Отношения в семье – социальные, детско-родительские, межличностные

Отношения в семье – детско-родительские, межличностные

Семьей называется ячейка общества, которая во многом влияет на развитие, формирование и становление каждого ее члена. Дети воспитываются внутри семьи, взрослые обретают определенные блага и привилегии, которыми они могут пользоваться. Отношения в семье могут носить детско-родительский, межличностный и социальный характер.

Многие люди обращаются за помощью психолога на сайте psymedcare.ru по причине семейных проблем.

Именно атмосфера внутри семьи влияет на то, насколько успешным и организованным будет человек в окружающем мире.

Обратите внимание

Если внутри семьи не складываются отношения с конкретными лицами или обстановка в принципе является неблагоприятной, то каждый член данной «ячейки» в той или иной степени становится неблагополучным.

Наибольшее влияние на человека оказывают именно родственники, а точнее те, с кем человек проживает.

Будь это родители, братья и сестры, в первую очередь именно они формируют личность, которая потом выйдет в социум и будет к нему приспосабливаться.

Если в семье все здорово и гармонично простроено, тогда каждый член такой семьи является успешным и счастливым. Если же в семье имеются проблемы, то это влияет абсолютно на всех ее членов.

Что такое отношения в семье?

Семья – это группа людей, которые юридически или биологически являются родственными друг другу. Сначала семья образуется путем создания брака супругами.

Эти люди не являются кровными родственниками, однако с момента заключения брака они становятся самыми близкими друг для друга. Затем у супругов появляются дети – эти члены семьи являются между собой и по отношению к родителям кровными родственниками.

Даже если родители разведутся, все равно дети останутся братьями и сестрами и детьми своим родителям.

В зависимости от того, что мужчина и женщина понимают под словом «воспитание», какие цели ставят в процессе взращивания своих детей, формируется та или иная модель семьи. Выделяют 4 основные модели:

  1. Диктат основывается на желании родителей главенствовать над другими членами семьи. Происходит это за счет приказов, угроз, давления и даже насилия. Чем более ребенок сопротивляется родительскому слову, тем больше взрослые на него начинают давить. Здесь угнетаются чувство собственного достоинства и проявление инициативы теми, кого подавляют. Ребенок начинает применять свои контрмеры: обманывать, открыто ненавидеть, грубить и т. д. Чем больше его сопротивление, тем насильственнее становятся меры родителей.
  2. Опека проявляется в желании родителей оградить детей от любых трудностей жизни. Ребенку ничего не нужно делать, все за него сделают родители. Это делает его неприспособленным, слабым и инфантильным.
  3. Невмешательство часто основывается на эмоциональной холодности, безразличии родителей по отношению к детям. Они не являются воспитателями, а просто сосуществуют вместе. Именно в такой семье каждый живет сам по себе, независимо от других.
  4. Сотрудничество возникает на желании родителей вместе идти к общим целям и решать семейные задачи. Здесь ребенка приучают работать в коллективе, где важными становятся все мнения, а не только его одно. Именно так разрушается эгоцентричность ребенка.

Что родители ценят в малыше, какие качества желают в нем видеть? Это формирует тот стиль воспитания, которого они придерживаются:

  1. Демократический стиль основывается на желании воспитать самостоятельность и ответственность в ребенке. Сын и дочка имеют право на свое мнение, быть самостоятельными и решающими, при этом от них требуется исполнение обязанностей и дисциплинированность.
  2. Авторитарный стиль заключается в желании полностью подчинять и контролировать жизнь своего ребенка. Его мнение не учитывается, особенно если оно не согласуется с родительским. Взрослые не считают нужным объяснять ребенку мотивы своих запретов и указаний. Здесь вырастают дети замкнутые, недоверчивые, закрытые.
  3. Попустительский стиль заключается в том, что родители проявляют полное равнодушие к воспитанию ребенка. Что он делает, чем интересуется, какие качества в себе взращивает, сказывается на эмоциональной холодности чада в будущем.

перейти наверх

Какие качества формируются у ребенка?

    • Заниженная самооценка часто взращивается в детях, росших в семьях авторитарных родителей, которые только критиковали и никогда не хвалили. Постановка высоких целей, которых ребенок не может решить, делает его постоянно недовольным собой.
    • Неуверенность в себе и высокая тревожность проявляются в детях, которые воспитывались постоянно недовольными родителями. Их активность, инициативность, желания постоянно принижались, что заставило детей отказаться от них.
    • Демонстративность часто проявляется в малышах, которые не получают должного внимания и любви со стороны своих родителей.
    • Уход от реальности наблюдается за детьми, которые нуждались во внимании и любви со стороны родителей, но были обеспокоены тем, что своей демонстративностью вызовут неодобрение, критику, порицание. Они нуждаются во внимании, но боятся вызвать негатив теми методами, которые начнут применять.

Ребенок растет в семье, соответственно, то, каким он станет, зависит от мер, которые применяются взрослыми. Родители обычно «калечат» своих детей, не взращивая в них полезных для взрослой жизни качеств. Это заставляет задуматься над полезностью тех мер, которые уже применялись другими мамами и папами и не дали положительных результатов.

Таким образом, выделяют следующие виды семей:

  1. Партнерский – здесь партнеры равны и все, что у них есть, является общим. Они не разделяют на «мое» и «твое», тому же обучают своих детей.
  2. Патриархальный – где главой является отец (муж) и все ему подчиняются, в том числе и мать.
  3. Матриархальный – в такой семье главенствует женщина. Такое зачастую происходит в семье, где нет мужа, либо когда жена делает мужа главой, однако он полностью подчиняется ее воле и мнению.
  4. Современный – где у супругов могут отсутствовать общие интересы и общности, однако они живут вместе, каждый занимается своими делами. Они базируют свой союз на интимной сфере. Если родители становятся зависимыми от своих детей, это мешает новому поколению приспособиться к жизни. Ведь если родители всем детей обеспечивают и все за них делают, новое поколение ничему не учится и не становится самостоятельной.

перейти наверх

Для каждого ребенка семья – это самое главное. Абсолютно все дети любят своих родителей, какими бы они ни были. Однако нередкими становятся размолвки и ссоры между отцами и детьми.

Чтобы сохранить отношения и не потерять к себе детскую любовь, родителям нужно уметь выявлять причины конфликтов. А они зачастую кроются в том, что у каждого члена семьи имеются свои взгляды, желания и устремленности по жизни. Это не значит, что нужно их ломать или переубеждать. Это значит, что нужно принимать другого члена семьи таким, каким он на вас не похож.

перейти наверх

Социальные отношения в семье

Семья является ячейкой общества, где все важные потребности и желания должны удовлетворяться. Каждый человек вырастает в семье и создает свою семью. Поэтому семья является важной группой в жизни каждого человека.

В зависимости от формы построения семьи, выделяют такие ее виды:

  1. Моногамная семья – где присутствует только один муж и жена.
  2. Полигамная семья – где один мужчина имеет несколько жен или жена имеет несколько мужей. Такие виды семей разрешены в отдельных странах.
  3. Нуклеарные браки – где семья состоит из родителей и детей.

перейти наверх

Детско-родительские отношения в семье

Детско-родительские отношения занимают наибольший интерес в сфере семьи. По-разному родители относятся к своим детям, отчего вырастают те или иные личности.

Главными составляющими благополучной семьи являются любовь и свобода выбора. Дети должны чувствовать, что их любят.

При этом родители должны с каждым годом передавать своим детям свободу выбора, чтобы те могли становиться самостоятельными и независимыми от них.

Важно

В семье, где отсутствует любовь к детям, зачастую вырастают будущие криминальные личности. У таких детей внутри взращивается злоба и агрессия на весь мир.

Если в семье родители не любят и дают полную свободу детям (поскольку они им в принципе не нужны и не интересны), дети вырастают самостоятельными, однако наиболее подверженными физическим травмам. Нередко такие дети погибают. Однако если ребенок выживает, то может стать успешной и самостоятельной личностью.

Родительско-детское консультирование связано с волнениями родителей на счет психологического развития их детей. Они хотят знать, здоров ли ребенок, правильно ли они его воспитывают, получить совет у психолога по данному вопросу.

Цель же психолога – определиться с психодиагностикой развития ребенка и направить родителей на самостоятельный и ответственный поиск путей общения с ним.

Обращение к психологу часто связано с тем, что у ребенка происходит природный возрастной кризис, а родители стараются «возвратить» его к «счастливому прошлому»:

  • Почему 3-летний малыш такой активный и непослушный?
  • Что делать, если 5-летний ребенок подсматривает в ванной комнате за мамой?
  • Почему 7-летний ребенок ведет себя, как обезьяна?
  • 10-летний ребенок украл деньги у собственной бабушки и потратил их на жвачки!
  • 13-летний подросток не отходит от зеркала…
  • Он уже в 11 классе, а его волнуют лишь компьютерные игры!

Во время проведения родительско-детского консультирования, следует расспросить родителей, соответствовало ли развитие малыша возрастным нормам. Эта информация поможет как психологу, так и родителям понять, идет речь про особенности характера ребенка и его воспитания или следует обратиться за медицинской помощью.

За помощью к психологу чаще обращается кто-то из членов семьи с жалобой на «непонятное» поведение матери с ребенком. Если женщина остается наедине с младенцем круглые сутки, не имея времени выспаться, отдохнуть, пообщаться с взрослыми людьми, то может возникнуть повышенная тревожность или повышенное безразличие к ребенку.

Читайте также:  Саморазвитие и самосовершенствование, с чего начать?

Мать начинает тревожиться, не болен ли ребенок тяжелой болезнью, дышит ли и вообще живой… Эта тревожность парадоксальным образом может переноситься на окружающих: молодая мать начинает избегать общения с друзьями, чтоб не занесли инфекцию.

Совет

Благодаря такому поведению, переутомление и тревога все больше повышается, пока ситуация не становится критической. Во время психологического консультирования следует направить усилия семьи на снятие обязанностей с молодой мамы, создание условий для нее минимум на 8-часовой сон и 1-2 часа отдыха без ребенка.

Тогда проявления тревоги начнут исчезать, и мать сможет обращать должное внимание на общение с ребенком.

Развитие мышления приводит и к развитию волевой сферы личности и самостоятельности ребенка. Эти проявления страшат родителей, поскольку они считают, что ребенок становится неконтролируемым и упертым.

Родители пытаются ограничить самостоятельные проявления ребенка, волнуясь про его защиту, а ребенок – завоевать личное пространство для самостоятельной жизни.

Чтобы позволить ребенку свободно расти, при этом находясь в безопасности, все взрослые, которые общаются с ним (мама, папа, дедушки, бабушки, тетки), должны составить таблицу, согласовав собственные позиции. Таблица состоит из трех колонок: 1 – ребенок может сам, 2 – может сам, но рядом с взрослым человеком, 3 – не можно!

Однако желание сделать что-то новенькое возникает у ребенка ежедневно. Для многих родителей возникает проблема переключения активности 3-4-летнего малыша в соответствующее русло.

Родителей детей старшего дошкольного возраста иногда толкает на обращение к психологу несколько тем:

  • «Почему он не хочет читать или писать?».
  • «Почему он стал такой боязливый?».
  • «Почему он настолько агрессивный?».

перейти наверх

Межличностные отношения в семье

Семья основывается двумя людьми – мужчиной и женщиной. Они становятся супругами, которые в течение длительного времени должны друг к другу притираться, учиться взаимодействовать и сохранять свои отношения.

Поначалу супруги притираются. Здесь очень важно, чтобы между партнерами была любовь, которая не позволит им быстро разрушить их отношения. Затем чувства пропадают, однако в силу вступают морально-нравственные принципы и уважение к второй половинке. Если человек в принципе понимает, что со вторым супругом можно вместе жить, тогда брак сохраняется.

Обратите внимание

В семье частыми становятся ссоры. Психологи говорят о том, что это является нормальным явлением. Ссоры – это противостояние двух мнений, которыми обладают супруги. Но если партнеры будут помнить, что они должны не настаивать и не обижаться, а искать компромиссное решение, тогда брак получится сохранить.

Супруги должны быть ответственными, решительными, деятельными и смотреть в одном направлении. Тогда семья сохранится во что бы то ни стало.

перейти наверх

Итог

В любой семье возникают конфликты.

На первых порах они возникают в молодой семье, где супруги начинают понимать, что их желания и взгляды на то, что такое брак, немного отличаются от реальных возможностей и положения дел.

Если партнеры будут стараться, а не обижаться и настаивать на своем, тогда можно создать гармоничную семью, где дети будут учиться у своих родителей, как нужно жить дружно и счастливо.

Источник: http://PsyMedCare.ru/otnosheniya-seme

Понятие и типы детско-родительских отношений

В данной статье рассмотрены понятия и типы детско – родительских отношений. Особое внимание уделяется типам семейного воспитания. Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов.

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. 

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе.

Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.

Важно

Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.

Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.

Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире.

Гибкость родительской позиции, можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция, должна быть не только изменчивой, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Источник: https://moluch.ru/archive/61/9043/

Образовательный портал

Алиева Алла Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»

Санкт-Петербурга

Изменения, происходящие в обществе за последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

«В семье ребёнок практически  впервые вступает в интенсивные и каждодневные взаимоотношения со взрослыми,  представляющими для него мир культуры. Семья служит первой непосредственно  воспринимаемой  «моделью» общества, а отношения в ней – основным образцом межличностных отношений» М.А.  Ариарский [1,91].

Семья –  это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.

Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

За последнее десятилетие вследствие неблагоприятных социально-экономических условий наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих также и детско-родительские отношения.

Совет

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость и пр.), имеют свои истоки именно в раннем и дошкольном детстве.

Возросло число неблагополучных семей, в которых девиантное  поведение супругов – алкоголизм, агрессия, становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств у детей, напряжённости, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространённым симптомом дисфункции современной российской семьи, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считатьвозрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и, как следствие, увеличение  количества однодетных семей – приводят к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

О.В. Карабанова [3 ], проведя исследование, утверждает, что увеличилось число разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадаются. Психологическим следствием развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я – концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, а также нарушения общения со сверстниками и в семье.

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

Изучение современной семьи социологами показало, что индивидуализация жизни родителей, занятых борьбой за улучшение материального положения, сопровождается сокращением времени на общение с ребёнком. Оно занимает лишь третье место в структуре свободного времени после просмотра средств СМИ и общения с друзьями.

Одновременно можно отметить тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашённый персонал (няни, гувернантки) и тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребёнка.

Обратите внимание

Часто стиль воспитания не является результатом осознанного выбора родителя, а обычно перенимается либо «по наследству» от своих родителей, либо является следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Читайте также:  Амнестический синдром при алкоголизме - симптомы, лечение

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки стиля воспитания своего ребёнка, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности и педагогической культуры.

Эмоциональная насыщенность  и эмоционально – позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия родителей с ребёнком, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для эмоционального, личностного и интеллектуального развития ребёнка.

При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным и индивидуализированным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка. В семье, ребёнок по существу, знакомится со всеми всевозможными типами взаимоотношений, приобретает  опыт сотрудничества  и разрешения конфликтов.   

Для формирования гармоничной личности ребёнка необходима и отцовская и материнская любовь.  Искажение материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводит к нарушениям и искажениям  в развитии ребёнка.

Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно  – потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.

Основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание, уважение к ребёнку, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Поощрения и равноправное сотрудничество  со взрослым являются основными способами воспитания в ребёнке Личности. Поощрений  в воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний. Они должны создавать особую атмосферу стимулирования ребёнка к самостоятельности и творчеству, принятия ребёнка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Важно

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребёнка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.  Психологическая уравновешенность ребёнка зависит главным образом от близости его с родителями.

Безусловное эмоциональное принятие ребёнка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребёнка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности, любви, заботе в  отношениях  с родителями.

А.И. Баркан [2 ] утверждает, что характер эмоционального принятия ребёнка родителем выступает как исходный пункт и основа развития детско-родительских отношений.

Так, низкий уровень принятия  обусловливает строгость родителя, жёсткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворённости детско-родительскими отношениями.

Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и ребёнком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворённости внутрисемейными отношениями.

  Эмоциональная близость как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию выступает условием и следствием продуктивного сотрудничества в детско-родительских отношениях.

В заключение хотелось бы отметить, что:

  • повышение педагогической грамотности родителей, заинтересованности в поисках контактов и взаимопонимания с ребёнком;
  • взаимодействие и сотрудничество родителей с педагогами, психологами, воспитателями образовательных учреждений;
  • вовлечение родителей в сферу досуга своих детей – вот те задачи, решение которых будет способствовать успешному  формированию всесторонне развитой, гармоничной Личности ребёнка.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте в первую очередь в семье. Опыт этих отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Литература

  1. Ариарский  М.А. Прикладная культурология. -2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001.-288с.

  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка.- М.: АСТ – Пресс, 2000.- 423с.

  3. Карабанова  О.А. Психология семейных отношений  и основы семейного консультирования. – М. Гардарики, 2004. – 320с.

  4. Лесгафт П.Ф.  Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М.: Педагогика, 1991 – 176с.

  5. Межличностное общение / Сост. и общ. редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001 – 512 с.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/8490-osobennosti-roditelsko-detskikh-otnoshenij-sposobstvuyushchie-razvitiyu-emotsionalno-pozitivnykh-mezhlichnostnykh-otnoshenij-v-seme.html

Детско-родительские отношения в молодых семьях

Как правило, каждый ребенок стремиться быть взрослым, нуждаясь в родительской помощи. Даже маленький ребенок может не только играть в игрушки, но и помогать взрослым, по хозяйству, например.

Итак, воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка.

Для того, чтобы возникли отношения ребенка с родителями нужно, чтоб сам ребенок появился на свет. Эти отношения, как правило, создают сами же родители, хотя и не всегда осознанно. Рождаясь, дети еще не представляют того, что такое любовь.

Они учатся этому от своих родителей.

Совет

Наши отношения с детьми в точности копируют родителей в детстве. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это.

Если, конечно, не проработают над своими ошибками. и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Известный французский поэт и писатель Антуан сент-экзюпери (1900-1944) писал: «Каждый взрослый когда-то был ребенком.

Только мало кто об этом вспоминает». Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения между супругами и их детьми.

Полноценные взаимоотношения это такие отношения, которые имеют в наличии все типы взаимоотношений.

Далее, предлагаю рассмотреть то, что представляет понятие «отношение». Итак, в психологии, а также и социологии отношение — это система взаимодействия между людьми. Именно семейные отношения представляют собой межличностные, так как они основаны на неких чувствах и эмоциях.

Детско-родительские отношения определяют множество понятий.

Родительское отношение, позиции, установки и соответствующие им типы поведения, типы отношений «мать – ребенок» и «отец-ребенок», типы позитивного и ложного родительского авторитета, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе параметры воспитательного процесса. Эти отношения как важнейший фактор определяют множество характеристик:[23]

¾ эмоциональная связь: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка, а со стороны ребенка – эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений в сравнении с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

¾ мотивы воспитания и родительства;

¾ степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, то есть, то какие отношения и как воспринимаются в той или иной семье.

¾ удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя.

Обратите внимание

¾ стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

¾ способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;

¾ социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг;

¾ степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Родительское отношение, его типы, установки и позиции

Родительское отношение — это взаимодействие родителя и ребенка. По мнению отечественных исследователей А.Я. Варга и В.В. Столина такое отношение определяет систему разнообразных чувств по отношению к детям.

Эти исследователи разработали тест-опросник для выявления родительского отношения к ребенку, состоящий из 5-ти шкал, который будет описан и применен в моей работе.[24] Эти родительские отношения, в первую очередь, состоят из поведения самих же родителей, ведь то, как родитель относится к ребенку, зависит воспитательный процесс.

Следовательно, какие у ребенка родители, а соответственно какое воспитание, то таков вырастит и он сам. В психологии выделяется 3 типа родительского отношения:

ü Эмоциональный: Этот тип определяет совокупность переживаний, связанных с ребенком

ü Когнитивный: Этот тип дает родителям представления о характере, потребностях, интересах и ценностях ребенка.

ü Поведенческий: Это тип показывает обращения с ребенком.

Важно

Таким образом, было рассмотрено три типа родительского отношения, в которых может отразиться то или иное поведение самих же родителей к детям.

Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы, но отличаются степенью осознанности.[25] Родительская позиция связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями.

Это целостное образование, реальная направленность воспитательной родительской деятельности.[26] Такое понятие описывала еще доктор психологических наук нашего времени А. С. Спиваковская, считая, что это совокупность родительских установок.

Она выделяла 2 типа родительских позиций:[27]

– Оптимальная: Эта позиция родителей требует адекватность, гибкость и прогностичность.

ü Адекватность может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

ü Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

ü Прогностичность означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.

– Неоптимальная: Эта позиция основана на взаимоотношениях, которые, в свою очередь, строят эмоционально-негативный фон, а также трудности взаимопонимания и взаимопринятия.[28]

Именно эта позиция формирует тип воспитательной деятельности, о которых будет идти речь в следующем параграфе.

Читайте также:  Как забыть парня, которого очень любишь - советы психолога

По мнению отечественных психологов нашего времени А. А. Бодалева (1923 – 2014) и В. В.

Совет

Столина (1947) родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А также А. Я. Варга и В. А.

Смехов считали, что родительскую позицию определяет образ ребенка глазами родителя.[29] Другими словами, позиция — это родительское представление. Оно бывает двух видов:[30]

ü Описательные — развитие ребенка.

ü Инструментальные — достижение наивысших целей в воспитании ребенка.

Теперь стоит взглянуть на родительские установки.

Родительские установки

Итак, родительские установки — это правила поведения, выражающиеся в практических действиях. В родительских установках принято выделять три компонента:[31]

ü Оценочный подход: Оценка родителями воспитательного процесса.

ü Когнитивный подход: состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка

ü Интенциональный (поведенческий) подход: Этот подход заключается в конкретной практике в воспитании ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя.[32] Ценности часто используются как синоним установок. Эти установки рассматриваются как целевая абстракция воспитательного действия. Восприятие ребенка родителями связано с реакциями на его поведение.

Следовательно, то, как родители относятся к детям и воспитывают их, то так и отразится на ребенке. Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком.

К примеру, матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей.

Обратите внимание

Установки доступны осознанию только при определенных усилиях со стороны родителя. Как правило, роли взаимоотношений в семье описываются ребенком. Ведь главным наблюдателем в ней является ребенок.

Источник: https://stydopedia.ru/4x1b26.html

Подробности Категория: Советы родителям

Детско-родительские отношения в современных семьях

Воспитатель, инспектор по охране детства в
ДОУ: Конаныхина Людмила Ивановна

Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных.

По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается  количество разводов из–за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально- экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, стрессам.

Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, « кто под руку попадется», чаще всего на детей, которые порой не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45%семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны родителей. Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

1. К самым неправильным ,неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85%родителей справедливо считают, что ударить ребенка- это нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11%- использование ремня как вида наказания.

Важно

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют свое собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: « Нехорошо драться!».

Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания. К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по- другому только в присутствии того, кто его наказал .

Позтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто- заставил.

2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать зту модель поведения со сверстниками.

3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним).

Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться.

Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.).

Совет

Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события.

При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха. Общения со сверстниками. Известный российский психолог Владимир Леви написал « Семь правил для всех».

Памятка для родителей « Наказывая, подумай: «Зачем?»».

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.  Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит.

Однако наказывающий забывает думать, что если есть сомнение, наказывать или не наказывать,  –  не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы или нерешительны.

Никакой  «профилактики», никаких наказаний на «всякий случай».

За один раз – одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – это блюдо не для детской души!

Наказание –  не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Срок давности. Лучше не наказывать. Чем наказывать запоздало.

Иначе, чересчур последовательные воспитатели ,ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные месяц, а то и год (что- то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан – прощен.Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем ни бывало. О старых грехах ни слова, Не мешайте начинать жизнь с начала!

Обратите внимание

Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Конвенция о правах ребенка дает определение понятия « жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребенка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: « лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Закон РФ  « О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка  предметом подражания.

Важно

Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д

Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физическое наказание и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем физическому здоровью ребенка.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы ее личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии жестокости.

Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско – родительских отношениях!

« Каждый ребенок обладает правами», – сказано в Конвенции ООН. Одно из них – право на любовь и заботу.

Источник: http://lebds3.org.ru/index.php/sovety-roditelyam/486-detsko-roditelskie-otnosheniya-v-sovremennykh-semyakh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector