради высоких ценностей – сбережения добра и мира.

Из-за такой связи самоотверженности и нежелания достичь личной выгоды, ее направленностью на гуманистические цели, минимальной демонстрации желания жертвовать собой достаточно, чтобы оценить поступки с позиции высокой морали.

Примеры самоотверженности

Наилучшим примером самоотверженности выступает материнская любовь к малышу. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно.

Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой.

Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. В определенной мере это приносит счастье.

Совет

Другой готов жертвовать жизнью ради любимого, и данное побуждение – это демонстрация силы любви. Пожарные подвергают себя опасности, но для них жертвование собой не стоит впереди. Для них это работа, где человек действует, не включая эмоции. В таком же состоянии хирурги делают длительные сложные операции.

Невзирая на то, что жертвование собой, мораль и честь мы относим к благородным качествам, данная черта имеет логичное толкование. В природе встречается аналог данного поступка у пчел, которые умирают, жаля противника. Но смысл данной смерти – вызвать у пострадавшего трепет перед остальными представителями вида и сохранить улей. Так же и самка, умирая за малыша, спасает собственные гены.

В ходе развития жизни, любовь подвергалась эволюции. Если не все представители животного мира испытывают к матерям искреннюю любовь, то ребенок человека безусловно любит мать. Ученые пришли к заключению, что истоки готовности жертвовать собой лежат в заботе о потомках. Остальные ответвления являются в своем роде «побочными эффектами».

Отвержение себя

Но зададим странный вопрос, считается ли принесение себя в жертву позитивной чертой? Что означает данное понятие?

При первом взгляде может показаться, что жертвование собой – это демонстрация высочайших гуманистических качеств, желание принести в жертву собственные интересы во имя других. Схожими по значению с данным понятием выступают «альтруизм» и «жертвенность».

Но при этом, значением данного понятия выступает словосочетание «отвержение себя». Если считать жизнь невероятным подарком, то разве можно его так легко отбрасывать? Если человек не ценит себя, то есть ли шанс подарить другим свою любовь? И не считается ли эта черта одним из проявлений мазохистского эгоизма, желанием поставить себя над остальными?

Нередко случается, что личность ставит себя на кон во имя интересов других, даже если ее никто об этом не просил.

Нередко такая жертва превращается в тягость, но тот, кто принял решение подарить собственную жизнь другим, упорно идет к ее обесцениванию.

Если подумать, то такое отвержение собственной судьбы – это ничто иное как лишение ценности собственной личности. Но на уровне подсознания человек уверен, что он выше других. Он ощущает радость от сознательного обесценивания.

В подобной ситуации жертвование собой не является оправданным с биологической позиции и со стороны морали и этики. Это разрушение себя. Его поощрение закончится психическим расстройством. Только уважение к себе и другим поможет улучшить мир.

Флоренс Найтингейл. Самоотверженность женщины

Как свидетельствуют исторические факты, у великих женщин самопожертвование нередко содержало разрушительный элемент для самих представительниц слабого пола.

Но случалось и так, когда получалось превращение жертвы в великую идею. Тогда любовь трансформируется и направлена на спасение других или всего мира. В этом случае в человеке накапливается энергия сострадания.

Она помогает развитию не только собственной личности, но и всех людей. Это сложная миссия.

Обратите внимание

Образцом подобного самопожертвования выступает Флоренс Найтингейл. Она была одной из наилучших невест Британии, которая могла похвастаться превосходным уровнем образования, изысканным поведением. Но после того как она однажды посетила нищенский приют, ее желание создать семью и родить детей потускнело. В ее мыслях ярко проявилось другое предназначение.

Высший свет оценил порыв работать сиделкой для нищих в больнице в качестве прихоти аристократки, которая не видела жизни. Мощный духовный порыв никто не понял, но настойчивость молодой красавицы оказала ей помощь.

На протяжении будущих 7 лет Найтингейл, которая имела глубокие знания естественных наук, самостоятельно создала способ ухода за больными, в том числе обоснованные требования карантина.

Отказавшись от создания семьи окончательно, женщина потратила собственную жизнь на сострадание.

В результате она стала основным экспертом комиссии, контролирующей положение военных госпиталей в Англии. Она основала школу для медсестер, создала награду за милосердие.

Подобный пример убедительно показывает, что самоотверженность обладает правом на собственные проявления. Хотя бы по той причине, что чувство счастья и понимание его у людей отличается. Флоренс Найтингейл прожила в гармонии с собой долгую и счастливую жизнь. Это еще раз подтверждает тот факт, что ее готовность помогать явилась истинным проявлением добровольной жертвы собственными интересами.

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-samootverzhennost-kto-takoj-samootverzhennyj-chelovek.html

Самоотверженность Самоотверженный

Светя другим, сгораю сам.

Латинское крылатое выражение

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай  жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.

 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

        Самоотверженность как качество личности – способность добровольно жертвовать своими интересами ради интересов других людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов.

Отец больной раком девочки просил старца помолиться о своей дочке. Старец сказал бедняге: — Я буду молиться, но тебе, как отцу, тоже нужно чем-то пожертвовать, ибо самоотверженная любовь всегда привлекает Божественное милосердие. Отец спросил, чем же он может пожертвовать.

— Пожертвуй какой-то своей страстью. Тот, мало что понимая в духовной жизни, ответил: — У меня нет страстей. — Ты куришь? — спросил старец. — Да. — Если из любви к дочери ты бросишь курить, то Бог ее исцелит.

Мужчина тут же бросил курить, и его дочь вскоре полностью выздоровела, что засвидетельствовали врачи. Однако отец забыл о своем обете и опять стал курить. Тотчас же у девочки снова обнаружили рак, в той же тяжелой форме.

Важно

Однако когда ее отец вновь пришел к Старцу, тот твердо сказал: — Если ты, отец, не имеешь мужества пожертвовать ради жизни дочери страстью, которая вредит твоему здоровью, то и я не смогу ничего для тебя сделать.

        Самоотверженность – порыв благородной души. Она соткана из любви, доброты и сострадания. Истинная, безусловная любовь – это самоотверженность. Дружба – это тоже самоотверженность. Друг, готовый пожертвовать своими интересами, скоро будет в Красной книге.  Поэтому так мало стало любви и дружбы. Самоотверженность всегда добровольно реализуется в связке с искренностью и честностью.

        Самоотверженность – это преодолённый эгоизм. Чтобы пожертвовать своими интересами, нужно прочно встать на платформу бескорыстия, совестливости, великодушия и нравственности.

В то же время, существуют и морально осуждаемые разновидности самоотверженности, в основе которых лежит систематическое волевое самопринуждение и насилие над природой личности.

Терроризм, фанатизм, сектантство провоцируют своих легковерных приверженцев проявлять разрушительную и аморальную самоотверженность, что ведет к насилию и жестокости над другими людьми.

Самоотверженность фанатика – убийственный аргумент для самооправдания в злодеяниях к другим людям. Такая самоотверженность исходит не из любви к людям, а из горделивых претензий стать спасителем человечества,  миссионером распространения истинной веры.

       Лайонел Шрайвер в книге «Цена нелюбви» пишет: «Однако твоя готовность отдать свою жизнь другому человеку, вполне достойная восхищения, вероятно, в некоторой степени объяснялась тем, что ты не совсем понимал, что делать со своей жизнью. Самопожертвование — легкий выход.

Я знаю, это звучит злобно». Иван Гончаров вторит этой мысли в романе «Обломов»: «— Этого ничего не нужно, никто не требует! Зачем мне твоя жизнь? Ты сделай, что надо. Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных».

Совет

         Примером самоотверженности является опасная поездка больного А.П. Чехова на Сахалин в 1890 году. Как сообщила впоследствии его сестра Мария Павловна, «тогда ходили слухи о тяжком положении ссыльнокаторжан на острове Сахалине.

Возмущались, роптали, но тем и ограничивались, и никто не предпринимал никаких мер… Антон Павлович не мог сидеть и спать спокойно, когда знал, что в ссылке мучаются люди. Он решил ехать туда». Вспоминает Корней Чуковский: «Ему было мало описывать жизнь, он хотел переделать ее.

Человек, никогда не щадивший себя, он и нынче не дал себе ни малейшей поблажки. Многие другие писатели чуть только они добивались известности и выкарабкивались из тяжелой нужды, уезжали туристами куда-нибудь в Париж или в Рим, а Чехов вместо этого сослал себя на каторжный остров.

За границей в ту пору он еще не бывал, и его очень тянуло туда. В конце восьмидесятых годов — то есть незадолго до сахалинской поездки — он строил десятки планов об увеселительной экскурсии в Европу: «Поехал бы на Кавказ или в Париж».

«С каким удовольствием я поехал бы теперь куда-нибудь в Биарриц, где играет музыка и где много женщин». Мог бы отдохнуть где-нибудь у Средиземного моря, а он принудил себя, больного, отправиться в самое гиблое место, какое только было в России. И при этом пояснял кратко: «Надо себя дрессировать!»

         Чехов «отправился туда, куда обычно людей гнали силой, — через всю Сибирь за тысячи и тысячи верст, поехал не по железной дороге, которой тогда еще не было, а на лошадях, в таратайке, в распутицу — по «единственным в мире» кочкам, колеям и ухабам, нередко ломавшим колеса и оси, выворачивавшим из человека всю душу.

Его так жестоко трясло всю дорогу, особенно начиная от Томска, что у него разболелись суставы, ключицы, плечи, ребра, позвонки; его чемоданы то и дело взлетали на каждом ухабе, руки-ноги у него коченели от холода, и есть ему было нечего, так как он, по неопытности, не захватил с собою нужной еды, и несколько раз только чудо спасало его от смерти: однажды ночью его опрокинуло и на него налетели две тройки, а в другой раз, идя по сибирской реке, его пароход налетел на подводные камни. Но дело, конечно, не в этих опасностях, а в тех бесчисленных лишениях и муках, которые претерпел он в пути.  Больно читать в его письмах, как, пробираясь по весеннему разливу в тележке, он промочил себе валенки и должен был в мокрых валенках поминутно выпрыгивать в холодную воду, чтобы придержать лошадей. «Плыву через реку, а дождь хлещет, ветер дует, багаж мокнет, валенки… опять обращаются в студень», и ко всему этому злая бессонница от невозможности вытянуться в неудобном возке. И все же он пробирается вперед и вперед; и, конечно, он не был бы Чеховым, если бы после всех этих мук не написал с какой-то станции одному из знакомых: «Путешествие было вполне благополучное… Дай бог всякому так ездить».

Читайте также:  Как стать счастливой и любимой женщиной?

      Здесь сказалась обычная его неохота говорить посторонним о своих испытаниях и подвигах. Между тем то был воистину подвиг.

Каторгу русские писатели изучали и прежде, но изучали почти всегда по неволе, а чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы,- это был такой героизм, примеров которого немного найдется в истории мировой литературы.

Обратите внимание

       И как застенчив его героизм! Этот подвиг был совершен Чеховым втихомолку, тайком, и Чехов только о том и заботился, чтобы посторонние не сочли его подвига — подвигом.

  Он отправился на Сахалин не от какой-нибудь организации, не по командировке распространенной и богатой газеты, а на свой собственный счет, без всяких рекомендательных писем, в качестве обыкновенного смертного, не имея никаких привилегий.

И когда он промок под дождем и, прошагав несколько верст по ужасной дороге по колена в воде, попал вместе с каким-то генералом в избу, генералу предоставили постель, генерал переоделся в сухое белье, а он, Чехов, должен был лечь на пол в промокшей насквозь одежде!

       И там, на Сахалине, он взвалил на себя столько работы, что, конечно, из всех тамошних каторжников самым каторжным работником был в эти месяцы Чехов.

Собирая материалы для своей будущей книги, он предпринял чудовищно трудное дело: перепись всего населения этого огромного острова, который вдвое больше Греции.

Перепись была бы по силам большому коллективу работников, а он сделал ее почти без помощников, переходя из избы в избу, из одной тюремной камеры в другую. Мудрено ли, что поездка на каторгу вконец расшатала его и без того некрепкое здоровье.

К тому же он простудился на обратном пути и стал кашлять гораздо сильнее, чем прежде. Его слишком ранняя смерть, несомненно, объясняется тем, что в тот самый период, когда он еще мог вылечиться от начавшегося у него туберкулеза, он несколько месяцев кряду провел в таких невыносимо тяжелых условиях, которые и для здорового могли оказаться губительными.

      Кроме того, эта поездка буквально разорила его, так как он истратил на нее все свои деньги (одним ямщикам пришлось платить вдвое и втрое, да и случайные дорожные спутники обокрали его, как могли), и снова ввергла его в долгую нужду.

Важно

Даже через четыре года после поездки он пишет: «Я истратил на поездку и на работу столько денег и времени, сколько не получу назад и в 10 лет».

Еще позднее, когда он случайно очутился в глуши, в убийственно изнурительных условиях, у него в письме к Горькому вырвалась запоздалая жалоба: «О, это ужасно, это похоже на мое путешествие по Сибири».

Но в то время, когда он вернулся из путешествия, кашляющий, с перебоями сердца, он о своих странствиях стал говорить в обычном ироническом тоне. «Да, Сашечка,- писал он своему старшему брату.- Объездил я весь свет, и если хочешь знать, что я видел, то прочти басню Крылова «Любопытный». Какие бабочки, букашки, мушки, таракашки!»

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/samootverzhennost/

Самоотвержение

Самоотверже́ние — то же, что самоотречение; готовность жертвовать своими частными интересами во имя торжества Божественной воли.

В отличие от значения, вкладываемого в этот термин обще-обиходным употреблением, церковное сознание наполняет его другим смыслом: если в обычном значении под самоотвержением подразумевается готовность человека поступится собственными интересами ради кого-то или чего-то, то в христианском понимании жертвование своими частными интересами ради исполнения воли Пресвятой Троицы по высокому счёту никогда не означает действия в ущерб себе.

Напротив, способствуя, с самоотверженностью, реализации Божественных предначертаний, человек приближается к главной цели своей земной жизни — единению с Богом, обожению, стяжанию вечного блаженства на Небесах.

О необходимости посвящения себя делу самоотверженного послушания Богу Христос выразился прямо и ёмко: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Совершенно отвергнуть себя, не значит забыть про свои интересы, а значит отвергнуть всё то, что отягощает и мешает идти по пути Правды и Истины, отвергнуть такие черты своей самости как эгоизм, самомнение, своеволие, гордость, строптивость. Отвергнуть себя — значит перестать считать мерилом всех своих мыслей и поступков свое зыбкое, ненадёжное «Я», и начать соизмерять их с законом Божьим.

Грешный человек склонен к самообману и поэтому, даже если он и настроен делать добро, но делать исключительно так, как подсказывает собственный рассудок, он обязательно подскользнётся, зашатается и падёт: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Дело в том, что в полной мере путь Правды и Истины, возводящий на Небо, известен единственно Всеведущему Богу: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). А Бог всем желает спасения и никому не желает зла.

Вот почему каждому человеку необходимо строить свою жизнь в русле тех ориентиров, которые предначертаны свыше; и вот почему главным мотивом любого нравственного действия должно служить не стремление осуществить его как-то по-своему, а желание угодить Господу, исполнить Его волю.

Совет

Согласно этому принципу строили свою жизнь даже и ветхозаветные праведники: «Господи! путеводи меня в правде Твоей» (Пс. 5:9); «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов. 23:11). Тем более это должно лечь в основу и стать незыблемым правилом для христиан: «как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6).

Именно к этому располагает понятие «вера», «завет». Вера подразумевает доверие и верность, а завет — исполнение надлежащих условий. Быть верующим есть не что иное как вверить себя в волю Божью и жить по условиям Завета, который Он с нами заключил, Новый Завет.

Некоторые великие подвижники интерпретировали самоотвержение, как отсечение своей воли во всём и почитание себя за ничто (ср.: Преподобных Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников, Вопрос 254). Нередко это (и само по себе острое) определение доводится до абсурда. И напрасно (см. по этому поводу: Христианское и псевдо-христианское смирение).

Через призыв, обращенный к Своим потенциальным последователям — отвергнуть себя, — Христос не лишает их права самостоятельных решений, творческой инициативы. Человек — образ Божий. И такие особенности этого образа как разум и воля даны ему не для того, чтоб он их заглушал.

Напротив, уподобление Богу подразумевает раскрытие и развитие этих способностей.

Другое дело, что любая творческая инициатива, любое самостоятельное действие должно производиться человеком не бесчинно, а в соответствии с общим призванием и предназначением: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Выражаясь кратко, требование Господа о самоотречении, адресованное всем искупленным, заключается в том, чтобы совлечься «ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9), облечься в Нового, во Христа (Гал. 3:27), и идти путём светлым, святым (Ис. 35:8). Этот путь преодолевается в синергии, соработничестве человека и Бога

Источник: https://azbyka.ru/samootverzhenie

Вы готовы оказывать помощь другим людям?

Практически каждый день мы сталкиваемся с таким выбором, стоит ли помогать другим людям? Конечно, в нормальном обществе за помощь принято благодарить. Однако совсем не редкими являются случаи, когда за помощь не то, чтобы не поступает слов благодарности, а еще и виноватым вас могут сделать. Такие двоякие ситуации нужно оценивать объективно.

Ситуации могут быть и такими, что предусматривают сами собой некий шаблон или стереотип поведения. Например, подходя к подъезду, вы встречаете соседку, вернувшуюся из магазина с тяжелыми сумками. Чтобы избежать встречи у входа, вы можете несколько замедлить свой шаг. Ведь возможно отношения с соседкой у вас натянуты, и при любой встрече вы испытываете неудобство.

Соседи не всегда находят общий язык между собой. В этом случае вопрос о том, помогать ей или нет, снимется автоматически, и вашей помощи даже никто и ожидать не станет. В более оптимистичном варианте вы откроете перед соседкой дверь и, возможно, предложите свою помощь, взяв одну из ее сумок.

Обратите внимание

Человеческая добродетель является весьма субъективной величиной. Она может зависеть от настроения, воспитания, гуманности человека. Влияют на нее и иные факторы. Но большинство людей, которые наделены добродетелью, помогают другим с легкостью, не испытывая при этом чувства долга.

Однако и выше упомянутые примеры могут выражать некий шаблон поведения. Пример с соседкой может иметь и иную предпосылку.

Ведь чтобы не тащить тяжелые сумки, соседка могла сходить в магазин два раза или попросить о помощи своих родственников. Иными словами, никто изначально не обречен на трудную ситуацию, и у вашей соседки тоже был выбор.

Как раз это из обстоятельств и заставляет нас задумываться над тем, стоит ли помогать другим? В нормальном обществе всегда есть определенный набор правил, касающихся поведения, когда помощь сама собой разумеется.

Например, в переполненный автобус входит беременная женщина, а мест свободных нет. Нормальный человек, конечно, уступит ей место. И помогать другим, не задумываясь над возможным выбором, должен уметь каждый человек. А бывает и так, что человеку необходимо быстро оказать первую доврачебную помощь и сделать это надо быстро, квалифицированно.

Бывают также случаи, когда исключительно из лучших побуждений один человек стремится помочь другому. Но такой мотив все же становится заслоном к тому, чтобы человек смог заметить очевидное. Другим людям может быть совсем и не нужно, чтобы кто-то оказывал им помощь. А иногда это и вовсе может пойти во вред. Поэтому в желании оказать помощь всегда следует «попридерживать лошадей».

Старайтесь понять вначале, нуждается ли человек в вашей помощи. Ведь наилучшей помощью нередко становится и ее полное отсутствие.

Представьте например, что к вам в гости приехала родственница. И пока вы заняты на работе, она решила затеять в вашем доме уборку. Однако в результате такой помощи вы теперь совсем не знаете, где искать треть своих вещей.

Важно

Безусловно, случаи, подобные этому, будут не помощью, а так называемой «медвежьей» услугой. Желая помочь кому-то, подумайте, а может человека вполне устраивает текущее состояние и положение дел.

Возможно, он полностью привык к этому, и ему пока ничего не хочется менять.

Распространены также и такие случаи, когда мы хотим непременно научить других тому, что сами умеем делать «на отлично». Но при этом мы редко принимаем во внимание, что процесс «преподавания» трансформируется лишь в наше «соло» на арене умений. «Ученику» же приходится скромно сидеть, выполняя роль стороннего наблюдателя.

Поэтому в желании обучить кого-то и тем самым помочь ему, не старайтесь выполнить все за своего подопечного. Пусть и он попрактикуется в той области, в которой вы демонстрируете свои явные познания. Люди не всегда бескорыстны в своем стремлении помочь. Иногда за этим скрывается желание получить какую-то выгоду или иные помыслы.

В деловой сфере, например, распространенной является практика, условно которую можно назвать «услуга за услугу». Если кто-то говорит, что желает искренне помочь, то возможно он рассчитывает на какой-то эквивалент взамен или по крайней мере не менее ценный для себя результат. Тут вступает в дело принцип «я тебе, ты мне».

Есть и такие хитрецы, которые намеренно подчеркивают, насколько выгодной будет их «помощь» для оппонента. А о своей выгоде они могут и вовсе не упоминать. Конечно, от помощи в этом случае вряд ли обе стороны получат то, на что рассчитывают.

Читайте также:  Ангедония - лечение, симптомы, причины

Таким образом, помощь может быть различной. Уместной и не очень, искренней и с некоторой корыстью, но переоценить чисто человеческую помощь трудно. Иногда помощь мы получаем от тех, от кого совсем этого не ожидаем. И такая помощь для нас обычно становится самой радостной.

Если в вас зреют порывы помогать другим людям, тогда смело идите к этому. Пусть ваше намерение помочь будет непринужденным и абсолютно искренним. Помните о том, что ничего в этом мире бесследно не проходит. Сегодня помогли вы, а завтра помогут вам. Как раз на этом основан принцип взаимовыручки.

Сделанное добро и оказанная людям помощь вернутся вам же в нужный из моментов. Ведь не случайно еще в глубокой древности возникла крылатая фраза, что помогая другим, мы помогаем прежде всего себе.

Советую прочитать: народные средства от ожогов.

Источник: https://lmoroshkina.ru/vyi-gotovyi-okazyivat-pomoshh-drugim-lyudyam.html

Зачем помогать другим людям? 5 удивительных фактов

Дата публикации 14 мая 2015. Опубликовано в Окружающие

Мы помогаем по разным причинам и в разном стиле. Некоторые, потому что просто не могут не помогать.

Другие потому, что хотят таким образом погасить долг перед Вселенной, передать положительную энергию мира, поблагодарить за то, что они получают часто совершенно бескорыстно от чужих людей. Иногда мы помогаем, потому что хотим думать о себе хорошо.

У нас есть потребность улучшить себе настроение, почувствовать себя благородными, быть уверенным, что мы кому-то нужны. Что интересно: помогая, мы получаем еще и реальную пользу для здоровья. Какую?

1. Помогаешь? Продлеваешь себе жизнь!

В 2013 году ученые изучили результаты 40 исследований, проведенных в различных странах мира. Все показывают, что добровольная помощь может продлевать жизнь. Согласно некоторым статистическим данным, таким образом можно уменьшить смертность на 22%.

Как много надо помогать, чтобы продлить себе жизнь? Некоторые исследования показывают, что уже 100 часов в течение года позволяет снизить риск смерти на 28%.

Элизабет Лайтфут из Университета Миннесоты подчеркивает, что это не магическое число. Вы можете помогать как 75 или 125 часов и пользу для здоровья все-таки получите.

Совет

Единственное, о чем стоит знать – это то, что помощь должна быть систематической.

Еще одни исследования педиатров, показали, что школьники улучшили результаты анализов крови, помогая другим один раз в неделю в течение двух месяцев, а положительные аспекты этой деятельности были заметны спустя несколько лет.

2. Улучшение настроения и самочувствия

Помогая другим, мы улучшаем себе настроение. Это потому, что благородные жесты влияют на секрецию допамина, важного нейромедиатора. Ученым удалось установить, что достаточно пяти маленьких актов доброты в течение недели, повторяющихся в течение шести недель, чтобы заметить положительные изменения в самочувствии.

Что интересно, по словам авторов исследования, одноразовая помощь не имеет большого значения. Также они подчеркивают, что положительные аспекты помощи быстро проходят.

Поэтому, чем чаще и охотнее помогаем, тем больше пользы мы извлекаем из этих действий.

Результаты исследований, опубликованные в Public Health, показывают, что люди, регулярно помогающие другим, менее склонны к появлению депрессии или профессионального выгорания.

3. Больше общения

Помощь другим людям позволяет увеличить количество контактов, помогает найти родственные души. Это очень ценное преимущество для здоровья.

Исследования и просто опыт многих людей показывает, что одиночество, так же как и курение сигарет, вносит свой вклад в проблемы с кровяным давлением, повышает риск развития инфарктов, инсультов и одышки.

Люди, имеющие поддержку в виде доброжелательных людей, живут дольше и счастливее.

4. Более низкое кровяное давление

В 1998 году были опубликованы результаты исследований, согласно которым, лица старше 50 лет, которые решили помогать не менее 200 часов в течение последнего года (примерно 4 часа в неделю) имели на 40% меньше шансов развития артериальной гипертензии в течение последующих четырех лет.

Ученые указывают, что положительный эффект помощи может быть связан с уменьшением стресса. Кроме того, добровольчество мотивирует к работе над собой, расширяет сеть контактов, позитивно настраивает и дает поддержку, чтобы справиться с ежедневными неприятностями.

5. Меньше боли

В случае хронического заболевания, можно уменьшить появившийся дискомфорт, решив помочь людям, которые страдают от одной и той же или похожей болезни.

Исследования показали следующие результаты: в госпитале, люди, помогающие другим, научились управлять собственным дискомфортом, нашли уверенность в себе, чувство контроля над ситуацией и положительной энергии для борьбы с болезнью.

Поддерживая морально других, улучшили также и свое самочувствие. Странно, но факт – полное излечение наблюдалось у тех, кто оказывал помощь систематически.

Обратите внимание

Что интересно, все выше описанные преимущества для здоровья, не возникают, когда мы помогаем, бросая монеты в копилку просящих на улицах людей, или когда мы помогаем случайным образом. Главное, ваше личное (физическое) участие и регулярность поддержки.

Мария, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/ludi/5302-zachem

Почему нужно помогать другим людям

Многие люди говорят, что мы живем, чтобы помогать другим. Осуществляя помощь другим людям, мы выполняем свое предназначение. Нельзя знать насколько это верно, но можно хорошо знать то чувство, которое мы испытываем, когда помогаем кому-то и видим разницу. Что-то происходит, мы получаем чувство удовлетворения и счастья, испытываем прилив энергии и целеустремленности.

Я не знаю, является ли это доказательством того, что помощь другим — это наша судьба, но знаю, что существует достаточно причин для того, чтобы постараться и помочь кому-то, когда у нас есть такая возможность.

Чувствуйте разницу

Все мы обладаем уникальным набором навыков и способностей. Учитывая эти способности, мы можем либо совершать необыкновенные вещи вокруг себя, либо этого не делать. Это полностью зависит от вас, хотите ли вы изменить свою жизнь, и что именно вы хотите в ней изменить.

Многие люди ставят высокие цели в своей жизни и хотят, чтобы их запомнили, как провидцев. Они хотят изменить и спасти мир.

Другие хотят, чтобы их запомнили просто как добрых людей, которые всегда готовы помочь и выслушать вас, если вы в этом нуждаетесь.

Как вы думаете, кто из них лучше?

Тот, кто изменяет мир, или тот, кто помогает отдельному человеку?

Делайте то, что можете, с тем, что у вас есть

Для того, чтобы вас запомнили, вы не должны совершать невероятные вещи, просто будьте рядом с людьми, которых вы можете спасти от бессмысленной жизни, и которым вы можете помочь начать вести ту жизнь, которой они должны были жить.

Мелочи имеют значение

Выслушивание проблем других людей без вынесения суждений является одним из самых добрых дел, которые вы можете совершить. Большинство людей знает ответы на вопросы, с которыми они столкнулись; они просто пока этого не осознали.

Позволяя им рассказать о своих проблемах, вы помогаете им найти свой путь и понять, что они должны делать. Иногда им, возможно, потребуется поддержка и помощь, чтобы начать движение по новому пути.

Делайте что-нибудь удивительное

Изменив жизнь другого человека, вы можете испытать невероятные ощущения, и все это полностью находится в пределах ваших возможностей. Вы можете сделать это, решив стать наставником для молодых, амбициозных людей. Вы можете помочь им избежать ошибок, которые делали сами, а также помочь им начать учиться на ошибках, которые они будут неизбежно делать в свою очередь.

Боритесь за справедливость

В своей жизни вы часто будете видеть, что с кем-то поступили несправедливо. Это происходит как в профессиональном, так и в социальном плане. Многие люди, которые заслуживают признания, не получают его.

Начав бороться и убедившись, что другие получают то, что они заслуживают, вы станете настоящим героем. Вы тем самым совершите долговременное воздействие на их жизнь и будете вознаграждены любовью и помощью в будущем, когда будете в этом нуждаться.

Закон кармы говорит: что бы вы ни делали, обратно вы получите в три раза больше. В этом смысле помощь другим людям является эгоистичным делом, но все же это доброе дело, которое вы должны совершать без страха, с любовью и со знанием того, что когда-нибудь вы будете вознаграждены за это.

Доводите дела до конца

Компромисс является врагом долгосрочным обязательствам. Если взяли на себя обязательство помогать кому-то, будучи наставником или отстаивая права других людей, не останавливайтесь на полпути. Доводите начатое дело до конца. Убедитесь, что произошли какие-то изменения, чтобы ваши обязательства не оказались пустыми словами.

Разница между остановкой на полпути и законченным делом будет не такой большой в плане выполнения необходимой работы, но для того человека, которому вы помогаете, она будет очень заметна.

Заключение

На самом деле, все мы можем помогать друг другу, мы можем быть частью механизма, который способствует развитию сотрудничества и, наконец, мы сами можем создавать лучшие условия для своей жизни.

В любом случае помощь другим людям приносит процветание и счастье в вашу собственную жизнь, поэтому, несмотря на причину, по которой вы решили начать помогать другим людям, ответная помощь всегда к вам вернется.

Источник: https://vidabonito.ru/samorazvitie/pochemu-nuzhno-pomogat-drugim-lyudyam/

Самоутверждение за счет других

Для некоторых людей слова самоутверждение и самореализация являются синонимами. А есть другие – те, кто самоутверждается за счет других людей

Человек устроен так, что ему нужно чувствовать собственную значимость, понимать, что он чего-то достиг в жизни, чего-то стоит.

Эта потребность пронизывают всю человеческую жизнь от ее высших до предельно низших проявлений.

Важно

Самоутверждение может принимать различные формы. Для некоторых людей слова самоутверждение и самореализация являются синонимами. 

А есть другие – те, кто самоутверждается за счет других людей.

Что же это такое – самоутверждение за счет других людей? Почему и когда оно возникает?

Человек, самоутверждающийся за счет других  стремится всем и каждому доказать, что он лучше и умнее других, что он всегда прав, что он всегда все знает и т.д. и т.п.

Возникает такая форма самоутверждения в детстве, когда в определенных условиях у человека развивается «синдром  ложного превосходства».

Самоутверждающемуся за счет других человеку постоянно требуется подтверждение собственной значимости, собственного превосходства.

Каким образом это происходит?

Легче всего укрепить собственное мнение о себе за счет принижения других людей.

А сделать это можно через унижение и оскорбление, критику и осуждение, необоснованные обвинения, постоянный поиск недостатков у окружающих, авторитарность и показную важность, постоянное стремление путем спора отстоять свою точку зрения.

То есть, самоутверждающийся таким образом человек неосознанно стремиться доказать всем, что остальные люди хуже него, следовательно, он – лучше.

Чем больше недостатков такой человек находит у окружающих, тем более увереннее и комфортнее себя чувствует.

Но комфорт этот длится недолго, и через некоторое время ему опять нужна новая порция ощущения собственного превосходства.

Причины такого поведения, как и причины большинства наших проблем, надо искать в детстве:

Совет

это может быть чувство отвержения и неприятия себя, являющееся следствием недостатка любви и поддержки;

непроработанные детские травмы и обиды;

психологическое насилие;

чувство страха;

авторитарность и властность значимых людей, как правило, родителей;

Зачастую такие люди внешне выглядят агрессивными и уверенными в себе личностями с высокой самооценкой. Однако это – всего навсего фасад.

А если заглянуть поглубже, можно увидеть неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой, который стремится внутренне закрыться, спрятаться от своих переживаний и проблем.

Не помню кто сказал:

«Преуспевающий человек никогда не будет кричать о себе, что он преуспевающий.

Кричат обычно неудачники и никчёмные люди, которые самоутверждаются за счёт других.»

В психологии самоутверждение за счет других часто рассматривают как компенсаторный и защитный механизм, помогающий человеку защититься от неразрешенных проблем. Здесь можно провести параллель с нашим физическим телом. Если, к примеру, одна из почек плохо функционирует или удалена, вторая начинает выполнять функцию обеих.

Аналогичным образом человек, самоутверждающийся за счет окружающих, стремится  чувством превосходства   компенсировать свою неуверенность, свой страх перед нерешенными внутренними проблемами.

Эти люди чувствуют себя уязвимыми, обделенными вниманием.

Поэтому не находят ничего лучше, как в своем стремлении привлечь к себе внимание начинают пускать пыль в глаза, кичиться своими (даже самыми малыми!) достижениями, оскорблять, унижать.

Порой стремление самоутвердиться за счет других приводит к тому, что человек  всегда и всюду опаздывает, стремясь тем самым подчеркнуть свою исключительность.

Но это искаженное превосходство не приносят им удовлетворения, а зачастую делает еще больнее.

Такой человек очень нуждается в поддержке, в атмосфере доброжелательности и принятия.

Но любая доброжелательность и понимание окружающих не может быть бесконечным, если человек не хочет меняться сам, не желает встречаться лицом к лицу со своими проблемами. В результате такие люди нередко остаются в одиночестве.

Ситуация может измениться коренным образом только в одном случае: если человек изменит форму самоутверждения и, как это ни банально и пафосно звучит, начнет работать над собой и развиваться как личность.опубликовано econet.ru

Обратите внимание

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/61514-samoutverzhdenie-za-schet-drugih

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector