Инертность – что это такое и как ее преодолеть

Инертность

Инертность – это термин, использующийся в нескольких направлениях относительно характеристики человека.

С физиологической точки зрения она обозначает слабую подвижность нервной системы и процессов в ней происходящих, в частности способность переключения между процессами возбуждения и торможения и реагирования на внешние раздражители.

Обратите внимание

Биологическое развитие инертности связано с тяжелыми поражениями отделов головного мозга, в частности лобных долей.

Но понятие затрагивает не только физиологическое описание процессов, инертность это в психологии понятие, обозначающее присутствующие трудности в изменении линии поведения или переключения между различными видами деятельности, а также в низкой скорости процессов переключения. Мыслительные процессы у такого человека замедленны, отличаются стереотипностью реакций.

Что это такое

Инертные люди выглядят бездеятельными и безучастными, нередко их обвиняют в отсутствии мотивации и стремления к развитию. Однако источники подобного проявления вызывает инертность мышления, а не проблематика мотивации.

Неспособность к быстрому переключению приводит к тому, что намеченные планы всегда переносятся, иногда до такого дальнего срока, что вообще отменяются.

Потребность выполнения какой-то задачи часто становится несвоевременной или разросшейся до масштабов проблем вследствие низкой скорости переключаемости процессов.

Инертной личности требуется время на понимание новой деятельности, выработки новой стратегии поведения и попыток оставить все по-прежнему.

Мотивов своевременного выполнения практически нет, потому что ведущим стремлением является сохранение максимальной статичности в своей жизни. В ежедневных делах инертность также создает немало трудностей, поскольку чтобы начать работать тратится много времени на регулировку своих процессов и настройку на определенную деятельность.

Страдает и личная жизнь от подобной инертности, ведь после рабочего дня человек морально и психологически далеко не сразу возвращается домой, несмотря на его физическое присутствие. Такие люди могут обдумывать рабочий проект за семейным ужином не в силу его важности или проблемности, а просто, потому что их мозг еще не настроился на пребывание дома.

Спутниками инертности всегда являются лень, равнодушие и низкая концентрация внимания. Важность имеют задачи, ставшие не актуальными, а отвлекаемость часто на вещи, не имеющие отношения к конкретному текущему моменту.

Важно

Лень же при инертности вызвана низкой мыслительной производительностью и недостатком общей психической энергии.

Такие люди тратят силы на сдерживание ситуации, избегание изменений, поддержание прошлого способа действий, тогда как обычно самой эффективной стратегией является поддержка изменений.

Преодоление инертности

Преодоление инертности в собственном поведении и восприятии задача доступная, выполнимая, но долгосрочная и требующая постоянной внутренней работы человека. Это сравнимо с кардинальным изменением жизни, ведь, по сути, меняется способ реагирования на окружающую действительность и взаимодействие с ней.

Для получения результатов необходима решимость в необходимости изменений. Пытаться изменить свою внутреннюю инертность, без критической необходимости или в угоду другим не получится. Необходимо выделить ключевые цели, то есть то, какой должна стать ваша жизнь.

Развитие качества необходимо для чего-то, соответственно оно будет совершенствоваться, если в будущем будет перспектива его применения. Также для улучшения внутренней решимости помогает составление конкретных областей жизни, отношений, собственных проявлений, которые страдают из-за инертности.

Таким образом, человек получает двойную стимулирующую программу, имеющую конечные цели развития и негативные стороны, иллюстрирующие возможное будущее и потери в случае игнорирования.

Инертность развивается при столкновении с одинаковыми задачами и выявляет стереотипность поведения и реакций. Механизмы упрощения деятельности заложены в психике для экономии ресурсов, в итоге человек разучивается видеть альтернативные варианты. Чтобы помочь себе быстрее перестраиваться и больше замечать работайте над поиском неоднозначных и необычных вариантов.

Можно начать с простых тренировок в повседневной жизни – каждый день ходить разными путями, готовить разные блюда, подбирать новые сочетания в одежде.Избавляйтесь от готовых решений на бытовом уровне, и вы почувствуете, буквально физически, как начинает работать ваш мозг.

Соблазн идти по привычной, проторенной колее может быть велик из-за возрастающего уровня напряжения – важный момент выдержать адаптационный этап.

Совет

Через пару недель человек замечает, что ему легко дается передвижение по любой незнакомой местности, а использование новых продуктов в непривычных сочетаниях вызывает не напряжение, а интерес и удовлетворение. После того, как бытовой уровень получил свое разнообразие можно приниматься за работу и взаимоотношения.

В рабочих моментах рекомендуется рассматривать всю ситуацию комплексно, несмотря на собственную узкую специализацию.

Профнепригодность наступает тогда, когда человек не видит ничего, кроме своей задачи (врачи, игнорируя смежных специалистов, ставят неверные диагнозы, дизайнеры, не учитывая основную категорию потребителей компании, делают неудачный макет, плотники ставят двери не подходящие общему интерьеру и прочее).

Это путь сложный, требующий временных затрат, ведь психика стремится к поиску простых и прямых решений. Это актуально в кризисных ситуациях, опасности для жизни и быстром реагировании, но в долгосрочной перспективе приводит к снижению скорости переключаемости мыслительных процессов и общей эффективности деятельности.

Поскольку инертность относится к разделу привычек, то возможно создавать условия для формирования иного алгоритма действий.

Первоочередным моментом будет расхламление физического и виртуального пространства – необходимо убрать все, что может отвлекать от выполняемой деятельности.

Все предметы, притягивающие внимание (игра, настольные украшения, включенные оповещения месседжеров) способствуют снижению концентрации, которая и так довольно неустойчива при инертности.

Чтобы выбранная цель не потерялась на фоне привычных установок хорошо составить список своих жизненных ценностей и профессиональных приоритетов. Он необходим для ситуаций, когда становится вопрос выбора, чем заняться или при потере мотивации. Поддержать может и увеличение собственной внутренней энергии, а также грамотный расход имеющихся ресурсов.

Обратите внимание

Банальные советы относительно сбалансированного питания и соблюдения режима сна могут предотвратить тормозящие процессы в нервной системе. Вариант с применением активизирующих препаратов (кофеин, энергетики) дает временный положительный эффект.

В долговременной перспективе употребление искусственных стимуляторов еще больше истощает нервную систему, забирая последние ее ресурсы, и в итоге, требуется все большая дозировка, без которой человек оказывается не в состоянии переключиться даже от просмотра телепередач на прогулку.

Ярким толчком для запуска реакции улучшения переключаемости является смена общего режима дня. Обеспечивайте себе ранний подъем, если раньше просыпались к полудню, переносите утреннюю пробежку на вечер.

Смените образ своего досуга – если сидели дома, то запишитесь на курсы, если учились, то путешествуйте.

Задача состоит в том, чтобы искусственно создавать себе новые условия, тогда способность к быстрому реагированию на смену ситуации будет вырабатываться органично и успешно.

Снижение количества стрессов позволяет освободить огромный блок ресурсов, ранее затрачиваемых на разрешение постоянных спорных ситуаций. Занятия спортом помогают снять мышечное напряжение, формируют новые нейронные связи, стимулируют новые мыслительные процессы, идущие нестандартным путем.

Источник: https://psihomed.com/inertnost/

Как преодолеть собственную инертность?

В последнее время постоянно сталкиваюсь с проблемой инертности людей, когда они хотят чего-то добиться в жизни, но им что-то мешает. Проанализировав все случаи, я пришла к определенному  выводу. Опишу, как формируется инертность и с чем она связана.

С возрастом, человек все больше смещается в сторону стихии Вода (замедляется). Можно сказать, родившись, человек постепенно движется к смерти. То есть понемногу все люди с возрастом затормаживаются. Сначала ребенку (подростку) дается много энергии (стихия Воздух) для познания мира и построения социальных связей.

Дальше, заканчивая учебное заведение, человек женится (выходит замуж), рожает и растит детей, добивается чего-то в жизни. Годам к 30-35 у многих наступает «кризис 30 лет», как называют его психологи. Обычно к этому возрасту жизнь становится стабильной, и все идет по обычному сценарию.

Важно

Можно сказать, что человек до этого возраста отрабатывает социальные взаимодействия и учится управлять своим телом. Только научившись всему в социуме, человек может полноценно идти по пути духовного развития. Хотя могу точно сказать, что возраст указан тут приблизительно.

У некоторых эти процессы запускаются в 25 лет, у кого-то в 40. Все очень индивидуально.

Чаще всего после периода относительного благополучия, многие входят в стадию деградации (разрушения всего отжившего). Людям кажется, что ничего интересного и полезного узнать уже нельзя. В жизни все  ясно и понятно. Новые ощущения не появляются. Теряется смыл жизни, т.к. нет цели.

Поэтому подсознательно люди стремятся развалить свою устоявшуюся жизнь и получить новые ощущения. Ведь душа требует развития. Про такой период говорят «седина в голову, бес в ребро». Запустить этот процесс очень просто, но управлять им сложно.

Для этого нужно понимать механизмы действия и видеть ситуацию не изнутри, а со стороны.

Поэтому подсознательно люди стремятся развалить свою устоявшуюся жизнь и получить новые ощущения.

Ответ прост. Инертность (спокойствие, неподвижность, нежелание что-то делать и двигаться дальше) является неким аналогом медленной смерти человека как личность. Многие предпочитают ничего не делать и жить обычной жизнью, медленно умирая.

А кто-то старается ее преодолеть и вырваться из круга одних и тех же событий, которые напоминают «день сурка». Для того, чтобы суметь вырваться из обыденности жизни, требуется сильное намерение измениться самому и поменять жизнь.

Для этого нужны силы. 

Совет

Для реализации любого намерения нужна энергия. Чтобы ее высвободить, необходимо делать практики перепросмотра каждый день, проводить ревизию всех связей, «запитывать» себя энергией, убирать пробои и перекосы в энергетике, создавать защиту.

Большинство людей хотят изменить жизнь и себя, но при этом ничего не делают, а только причитают что у них в жизни все плохо, нет радости, обвиняют других в свои проблемах, придумывают оправдания неудач и т.п.

На самом деле каждый сам выбирает как себя ощущать и что делать со своей жизнью. Если принять решение быть счастливым вопреки всему, то так и будет. Шмель летает вопреки законам аэродинамики. Поэтому забудьте слово “невозможно”.

Возможно все, главное – в это верить!

Многие адепты не проходят жизненный тренинг в виде отработки глифа 18А – Болото. Для духовного роста уметь преодолевать собственные несовершенства очень важно.

Для этого нужно понять какое качество (или событие) мешает развитию. Потом необходимо принять решение его изменить, сформировать сильное намерение. Дальше, можно самому продвигать себя, наметив цель.

Сложно сразу достичь цели, проще разбить ее на мелкие этапы.

Например, вы хотите научиться определять ТС у людей. Цель поставлена. Теперь нужно ее разбить на этапы. Сначала вы научитесь входить в режим ОВД и активизировать правое полушарие. Дальше вы будете развивать тактильную чувствительность.

Затем, начнете нарабатывать базу ощущений через сканирование любых объектов. На следующем этапе, вы свяжете полученные  ощущения с правильным (или неправильным) результатом. В дальнейшем, у вас пойдет этап корректировки своих ощущений.

И через какое-то время вы достигнете цели.

Большинство учеников разочаровываются в магии потому, что не могут поставить четко себе цель, наметить этапы продвижения к ней.

Обратите внимание

Но чаще всего, многие адепты просто не хотят этого делать и ждут, что способности свалятся с неба – “Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете…”. Не прилетит и ничего свалится. Духовное развитие – это тяжкий ежедневный труд, в котором будут взлеты и падения.

Если вы не научитесь преодолевать свое нежелание идти по пути развития и поддадитесь силе инерции, то можно сказать, что мага из вас не выйдет.

Подведем итог сказанному выше.

Вероятнее всего, в процессе реализации задуманного, вам будут попадаться друзья и недруги, которые будут давать разные советы (глифы 18А Собака и Волк). Если слушать всех и делать то, что они говорят, скорей всего цели вы не достигнете, поскольку советы будет противоположными.

Это вас запутает еще больше, а в последующем, приведет к уменьшению силы намерения и стягиванию в теплое Болото. Поэтому держите цель перед собой и не позволяйте никому вмешиваться в ваши планы. Не делитесь тем, что еще не реализовано.

Этим вы будете выедать энергию из будущего события.

На этом все. Удачи в развитии!

Вероятнее всего, в процессе реализации задуманного, вам будут попадаться друзья и недруги, которые будут давать разные советы (глифы 18А Собака и Волк). Если слушать всех и делать то, что они говорят, скорей всего цели вы не достигнете, поскольку советы будет противоположными.

Источник: https://espermasters.org/kak-preodolet-sobstvennuyu-inertnost/

Внутренняя инертность

В механике Ньютона существует инерция покоя и инерция движения. И если предположить, что законы неживой природы распространяются и на природу живую, то не получим ли мы своеобразный порочный круг, в котором, преодолев инерцию покоя, человек может получить инерцию движения и наоборот, и разорвать этот порочный круг будет практически невозможно.

Читайте также:  Идиотизм - симптомы, признаки, причины

Но, возможно, в духовной работе под инерцией понимается нечто другое? Например, религиозный человек имеет свою картину мира, которая может быть очень далёкой от научной картины мира. И в то же время картина мира у человека, идущего духовным путём, может быть далёкой, как от религиозной, так и научной картины мира.

Трудно человеку, имеющему определенную картину мира, преодолеть её и принять какую-либо иную картину мира. И эта трудность в первую очередь связана с мировоззрением человека, частью которого является картина мира.

Важно

Если человек меняет какую-либо часть своего мировоззрения, то при этом должна соответственно перестроиться вся его структура, которая стремится остаться неизменной, уравновешенной в прежней позиции.

И для того, чтобы разорвать его прежние связи и установить новые, требуется энергия, затраты которой человек воспринимает как усилия, направленные на преодоление внутренней инерции.

Человек может придерживаться определенных взглядов, на какие-либо стороны реальности окружающего его мира. Его могут устраивать существующие религиозные, социальные и политические догмы; общепринятые значимости могут быть и его значимостями, исторические и культурные ценности, могут быть и его ценностями.

И всё это, как внешнее, так и внутреннее, находится в определённом равновесии, изменение которого невозможно без соответствующих волевых усилий.  Это человек воспринимает, как состояние инерции, которую постоянно следует преодолевать, ради сохранения динамики жизни.

В отличие от неживой природы, которая стремится к состоянию абсолютного небытия, в котором она находит окончательное равновесие, человек может иметь сколь угодно уровней равновесия, как на путях нисхождения, так и на путях восхождения.

И даже тогда, когда речь идёт о предназначении этого проявленного мира, или человека в нём, то и в этом у человека могут быть различные уровни равновесия, каждый из которых соответствует определенным уровням мировоззрения.

И тогда встаёт закономерный вопрос: зачем человеку нужно преодолевать инерцию тех уровней равновесия, в которых он прежде находился?

– Человек живое эволюционирующее существо и для того, чтобы подняться на более высокий уровень равновесия, необходимо оставить тот, который был у него прежде. Каждый уровень равновесия является опорой для человека, поднимающегося к вершинам Божественной истины.

И как альпинист находит для себя равновесие, чтобы противостоять гравитации, увлекающей его вниз, чтобы сделать очередной шаг восхождения, так и духовный искатель, в своём внутреннем восхождении, только тогда может сделать следующий шаг, когда установит внутреннее равновесие.

Совет

Без внутреннего равновесия для человека не может быть опоры для следующего шага, и без преодоления этого равновесия не может быть сформировано равновесие более высокое.

И так, шаг за шагом, каждый раз опираясь на предыдущее внутреннее равновесие, и устанавливая равновесие новое, которое в свою очередь будет опорой для следующего шага восхождения, человек следует путём, которым до него прежде никто не ходил. Возможно, было много людей, которые стремились к одной и той же вершине, но каждый из них шёл своим путём, которым никто до него не ходил и никто не пойдёт после.

Источник: http://soznanie.spb.su/articles/2298

Инертность мышления – это неповоротливость ума

Здравствуйте, дорогие читатели! Некоторые люди с большим трудом находят решения для простых задач. Им довольно сложно придумать что-то самостоятельно, у них занимает довольно много времени найти синоним слову, а когда их что-то спрашиваешь они теряются и могут ответить, когда тема уже пройдена или задан уже второй или третий вопрос по счету.

Инертность мышления – это явление, при котором человеку сложно сменить вид деятельности, они думают чуть дольше остальных и с трудом находят ответы даже на простые вопросы. Наиболее часто эта проблема встречается у больных эпилепсией, людей с травмами головного мозга, а также умственной отсталостью.

Если попросить такого человека назвать антоним, то он будет подбирать наиболее подходящее слово в течение длительного времени, возможно, когда вы назовете уже второй или третий вариант.

Инертность у детей

Косность или неповоротливость ума, еще одни синонимы инертности мышления, не всегда встречаются исключительно в клинических случаях.

Вы можете долго пытаться объяснить ребенку, что кит – это животное, но применив уже полученный опыт он будет настаивать, что это рыба и не принимать ваши слова.

Не стоит выходить из себя, вполне возможно, что причина не в упрямстве, его поведение характеризуется инертностью мышления.

Детям довольно сложно привыкнуть к новым правилам, справиться с объемами информации и тогда они начинают действовать согласно уже устоявшимся правилам, игнорируя изменившиеся условия.

Как преодолеть

Когда дело касается клинических случаев, описанных в первой части этой статьи, лечением должен заниматься исключительно врач. Это является обязательным условием. Если же вы самостоятельно решили, что у вас есть небольшие проблемы с поиском ответов и вы хотите развить собственный интеллект и привить себе новые качества, то лучшим способом станут логические задачи.

Шахматы, нарды, монополия и другие настольные игры со временем помогут поднять уровень интеллекта и научат быстрее находить верные решения. Решайте кроссворды, судоку, покупайте другие игры для развития логики, в которые можно играть самому. В психологии пока не придумали более эффективного способа устранения этой проблемы.

Кроме того, не забывайте про чтение. Оно задействует фантазию, развивает память, способствует появлению нового житейского опыта. Также я могу посоветовать вам несколько книг для развития творческих способностей.

Книги для развития мышления

В книге «Турбулентное мышление» Дмитрия Гаврилова вы найдете много интересных фактов, которыми можно блеснуть перед друзьями и коллегами.

Кроме того, здесь немало практических упражнений, которые поспособствуют развитию творческих способностей.

Вопросы, могут показаться вам сложными, но занятные факты и польза для ума с лихвой компенсируют все сложности, с которыми вы столкнетесь в процессе обучения.

Обратите внимание

В книге Эдварда де Боно «Искусство думать» вы найдете секреты техники литерального мышления, разработанные автором.

Оно помогает научиться мыслить гибко, смотреть под разными углами на одни и те же явления. Она направлена на решение повседневных задач, с которыми мы сталкиваемся на работе или дома.

Литеральное мышление, по словам автора книги, способствует скорейшему достижению успеха на любом поприще.

В книге «Рисовый штурм» Майкла Микалько собран 21 способ нестандартного мышления. Здесь есть не только логические игры, головоломки и нестандартные стратегии, но и вдохновляющие факты, которые помогут вам не бросать задуманное и дочитать произведение до конца.

Самое интересное, что автор уделяет внимание не только самому мышлению, но и старается помочь читателям преодолеть неуверенность в себе и страхи и прочие неприятные моменты, которые мешают в жизни.

Источник: https://ezy-life.ru/simptomy-i-rasstrojstva/inertnost-myshleniya.html

Психологическая инерция

Автор статьи:

Климович Людмила Александровна,

начальник отдела менеджмента качества образования, Сургутский государственный университет ХМАО – Югры, г. Сургут

Человек ежедневно принимает сотни решений. Принимая решения он, как правило, выбирает привычный путь, определенный своей предрасположенностью к конкретному методу и образу мышления при решении задачи. Причина этого – психологическая инерция мышления.

Привычка есть одни и те же блюда, одеваться одинаково, сидеть на одном и том же месте и даже писать одной и той же ручкой – все это проявления психологической инерции.

Психологическая инерция вносит комфорт и спокойствие в нашу жизнь, но она же является одним из самых грозных врагов творчества, развития науки и техники, и может сослужить плохую службу. Давайте познакомимся поближе с психологической инерцией и со способами ее преодоления.

Что такое психологическая инерция?

Важно

Психологи и инженеры такое явление как «психологическая инерция» называют по-разному: * низкая оперативность мышления, нежелание прилагать усилия для поиска мышления (психологические науки); * психологическая инерция мышления (определение теории решения изобретательских задач).

Однако суть явления для обеих сторон одинакова: психологическая инерция приводит к тому, что человек выбирает привычный путь, определенный своей предрасположенностью к конкретному методу и образу мышления при решении задачи.

Погружение в контекст: Как вы понимаете термин «психологическая инерция мышления»?

Для того, чтобы понять что такое психологическая инерция, предлагаю вспомнить что такое инерция в принципе – это свойство тел сохранять состояние покоя или движения, пока какая-нибудь внешняя сила не изменит этого состояния (например, закон инерции); бездеятельность, отсутствие инициативы, предприимчивости (переносное значение). Исходя из этого, определение понятия «психологическая инерция» будет: Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Многие действия мы выполняем (принимаем решения) исходя из привычных методов и образов, зафиксированных в нас на подсознательном уровне.

Погружение в контекст: Назовите одно из своих решений, принимаемых инерционно.

Как появляется психологическая инерция?

Основой для психологической инерции человека является стереотип (греч.

stereos – телесный, твердый, объемный, пространственный и typos – отпечаток) – «застывший» образ или представление (модель, шаблон, паттерн), выражающие привычный способ восприятия или действия по отношению к чему-либо.

 
Стереотипы возникают в нашей жизни в результате обучения, независимо от того как и где это обучение осуществляется. Обратите внимание, какие привычные аналитические действия возникают на различных уровнях формирования навыков в соответствии с таксономией Блума:

Ключевые слова (привычные действия) 

Понимание значения, перефразирование главной мысли

Использование информации или концепции в новой ситуации

Разделение информации и концепции для лучшего понимания

Соединение идей для создания чего-то нового

Способность делать суждение относительно ценности

Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать 

Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры

Выстраивать, создавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить

Сравнивать/противопоставлять, разбить, выделить, отобрать, разграничить

Группировать, обобщать, реконструировать

Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать

Здесь при обучении мы целенаправленно закладываем различные алгоритмы выполнения действий, стереотипизируя деятельность обучающегося. Иногда – это единственный алгоритм, хотя существуют несколько возможностей для получения того или иного результата.

Еще одним способом появления психологической инерции является непроизвольное проявление стереотипов, в первую очередь – мышления. Пробуждение психологической инерции может быть вызвано повторением различных оценочных высказываний относительно идей или действий человека.

 

Таким образом, психологическая инерция воспитуема!

Как проявляется психологическая инерция?

Признаком наличия психологической инерции является появление следующих высказываний в речи человека: 1. Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда 2. Этого не может быть потому, что … 3. Этот объект имеет ограниченное применение… 4.

Совет

Так считают авторитеты… 5. Так считают все… 6. Форма объекта всегда была такой… 7. Я знаю, каким должно быть решение, я знаю, где нужно искать решение… 8. Я решаю только свою задачу…  9.

Это задача для специалиста моего профиля…

является сигналом наличия у него психологической инерции мышления.

Погружение в контекст: Какие из фраз вы чаще всего слышите в своем окружении (используете сами)?

Когда вредна психологическая инерция?

Поскольку психологическая инерция основывается на стереотипах, именно они определяют влияние инерции на человека. Сам по себе стереотип как конструкция – нейтрален. Человек имеет в среднем 2000 стереотипов. Знак стереотипу присваивается после оценки результата действия этого стереотипа.

Можно выделить функциональнее и нефункциональные стереотипы: * функциональный стереотип представляет собой повторяющуюся ситуацию с положительным для человека (группы) результатом; * нефункциональный стереотип – повторяющаяся ситуация с отрицательным результатом.

Когда мы говорим о психологической инерции, мы имеем в виду именно  нефункциональное стереотипизированное мышление, которое мешает человеку решить стоящую перед ним задачу.

 

В результате проявления психологической инерции решатель задачи усложняет задачу, додумывая (интерпретируя тем или иным образом) ее условие или внося дополнительные ограничения:

Задание 1. Решите задачу: Двое подошли к реке. Посреди реки в одноместной лодке рыбак удит рыбу.  Как прохожим перебраться через реку на этой лодке?

Назовите, какие в этой задаче мыслительные стереотипы срабатывают и включают психологическую инерцию?

Задание 2. Решите задачу:
Соедините четыре точки тремя прямолинейными отрезками, образующими замкнутую фигуру:

Назовите, какие в этой задаче мыслительные стереотипы срабатывают и включают психологическую инерцию?

Обратите внимание

Если психологическая инерция мешает нам с вами решать достаточно простые учебные задачи, то следует обращать внимание на нее стоит реальная практическая задача. 
Психологическая инерция вредна когда: * ставится большая дерзкая задача, стоит глобальная проблема, решается проблема высокого уровня; * нужно резко повысить эффективность чего-то известного;

Читайте также:  Креативность - что это означает, развитие креативности личности
* просто требуется новизна.

Какие психологические инерции бывают и как их преодолевать?

Основное содержание / пример 

Инерция привычной функции

Инерция привычного принципа действия

Инерция привычного состава компонентов

Инерция привычных свойств, состояний, параметров

Инерция привычной формы и внешнего вида

Инерция привычной ценности объекта

привычка к тому, что объект выполняет привычную функцию / лампочка – светит 

/ насос всасывает воду, таким образом обеспечивая ее движение по трубе

Обязательность наличия того или иного элемента / скейтборд состоит из доски и 8 колес

По внешнему виду судят о принципе действия объекта / колесо, собранное из треугольников

Свойство, которое мы привыкли считать ценным. Действие, которое привычно является главным / использование чайника для варки пельменей

корректная формулировка функции объекта

1) переход от предметного рассмотрения привычного объекта к изучению его функций; 2) поиск решения аналогичных функций в других областях техники и их адаптация к особенностям поставленной задачи

1) проверить, все ли компоненты необходимы и оптимально ли их исполнение; 2) провести функциональный анализ объекта

1) проверять любое значение параметра, которое нам задано, зачем он нам и нужен ли именно такой; 2) менять параметры; 3) искать скрытые свойства

1) помнить, что внешний вид и форма могут меняться для выполнения других функций; 2) проследить эволюцию структуры и внешнего вида

найти в объекте новую ценность (функцию)

Привычная неизменность объекта

Инерция специальных терминов

Инерция лишней информации

Инерция существующего запрета

Инерция псевдоаналогичного решения

Инерция привычного образа действия

Инерция единственности решения

Инерция привычного восприятия

Инерция привычной конструкции (монообъекта)

Инерция привычной технологии изготовления

Инерция привычных условий эксплуатации

/ планета имеет круглую форму

изменить какую-нибудь одну характеристику

/ состав мясорубки: шпонка, шнек, нож и т.д.

Важно

1) заменить термины на общеупотребительные или детские понятия; 2) обозначить границы применения терминов

Если мы обладаем большим объемом информации, то трудно выделить действительно необходимую

подобрать способ систематизации перед тем как искать и обрабатывать информацию

Многие запреты, которые мы считаем незыблемыми, на самом деле таковыми не являются / человек не может ходить по воде

1) сводить административные запреты к техническим; 2) сводить технические запреты к физическим ограничениям

Новая задача кажется похожей на ту, что уже решали / математические задачи про поезда

искать аналогию не по внешнему виду, а по глубинным принципам и противоречиям

Решение создает ощущение окончательного решения проблемы / 24 способа очистки защиты автостоянки от снега

никогда не останавливаться на единственном решении

/ годами ходить в школу одной и той же дорогой

никогда не останавливаться на единственном решении

/ шалун на уроках вызывает недоверие

1) для повышения эффекта взаимодействия воздействие в точке – по линии – по поверхности – объемное; 2)  для снижения эффекта – переход в обратном порядке

для единственного объекта решением проблем будет объединение нескольких объектов

/ 3D-принтеры для еды, молекулярная кулинария

менять технологии, искать другие инструменты

/ 3D-принтеры для еды, молекулярная кулинария

анализировать и своевременно вносить изменения

Погружение в контекст: Узнали ли вы свои личные инерции? Инерции своих учеников?

Как преодолевать психологическую инерцию?

С психологической инерцией можно работать как с явлением, развивая творческое мышление и воображение, и локально, перед началом работ, требующей творческого подхода. В первом случае происходит динамизация процесса мышления, во втором – временное отключение (снижение) психологической инерции.
Способы развития творческого мышления и воображения: * Играть в игры.

* Вычленять и разрешать противоречия. * Заняться развитием тела. * Чаще бывать одному. * Развивать речь (на основе загадок, пословиц, сказок и пр.). * Изучать научную фантастику доступную конкретному возрасту и фантазировать самому. * Использовать методы развития творческого воображения. * Проводить мозговые штурмы.

Совет

Способы снижения психологической инерции перед началом или во время работы: * Вводить правила, запрет на критические высказывания по отношению к идее, решению или человеку (группе людей) их сказавшим. * Задавать / решать нестандартные задачи, задачи с «заковыкой». * Загадывать ассоциативные загадки (см. полезнее ссылки).

* Использовать методы преодоления психологической инерции в соответствии с приведенной классификацией (таблица). * Делать пальчиковую гимнастику.

* Использовать позу «Мечтатель».

Поза «мечтатель» входит в разработанную У. Диснеем стратегию создания новых мультфильмов (придумывания новых идей) как один из этапов. Когнитивный стиль позы: видение — определить «общую картину». Установка: все возможно. Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств.

Физиология: голова и глаза подняты вверх (рис.). Поза симметричная, расслабленная.

Погружение в контекст: Какие из способов борьбы с психологической инерцией мышления вы уже используете в своей работе?

Подведение итогов

Психологическая инерция мышления – предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Формируется в ходе приобретения опыта, образования.

Психологическая инерция усложняет наш путь к решению и вносит дополнительные ограничения. Особое внимание на психологическую инерцию мышления следует при решении важных и сложных задач, при создании чего-то нового.

Существует 17 видов психологических инерций, каждый из которых имеет собственные способы преодоления. Кроме того, можно работать над развитием творческого мышления и воображения, тем самым повышая динамизацию мышления и снижая психологическую инерцию в целом.

Перед началом или в ходе работы следует применять способы локального снижения психологической инерции.

Выгрузка контекста: 
* Найдены ли новые способы взаимодействия с учениками?
* Найдены ли иные способы организации собственной деятельности?

Полезные ссылки

Примечание:

Решение Задания 2

Источник: https://www.it-pedagog.ru/psihologicheskaya-inerciya

Внутренняя инерция и внутренняя интенсивность

Почему очень часто потенциальные искатели не могут начать прилагать регулярные усилия к работе над собой? Почему их привычки делаются для них непреодолимой преградой? Принято считать, что всему причиной механистичность человеческих реакций и поведения. И эта механистичность создаёт в результате такую внутреннюю инерцию, которую очень трудно преодолеть…

Можно думать, что основная инерция лежит в физическом теле. Хочется спать, тело ватное, сплошная вялость… Но если присмотреться повнимательнее, выясняется, что тело двигается за умом, и если состояние ума вялое, то и тело следует за ним.

Заявляю совершенно определённо, что каким бы уставшим ни было тело, ум, при наличии мощной мотивации, всегда может выжать из него ещё чуть-чуть. При наличии терпения к дискомфортам и боли человек способен совершать чудеса, это доказано многими поколениями наших предков.

Обратите внимание

Поэтому когда искатель начинает ссылаться на тело или усталость в своей невозможности практиковать, то это, простите, не более чем самооправдание, потому что на милые его сердцу занятия время и силы почему-то находятся.

И здесь кроется самая главная инерционная сила – сила привычек, являющихся основой бессознательности. Люди привыкают ко всему. Это один из механизмов функционирования ума и основа выживания в любых условиях. Привычки, как правило, связаны с удовлетворением каких-либо потребностей, то есть имеют самые глубокие корни из всех возможных.

Всё-таки без удовлетворения основных потребностей человек существовать не может. И вот привычные способы тратить энергию и время становятся препятствием к осуществлению практики, постоянно отвлекая искателя.

Здесь поначалу помочь может только практика искусственного аскетизма, когда человек добровольно отказывается от следования той или иной своей привычке, стараясь не впадать при этом в подавление. Наоборот, он старается использовать возникающее внутреннее напряжение из-за желания поступить как всегда для наблюдения механистичности своих реакций.

В начале работы другого способа нет, это нужно понимать ясно – никакие речи о том, что я буду осознавать свою зависимость и осознание само всё изменит, являются не более чем способом избегать настоящих изменений.

Многие привычки сами по себе есть препятствие к осознанию, поскольку поддерживают бессознательное состояние человека, и без специальной работы с ними иногда невозможно сделать ни одного шага в направлении внутренней трансформации.

И вот вся сила инерции восстаёт против искателя, в теле возникает ломота, означающая сопротивление ума принятому решению, появляются разного рода дискомфорты, как бы намекающие на то, что пора уже сделать привычное действие, пусть даже им окажется привычное безделье… Без терпения и воли тут просто не обойтись. И любой искатель, начинающий он или нет, должен понять и принять, что у него есть привычки такого рода, какими бы безобидными они ни казались. Увидеть то, какую роль они играют в его бытии, насколько ослабляют его и сколько энергии отнимают, – вот что нужно тому, кто хочет вырасти.

Есть и другая инерционная сила – сила идей. Она, пожалуй, мешает искателю не меньше привычек. Допустим, поверил человек в некую систему знаний, в какую-то картину описания пути и мира, и строит свой поиск вокруг этого. Но результаты его не удовлетворяют.

Важно

Тогда, поневоле, он вынужден искать дополнительных способов и других объяснений. Однако полностью отбросить то, во что уже «вложился», ему трудно, ведь столько сил отдано, да и были же кой-какие результаты.

Такая же инерционность присуща обусловленности – проще верить в то, во что верил с детства, чем принять нечто новое.

А потому многие искатели пытаются совместить свои прежние представления с вновь получаемыми, что, конечно же, создаёт в их головах весьма своеобразный винегрет. А отсюда – очень странное понимание практик и жизни вообще.

Если внутренняя инерция берёт своё начало в уме, то и внутренняя интенсивность зависит от него же. Инерция во внутренней работе есть следствие того, что желание работать слабее желания заниматься чем-нибудь ещё. Интенсивность возникает из возможности вложить всю имеющуюся энергию в действие.

Достигнуть полной самоотдачи, истинной тотальности в выполнении практики. И вот вам очевидная вещь – интенсивность растёт по мере уменьшения инерции. Причём, раз источник проблемы в уме, начинать нужно с тела. Получить опыт внутренней интенсивности легче всего через тело, через упражнения, скажем, выражения.

Ум слишком скрыт вначале, отождествление с ним слишком сильное, поэтому ощутить поток энергии как нераздельное, мощное целое можно вначале в теле. Это простой факт, но многие умудряются отрицать его, пытаясь начинать работать сразу с умом. Им кажется, что это проще.

Так и есть, особенно если учесть, что, как правило, они ещё не могут работать с ним эффективно. Но не всё ли равно как называть ничегонеделание? Можно называть его работой с умом, почему бы нет?

Настоящая работа с умом невозможна без предварительной работы с телом. Все проблемы ума, так или иначе, отражены в теле, занимаясь осознанием тела, мы естественным образом приходим к уму. И можем увидеть, как напряжения тела связаны с напряжениями ума.

Внутренняя интенсивность напрямую завязана на желания. Если они противостоят друг другу, то никакой интенсивности, а значит, и результатов, не будет. Неважно при этом, хорошо ли подавлены желания, противоречащие желанию поиска.

Совет

Они всё равно породят сопротивление, которое будет ослаблять все усилия. То есть нарастание внутренней интенсивности в возможности приложения усилий может быть достигнуто только при осознании своих желаний и прорабатывании их.

Без интенсивного потока осознания невозможно пройти глубоко внутрь себя. Без интенсивного света невозможно рассеять тьму.

Пока доступная человеку энергия расщеплена и большая часть её уходит на контроль подавленных эмоций и желаний, надеяться на успех нельзя. Только на чудо.

Интенсивность становится естественным состоянием, когда уходит подавление и прорабатывается хотя бы часть желаний. Чем меньше человек подавляет, тем более цельным становится каждое его действие.

Понятно, что в процессе внутренней трансформации всё меняется. Меняются приоритеты поиска, меняется мотивация, меняется количество доступной энергии… В общем, всё. Теряет смысл понятие инерции, потому что осознание текущей ситуации позволяет ясно видеть – усилие какого рода и какой силы следует приложить здесь и сейчас.

Теряет смысл и понятие интенсивности, потому что оно становится бессмысленным без своего антипода. И так, теряя состояния, в которых можно было найти полюса и противоположности, человек приходит к уровням бытия, про которые и сказать-то нечего.

Потому что язык, основанный на противопоставлении противоположностей, теряет весь свой смысл на этой территории, где ничего не разделено.

Источник: https://mystic-school.ru/knigi/put-preobrazheniya-seks-i-duhovnyy-rost/c/vnutrennyaya-inertsiya-i-vnutrennyaya-intensivnost

Инертность мышления – пути преодоления

Автор Татьяна Попова.

«Будем получать истину в готовом виде или откроем ее сами?» – спрашивает ребят учительница на уроке математики, собираясь познакомить их с понятием «Площадь прямоугольника». Отовсюду слышится: «Сами, сами…». «Ну, дерзайте», –  и начинает задавать грамотные с точки зрения проблемно-поискового обучения вопросы.
После основного вопроса «Вы можете предложить способ, который позволит вычислить площадь прямоугольника без подсчета количества уместившихся квадратов?» школьники охотно задумываются.
Именно такой подход к обучению стимулирует мыслительную деятельность и мотивацию учения, позволяет преодолеть инертность мышления (негибкость, заторможенность и, как правило, несамостоятельность), которая является одной из основных причин трудностей в обучении многих школьников.
Как показывает анализ литературных источников, трудности в обучении, особенно у ребенка младшего школьного возраста, возникают в результате безразличия учителей и родителей, их педагогической и психологической неграмотности. Школьные проблемы не только мешают ребенку нормально учиться, но и расшатывают его физическое и психическое здоровье. Об этом необходимо говорить и на педсоветах, и на родительских собраниях. Современному школьнику и в процессе обучения, и вне школы постоянно приходится встречаться с ситуациями, часто проблемными, которые требуют от него активных мыслительных действий. Ему не хватает прежних знаний, способов действий, чтобы их разрешить. Встреча с задачей, способ решения которой еще неизвестен, общение с новыми людьми, принятие какого-то жизненно важного решения человека с инертным мышлением ставят в тупик. И как же выбраться из этого тупика?

Читайте также:  Символдрама - техники в психологии и психотерапии

Это под силу продуктивному мышлению, которое приводит к рождению новых для самого человека идей, к нахождению в краткие сроки нового результативного способа действий. Такое мышление опирается на прошлый опыт, но в то же время предполагает выход за его пределы для открытия новых знаний.

Является ли мышление вашего воспитанника продуктивным? Проверьте это, предложив ему все или несколько заданий, которые содержит данный тест.

1. Задайте вопросы и попросите как можно быстрее на них ответить:

  • Отца некоего гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут самого гражданина?
  • Если на двух руках десять пальцев, то сколько же пальцев на десяти руках?
  • Быстрый является противоположным по смыслу слову: 1 – легкий, 2 – скрытный, 3 – медленный, 4 – тяжелый, 5 – далекий.
  • Сколько простых предложений будет в сложном предложении с тремя запятыми? (Неоднозначный ответ).
  • Сколько запятых будет в сложном предложении, содержащем три простых предложения? (Неоднозначный ответ).

2. Предложите отгадать следующие загадки:

  • Он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (Паук).
  • Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).
  • Что имеет голову, но не имеет мозгов?(Сыр, лук, чеснок).
  • Окна всех стен дома смотрят на юг, в одно из них заглядывает медведь. Какого он цвета? (белого, дом стоит на Северном полюсе).
  • На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
  • Кот – 3, ворона – 3, корова – 2, собака – 3, коза – 2, кукушка – 4, утка – 3, петух – 8, свинья – 3, овца – 2. Осел – ? (2 –  иа).
  • Один глаз, один рог, но не носорог? (Корова из-за угла выглядывает).
  • Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу).

3. Попросите выполнить такие задания:

  • Составить связное предложение, состоящее из следующих слов: ребята, летнего, веселые, вернулись, лагеря, довольные, домой (слова можно менять местами, но окончания должны оставаться неизменными, можно добавлять другие слова). (Например. Все ребята вернулись домой из летнего лагеря довольные и веселые).
  • Придумать предложение, каждое слово в котором начинается на указанную букву: ППВНПВЯТД. (Например. Приятно проводить время на природе в ясный теплый день).
  • Разгадать анаграммы и прочитать текст:
    Мам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис. (Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).
  • Расставить предложения так, чтобы получился последовательный и связный рассказ (можно менять порядок строк, добавлять другие слова и предложения):
    • На небе зажглась радуга.
    • Все звери попрятались.
    • Лесной праздник начался.
    • Засверкали крупные капли на листьях и траве.
    • Прекратили свою возню мыши.
    • Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве.
    • А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится.
    • В лесу пошел дождь.
    • Весело зазвучал птичий хор.
    • Небо укрылось тучами и прогремел гром.
    • Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли.
    • Не было слышно птичьего пения.
    • Только дождевые капли шелестели в листве.
    • Первым высунул нос из своей норки заяц.
    • Неожиданно дождь кончился.

    (Например. В лесу пошел дождь. Небо укрылось тучами и прогремел гром. Стало темно и неуютно. Все звери попрятались. Они затаились в своих норках и гнездах. Лес затих. Не было слышно птичьего пения. Не шуршали заячьи лапки по траве. Прекратили свою возню мыши. Только дождевые капли шелестели в листве. А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится. Неожиданно дождь кончился. Летний дождь всегда кончается быстро. Засверкали крупные капли на листьях и траве. Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли. Первым высунул нос из своей норки заяц. Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве. На небе зажглась радуга. Весело зазвучал птичий хор. Лесной праздник начался).

4. Найти выход из проблемной ситуации:
С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче Зильбертом, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Вскоре после Нового года сосед позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал Зильберта. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».  – Все ясно, – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас проследовать за мной. Почему инспектор Варнике заподозрил соседа в краже?

Если ребенку тяжело даются подобные задания, его мышление инертно. Школьники с инертным мышлением склонны к шаблону, с трудом меняют привычный способ работы, ход своих суждений, им тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. И они безусловно нуждаются в помощи взрослых, которые при желании могут им помочь развить первым делом важные для продуктивного усвоения учебного материала качества мышления. А чтобы это сделать, необходимо сначала «разобраться» с понятиями и наметить план работы. Попробуем внести некоторую ясность. Понятие «продуктивное мышление» часто подменяют понятием «творческое мышление», хотя имеется небольшая разница. Они находятся в отношении подчинения.  На схеме это выглядит так:

А – продуктивное мышление, Б – творческое мышление, а закрашенная область – продуктивное мышление, не являющееся творческим, которое именно сейчас нас интересует. Понятно, что результатом «работы» того и другого является продукт, но различающийся в каждом случае степенью новизны, значимости для окружающих, количеством самостоятельного труда в поиске решения проблемной ситуации и т.д. Любое творческое мышление является продуктивным, но не любое продуктивное мышление является творческим. Школьник, на уроке открывший для себя новый способ действия (именно открывший, потому что учитель грамотно выстроил проблемную ситуацию и ход урока), безусловно показал «работу» продуктивного мышления, частично самостоятельного, пока еще не творческого, но уже не инертного.

Инертность мышления требует колоссальных затрат времени и сил. Когда ученик, пришедший к неверным выводам, пытается исправить ошибку, то возвращается к тем же рассуждениям, которые уже привели к неудаче. А это может быть чревато и перегрузками, и стрессом.

Поэтому выход один – безотлагательная и правильная тренировка мышления, равнение на продуктивное мышление, которое обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. И побольше ситуаций, которые провоцируют мозг на серьезную работу.

Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация». Вот и надо создавать ее и в школе, и дома.

Обратите внимание

А делать это можно, используя диалектический метод Сократа, который направлен на обнаружение истины и заключается в следующем: в диалоге собеседнику задаются правильно подобранные вопросы с той целью, чтобы тот сам пришел к противоречию и сделал выводы.

Необходимо вместе открывать способы решения каверзных задач, «каверзность» которых ставит в тупик многих школьников потому, что условия этих задач или вопросов выражены не на привычном предметном языке с использованием научных понятий, а в обычных, житейских понятиях. Вот здесь-то и необходимо гибкое, «живое» мышление, которое должно вырабатываться не только в школе, но и дома.

Большая ответственность ложится на родителей. Им необходимо для начала пересмотреть свое отношение к ребенку, научиться активно его слушать и советоваться с ним как можно чаще, постараться грамотно организовать учебную деятельность, проверку домашнего задания.

Приучайте ребенка осмысленно работать с текстом, вооружите приемами запоминания учебного материала, рациональными способами учебной работы. Любая серьезная деятельность школьника должна сопровождаться постановкой личностно значимых целей, эмоциональным настроем, ситуациями успеха.

Старайтесь выработать в нем стремление выражать мысли своими словами, грамотно ставить вопросы, самостоятельно делать выводы, но всегда терпеливо и заинтересованно его выслушивайте. Учите анализировать поступки и слова других людей, отвечать себе на вопросы: почему человек сказал именно это, повел себя именно так и т.п.

Помогайте ребенку применять полученные в школе знания в измененной ситуации. Чаще хвалите, повышайте его самооценку. И помните, главная задача настоящего родителя – научиться быть ребенку другом, жить его интересами, понимать его состояние и стремления, поддерживать во всех хороших начинаниях и вселять веру в успех.

А теперь несколько рекомендаций.

1. Предложите ребенку делать привычные ему действия иногда совсем по-другому, даже наоборот, например:

  • другой рукой писать буквы, слова, держать ложку, открывать дверь или что-нибудь еще, чистить зубы, умываться и т.п.;
  • читать и писать справа налево;
  • осторожно идти и бежать назад.

2. Играйте в игру «Прерванный рассказ», смысл которой заключается в следующем: вы рассказываете какую-нибудь историю, но не до конца. Пусть ребенок ее закончит самостоятельно. По словам В.А.Сухомлинского «Недосказанное – это «затравка» для мышления».

3. Играйте в игру «Невероятная история», смысл которой заключается в следующем: необходимо связать между собой самые разные слова и составить с ними какое-нибудь необычное, пусть даже смешное предложение или рассказ, например, такие слова: велосипед — тарелка — цветок.

Ученые установили, что необходимым условием продуктивной мыслительной деятельности являются эмоции. В определенные моменты они обеспечивают резкое возрастание ее интенсивности. В результате активизации эмоциональной сферы в процесс продуктивного мышления вовлекается практически весь мозг. Чем больше мы удивляемся, радуемся, восторгаемся, когда соприкасаемся с окружающим миром, тем лучше мы можем осмыслить его и понять. Даже когда разочаровываемся, печалимся, страдаем, – главное, чтобы на пути к познанию не было состояния равнодушия, безучастия и пассивности. Не зря говорят: «Оживи чувства, прояснится ум».

Поэтому и обучение, и воспитание должно будить чувства и эмоции школьника, и очень хороши для этого те самые грамотно выстроенные вопросы, которые приводят ребенка к собственному противоречию (метод Сократа), после чего трудно не испытать чувство радости от собственного открытия.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Источник: https://www.zanimatika.ru/roditelskoe-sobranie/inertnost-myishleniya-puti-preodoleniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector