Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Особенности проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях

УДК 37

Коломеец Лариса Анатольевна

Kolomeets Larisa Anatolyevna

кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии и психологии развития

Кемеровского государственного университета

PhD in Psychology, Assistant, General Psychology and Developmental Psychology Department, Kemerovo State University

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Обратите внимание

SPECIFIC FEATURES OF HIGH SCHOOL STUDENTS' COPING BEHAVIOR STRATEGIES IN STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена изучению особенностей проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников.

Полученные результаты расширяют и уточняют имеющиеся теоретические разработки и эмпирические исследования психологических особенностей формирования копинг-стратегий и могут быть применены в деятельности практического психолога в ходе проведения диагностической, психопрофилактической и коррекционных работ.

The article studies specific features of the high school students' coping behaviour strategies.

The obtained research results broaden and specify the existing theoretic developments and empiric studies regarding the psychological specifics of the coping strategies formation, and they may be implemented by school psychologists during diagnostic, psycho-prophylactic and correctional activities.

Ключевые слова:

копинг, копинг-поведение, копинг-стратегии, ко-пинг-ресурсы, личностные особенности, выбор.

Keywords:

coping, coping-behavior, coping-strategies, coping-resource, personal traits, choice.

В настоящее время, в силу политической, экономической и социальной нестабильности, жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности, что приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, развитию стресса [1]. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с планированием и проектированием индивидуального жизненного пути, адаптацией личности и формированием эффективных копинг-стратегий поведения для преодоления стрессовых ситуаций.

Важно

Исследования, посвященные вопросу совладающего поведения, широко проводятся в зарубежной психологии (R.S. Lazarus, S. Folkman, N. Endler, J.D.A. Parker, C.M. Aldwin, Е.А. Skinner).

В отечественной психологии изучение проблемы совладающего поведения (копинг) рассматривается в нескольких основных аспектах – учебном, профессиональном, детско-родительских отношений, социально-политических ситуаций, а также на разных этапах онтогенеза (Л.И. Анцы-ферова, В.А. Бодров, Т.В. Гущина, Р.М. Грановская, К.И.

Корнев, Т.Л. Крюкова, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, М.В. Сапоровская, Е.А. Шепелева и др.). Копинг-поведе-ние рассматривается как осознанное поведение, направленное на устранение неопределенности, стрессовой ситуации.

Оно зависит от таких факторов, как личность субъекта, реальная ситуация и условия социальной поддержки. Человек, опираясь на собственный опыт, использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные).

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что «…ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка» [2].

И.Г. Малкина-Пых отмечает, что совладающее поведение реализуется посредством применения разных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды [3]. Преодоление направлено на гармонизацию отношений между субъектом и средой, на ослабление эмоциональных переживаний [4].

К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроль, низкий нейротизм, эмпатию, потребность в теплых, доверительных, эмоционально значимых отношениях с другими людьми и другие психологические характеристики.

С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и анализ проблемы, с эмоциональной – эмоциональная разрядка, оптимизм, сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой – отвлечение, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность [5].

Совет

В отличие от защитных механизмов, совладающее поведение направлено на активное, осознанное взаимодействие с ситуацией. Копинг-стратегии поведения позволяют человеку способами, адекватными личностным особенностям, справиться со стрессом [6].

Совладающее поведение дифференцируется с точки зрения эффективности совладания, когда стрессовая ситуация становится незначимой как раздражитель. Критерием эффективной копинг-стратегии поведения считается ослабление чувства уязвимости к стрессам, изменение отношения к проблеме, отсутствие неудовлетворенности и дискомфорта [7].

Особую актуальность вопрос формирования эффективных копинг-стратегий поведения в стрессовых ситуациях приобретает в юношеском возрасте.

Следует отметить, что впервые человек оказывается перед социальным, профессиональным и личностным выбором именно в старшем школьном возрасте, сензитивном для этих процессов, по мнению многих исследователей (Л.

И. Божович, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн и др.) [8].

Это этап принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и места в жизни, смысла жизни, жизненной позиции. Этот процесс был подготовлен всем предшествующим развитием школьника, и в частности становлением в подростковом возрасте мышления в понятиях [9].

Трудность осуществления выбора усложняется сегодня многообразием социальных проблем в российском обществе.

Ситуация экономической и социальной нестабильности, происходящее в обществе обесценивание недавних социальных ценностей, изменения нравственной сферы ведут к разрушению прежнего типа духовной культуры, подрыванию веры в добро, справедливость, милосердие.

Обратите внимание

В быстро меняющихся современных условиях востребованной становится активная и жизнестойкая личность, способная быстро реагировать на изменяющиеся условия и использовать эффективные стратегии осуществления выбора, направленные на разрешение неопределенной ситуации, что предъявляет особые требования к личностным ресурсам [10].

Копинг-поведение старшеклассников до сих пор остается еще малоизученным. Далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной социально-психологической ситуации, сфера ее возникновения.

В настоящее время существенно увеличились объемы и сложность материала, учебных программ, которые необходимо усвоить учащимся.

Интенсификация процесса обучения приводит к усилению нервно-психического напряжения учащихся старших классов.

При этом важный фактор усиления тревоги и стресса связан с опасениями учащихся относительно их способностей справиться с экзаменационным испытанием в виде единого государственного экзамена.

В нашем исследовании приняли участие учащиеся пяти 11-х классов в количестве 100 человек в период подготовки к ЕГЭ. В работе использовался комплекс методик: тест «Смысложиз-ненные ориентации» (СЖО) Д.А.

Леонтьева, тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина и других, копинг-тест в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А.

Крюковой).

Полученные результаты по копинг-тесту С. Нормана, представленные в таблице 1, констатируют, что доминирующими копинг-стратегиями старшеклассников являются повышенная направленность на решение задач в сложных, стрессовых ситуациях, стремление сосредоточиться на проблеме, проанализировать ее, все взвесить и принять наиболее оптимальное решение.

Таблица 1 – Степень напряженности копинг-стратегий, %

Копинг-стратегии %

Решение задач 64

Эмоции 40

Избегание 45

Отвлечение 37

Социальное отвлечение 55

Старшеклассники показывают средний уровень склонности к погружению в эмоциональные переживания по поводу стрессовой ситуации, что проявляется в умеренно выраженной внутренней напряженности, беспокойстве, растерянности, сосредоточенности на своих недостатках и неспособности решить проблему.

Важно

Также мы наблюдаем среднюю степень напряженности копинг-стратегии избегания решения трудной задачи.

Следует отметить, что две субшкалы – отвлечение и социальное отвлечение – относятся к избеганию. Копинг «отвлечение» имеет низкий уровень напряженности. Старшеклассники не имеют склонности к отвлечению от проблемной ситуации. Копинг «социальное отвлечение» показывает среднюю степень напряженности, стремление отвлечься от проблемы, больше быть на людях, проводить время с друзьями.

Для изучения взаимосвязи уровня субъективного контроля, осмысленности жизни и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ. Значимость коэффициента корреляции р < 0,05

при г > 0,197. В таблице 2 представлены статистически значимые корреляционные связи между личностными особенностями и копинг-стратегиями, характеризующими поведенческие реакции.

Таблица 2 – Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных характеристик старшеклассников

Шкалы Решение задач Эмоции Избегание Отвлечение Социальное отвлечение

Общая интернальность 0,31 – – -0,23 –

Интернальность в производственных оношениях 0,34 – – – –

Интернальность в области межличностных отношений – – – -0,23 0,22

Осмысленность жизни 0,28 -0,22 – – 0,22

Цель 0,20 -0,19 – – –

Процесс 0,25 -0,26 – – 0,29

Результат 0,21 -0,30 – – –

Локус Я 0,29 -0,22 – – 0,28

Локус Жизнь 0,28 – – – –

Корреляционный анализ показал, что общая интернальность прямо коррелирует с копинг-стратегией решения задач (r = 0,31) и обратно коррелирует со стратегией отвлечения (r = -0,23).

Интернальность в производственных (учебных) делах имеет положительную взаимосвязь с ко-пинг-стратегией решения задач (r = 0,34).

Отрицательный коэффициент корреляции интерналь-ности в межличностных отношениях с копинг-стратегиями отвлечения (r = -0,23) и социального отвлечения (r = -0,22).

Совет

Осмысленность жизни, способность жить настоящим положительно коррелирует с копинг-стратегией решения задач (r = 0,28) и социального отвлечения (r = 0,22), что говорит о потребности быть на людях, разговаривать с теми, чей совет дорог.

Выявлена отрицательная корреляция со стратегией эмоции, что говорит о том, что чем выше уровень осмысленности жизни, тем ниже склонность к погружению в эмоциональные переживания по поводу стрессовой ситуации (r = -0,22).

Наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, прямо коррелирует с копинг-стратегией решения задач (r = 0,20).

Способность воспринимать свою жизнь как наполненный смыслом, интересный и эмоционально насыщенный процесс положительно коррелирует с копинг-стратегиями решения задач (r = 0,25) и социального отвлечения (r = 0,29) и отрицательно коррелирует с копинг-стратегией эмоции (r = -0,26). Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией, ощущение осмысленности жизни также имеют положительную корреляцию с копинг-стратегией решения задач (r = 0,21), отрицательную – с эмоциональной стратегией (r = -0,30).

Представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (локус контроль Я), убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (локус контроль Жизнь), положительно коррелируют с копинг-стратегией решения задач (r = 0,29; r = -0,28). Локус Я имеет прямую корреляцию с копинг-стратегией социального отвлечения (r = 0,28) и обратную корреляцию с эмоциональной стратегией (r = -0,22).

Таким образом, представленные результаты исследования указывают на взаимосвязь личностных особенностей учащихся 11-х классов и копинг-стратегий поведения.

Это отчетливо проявляется в большинстве выявленных значимых корреляционных взаимосвязей, отражающих стремление к решению проблемных задач. Ученики выпускных классов стараются при возникновении проблемы больше общаться с людьми, получать советы.

Чем выше такие личностные ресурсы, как осмысленность жизни, временная перспектива, представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, уровень ин-тернального контроля, тем более конструктивной является копинг-стратегия поведения.

Ссылки:

Обратите внимание

1. Коломеец Л.А. Особенности копинг-поведения старшеклассников как стратегия преодоления жизненных трудностей [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2013/8/psix%D0%BE%D0%BEgiy%D0%B0/kolomeets.pdf (дата обращения: 11.09.2015).

2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-29.

3. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2007. № 12. С. 15-25.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.

5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. 3-е изд. СПб., 2008. 960 с.

6. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2007. 60 с.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009. 544 с.

8. Морозова И.С., Коломеец Л.А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2013/11/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/morozova-kolomeets.pdf (дата обращения: 11.09.2015).

9. Коломеец Л.А., Морозова И.С. Проявление личностных особенностей на различных этапах старшего школьного возраста в условиях художественно-эстетического образования // European Social Science Journal. 2012. № 8 (24). С. 264-268.

10. Коломеец Л.А., Морозова И.С. Формирование стратегий осуществления выбора у старшеклассников // Ibid. 2013. Т. 1, № 10 (37). С. 100-104.

Читайте также:  Как перестать обижаться на людей, на мужа, на родителей?

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-koping-strategiy-povedeniya-starsheklassnikov-v-stressovyh-situatsiyah

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте



Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков.

Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях.

Всё это реализуется в копинг-поведении, оно направлено не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, исключение негативных последствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей копинг-поведения подростков.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, подростковый возраст, трудная ситуация.

Ситуация в окружающем мире с каждым годом усложняется из-за происходящих социально-экономических, культурных, политических изменений в обществе, вследствие чего возрастает эмоциональный дискомфорт, внутренняя напряженность и в целом нагрузка на психику подростка. Он вынужден решать все более ответственные задачи, включаться в новые межличностные и общественные отношения, учитывать большее количество факторов, способствующих продуктивной и успешной деятельности.

Все эти стремительные изменения социальной среды заставляют подростков искать другие алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новым трудным ситуациям, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, творческий потенциал и инициативность.

Важнейшей формой адаптационных процессов реагирования подростка на трудную ситуацию является копинг-поведение.

Важно

В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» применил копинг для характеристики осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими тревогу ситуациями.

С выходом этой книги, в качестве центрального звена стресса стал рассматриваться копинг, а именно — как стабилизирующий фактор, помогающий личности в поддержке психосоциальной адаптации в ситуации стресса [2].

Такие исследователи, как Ф. Е. Василюк, Л. А. Китаев-Смык, И. В. Камынина, А. В. Либин, отмечают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, так как личность и среда создают неразрывную, динамическую взаимосвязь и осуществляют взаимное влияние друг на друга [1].

А. Г. Маклаков считает копинг-поведение адаптационным потенциалом человека, в котором высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека. Личностные диспозиции могут влиять на процессы копинг-поведения и быть механизмом, с помощью которого личность оказывает буферное влияние на стрессовые события [5].

Таким образом, при рассмотрении подходов различных авторов, можно утверждать, что копинг-поведение — индивидуальный образ действий индивида в затруднительной ситуации согласно ее значимости и реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и ресурсов среды.

Выявление особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте является актуальным, так как в научной литературе этот период описывается как наиболее стрессогенный и конфликтный.

Этот возраст имеет свои специфические черты, центральными из которых являются: интимно-личностное общение с группой сверстников, выделяющееся в качестве ведущей деятельности, и стремление утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию.

В силу ведущей деятельности этого периода повышена значимость ценностей и норм группы сверстников, что обуславливает стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди них [6]. Эта особенность подросткового возраста существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях.

Совет

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие познавательных процессов. Происходит становление избирательности, развитие целенаправленности восприятия, формирование теоретического мышления, логической памяти и устойчивого произвольного внимания.

Центральное личностное новообразование данного периода — развитие самосознания на новом уровне, происходит становление Я-концепции, которая выражается в стремлении понять себя, свои особенности и возможности, свою неповторимость и уникальность.

В связи с этим, в подростковом возрасте идет активное необходимо проводить обучение способам совладания с жизненными трудностями.

Е. Н. Туманова выявила следующие типичные кризисные ситуации в жизни подростков. Это неприятности в таких сферах, как: семья, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимым взрослым, учебная, здоровье [3].

Следующей отличительной особенностью копинг-поведения в современной подростковой среде является возникновение установок на получение удовольствий, как способа ухода от критических ситуаций и возрастающих трудностей.

Научное исследование Е. А. Сибирева показывает, что в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи стремление к развлечениям и удовольствиям прочно занимает вторую позицию после материального дохода, заметно опережая такие ценности, как семья, забота о других, творчество [3].

Саморазрушающим называл В. Франкл стремление к счастью, когда в основе его лежат чувственные удовольствия. Именно такие стремления определяют внутренние неврозы. Чем больше подросток стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели.

Стремление к жизни «по принципу удовольствия» является определяющим и смыслообразующим мотивом инфантилизма.

Обратите внимание

Таким образом, подростки, столкнувшись с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов совладающего поведения, оказываются перед возможностью возникновения невроза [7].

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, рассматривают копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям». Также на основе своих исследований копинг-поведения подростков авторы разработали три теоретические модели: [4, с.88]

  1. Модель адаптивного функционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:

 сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий;

 сбалансированное развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и когнитивно-оценочных механизмов;

 преобладание мотивации на достижение успеха;

 наличие определённых личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий.

  1. Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:

 использования как пассивных, так и активных копинг-стратегий;

 несбалансированное функционирование когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих копинг-поведения;

 неустойчивость, изменение мотивации — достижение успеха / избегание неудачи;

 низкая эффективность блока как личностно-средовых копинг-ресурсов в целом, так и отдельных компонентов его структуры.

  1. Модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения, ее характеристики:

 преобладание копинг-стратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки;

 несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов, неразвитость когнитивно-оценочных копинг-механизмов;

 дефицит социальных навыков разрешения проблем, интенсивное использование не свойственных возрасту копинг-стратегий;

 преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией на достижение успеха; отсутствие готовности к активному противостоянию среде;

 отсутствие направленности копинг-поведения на стрессор как на причину негативного влияния и воздействия на психоэмоциональное напряжение как на следствие негативного воздействия стрессора с целью его ослабления;

 низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов.

На основании учета характеристик данных моделей, мы можем увидеть, какой вариант копинг-поведения использует подросток и что стало для этого причиной.

Таким образом, обобщая точки зрения авторов на особенности копинг-поведения подростков можно утверждать, что:

  1. Интимно-личностное общение со сверстниками, повышающее значимость ценностей и норм групп сверстников, где одни формы поведения подкрепляются авторитетом, уважением и т. д., а другие наказываются, например, исключением из группы, отчуждением, существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях;
  2. Происходит активное становление копинг-стратегий как способов совладания с жизненными трудностями в процессе интенсивного развития познавательных процессов подростка;
  3. Возникают установки на получение удовольствий как способа ухода от трудных ситуаций, что препятствует поиску эффективных способов совладания с ними и способствует формированию аддиктивного поведения.

Учет особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте позволяет выделять адекватные и не адекватных стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшать отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей личностного развития подростков.

Для адекватных, социально адаптивных копинг-стратегий подростков рекомендуется их формирование с помощью психокоррекционных групповых занятий с элементами тренинга.

Эта форма работы предоставляет подросткам все многообразие способов поведения, тем самым, обучая их продуктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Литература:

  1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200с.
  2. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг/ Р.Лазарус. — М.: Медицина, 1984. — 218 с.
  3. Сибирев В. А. Штрих к портрету поколения 1990-х гг. / В. А. Сибирев, И. А. Головин // Социологические исследования, 1998. — № 3. — С.106–117.
  4. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer05.php.
  5. Соловьева С. Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  6. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды/ Д.И Фельдштейн. — М.:МПСИ, 2012. — 427 с.
  7. Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. — М.: Прогресс, 1990–367 с. ISBN 5–01–001606–0

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, достижение успеха, ситуация, способ ухода, способ совладания, получение удовольствий, интимно-личностное общение, интенсивное развитие, значимость ценностей, трудная ситуация.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/26884/

Особенности копинг-стратегий подростков

Подростковый возраст выступает периодом, когда ребенок интегрируется в общество как потенциальный взрослый, когда он рассматривает окружающую его среду как дорогу в самостоятельную жизнь. В этот период происходит активное обучение применения разнообразных шаблонов поведения и защитных механизмов, применяемых в трудных ситуациях.

Изучением ситуаций, встречающихся в обычной жизни подростков и так или иначе вызывающих стрессовое состояние, занималась Е.Н. Туманова.

Среди стрессовых возбудителей, на которые впоследствии у подростков возникает реакция совладания, она выделяет семейные отношения (ссоры в семье, детско-родительские конфликты), конфликтные взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимыми взрослыми (конфликт с учителем, с тренером), учебная деятельность (систематическая неуспеваемость, неудачи в контрольных работах), здоровье (болезни, травмы) [32, 41].

Не смотря на то, что подростковый возраст характеризуется стремлением ребенка к свободе, стремлением к самостоятельному решению задач и вопросов, наблюдается высокое применение подростками копинг-стратегий, направленных на поиск социальной поддержки и одобрения со стороны взрослого [18, 329]. Исследования Д.

Шек показали, что роль эмоциональной социальной поддержки для ребенка усиливается по мере нарастания трудности стрессовой ситуации, найденная поддержка смягчает воздействие стресса на организм ребенка, сохраняет его здоровье и благополучие, при этом способствуя дальнейшему развитию совладающего поведения [24, 702].

Так, находясь в условиях семейного конфликта, подросток может искать поддержки со стороны значимых взрослых, которыми могут стать, например, учитель или тренер.

Так же, согласно Е.А. Сабировой и И.Ф. Сибабулиной, одной из специфических черт копинг-стратегий подростков является направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей [26, 101].

Важно

Такая стратегия свидетельствует об инфантилизме, нежелании ребенка принимать ответственность на свои плечи и активно решать проблему, эта стратегия имеет пассивный характер и выбирается подростком как наименьший путь сопротивления.

М.В. Кондратьевой была установлена взаимосвязь между успешностью ребенка в учебной среде либо ученической среде и применяемыми копинг-стратегиями [28, 287].

Она определила, что подростки с хорошей успеваемостью с высокой выраженностью применяют копинг-стратегии, направленные на активное разрешение проблем, и с меньшей выраженностью применяют стратегии поиска социальной поддержки.

У подростков со средней успеваемостью ведущую роль занимают стратегии поиска социальной поддержки, менее часто выражено применение стратегий активного преодоления трудностей и низко выражены стратегии избегания. У подростков же с худшей успеваемостью наиболее всего выражена стратегия избегания. М.

Читайте также:  Аменция - что это такое, причины, симптомы, лечение аменции

В. Кондратьева объясняет это тем, что не успешным ученикам мешают хорошо учиться внутренние травмы и барьеры, вследствие чего они выбирают для себя наиболее адекватный и легкий способ решения проблемы – уход.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский разработали теоретические модели копинг-поведения подростков [24, 703].

Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения характеризуется сбалансированным использованием соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают следующие личностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки.

Модель пассивного, дисфункционального копинг-поведения характеризуется преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг-стратегий, не соответствующих возрасту.

Совет

В качестве ведущей используется копинг-стратегия «избегание». Преобладает мотивация избегания неудачи.

Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения.

Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля. Относительно высокая чувствительность к отвержению.

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения предполагает развитие двух полярных (позитивного и негативного) вариантов копинг-поведения, имеющих различную эффективность взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Характеризуется неустойчивой, негативной, искаженной Я-концепцией, неравномерно распределяемым низким уровнем восприятия социальной поддержки, отсутствием расхождения между реальными и идеальными компонентами самооценки.

Выводы по первой главе

Понятие «делинквентное поведение» является относительно новой категорией в русле современных социальных наук. Первые работы о делинквенции относятся к XIX веку и принадлежат Э.

Дюркгейму, который в теории аномии уделил особое внимание противоправному, противозаконному поведению и определил его как отклоняющееся от нормы антиобщественное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Следующие масштабные исследования делинквентного поведения относятся к 50-м годам XX века. В это время появляется теория делинквентных субкультур А. Коэна, которая официально вводит в науку термин «делинквентное поведение». Р.

Мертон в исследовательских работах дает свое определение делинквентному поведению, понимая его как вид противоправного поведения, сущность которого состоит в стремлении «выброшенного» из общества человека к доходу, потреблению и успеху, которых он не может достичь законным путем. В русле теории стигмации Г.Беккер под делинквентами понимает людей, совершающие криминальные действия разного характера.

Изучив взгляды зарубежных ученых на делинквентное поведение, мы можем определить, что они рассматривают делинквентность как одну из форм девиантного поведения, отличающуюся нарушением норм права.

Обратите внимание

Отечественные работы по изучению делинквентного поведения появляются в 50-х годах XX века. Анализ этих работ показывает нам, что в отечественной науке нет единого понимания понятия «делинквентность». А.Е. Личко, Я.И. Гилинский, В.С.

Афанасьев понимают делинквентное поведение как незначительные противоправные действия, не нарушающее норм уголовного права. В то время как А.В. Хомич, Г.А. Кривонос, В.В. Королев определяют делинквентное поведение как поведение преступное, за которое предусмотрено уголовное наказание. Е.В.

Змановская объединяет эти две точки зрения и говорит, что делинквентное поведение связывается не только с проступками и преступлениями, а с правонарушениями вообще.

Сегодня за рубежом понятие «делинквентное поведение» применяется по отношению к несовершеннолетним, совершающим противоправные действия. А в России большинством авторов делинквентное поведение принимается как асоциальное противоправное поведение, не заходящее за рамки преступного, и проявляется в нарушении административных, дисциплинарных и уголовных норм.

Делинквентное поведение неразрывно связано с копингом, копинг-поведением и копинг-стратегиями. Эти понятия тесно взаимосвязаны и определяют собой совладание человека с фрустрирующими для него событиями.

Впервые упоминания копинга относятся к середине XX века и связаны с именем Л.Мерфи, которая понимала под копингом стремление индивида решить определенную возникшую перед ним проблему, а под копинг-поведением адаптивное поведение личности, направленное на решение этой проблемы.

Дальнейшее изучение копинг-поведения можно рассматривать в русле трех подходов. Первый подход представлен психологами неопсихоаналитического направления, разграничивающими копинга и механизмов психологической защиты и понимающих копинг как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом.

Психологическая защита же очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. Второй подход раскрыт в работах A.G. Billings и R.H.Moos, которые рассматривают копинг как относительно постоянную предрасположенность (черту личности) отвечать на стрессовые события определенным образом.

Важно

В русле этого подхода выделяется три вида механизмов совладания с ситуаций, которые рассматриваются как копинг-стратегии. Копинг-стратегии первого вида нацелены на оценку и преодоление стресса, копинг-стратегии второго вида направлены на совладание со стрессом, копинг-стратегии третьего вида нацелены на эмоции. Наиболее раскрытым считается третий подход, представленный работами R.S.

Lazarus и S. Folkman, которые понимают под копингом стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. В работах R.S. Lazarus и S.

Folkman представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Особое внимание авторы уделили изучению копинг-стратегий, которые понимаются ими как реакция личности на возникающую опасность с целью её преодоления.

Ими было выделено четыре группы копинг-стратегий, которые отличаются проблемно-ориентированной или эмоционально-ориентированной направленностью. Помимо прочего существуют другие классификации копинг-стратегий, например классификации П. Тойса, К. Гравер.

Наиболее подвержен влиянию делинквентной среды человек в подростковом возрасте, который для человека выступает кризисным периодом, характеризующимся значительным прорывом подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неконтролируемых импульсов, что способствует утрате чувства безопасности и комфорта, нарушению внутреннего равновесия, возрастанию тревожности и усилению бессознательных страхов. Это создает опасность выбора преступной линии поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено в связи с происходящими в них изменениями и сложными процессами становления.

Особыми характеристиками подросткового возраста являются поведенческие реакции, которые в отечественную психологическую науку ввел психиатр А.Е. Личко.

Он выделяет шесть видов подростковых поведенческих реакций (реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения («хобби-реакция»), реакция компенсации и гиперкомпенсации, реакция имитации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением).

Также психологами выделяется ещё и реакция оппозиции. Каждая из этих реакций при определенных условиях может стать отправной точкой подростка в делинквентную среду.

Совет

В жизни подростка возникают различные стрессогенные и травмирующие события, например, трудности в семье, в общении со сверстниками, в отношении со значимыми взрослыми, в учебной деятельности, в физическом здоровье.

Тяжелые для ребенка события вызывают защитную реакцию совладания, которая проявляется в виде копинг-стратегий.

Копинг-стратегии подростков имеют свои специфические возрастные особенности, например, поиск социальной поддержки, направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей, направленность на активное решение проблем.



Источник: https://infopedia.su/16x24b.html

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

Шкалы: копинг-поведение – решение задачи, эмоции, избегание, отвлечение, социальное отвлечение

Темы: стресс

Тестируем: свойства личности · Возраст:
Тип теста: вербальный · Вопросов: 48
Комментарии: ·

Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция к тесту

Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соотетствующую цифру в бланке ответов.

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1 2 3 4 5

Тестовый материал

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

  1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
  2. Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
  3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
  4. Стараюсь быть на людях.
  5. Виню себя за нерешительность.
  6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
  7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
  8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
  9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
  10. Думаю о том, что для меня самое главное.
  11. Стараюсь больше спать.
  12. Балую себя любимой едой.
  13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
  14. Испытываю нервное напряжение.
  15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
  16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
  17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
  18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
  19. Испытываю эмоциональный шок.
  20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
  21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
  22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
  23. Иду на вечеринку.
  24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
  25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
  26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
  27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
  28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
  29. Иду в гости к другу.
  30. Беспокоюсь о том, что я буду делать
  31. Провожу время с дорогим человеком.
  32. Иду на прогулку.
  33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
  34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
  35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
  36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
  37. Звоню другу.
  38. Испытываю раздражение.
  39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
  40. Смотрю кинофильм.
  41. Контролирую ситуацию.
  42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
  43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
  44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
  45. Отыгрываюсь на других.
  46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
  47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
  48. Смотрю телевизор.

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.

  • Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
  • Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
  • Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
  • Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
  • Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).

Источники

  • Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444
Читайте также:  Почему хочется плакать без причины - как от этого избавиться

Источник: https://vsetesti.ru/197/

Копинг в психологии: что такое, стратегии, поведение, механизмы

Ежедневно человеку приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. От этого никуда не деться, но можно научиться справляться с этим состоянием и уменьшать его негативные последствия. Каждый субъект использует разные копинг механизмы, которые присущи именно его характеру и темпераменту.

Борьба со стрессом

К огромному сожалению, детей этому не учат в школах. Именно по этой причине в мире столько людей с хроническим стрессом, который со временем перерастает в психическое расстройство или депрессию. Наш собственный организм на подсознательном уровне стремится побороть стресс, нужно всего лишь ему помочь. Помогает справиться совладающее поведение и с негативными последствиями стресса.

Понятие стресса

Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:

  • эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
  • дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.

В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.

Стресс

В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.

Копинг стратегии

Каждый человек переживает стрессовую ситуацию по-своему. Выбор копингового поведения в полной мере зависит от характера и темперамента субъекта, а также от среды его проживания и уровня воспитания. Совокупность всех этих критериев формирует в человеке некоторый уровень стрессоустойчивости. Её можно развивать и моделировать.

Классификация копинг стратегий

Реакция на стресс это своего рода психологическая защита, а копинг стратегия определяет, какой именно будет эта реакция. Существует много различных классификаций, но самой оптимальной является классификация Г. Селье.

Он разделил копинговое поведение на такие группы:

  • эмоционально-фокусированное – регулирование реакции на стрессор, снижение её эмоциональности;
  • проблемно-фокусированное – исправление ситуации или события, которые стало причиной эмоционального возбуждения;
  • когнитивное – изменение своего отношения к ситуации, подмена стереотипов.

Копинг стратегия

Каждый из них эффективен по-своему в разных ситуациях. Если человеку угрожает реальная физическая опасность, в большинстве случаев он переходит к активным действиям для устранения раздражителя.

Основные группы копинг стратегий

Другими учёными Р. Лазарусом и С. Фолкманом копинговое поведение субъектов было поделено на 8 основных групп. Они были объединены по принципу реакции на стресс.

Каждая стратегия имеет свои особенности:

  1. Аналитический подход позволяет обдумать проблему и найти пути её решения. Такой метод чаще всего заканчивается на этапе размышлений, редко перерастая в более активную копинг стратегию.
  2. Конфронтационный копинг подразумевает агрессивную реакцию на происходящее, конфликт. Не является рациональным подходом к решению проблемы, наоборот, может ее усугубить. К конфронтации чаще всего сводятся стратегии подростков.
  3. Восприятие своей ответственности несёт в себе чёткое понимание своей вины или какой-то роли в развитии стрессовой ситуации.
  4. Контроль над эмоциями. Достаточно разрушительная стратегия поведения, т.к. накапливаемый внутри человека негатив отрицательно сказывается на его психофизическом состоянии.
  5. Оптимизм – положительная оценка любому событию в жизни субъекта. Такая поведенческая реакция способна снизить давление, образовавшееся в результате стресса.
  6. Поиск поддержки. Помощь близких или даже малознакомых людей играет огромную роль в борьбе со стрессорами.
  7. Отдаление от причины стресса. Эта стратегия мало поможет в избавлении от стресса, но позволит на некоторое время успокоиться и подумать о дальнейших действиях. Паллиативный метод выхода из стресса не эффективен в опасных ситуациях, которые несут угрозу жизни или здоровью субъекта.
  8. Бегство от стрессора тоже малоэффективно. Часто причина стрессового состояния кроется в самом человеке, и совладание с ним возможно только в его собственном подсознании.

Как будет развиваться реакция субъекта, во многом зависит от него самого. Также важна ситуация. Она может быть привычна для человека или же совсем неожиданна.

Активный и пассивный копинг

Все группы и стили копинга психологами принято делить на активную его форму и пассивную. Такая классификация имеет довольно обобщённые границы, но из неё можно понять, как именно настроен человек и что он обычно делает в стрессовой ситуации.

Активными стратегиями являются попытки поиска решения проблемы. Субъект совершает какие-либо действия для устранения стрессора, либо же для уменьшения его влияния. Также в эту группу входит изменение своего личного отношения к проблеме, если она не несёт реальной угрозы для жизни и здоровья человека.

В процессе пассивного копинга много сил расходуется на подмену понятий. Субъект старается игнорировать стрессор, что иногда бывает эффективным, но на недолгое время. Также наблюдается отстранение от внешнего мира и уход в себя. Пассивный копинг малоэффективен, если человек сталкивается с реальной угрозой.

Выгорание как механизм копинга

Стресс проникает в каждую сферу человеческой жизни, в том числе и профессиональную. На сотрудника во время рабочего процесса возложена определенная ответственность, поэтому стратегия бегства от стрессора не может быть применена. Для таких случаев существует термин «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание

Роль выгорания заключается в контроле переутомления организма от работы. Эти не что иное, как проявление дистресса.

Данное понятие можно рассмотреть на примере отношения сотрудников служб УИС ( уголовно-исполнительной системы) к их работе, связанной с рисками и опасностью.

Многие из них испытывают синдром выгорания уже на 3-4 год службы. Такое в психологии встречается довольно часто и в других профессиональных сферах.

Взаимосвязь соотношения стрессоустойчивости и рода деятельности всегда прямо пропорциональна. Чем больше стрессоров связано с рабочим местом, тем быстрее настанет этап выгорания. В спортивной деятельности выгорание может случиться из-за травмы и невозможности продолжать движение вперёд.

Факторы, влияющие на копинговое выгорание:

  • стаж работы;
  • уровень образования;
  • длина рабочего дня и рабочей недели;
  • привязанность к коллективу;
  • заработная плата;
  • менеджмент управления организацией и его уровень;
  • условия труда;
  • пол и возраст сотрудника и т.д.

В процессе перегорания субъект испытывает три его стадии. Они плавно сменяют друг друга и в конечном итоге приводят к хроническому дистрессу. Вначале возникает тревожное состояние. Оно формируется во время эмоционального напряжения, нездоровых отношений в коллективе и т.д.

После человек переходит в состояние резистенции, а точнее избегает причин своего стресса. Это может быть сверхурочная работа или негатив со стороны другого сотрудника и т.д. Последним этапом является эмоциональное или физическое отношение.

Обратите внимание

В это время у сотрудника снижается производительность, а сам он становится нервным и агрессивным.

Чем больше давления оказывается на человека, тем скорее снизится его трудоспособность и само желание работать. Помимо прочего люди с цинизмом реагируют на всё, что связано с их родом деятельности. Нередко от профессионального выгорания страдает и семья.

Стратегии копинга у детей и подростков

Детская психика значительно отличается от взрослой. Её высокая подвижность обусловлена несовершенством нервной системы.

Особенно сильному стрессу подвергаются дети, сменяющие домашнюю обстановку на детский сад. Также стоит отметить и дистресс, который испытывают школьники и студенты.

Ежедневная борьба с его проявлениями, вынуждает субъекта формировать собственные механизмы борьбы со стрессорами.

Ребенок не хочет в садик

Дети до 10 лет ищут спасение в лице матери и отца, а также других близких родственников. Со временем ребёнок отдаляется от родителей и справляется со стрессом при поддержке друзей. В более зрелом возрасте субъект предпочитает самостоятельно бороться со своим стрессом.

Формирование копинг стратегий

Техники копинга, конструктивные способы совладания и их роль в жизни человека описывается многими психологами. Ими была замечена взаимосвязь между возрастом, полом, социальным статусом субъекта и его копинговым поведением.

Семейный копинг очень важен, ведь именно в детстве закладывается модель поведения. Во взрослом возрасте он просто копирует копинг стратегию, которой придерживались его родители. Именно по этой причине необходимо на собственном примере показывать детям принципы совладания со стрессом и пути выхода из опасной ситуации.

Гендерные различия в копинг стратегиях также часто упоминаются в работах психологов. В данном случае это субъективный взгляд на происходящее. В эру эмансипации трудно разделить совладающее поведение на женское и мужское, но в силу особенностей работы долей мозга женщинам присущ пассивный копинг, а мужчинам активный.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Последствия пассивных стратегий копинга

Человека, зажатого жизненными обстоятельствами, легко рассмотреть в толпе. За него говорит его внешний вид. Здоровая осанка остаётся в прошлом, а на смену ей приходит сутулость и опущенные плечи. Дистресс влияет не только на осанку, но и на работу внутренних органов и систем. Также стресс находит своё отражение и в психическом состоянии субъекта.

Если человек постоянно использует лишь пассивные стратегии копинга и просто уходит от проблем, не решая их, стресс обязательно вернётся. Перенос своего внимания на другие события в жизни субъекта также способствут накоплению эмоционального напряжения. Хронический стресс способен сильно нарушить работоспособность организма.

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом.

Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты.

Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

Важно

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/koping-strategii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector