Креативность – что это означает, развитие креативности личности

Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала.

Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества.

Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Обратите внимание

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э.

Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта.

И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ.

Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж.

Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода.

Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения.

А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром.

Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами.

Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей.

Важно

Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением.

Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной.

Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии.

Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца.

Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан.

Совет

Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность.

Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.

Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом.

И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям.

Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю.

Обратите внимание

Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики.

Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Читайте также:  Идиотизм - симптомы, признаки, причины

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои.

Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон).

Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков.

Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия.

Важно

Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Источник: https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnosti.html

Креативность – психология

04.06.2018

Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.

Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность.

Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети).

Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне.

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы: 1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;

Совет

2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату.

Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности.

Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч.Спир-мен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У.Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

4) разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Обратите внимание

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить: — вербальную креативность; — образную креативность;

— отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в сеоя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Источник:

Креативность

Креативность — это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве.

Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды.

С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.

Что такое креативность?

Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.

Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему.

В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков.

Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.

Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.

Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале.

Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике.

Важно

У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.

Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.

И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.

Развитие креативности

Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении.

Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута.

Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.

Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов… Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.

Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.

Читайте также:  Возрастные кризисы в психологии - особенности и характеристика

Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие.

Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему».

Совет

Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.

Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы.

Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-1668.html

Креативное развитие личности в психологии

Определение 1

Креативность можно определить как творческие способности личности, которые характеризуются готовностью к созданию уникальных идей и входят в структуру одаренности.

Для креативности характерна повышенная чувствительность к существующим вокруг проблемам, к отсутствию или дефициту знаний, слабой научной базе под имеющимися знаниями, к поиску решения имеющихся проблем и задач и формулированию результата решения.

Актуализация креативности происходит лишь в том случае, если созданы благоприятные окружающие условия.

В процессе развития креативности у ребенка большое значение имеет создание такой предметной среды, которая содержит в себе образцы креативности и креативного поведения других людей.

Также огромное значение имеет демонстрация результатов креативных действий и предметно-информационная обогащенность окружающего пространства.

Для эффективного процесса формирования креативности у ребенка он должен находится на оптимальном уровне социализации и усвоения социальных норм и правил, который предполагает наличие элементарных навыков коммуникации.

Однако следует иметь ввиду, что при этом не должны быть сформированы четкие и определенные стереотипы поведения. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном уровне, а затем уже и на поведенческом.

Обратите внимание

Таким образом, креативность сначала формируется как личностное новообразование внутреннего плана и затем проявляется в поведении и нестандартном мышлении ребенка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности процесса развития креативности

В процессе своего развития креативность проходит две фазы:

  • Для первой фазы характерно развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, не опирающейся на определенную предметную область жизни человека. Наиболее сензитивным периодом для первой фазы развития креативности является возраст от трех до пяти лет. Основным механизмом для процесса формирования креативности на данном этапе является подражание значимому взрослому, который является креативным образцом для ребенка.
  • Вторая фаза находит свое активное развитие в подростковом и юношеском возрасте от 13 до 20 лет. Для этого периода характерно формирование так называемой «специализированной» креативности, т.е. способности к творчеству в определенной области, сфере деятельности.

На данной фазе происходит полное отрицание подражательных форм креативности и наступает решающий момент: подросток либо остается на фазе подражания навсегда, либо развивает свои способности к оригинальному творчеству.

Креативность определяется условиями и воздействием среды, от того какие возможности будут предоставлены в процессе развития креативности зависит ее дальнейшее развитие и формирование.

В первую очередь на развитие креативности влияет общение ребенка со взрослыми, которые сами являются креативными личностями и обладают способностями к уникальному и неповторимому творчеству.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что креативность является способностью к рождению новых, ранее не существовавших идей, отклонению от традиционных схем мышления, поиск новых путей решения задач, оптимальное решение проблемных ситуаций и их последующее предвосхищение.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, которые необходимы для процесса формирования и становления способностей к творчеству и созданию уникального продукта.

На данный момент существует множество определений креативности, каждое из которых раскрывает это понятие со своей стороны и имеет право на существование, в связи с этим сложно дать общее определение креативности, объединяющее в себе все и полностью удовлетворяющее всех исследователей.

Важно

Зачастую креативность рассматривают как противоположное явление обыденности и стандартности. Креативность всегда предполагает нестандартные подходы к решению задач и способам мышления. Это своеобразная сила ума, способная создавать новое практически из воздуха, путем изменения и создания совершенно новых связей и явлений.

По мнению других исследователей креативность можно определить как не специальную, а общую способность, базирующуюся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Основные параметры креативности

Можно выделить следующие основные параметры креативности:

  • беглость – выражающаяся в способности к генерации большого количества идей за определенную единицу времени;
  • гибкость – выражающаяся в способности к применению различных стратегий при решении задач, способности к быстрому переключению с одной идеи на другую;
  • оригинальность – выражающаяся в способности продуцировать необычные, уникальные, нестандартные, в корне отличающиеся от общепринятых идеи;
  • разработанность – выражающаяся в способности к детальной разработке возникших уникальных идей.

Для измерения креативного мышления существуют психологические инструменты, самым известным из которых является тест Торренса, который позволяет оценить проявления творческого мышления у человека по следующим показателям:

  • вербальная креативность;
  • образная креативность;
  • креативные способности личности в отдельных ракурсах: беглость, гибкость, оригинальность, умение видеть суть проблемы, отсутствие шаблонного мышления и стереотипов.

Согласно идеям Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/kreativnoe_razvitie_lichnosti_v_psihologii/

Креативность: что это такое и как его развивать?

Многие в своей речи употребляют слова, смысл, которых они не знают или до конца не понимают.

С этим связано и неправильное применение слова, иногда и неправильное произношение, что может поставить человека в неловкое положение или поднять на смех. Одним из таких слов является слово: креативность.

Разберемся, откуда это слово пришло в русский язык и, что оно означает. После этого станет понятно, как его правильно применять.

В английском языке слово креативность означает всё, что связано с творческими способностями. В латинском сотворение чего-либо. На основании этого можно составить определение данного слова.

Креативность – это творческие способности человека, проявляющиеся в нестандартном и не привычном выражении мыслей, а также умение создать новую модель для решения проблемы или сгенерировать идеи и выдать общую направленность действий.

Также для лучшего понимания можно разбить значение слова креативность на несколько подпунктов:

  • Формирование новых идей из предложенных вариантов.
  • Разрешение ситуации нестандартным методом, отход от установленных принципов и правил.
  • Разрушение стереотипного мышления.
  • Проявление гибкости ума и оригинальности.
  • Умение анализировать ситуацию, видеть её в объеме со всеми способами решения.
  • Умение подбирать к одному слову разные метафоры и эпитеты.
  • Умение пользоваться интуитивными способностями и выбирать правильные варианты исходя из обобщения полученной информации.
  • Способность для одной ситуации подобрать несколько продуманных вариантов решения.
  • Умение не только предложить множество вариантов для решения, но и умение воплотить в жизнь наиболее подходящую модификацию.

Можно сказать, что креативность, как способность может быть присуща не всем людям. Одни с легкостью находят решение и выдают множество вариантов, другие не способны даже и одного варианта предложить.

Но если человек не обладает способностью к креативному мышлению, а ему хочется разносторонне мыслить, то можно развивать навык нестандартного мышления при помощи специальных занятий (тренингов) и самостоятельных тренировок.

В развитии креативности выделяют две фазы:

  1. Возраст от 3 до 5 лет. – развитие навыков, подражание и перенимание образа мышления от более старшего поколения.
  2. Возраст от 13 до 20 – закрепление полученных навыков, переход на собственные разработки, наработка опыта.

Если вы не подходите не под одну из данных категорий, не расстраивайтесь, еще не всё потеряно, вы можете приступать к тренировкам для взрослых людей.

Первый метод это занятия в группе на тренинге. Дается общее задание, то есть обрисовывается проблема, которую необходимо решить. Все участники группы высказывают всевозможные варианты решения.

При этом не стоит бояться и стесняться говорить свои мысли, пусть даже они будут бредовыми или неуместными, в процессе диалога и обсуждения, вы сами сможете скорректировать свои мысли, что позволит найти правильное решение.

В таком варианте руководитель тренинга помогает и направляет группу.

Совет

Второй метод синтетический. В данном случае вы можете заниматься самостоятельно. Метод основывается на ассоциациях и способности мозга создавать и устанавливать связи между мыслями. Применяется четыре вида ассоциаций:

  1. Прямое вхождение, имеющее непосредственное отношение к ситуации и полученной информации.
  2. Символические факторы, то, что второстепенно и, как правило, не имеет прямого отношения ни к ситуации, ни к решении.
  3. Воображение и фантазии – всё, что вы можете придумать, пусть это даже будет нереалистичное решение проблемы.
  4. Личное восприятие. Ваши самые сокровенные мысли и желания.

Использовать данный метод можно в каждодневных ситуациях, вам даже не стоит придумывать проблемы, просто берите накопившиеся и неразрешенные ситуации, и прорабатывайте. Также в данном методе рекомендуется всё записывать: сначала записываете свою проблему, потом возможные варианты решения, а затем потенциальный результат. Для лучшего восприятия можно делать в таблице или схематично.

Третий метод. Это метод связанных и присвоенных свойств объекту. Он действует следующим образом.

У вас есть предмет или объект (начинать лучше с них, после переходить на ситуации) и вы придумываете к этому предмету все характеристики, которые только возможны, то есть описываете предмет, каков он есть, что умеет, также можно включить фантазию и воображать, и приписывать объекту различные характеристики. После проделанной работы берете одну из характеристик и доводите её до логического конца, то есть до реальности, каким образом эта характеристика может оказаться в реальном времени и как себя проявить. Проще говоря это умение подобрать к слову различные значения, эпитеты и метафоры. В данном методе тоже советуют записывать все приходящие мысли, а лучше завести специальную тетрадь, чтобы не терять прошлые записи и на основании их вспоминать, чем вы занимались.

Также следует учитывать, что некоторые действия могут блокировать способность к развитию креативности, поэтому пересмотрите свою повседневную жизнь, и отметьте, что конкретно вам может препятствовать в достижении результата.

Факторы, мешающие раскрытию креативности:

  • Однообразная и скучная работа.
  • Отсутствие хобби или увлечений.
  • Однотипный вид деятельности или род занятий.
  • Каждый человек по-разному воспринимает и перерабатывает полученную информацию. Отсюда следует, что одни сразу воспринимают информацию в более широком виде, что дает пространство для воображения, а другие из общей массы выхватывают и запоминают более узко, то есть тезисно, что в дальнейшем осложняет ход действий.
  • Недостаток общения.
Читайте также:  Косплей, что это такое, как сделать косплей, история косплея

Если вы нашли в своей жизни какие-либо моменты мешающие развитию креативности не спешите менять всё сразу, просто посмотрите на свою жизнь с другой стороны, найдите новый подход к вашим повседневным делам. Это и будет первым уроком к развитию новой способности.

Источник: https://psihter.ru/samorazvitie/kreativnost/

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

Этих характеристик всего четыре:

  • Продуктивность
  • Гибкость
  • Оригинальность
  • Умение решать сложные задачи

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров.

По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность».

В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Обратите внимание

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход.

Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты.

Важно

Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее.

То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен.

А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми.

Совет

Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации.

Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению.

В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Обратите внимание

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов← 4 Устранение разрыва6 Теории креативности →

1Когнитивистика, 1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/razvitie-kreativnosti.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector