Ассоциация – значение слова в психологии, виды ассоциаций

Что такое ассоциации в психологии. Ассоциации к слову

Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд.

Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово.

Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни.

У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами.

То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций.

Обратите внимание

Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную.

А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения.

Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи.

Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест.

Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями.

Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Виды ассоциаций

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека.

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд.

Важно

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить.

А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим.

В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом.

Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

Ассоциации в мышлении и творчестве

Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.

Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.

Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики.

Совет

Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей.

Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.

Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.

Источник: https://psychologist.tips/3491-chto-takoe-assotsiatsii-v-psihologii-assotsiatsii-k-slovu.html

Ассоциация – значение слова в психологии, виды ассоциаций

Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определенными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями.

Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки.

Читайте также:  Как верить людям после предательства - советы психологов

Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Термин ассоциация значение слова – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов.

Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению.

Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом.

Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота.

Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Обратите внимание

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами.

Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях.

С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Важно

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую.

Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене.

Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе.

Совет

Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Источник:

Ассоциация. Её основные виды

Ассоциа́ция, в психологии — связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).

Виды ассоциаций. По типу образования различают˸

— ассоциации по сходству;

— ассоциации по контрасту;

— ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

— причинно-следственные ассоциации.

Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Это определение имеет важное значение для понимания и психологической природы ассоциаций. Состоя из ряда связанных указанным образом рефлексов, каждый из которых есть в то же время и ощущение (зрительное, слуховое и т. д.

), сама ассоциация есть не что иное, как ʼʼнепрерывное ощущениеʼʼ. ʼʼАссоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер её беспрерывно меняетсяʼʼ (И. М. Сеченов). Как и всякое отдельное ощущение, ассоциация закрепляется и становится более отчетливой в результате повторения.

По сравнению с отдельными ощущениями ассоциации являются сложным образованием. Благодаря повторению составляющие её нервные процессы настолько тесно связаны, что малейшее возбуждение части влечет за собой воспроизведение целой ассоциации. ʼʼЕсли дана, например, ассоциация зрительно-осязательно-слуховая, то при малейшем внешнем намеке на её часть, т. е.

при самом слабом возбуждении зрительного, или слухового, или осязательного нерва формой или звуком, заключающимся в ассоциации, в сознании воспроизводится она целикомʼʼ (И. М. Сеченов). Раскрытые Сеченовым физиологические основы ассоциаций дают ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания (заучивания), так и процесса воспроизведения.

Благодаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие выполнение одного какого-нибудь, например третьего в данном ряде, элемента, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего, четвертого, элемента, и т. д., благодаря чему мы последовательно и без ошибок выполняем все упражнение в целом.

Ассоциации по смежности имеют место также при запоминании словесного материала, например при заучивании наизусть стихотворения.

Несколько инои̌ характер носят ассоциации по сходству˸ с ними мы имеем дело в тех случаях, когда восприятие какого-нибудь предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, хотя этот последний никогда не воспринимался нами совместно или рядом с первым.

В этих случаях исходное раздражение и вызванное им воспоминание относятся к объектам, которые никогда раньше не воспринимались одновременно или в непосредственной смежности. И все же одно из них вызывает в нашей памяти другое. Ассоциации по сходству опираются на сходство нервных связей, которые вызываются двумя сходными объектами.

Обратите внимание

Оба стадиона похожи друг на друга по своей общей структуре (наличие футбольного поля, беговой дорожки, трибун и т. д.), хотя и отличаются некоторыми частными архитектурными деталями. Оба прыжка тоже сходны по своему виду и стилю (наличие склона, по которому скатывается лыжник, одинаковая группировка в полете, сходные движения рук для сохранения равновесия в воздухе и т. д.

), хотя и отличаются некоторыми своими особенностями (иная местность, другой лыжник и т. д.). Сходные моменты в этих разновременно воспринимающихся объектах вызывают сходные нервные связи, отражающие общие в том и другом объекте черты, благодаря чему возбуждение в коре головного мозга связей, относящихся к одному предмету, закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому.

Ассоциации по сходству имеют огромное значение в любом учебном процессе. Благодаря им мы получаем возможность сравнивать изучаемые явления с уже изученными, находить в них общие и отдельные черты и таким образом лучше усваивать и запоминать необходимый материал.

Наблюдая неудачное выполнение какого-либо сложного физического упражнения, например прыжка с шестом, мы можем вспомнить, как известный мастер спорта отлично выполняет это упражнение. Ассоциации по контрасту представляют из себявременные связи, включающие представления о контрастирующих объектах в виде входящих в общее целое противоположных по своему характеру и значению членов.

Источник: http://psixsovet.ru/drugoe/assotsiatsiya-znachenie-slova-v-psihologii-vidy-assotsiatsij.html

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки. – Психологос

Ассоциация – связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? – Курица! Поэт? – Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово.

Например: “белый” -> “снег”, “белый” -> “день”, “белый” -> “свет”; “черная” -> “сажа”, “черная” -> “ворона”; “танк” -> “броня”, “танк” -> “пушка”. И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией.

Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу – мы это запомнили.

Рядом с ложками на столе часто лежат вилки – отсюда частая ассоциативная связь “ложка-вилка”. А “ложка” и “термоядерный коллайдер” – ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична.

Читайте также:  Как бороться с депрессией и победить

Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Важно

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда – нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны.

Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как…

Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек – девчачьи ассоциации, у мальчиков – мальчиковые, у взрослых людей – взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. “О чем ты думаешь, глядя на кирпич? – О девушках. – А почему? Как связаны кирпич и девушки? – А я о них всегда думаю…”

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием “подкрепление”, чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга – направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных , суть которого состоит в том, что человек дает ассоциативную связь на слово теми словами, которые описывают его . Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации – ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: “Зонтик!”

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке – вспомните.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/associaciya.-associativnye-svyazi-i-cepochki

1.3 Понятие «ассоциация» в психологии. Вербальные ассоциации. Ассоциативный эксперимент

Термин «ассоциация» был предложен Джоном Локком. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем. Под «ассоциацией» понимается «возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого». [3, с. 42]

В ассоциативной психологии (ассоциатизм – общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным механизмом функционирования сознания и психики) выделены типы ассоциаций, различающиеся путями их образования. Так, Д. Юм, Дж.Ст.

Милль выделяли ассоциации по сходству (голубое – синее), по контрасту (черное – белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты). Д.

Совет

Юм выделяет причинно-следственные ассоциации: яркая вспышка света – болевое ощущение.

Другие ассоциатисты сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности, так как отрицали активность субъекта в процессе образования ассоциаций. А.Т.

Брауном были описаны факторы, способствующие возникновению ассоциаций: сила впечатлений, объединяющихся в ассоциацию, их новизна, способности, и/или патологические особенности индивида. А.

Бэк выделяет «творческие ассоциации», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в ответе предложений [10].

Механизмы возникновения ассоциаций долгое время оставались спорными: одни авторы считали ассоциации «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам, а другие объясняли возникновение ассоциаций законами сознания самого по себе.

Школа И.П. Павлова объясняла ассоциации по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, а ассоциации по сходству – их генерализацией.

И.П. Павлов считал, что основой всех видов ассоциаций являются временные нервные связи, и что ассоциации легко затормаживаются и угасают, если нет соответствующей биологической и социальной опоры условно-рефлекторной связи.

В лингвистике интерес к ассоциациям по сравнению с философией и психологией проявился намного позже. Впервые об ассоциациях в языке заговорил В. Гумбольдт. Он подчеркивал, что взаимопонимание между людьми возникает благодаря тому, что «…у каждого вспыхивают в сознании соответствующие, но не тождественные символы». [10, с. 166]

Обратите внимание

Основоположник структурализма Ф. де Соссюр придавал большое значение исследованию отношений, существующих в языке. Он выделил два типа отношений: синтагматические (состоящие в основном из двух единиц и имеющие протяженность) и ассоциативные (количество членов которых и последовательность их появления в памяти нельзя предсказать). [10, с. 155]

Представитель Казанской лингвистической школы Н.В.

Хрущевский в работе «Очерки науки о языке» исследовал проблему слова и описывал овладение словарным составом языка через ассоциативные связи данного слова. [10, с.

186] Выделяя ассоциации по сходству и сложности, он различал парадигматическую и синтагматическую организацию лексики, причем синтагматическая считалась им традиционной, более консервативной.

Изучение ассоциаций имеет очень давнюю научную традицию. В течение многих веков они были объектом изучения философов, психологов, лингвистов. Было выявлено, что существует много видов ассоциаций, которые отражают процессы, происходящие в глубинных слоях человеческой психики.

Сами ассоциации волновали ученых в разных аспектах: философов волновали ассоциации идей, психологам был интересен практический подход к использованию ассоциаций в психодиагностике и психиатрии, лингвисты полагали, что в ассоциациях отражаются существенные черты значения слов.

Лингвистами было высказано предположение о том, что изучение многообразия ассоциаций и их связей позволяет делать выводы о соотношении субъективной реальности, т. е.

смысла, связанного со словом в сознании человека и «объективного конструкта» картины мира в его сознании.

Ученые подчеркивают процессуальный характер ассоциаций, возникающих в мозгу человека как субъективной реакции на раздражитель.

Важно

Человеческие ассоциации глубоко индивидуальны, субъективны, специфичны, они представляют собой достояние носителя языка.

«Воспринимаемое слово (стимул, раздражитель) порождает в нашем сознании поистине безграничную систему связей и отношений, отражающих образы предметов, явления, понятий, действий и слов, наше эмоциональное состояние в данный момент, а также все то, что отложилось в житейском опыте индивида…» [10, c. 12]

Как подчеркивает Е.И. Горошко, «ассоциация – стык нашего сознательного с нашим бессознательным, своеобразная зона «перехода» от одного процесса к другому. [10, с. 108] Необходимо отметить, что некоторые исследователи говорят даже об архитипических ассоциациях (Д. Шульц, С. Шульц, 1998, с. 441).

Ассоциативный эксперимент – это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте.

В психологическом словаре ассоциативный эксперимент определяется как «термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который в начале 20 в.

был предложен К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном». [9, c. 41]

По инструкции испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом.

Регистрируется тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др.

По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективный комплексах» испытуемого.

Совет

Принято выделять несколько типов ассоциативного эксперимента: свободный, направленный и цепной.

Самый известный – свободный ассоциативный тест (первые варианты предлагали Э. Крепелин, К. Юнг, М. Вертгеймер). В ответ на предъявленное экспериментатором слово-стимул испытуемый отвечает как можно быстрее первым пришедшим на ум словом.

Для проведения прямого ассоциативного теста подготавливаются группы слов-стимулов в количестве 30-40 единиц, относящихся к различным частям речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия. Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5-6 секунд.

Испытуемые должны записать первое слово, пришедшее в голову. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул-реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических реакций, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических реакций. Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями.

Если связь логическая отсутствует, то в графе «периферическая логическая реакция» ставится галочка. Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов.

Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций – не менее 65% от общего количество предъявленных стимулов. [28, с. 176]

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические.

Обратите внимание

Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями (между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями: синее – небо, музыка – звучит).

Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (темный – светлый, радость – горе).

Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположные объекты и их свойства, недостаточности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления. Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций – не менее 70%.

Слова-стимулы могут отражать профессиональные особенности лексической структуры, эмоциональное отношение к действительности, степень конкретности-абстрактности.

На основании полученных экспериментальных показателей можно построить самостоятельные семантические микросистемы, которые удобны для формализации семантической структуры языка.

Психологический анализ ассоциаций на родном и неродном языках позволяет рассчитать коэффициент билингвизма, т. е. степень свободного или переводного билингвизма:

Ксовп.реакций = совп. реакции х 100%

все реакции

При коэффициенте более 50% билингвизм проявляется в продвинутой форме, и чем он выше, тем больше доказательств свободного владения двумя и более языковыми структурами.

Предполагается, что при единой сенсорно-перцептивной базе ассоциативные реакции или полностью совпадут или хотя бы совпадут по семантическому пространству.

Важно

При коэффициентах менее 50% билингвизм носит переводной и явно недостаточный для свободного общения характер.

В направленном ассоциативном эксперименте экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор стимулов (например, отвечать только существительными).

В цепном ассоциативном тесте испытуемому предлагают ответить любым количеством слов, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов.

Из всех ассоциативных экспериментов свободный эксперимент является самым простым и в то же время эффективным. Считается, что на ассоциации, полученные в свободном ассоциативном эксперименте, влияют два фактора: лингвистический, т. е. определенные характеристики самого стимульного слова, и прагматический, т. е. влияние личности самого испытуемого.

Читайте также:  Отношения в семье - социальные, детско-родительские, межличностные

На практике свободные ассоциативный эксперимент был проведен в конце 70-х годов 19 столетия английским психологом Френсисом Гальтоном. Он работал над двумя проблемами в области исследования ассоциаций: изучением многообразия ассоциативных идей и определением времени, требуемого для возникновения ассоциаций (времени реакции).

Анализируя природу ассоциаций, Гальтон пришел к выводу, что приблизительно 40% от их общего числа уходят своими корнями к временам детства и отрочества. Этот факт стал одной из первых научных иллюстраций влияния детских переживаний на личность взрослого испытуемого.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин использовал метод свободный ассоциаций в целях установления времени ассоциативных процессов у душевнобольных людей. Оказалось, что у людей с нарушениями психики ассоциации гораздо беднее, чем у здоровых людей. [9, 10]

Ученик Э. Крепелина Г. Ашаффенбург поставил вопрос о различиях во влиянии оптических и акустических стимульных слов на ответы. Он также поставил вопрос о формирующем влиянии национальности, эпохи и среды на ассоциации индивида.

Совет

Знаменитый психоаналитик Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций для установления мотивации личности: экспериментатор зачитывал пациенту ряд слов, а пациент должен был в ответ на каждое слово сказать первое, что придет ему в голову, при этом фиксировалось время реакции, изменение частоты дыхания, электропроводимость кожи и все другие параметры, которые могли бы свидетельствовать об эмоциональной реакции пациента. Если реакция на то или иное слово слишком задерживалась, это приводило к изменению ритма дыхания или повышению сопротивления кожи, из чего Юнг делал вывод о существовании определенных эмоциональных проблем, связанных со стимульным словом или с возможной реакцией.

Кроме того Юнг установил, что родственники или представители одной и той же профессии (у него – адвокаты) чаще всего дают одинаковые реакции. Сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, можно найти наиболее частые, общие, что может послужить основой для построения ассоциативных норм для любого языка [34, ] .

С середины 20 века в связи в возникновением психолингвистики как новой отрасли языкознания область применения свободного ассоциативного теста значительно расширилась. Как подчеркивает Горошко Е.И.

, «…наиболее существенный толчок в разработке ассоциативной проблематики был вызван чисто практическими нуждами как психологии так и лингвистики: практикой психоанализа, потребностями психиатрии, разработкой новых методик преподавания иностранных языков, моделированием процессов порождения и восприятия речи, интересом к анализу языкового сознания и построению моделей картин представителей различных культур и социальных групп» [9, с. 123] .

Важное значение для предмета нашего исследования имеет уточнение ассоциативного значения слова. Из большого количества определений ассоциативного значения слова мы будем придерживаться определения, которое предлагает Климкова Т.С. Она рассматривает ассоциативное значения слова как «коннотацию и информацию, передаваемую словом». [9]

В диссертационном исследовании Берсеневой Н.И. обнаружены различия во внутреннем лексиконе, связанные с полом ребенка [10]. Установлено, что для внутреннего лексикона девочек более важны отношения системного характера, структурные взаимосвязи слов как единиц языковой системы.

Для мальчиков оказываются более актуальными адекватные внешние, формальные отношения: созвучия, рифмы. Выявлено также, что реакция девочек более предсказуема, и языковая норма ими усваивается лучше.

Следовательно, устройство и функционирование внутреннего лексикона девочек более похоже на устройство и функционирование внутреннего лексикона у взрослых, т. е. девочки быстрее осваивают языковые нормы взрослых.

Результаты экспериментального исследования Горошко Е.И.

показали, что по определенным параметрам (распределение частот встречаемости различных реакций по частям речи, стратегия реагирования, структура ассоциативных полей и реакций) «женская» картина ассоциативного видения мира отлична от «мужской». А следовательно, и женская языковая способность (на вербальном, лексико-семантическом и грамматическом уровнях) может отличаться от мужской [9, 10].

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/33750

Сеть словесных ассоциаций

Проект «Сеть словесных ассоциаций» дарит вам возможность просмотра ассоциаций, возникающих у человека, с определённым словом. Для получения ассоциаций с заданным словом просто введите искомое слово в строку поиска и нажмите клавишу “Enter” или кнопку “Найти”.

Также предоставлена возможность поиска по первой букве слова. После нажатия соответствующей ссылки на панели навигации вы перейдёте на страничку со списком слов, начинающихся на указанную вами букву.

Обратите внимание

Если результаты поиска не уместились на одной странице, то внизу страницы вы увидите панель навигации по страницам. Используйте ссылки “Следующая”, “Предыдущая”, а также порядковый номер для перехода между страницами.

Для удобства использования каждое слово сопровождается статьями из толкового словаря русского языка. Результаты поиска могут также содержать картинки, которые изображают значение соответствующего слова. Нажмите левой кнопкой мыши на выбранной картинке чтобы увидеть её в более высоком разрешении.

Описание проекта

По своей сути проект «Сеть словесных ассоциаций» представляет из себя идеографический словарь или тезаурус. Этот словарь включает в себя три базовых составляющих: ассоциативный словарь, толковый словарь, картинный словарь.

Ассоциативный словарь, словарь ассоциаций или аналогический словарь группирует слова языка по психологическому восприятию, значению и смыслу.

Толковый словарь — это словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов; толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Картинный словарь или визуальный словарь содержит графические иллюстрации, которые изображают значения слов.

Определение ассоциаций

Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти. В определенном смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка. Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой.

Эта связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Это явление получило название ассоциации (термин предложен в XVIII в.

Локком). По И. П. Павлову, ассоциация есть не что иное, как временная нервная связь, возникающая при определенных условиях.

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами.

Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из синонимов: горе – несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).

Близки к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. Физиологическая сущность ассоциации по контрасту состоит во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители…

вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в тех же участках коры мозга.

Важно

В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (например, явление антонимии: горе – радость, счастье – несчастье и т. д.).

Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим.

Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации.

Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок – роза, болезнь – смерть и т. п.).

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Поскольку ассоциации отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями, законно сделать вывод, что они играют важную роль в строении лексической системы языка. На это указывал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е.

звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами…

Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды.

Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов…».

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Источник: https://wordassociations.net/ru

Ассоциация (психология)

ассоциация (психология)
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение А. – связь между элементами, предметами или явлениями.

Содержание

  • 1 Появление идеи об ассоциациях
  • 2 Виды ассоциаций
  • 3 Использование в психологических исследованиях
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Появление идеи об ассоциациях

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Джоном Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Физиологической основой ассоциации является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления покоится на условных рефлексах. В основе ассоциации лежит кратковременная условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. аналогия).

Совет

Основа мыслительного процесса сводится к операциям анализа и синтеза, к их взаимосвязи с другими умственными операциями и процессами.

К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.

Виды ассоциаций

По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту;
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Использование в психологических исследованиях

В психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент.

См. также

  • Непроизвольная память
  • Память

Ссылки

  • Словарь ассоциаций
  • Sociation.org — база ассоциаций на основе игры с «коллективным разумом»
  • Игры в ассоциации: в двух словах, двухступенчатые
  • Сеть словесных ассоциаций на основе машинного анализа произведений классиков литературы

ассоциация (психология)

Ассоциация (психология) Информацию О

Ассоциация (психология)

Ассоциация (психология)
Ассоциация (психология) Вы просматриваете субъект
Ассоциация (психология) что, Ассоциация (психология) кто, Ассоциация (психология) описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-175676.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector