Пацифизм – определение, эра пацифизма

ПАЦИФИЗМ

ПАЦИФИЗМ – идео­ло­гия, по­ли­ти­ка и об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние, вы­сту­паю­щие про­тив войн и лю­бо­го ро­да на­си­лия.

Тер­ми­ны «Пацифизм» и «па­ци­фист» (сто­рон­ник Пацифизм) сфор­му­ли­ро­ва­ны в 1901 году груп­пой уча­ст­ни­ков 10-го Все­об­ще­го кон­грес­са ми­ра в Глаз­го и пред­ло­же­ны пре­зи­ден­том Ли­ги ми­ра и сво­бо­ды Э. Ар­но (1864-1921 годы) для обо­зна­че­ния дви­же­ния бор­цов за мир. Идео­ло­гия Пацифизма из­ло­же­на Ар­но в трак­та­те «Код ми­ра» (1901 год).

Пацифизм ос­но­ван на убе­ж­де­нии, что убий­ст­во че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком, как и в це­лом на­си­лие в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду людь­ми, есть на­ру­ше­ние ми­ро­во­го по­ряд­ка, зло, пусть да­же и вы­ну­ж­ден­ное. Ис­то­ри­че­ски это убе­ж­де­ние по пре­иму­ще­ст­ву бы­ло свя­за­но с ре­лигиозным соз­на­ни­ем че­ло­ве­ка.

Обратите внимание

Прин­цип от­ка­за от при­чи­не­ния вре­да все­му жи­во­му (ахим­са) ши­ро­ко пред­став­лен в инд. «прак­ти­че­ской фи­ло­со­фии», он по­лу­чил раз­ви­тие у ад­жи­ви­ков, в буд­диз­ме, джай­низ­ме и других.

В хри­сти­ан­ском по­ни­ма­нии при­чи­на на­си­лия в ми­ре за­клю­ча­ет­ся в от­па­де­нии че­ло­ве­ка от Бо­га, на­ру­ше­нии Его во­ли и тем са­мым в раз­ру­ше­нии из­на­чаль­но­го по­ряд­ка от­но­ше­ний Бо­га, че­ло­ве­ка и ми­ра.

Объ­ек­тив­ный ха­рак­тер пре­бы­ва­ния ми­ра в ис­ка­жён­ном со­стоя­нии де­ла­ет не­воз­мож­ным пол­ное из­бав­ле­ние от на­си­лия до мо­мен­та окон­чательного вос­со­еди­не­ния тво­ре­ния с Бо­гом. Вме­сте с тем на субъ­ект­ном уров­не пре­одо­ле­ние на­си­лия по­ла­га­ет­ся воз­мож­ным и да­же обя­за­тель­ным.

Эпо­ха Вет­хо­го За­ве­та бы­ла да­ле­ка от идеа­ла мир­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния как на­ро­дов, так и отдельных лю­дей, тем не ме­нее, на­ря­ду с прин­ци­пом ог­ра­ни­че­ния мес­ти «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:19-20), бы­ла да­на за­по­ведь «не убий» (Исход 20:13).

Вет­хо­за­вет­ное про­ро­че­ст­во о вре­ме­нах, «ко­гда не под­ни­мет на­род на на­род ме­ча» (Исход 2:4), от­но­сит­ся к пер­спек­ти­ве за пре­де­ла­ми ис­то­рического вре­ме­ни. Но­вый За­вет ис­пол­нен при­зы­ва люб­ви к вра­гам (Матфей 5:43-48, Лука 6:27-28) и Бо­жия бла­го­сло­ве­ния ми­ро­твор­цам (Матфей 5:9).

Да­же в ус­ло­ви­ях объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­ще­го на­си­лия в об­ще­ст­ве, по хри­стиа­нскому учению, не сле­дует воз­да­вать «злом за зло», по воз­мож­но­сти быть «в ми­ре со все­ми людь­ми» (Римляне 12:17-18). По­сле­до­ва­тель­ный и бес­ком­про­мисс­ный Пацифизм ха­рак­те­рен для не­ко­то­рых ере­тических дви­же­ний и хри­сти­ан­ских на­прав­ле­ний: ка­та­ры, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, швей­цар­ские бра­тья, мо­рав­ские бра­тья, гут­тер­ское брат­ст­во, ква­ке­ры, мен­но­ни­ты, ду­хо­бор­цы, мо­ло­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки, тол­стов­цы и другие.

Фи­лософское ос­мыс­ле­ние Пацифизма име­ет свои ис­то­ки в уче­нии древне-греческих на­тур­фи­ло­со­фов о кос­мо­се как ми­ро­вом по­ряд­ке, гар­мо­нии и рав­но­ве­сии. Пи­фа­гор учил жить в со­гла­сии, тво­рить доб­ро вра­гам, не уби­вать не­вин­ных жи­вот­ных, не на­но­сить вре­да рас­те­ни­ям. Со­стоя­ние ми­ра в Римской им­пе­рии вос­пе­вал Вер­ги­лий.

В сто­ической тра­ди­ции идеи Пацифизма раз­ви­ва­ли Ци­це­рон, Се­не­ка, Марк Ав­ре­лий, в позд­ней ан­тич­но­сти – Мак­ро­бий, Бо­эций. В сред­ние ве­ка на па­ци­фи­ст­ские тео­рии оп­ре­де­ляю­щее влия­ние ока­зы­ва­ло хри­сти­ан­ст­во. В эпо­ху Про­све­ще­ния раз­ра­ба­ты­ва­лась идея «веч­но­го ми­ра» (М. де Бетюн Сюл­ли, Ш. Сен-Пьер, Ж.Ж.

Важно

Рус­со) – сое­ди­не­ние всех ев­ропейских го­су­дар­ств, вклю­чая Рос­сию, в еди­ный со­юз. Сре­ди мыс­ли­те­лей Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни, раз­ви­вав­ших идеи Пацифизма, – Эразм Рот­тер­дам­ский, Ф. Пас­си, Л.Н. Тол­стой, Б. фон Зут­нер, Ма­хат­ма Ган­ди, М.Л. Кинг.

Осо­бой по­пу­ляр­но­стью идеи Пацифизма поль­зо­ва­лись по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны, 1920-е годы из­вест­ны как «эра па­ци­физ­ма» (соз­да­ние Ли­ги На­ций, Кел­ло­га – Бриа­на пакт 1928 года, дви­же­ние за все­об­щее ра­зо­ру­же­ние и тому подобное). Государственные и по­ли­тические дея­те­ли (А. Бри­ан, П. Пен­ле­ве во Фран­ции, Р. Се­сил, О.

Чем­бер­лен в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ф.Кел­лог, У. Бо­ра в США и другие) ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли па­ци­фи­ст­скую ри­то­ри­ку для оп­рав­да­ния сво­их дей­ст­вий на ме­ж­ду­народной аре­не (дик­то­ва­лись пре­ж­де все­го ин­те­ре­са­ми их собственных го­су­дарств).

В западно- ев­ропейских стра­нах 1920-1930-х годов апел­ля­ция к па­ци­фи­ст­ским на­строе­ни­ям на­се­ле­ния бы­ла важ­ным фак­то­ром и при про­ве­де­нии внутренней по­ли­ти­ки, для ус­пе­ха на вы­бо­рах в пред­ста­вительные ор­га­ны вла­сти.

В Рос­сии в конце XIX – начала XX веков тео­ре­тическую ба­зу Пацифизма раз­ра­ба­ты­ва­ли юри­сты и со­цио­ло­ги М.А. Эн­гель­гардт («Веч­ный мир и ра­зо­ру­же­ние», 1899 год), Ф.Ф. Мар­тенс («Со­вре­мен­ное ме­ж­ду­на­род­ное пра­во ци­ви­ли­зо­ван­ных на­ро­дов», тома 1-2, 1882-1883 годы), Л.А.

Ка­ма­ров­ский («Глав­ные мо­мен­ты идеи ми­ра в ис­то­рии», 1895 год), М.А. Тау­бе («Прин­ци­пы ми­ра и пра­ва в ме­ж­ду­на­род­ных столк­но­ве­ни­ях сред­них ве­ков», 1899 год), князь В.В. Те­ни­шев («Веч­ный мир и ме­ж­ду­на­род­ный тре­тей­ский суд», 1909 год) и другие.

Российский Пацифизм по­лу­чил государственную под­держ­ку в фор­ме ини­ции­ро­ван­ной Рос­си­ей Ме­ж­ду­народной кон­фе­рен­ции по во­про­су ог­ра­ни­че­ния воо­ру­же­ний и уч­ре­ж­де­ния ме­ж­ду­народного ар­бит­ра­жа (1899 год).

В раз­ви­тие этой ини­циа­ти­вы на Га­аг­ских кон­фе­рен­ци­ях ми­ра 1899 и 1907 годов бы­ли при­ня­ты ме­ж­ду­народные кон­вен­ции о за­ко­нах и обы­ча­ях вой­ны, став­шие не­отъ­ем­ле­мой ча­стью норм ме­ж­ду­народного гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва.

Совет

В начале XX века Пацифизм при­нял в Рос­сии фор­му ан­ти­во­ен­но­го дви­же­ния, он имел об­щественную под­держ­ку пре­ж­де все­го в ин­тел­ли­гент­ских кру­гах. Соз­да­ны Санкт-Пе­тербургское и Московское общества ми­ра, Ки­ев­ское общество дру­зей ми­ра (все в 1909 году) и другие.

Впер­вые де­ле­га­ция па­ци­фи­стов из Рос­сии при­ня­ла официальное уча­стие в 18-м Все­об­щем кон­грес­се ми­ра в Сток­голь­ме (1910 год), гла­ва российской де­ле­га­ции Па­вел Д. Дол­го­ру­ков был из­бран ви­це-пре­зи­ден­том кон­грес­са. В по­сле­дую­щий ис­то­рический пе­ри­од до 1990-х годов российский Пацифизм как дви­же­ние не имел дос­та­точ­ных по­ли­тических ус­ло­вий для не­за­ви­си­мо­го раз­ви­тия, ус­ту­пил ме­сто дви­же­нию сто­рон­ни­ков ми­ра, на­прав­ляв­ше­му­ся партийной и госсударственной вла­стью.

В современном ми­ре по­ня­тие «Пацифизм» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния ми­ро­воз­зренческой и нрав­ственной по­зи­ции, идео­ло­гии об­щественного дви­же­ния.

В ка­че­ст­ве ми­ро­воз­зренческой по­зи­ции Пацифизм мо­жет не ог­ра­ни­чи­вать­ся ан­ти­во­ен­ной ус­та­нов­кой, но пред­став­лять различные док­три­ны не­на­си­лия, пас­сив­но­го со­про­тив­ле­ния, мо­раль­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния, нрав­ст­вен­ной чис­то­ты.

В ка­че­ст­ве нравственной по­зи­ции Пацифизм оз­на­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ный от­каз от на­си­лия и со­уча­стия в нём, в ча­ст­но­сти от­каз от служ­бы в ар­мии и от то­го, что­бы брать в ру­ки ору­жие.

В ро­ли идео­ло­гии Пацифизм обос­но­вы­ва­ет не­об­хо­ди­мость и воз­мож­ность ус­та­нов­ле­ния все­об­ще­го ми­ра, ис­поль­зуя взаи­мо­свя­зан­ные прин­ци­пы: аб­со­лют­ной не­до­пус­ти­мо­сти вой­ны, аб­со­лют­но­го за­пре­та на­си­лия или при­ме­не­ния си­лы и аб­со­лют­ной не­при­ем­ле­мо­сти убий­ст­ва.

Как об­щественное дви­же­ние Пацифизм пред­по­ла­га­ет ши­ро­кую про­па­ган­ду ми­ро­творческих идей и цен­но­стей, про­ве­де­ние ма­ни­фе­ста­ций в за­щи­ту ми­ра, осу­ж­де­ние гон­ки воо­ру­же­ний, при­зыв к сни­же­нию во­енной ак­тив­но­сти го­су­дарств, ра­то­ва­ние за мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние ме­ж­ду­народных и внут­ри­го­су­дарственных кон­флик­тов, осуж­де­ние тер­ро­риз­ма меж­ду­на­род­но­го. К совркмкнным па­ци­фи­ст­ским ор­га­ни­за­ци­ям от­но­сят­ся: Ме­ж­ду­народное бю­ро ми­ра (ос­но­ва­но в 1891-1892 годы), Все­мир­ный со­вет ми­ра (1949-1950 годы), Па­гу­ош­ское дви­же­ние, Ме­ж­ду­народная кри­зис­ная груп­па (ос­но­ва­на в 1995 году) и другие. Они тес­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют с ме­ж­ду­народными и меж­пра­ви­тельственными ор­га­ни­за­ция­ми [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Кон­фе­рен­ция ООН по тор­гов­ле и раз­ви­тию), Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния и другие].

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Proceedings of the tenth Universal peace congress, held in the St. Andrew’s hall, Glasgow, from 10th to 13th September, 1901. L., 1902
  • Cooper S.E. Patriotic pacifism: waging war on war in Europe, 1815-1914. N. Y., 1991
  • Дол­гий путь рос­сий­ско­го па­ци­физ­ма. М., 1997
  • Па­ци­физм в ис­то­рии. Идеи и дви­же­ния ми­ра. М., 1998
  • Clinton M. Coming to terms with «Pacifism»: The French Case, 1901–1918 // Peace & Change. 2001. Vol. 26. № 1

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/patsifizm

Пацифист — кто это такой и что такое пацифизм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Войны, агрессивные революции, нетерпимость – это вещи, которые разрушают человечество. Понятно, что все мирные жители от этого страдают и не хотят, чтобы это случилось с ними. Так чем же от них отличается пацифист?

Экскурс в историю

Пацифизм как движение начался на территории Англии и Америки после войны Наполеона. В 80-90-х годах XIX столетия идеология расширилась и на другие страны, а потом и по всему миру.

Когда проводились международные конгрессы, на них приходили пацифисты. Они просили принять закон о запрете начинать войну, отобрать у всех стран оружие без возможности вернуть его назад. А если будут возникать проблемы между странами, то решать их на общих судах.

Коммунисты негативно относились к подобным заявлениям и выступлениям. Поскольку считали, что это отвлекает внимание людей, которые примут участие в революции. Во время Первой мировой войны Ленин говорил, что пацифисты окутывают рабочие умы туманом.

Обратите внимание

Уже ко Второй мировой войне пацифистов привлекали к деятельности социалистических и коммунистических партий. Поскольку большее количество людей-активистов помогало предводителям достигнуть своей цели в насаждении своей идеологии и её развитии.

Если посмотреть на историю ещё раньше, то пацифизм берёт свои истоки от буддизма. Поскольку именно это философское течение возвышало интеллект и развитие духовности, спокойствия и внутреннего равновесия. То есть, отсутствие агрессивности и насилия по отношению к другому человеку.

Пацифист — кто такой?

Значение слова «pacificus» заключается в объединении двух понятий: «творец» и «мир». С этого выплывает, что пацифист – это тот человек, который делает мир.

Как видно из истории возникновения движения, его представители занимаются только пропагандой путем проведения митингов с транспарантами и провозглашениями. Они приходят на конгрессы, собрания международных организаций и внутри одной страны, чтобы выразить свою позицию и попытаться переубедить.

Таким образом, просят мирно решать конфликты, которые существуют между людьми, или на более высоком уровне – политическом, экономическом. Сами при этом не принимают участие в военных или других агрессивных актах, якобы показывая своим примером, как нужно поступать.

В современном мире пацифисты имеют свой знак, флаг, офисы, что должно показывать серьёзность их намеренья и идеи.

Многие люди склоняются к мнению, будто пацифизм – это идея, которая себя изжила. Или вообще не имела смысла, а только своей пропагандой уменьшала количество тех, кто должен был идти служить в армию. О, как!

Знак пацифик — международный символ мира

Знак «пацифик» используют как люди этой идеологии, так и просто для обозначения «символа мира». Он был специально придуман для марша британского движения против ядерной войны и за разоружения. За основу взяты семафорные сигналы N и D, что подразумевает «ядерное разоружение» (nuclear disarmament).

Есть другое предположение, что это не что иное, как лапка голубя в кружке. А эта птица, как все знают, символизирует мир во всём мире. Или же это дороги, которые сходятся в одну. Будто иллюстрируют объединение всех стран и движений. В общем, каждый видит в пацифике то, что считает нужным увидеть.

Хиппи как яркие представители пацифизма

Для того чтобы лучше понимать, кто такой пацифист, можно посмотреть на представителей субкультуру хиппи (не путать с хипстерами). Одевались они в просторную цветную одежду, носили бусы и фенечки, вплетали нитки в волосы.

Но главная их черта – это мировоззрение, которое несли в массы. Они считали, что главное – это:

  1. свобода (что это?);
  2. развитие духовности;
  3. жить всем в общине;
  4. заниматься развитием внутренней и внешней красоты.

Поскольку хиппи были за любовь (что это?) и свободу всех людей как высшей ценности, то они носили подвеску со знаком «пацифик» либо вышивали его на сумке или одеяниях.

«Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не воюйте!») – это один из самых знаменитых лозунгов, которые выкрикивали люди, или писали на транспарантах.

Известные пацифисты

Среди известных личностей, которые выступали за мир и против насилия, был Мухамед Алли – боксёр. Было это во времена, когда Америка решила вмешаться в войну во Вьетнаме. Ему пришла повестка в армию, которую он спалил при всех, сказав, что эта страна ничего плохого для него не сделала. Таким образом, его поддержали много других пацифистов.

Эрих Мария Ремарк также в своих произведениях ярко показывает свою антивоенную позицию. Сподвигла на это ситуация, когда его сестру обезглавил палач за то, что она сказала непозволительную фразу. После чего он вылил свой пацифизм как позицию в жизни, так и в творчестве.

Ещё имена знаменитых людей-пацифистов:

  1. Махатма Ганди;
  2. Майк Джексон;
  3. Джим Керри;
  4. Боб Марли;
  5. Джанет Рэнкин.

На данный момент существует много конфликтов, которые решаются насилием, агрессией. И течение пацифизма выглядит, как бессильное и не помогает сгладить обстановку. Хотя, сама по себе, такая позиция вызывает во мне уважение, впрочем, как любая другая позиция, отличная от пластичной.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку “Подписаться” Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Читайте также:  Путь к успеху человека - советы, рекомендации

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/pacifist-ehto-chelovek-kotoryj-soprotivleniyu-nasiliyu-pacifizmu.html

Международные отношения в 1920–1930-е годы

Урегулирование международных отношений после Первой мировой войны, как известно, не было всеобъемлющим и бесспорным для его участников. Помимо противоречий между победителями и побеждёнными существовали разногласия в лагере самих победителей.

«Эра пацифизма»

Камнем преткновения стало отношение к судьбе Германии. Здесь особенно заметно различались позиции Великобритании и Франции. Первая была заинтересована в установлении равновесия сил в Европе, опасалась чрезмерного усиления Франции.

Британские политики выступали за то, чтобы оказать помощь Германии в быстром восстановлении экономики, стабилизации политической жизни, преодолении последствий войны и революции.

Франция настаивала на строгом соблюдении всех положений Версальского договора в отношении Германии, а также единстве действий европейских государств против возможного возрождения германской экономической и военной мощи.

Важно

Острые споры возникли в 1923—1925 гг. по поводу взыскания репараций с Германии и гарантий её западных границ. Германия, чувствуя поддержку Великобритании, стала задерживать выплату репараций. В ответ Франция и Бельгия в январе 1923 г. оккупировали Рурский район Германии (это был центр угледобычи, и его отторжение нанесло сильный удар по германской промышленности).

Конфликт урегулировали летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне, где решающее слово оказалось за Великобританией и США.

Были приняты решения о выводе французских и бельгийских войск из Рура, а также план Дауэса. Он предусматривал смягчение репарационных обязательств Германии, оказание ей экономической помощи в виде займов, преимущественно американских. За счёт этих средств Германия не только выплачивала репарации, но и воссоздала свой военно-промышленный комплекс.

В декабре 1925 г. семь европейских государств подписали так называемые Локарнские соглашения. Главным из них являлся Рейнский гарантийный пакт, согласно которому Франция, Бельгия и Германия обязались сохранять неприкосновенность германо-французской и германо-бельгийской границ.

Таким образом обеспечивалась стабильность западных границ Германии. Правда, оставался открытым вопрос о её границах на востоке. Но это не беспокоило западные державы.

Более того, уже тогда высказывалось мнение, что они были заинтересованы в том, чтобы направить германскую экспансию на восток, в сторону Советского Союза. Осенью 1926 г. Германию приняли в члены Лиги Наций.

Политики-миротворцы считали, что могут почивать на лаврах.

Стабилизация международных отношений во второй половине 1920-х годов дала основание современникам заговорить об «эре пацифизма». Сторонники пацифизма призывали к предотвращению международных конфликтов и войн, борьбе за всеобщее разоружение.

Особое место в международных отношениях того времени занимало Советское государство. Западные державы смотрели на него с выжиданием: когда и чем закончится большевистский эксперимент. Поддерживая Германию, они были не прочь сделать из неё силу, направленную против СССР. В этой ситуации советское правительство стремилось различными способами преодолеть международную изоляцию.

Совет

Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г.

несколько стран подписали так называемый пакт Бриана — Келлога — договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советский Союз пригласили (хотя и не сразу) присоединиться к нему.

Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.

Начало агрессии

Мировой кризис 1929—1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось.

Правда, это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем — соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы занимались преодолением последствий кризиса, Япония перешла к активным действиям на Дальнем Востоке. Осенью 1931 г. её войска вторглись в Маньчжурию, являвшуюся частью Китая. На оккупированной территории в марте 1932 г.

было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911 —1913 гг. Попытки Лиги Наций приостановить японскую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. Летом 1937 г.

японская армия оккупировала восточные провинции Китая, началась затяжная японо-китайская война.

В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.

Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов.

Даты и события:

  • 1 марта 1935 г. — к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район.
  • 3 октября 1935 г. — Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными.
  • 7 марта 1936 г. — немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. — подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин — Рим).
  • 25 ноября 1936 г. — Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.).
  • 12—13 марта 1938 г. — аншлюс (присоединение) Австрии Германией.
  • 22 сентября 1938 г. — Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты — пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.
  • 29—30 сентября 1938 г. — Мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацкой территории.

Как смотрели на эти события другие страны? Западные державы не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы остановить фашистскую и нацистскую агрессию. Когда Италия напала на Эфиопию, правительство США на основании закона о нейтралитете запретило продажу оружия обеим сторонам.

От этого решения пострадала главным образом Эфиопия, у которой не было собственного производства оружия, её слабовооружённые кавалерийские части не могли противостоять итальянским танкам.

Через два месяца после начала агрессии Великобритания и Франция согласились на закрепление за Италией всех занятых ею в Эфиопии территорий. Во время гражданской войны в Испании западные державы заняли позицию «невмешательства».

Обратите внимание

Они не протестовали против вступления германских войск в Рейнскую зону и аншлюса Австрии, так как считали, что Германия, укрепив рубежи на западе, устремит свои взоры на восток.

Немецкие войска переходят через Рейн у Кёльна

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье.

На этот раз Великобритания и Франция не просто смирились с уже свершившимся фактом агрессии, но своими подписями под договором поддержали предстоящее расчленение Чехословакии. Они питали надежду, что этой уступкой отведут от Западной Европы угрозу дальнейшей германской агрессии.

Здесь же, в Мюнхене, Чемберлен и Гитлер подписали британско-германскую декларацию о ненападении. В декабре 1938 г. Германия и Франция подписали декларацию о взаимном признании границ между ними.

Слева направо: Чемберлен, Дападье, Гитлер, Муссолини в Мюнхене 1938 г.

Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».

Не все западные политики поддерживали политику «умиротворения» агрессора. Незадолго до подписания Мюнхенского соглашения известный британский политический деятель У.

Черчилль передал в печать заявление, в котором говорилось:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не принесёт мира или безопасности ни Англии, ни Франции.

Наоборот, он поставит эти две страны в положение, которое будет становиться всё слабее и опаснее. …Мнение, будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, — роковое заблуждение.

Важно

Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Англия и Франция смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны».

В Чехословакии, представителей которой в Мюнхене даже не допустили в зал заседаний, а лишь пригласили ознакомиться с уже подписанным документом, соглашение было воспринято как национальная трагедия.

На следующий день после его подписания министр иностранных дел Чехословакии заявил послам Великобритании, Франции и Италии: «Я не хочу критиковать, но для нас это катастрофа… Я не знаю, получат ли ваши страны выгоду от этого принятого в Мюнхене решения.

В одном мы уверены — мы, конечно, не последние, после нас пострадают другие».

Страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников

Особую позицию в отношении фашистской агрессии занял Советский Союз, который осенью 1934 г. вступил в Лигу Наций. Советское правительство несколько раз выступало с инициативами создания системы коллективной безопасности, взаимопомощи против агрессии. Но они не получили поддержки.

Тогда СССР предпринял шаги по заключению двусторонних договоров о взаимной помощи с отдельными странами. В 1935 г. такие договоры были подписаны с Францией и Чехословакией. Они предусматривали оказание немедленной помощи друг другу в случае неспровоцированного нападения на них третьего государства.

Правда, к советско-чехословацкому договору по настоянию чехословацкой стороны прилагался протокол о том, что помощь может быть оказана странами друг другу, если её окажет также и Франция. Незадолго до мюнхенских событий СССР предложил Чехословакии поддержку для защиты от агрессии независимо от позиции Франции.

Но чехословацкое правительство не приняло это предложение. К тому же правительство Польши не согласилось пропустить советские войска через свою территорию для оказания помощи Чехословакии.

1939 год

В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали всю Чехословакию, некоторые пограничные территории были заняты Венгрией и Польшей. Страна была разделена на протекторат Богемия и Моравия, управлявшийся наместником Гитлера, и Словацкое государство, где установился режим фашистского типа.

15 марта 1939 г. Немецкие войска входят в столицу Чехословакии Прагу

Большинству политиков было уже ясно, что Германия на этом не остановится. Весной 1939 г. представители СССР, Великобритании и Франции начали обсуждать возможности заключения договора о взаимной помощи. В августе 1939 г. делегации трёх стран встретились в Москве.

Однако западные державы придерживались тактики затягивания переговоров, не хотели брать на себя конкретные обязательства, направили в Москву делегации, не имевшие достаточных полномочий. Одновременно британское правительство вело тайные консультации с Германией.

Десять дней трёхсторонних переговоров в Москве не дали никаких результатов.

Совет

В это время германское руководство обратилось к советскому правительству с предложением незамедлительно подписать договор о ненападении. В Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и И.

фон Риббентроп подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. В секретном дополнительном протоколе к договору предусматривалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. Линия разграничения проводилась по территории Польши — по рекам Нарев, Висла, Сан.

Финляндия, прибалтийские государства, а также Бессарабия признавались сферой интересов СССР.

Известие о подписании этого договора, даже без сведений о его секретной части, ошеломило международные круги и своей неожиданностью, и самим фактом заключения соглашения идейными противниками — нацистским и коммунистическим государствами.

Существовавшие и потенциальные союзники Германии и СССР были неприятно поражены таким оборотом событий.

В Японии, которая в то время вела боевые действия против монгольских и советских войск на реке Халхин-Гол, после известий о договоре правительство ушло в отставку (считалось, что оно «потеряло лицо»).

Не меньшей неожиданностью договор стал для детища большевиков — Коминтерна. Руководителям компартий предлагалось предать забвению лозунги борьбы против фашизма, и это в условиях, когда многие страны уже находились под властью режимов фашистского типа.

Несмотря на скоротечное заключение договора 23 августа 1939 г., каждый из участников отдавал себе отчёт в том, какие преимущества он получал от него.

Обратите внимание

Советский Союз, оказавшийся в определённой международной изоляции, отодвигал на время угрозу германского нападения. Германия развязала себе руки для дальнейших действий в Европе, в первую очередь против Польши.

Читайте также:  Что делать, если парень изменяет - советы психолога

Вопрос о том, когда Гитлер предпримет очередной шаг, являлся лишь вопросом времени.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX – начало XXI века.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xx-xxi/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1920-1930-e-gody

Пацифизм

мировоззрение, осуждающее всякие войны и требующее мира на земле.

Источник: Глоссарий исторических терминов

мировоззрение, основанное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобщего мира.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

миротворческий — антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны вообще, считают главным средством предупреждения войн осуждение их аморального характера.

Источник: Словарь исторических терминов

лат. – миротворческий) – антивоенное движение, участники которого, выступая против всякой войны, в том числе и освободительной, считают главным средством предотвращения войн осуждение их аморального характера.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

лат. pacificus – умиротворяющий, от pax – мир и facio – делаю) – бурж.-либеральное течение, проповедующее пассивные методы сохранения мира, считающее гл. средством предотвращения войн осуждение их аморального характера.

Пацифисты не различают войн справедливых и несправедливых, осуждают всякую войну, отрицают правомерность справедливых освободит. войн. Они верят в возможность предотвращения войн без устранения причин, их порождающих.

Первые пацифистские орг-ции возникли после наполеоновских войн в Великобритании и США. К кон. 80 – нач. 90-х гг. 19 в. пацифистское движение получило широкое распространение. Междунар. конгрессы пацифистов (Междунар. конгресс пацифистов 1848 в Брюсселе, Ген. ассамблея делегатов обществ. мира 1898 в Турине (Италия) и др.

) неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между гос-вами, разрешать в междунар. третейских судах. П. использовался милитаристскими кругами капиталистических государств для отвлечения масс от активной борьбы против империалистич. политики войны. В этой связи В. И. Ленин считал П.

и абстрактную проповедь мира “одной из форм одурачения рабочего класса…” (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 165 (т. 21, с. 141)). Коммунпстич. и рабочие партии, отмечая отрицат. стороны П., стремятся объединить в борьбе против воен. опасности, исходящей от империализма, все миролюбивые силы, в т. ч. и пацифистов, искренне стремящихся предотвратить войну.

Важно

В документах Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960 указывалось на необходимость вовлечения в борьбу за мир и пацифистских орг-ций. После 2-й мировой войны многие пацифисты и нек-рые пацифистские орг-ции включились в Движение сторонников мира. В. Г. Вершинин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.

: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/pacifizm.html

Пацифизм – это приоритет ценности жизни :

Сколько существует человечество, столько оно воюет, но этот прискорбный факт устраивает не всех.

Есть люди, готовые не только выразить свой протест против очередной бойни, затеянной во имя интересов отдельных немногочисленных слоев общества или идей сомнительной ценности, но и пойти на определенные личные жертвы ради мира.

В моменты наибольшего обострения международной обстановки они объединяются под антивоенными лозунгами и символами. Пацифизм – это общественное движение сторонников разрешения конфликтов ненасильственными методами. Pacificus на латыни означает “мир”.

Первые пацифисты

На островах Новой Зеландии когда-то жил народ мориори, считавшийся диким. Мнения такого о нем придерживались британские колонизаторы, посетившие южные моря в XIX веке.

Причина, возможно, состояла в том, что представители племени отрицали ценность одной из важнейших основ цивилизации, а именно войны. Мориори упорно не желали брать в руки оружие и убивать себе подобных.

До нашего времени они не дожили, их истребили более близкие к европейскому самосознанию маори, тоже туземцы.

Идеи пацифизма, тем не менее, витали в воздухе. Джайнизм стал одной из идеологических основ борьбы за независимость Индии, достигнутой преимущественно не насильственными методами, а мирным гражданским неповиновением.

Древнегреческие стоики также отрицали возможность победы военным путем, считая, что только доброе терпение способно превратить врага в друга, а зло лишь порождает аналогичное ответное чувство. Для раннего христианства тоже характерен пацифизм.

Это вполне корригирует с Христовым призывом «подставить другую щеку», но, столкнувшись с суровыми реалиями более поздней геополитики и последствиями раскола, церковь, осуждая смертоубийство как таковое, стала допускать вооруженную борьбу во имя праведных целей (защиты Отечества и веры). Пацифистом стал в зрелости и Лев Толстой, бывший офицер артиллерии.

Пацифизм во время мировых войн

Если внимательно почитать знаменитое произведение Ярослава Гашека о солдате Швейке, то становится ясно, что основная идея этой книги – пацифизм. Это стало причиной запрета «Приключений» в армейских библиотеках многих стран мира, даже тех, которые воевали во время Первой мировой войны на стороне Антанты.

Бессмысленность огромных жертв, разрушений и чуждость природе человека самой идеи об истреблении людей только за то, что на них надеты мундиры другого цвета, возмущала писателя, и у него было много единомышленников. Именно тогда возникло понимание того, что такое пацифизм.

Совет

Определение целей движения также произошло в годы Первой Мировой. Центром антивоенных настроений тогда были Соединенные Штаты – страна, в которой подавляющее большинство населения не желало отправляться за океан умирать.

Аналогичная ситуация возникла и позже, во время Второй мировой войны, но опрометчивое японское нападение на Перл Харбор помогло преодолеть классический американский пацифизм. Это событие стало переломным.

Вьетнам

Получив в конце войны атомную бомбу и развитую военную промышленность, Пентагон стал инструментом решения глобальных задач достижения американского доминирования во многих регионах планеты. Примеров таких попыток овладения ситуацией много, но самым ярким из них по сей день считается Вьетнам. Серьезной преградой для администраций США во время этой войны стал пацифизм.

Это движение охватило широкие массы страны – от рядовых граждан до знаменитостей. Боксер Мухаммед Али (он же Кассиус Клей) демонстративно сжег армейскую повестку, заявив, что «этот самый Вьетконг лично мне ничего плохого не сделал». Справедливости ради следует упомянуть и о том, что позже действия Советского Союза в Афганистане он тоже осудил, оставшись верным своим принципам.

Символ

Во время войны во Вьетнаме появился знак пацифизма (пасифик), представляющий собой схематический силуэт реактивного самолета, заключенный в круг. До того роль эмблемы миролюбцев играл голубь Пикассо с ветвью оливы в клюве. Птица эта, кстати, бывает очень драчливой. Все голубятники это знают и могут подтвердить.

Популярность пасифика огромна во всем мире, он стал одним из самых узнаваемых знаков на планете. Ограничительный смысл круга очевиден, а стреловидный самолет стал символом войны во второй половине столетия. Композицию легко воспроизводить, ведь не все обладают дарованием Пикассо, чтобы легко и быстро изобразить голубя.

Пацифизм сегодня

К сожалению, и сегодня борьба за мир остается задачей актуальной. Она идет не где-то далеко, а совсем рядом с нами, в близких по географическим понятиям странах. По-прежнему существует иллюзия того, что добро можно сотворить из зла, а для его торжества достаточно просто перебить и перекалечить всех «плохих парней».

Инструменты современной войны все так же не отличаются деликатностью, как и образцы столетней давности, но смертоносная мощь их возросла многократно, а понятия о каких-то правилах ведения боевых действий остались достоянием прошедших эпох. Соотношение случайных жертв и целенаправленно истребляемых противников достигло катастрофического значения.

Мирных жителей гибнет все больше…

Остается пожелать успеха современным пацифистам, какими бы воинствующими они ни были!

Источник: https://www.syl.ru/article/199361/new_patsifizm—eto-prioritet-tsennosti-jizni

Пацифизм – определение, эра пацифизма

Пацифизм — это идеология или же философия, как угодно, которая пропагандирует лояльный и толерантный способ решения конфликтов, будь то политические или узко социальные конфликты. Придерживаясь пацифизма, человек в острых ситуациях стремится сохранять человечность, гуманный подход ко всем.

Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого, стыдного в нашем веке. В человеческой истории произошло множество войн и силовых захватов. Да и теперь, при наличии, казалось бы, большого арсенала других цивилизованных методов, военный конфликт остается наиболее часто выбираемым способом.

Поэтому любая война понимается как негативное явление, но полностью естественное, оно прижилось очень стабильно у нас в сознании.

Размышляя, почему происходят войны, интерес приводит к актуальной теме пацифизма, принципа ненасилия, избегания войн. Приверженцы этого подхода переосмысливают необходимость силовых методов с целью разрешения конфликтов. Они настаивают на возможности мирного решения.

Позиция пацифиста является неким протестом против всех боевых действий. Пацифист отвергает все, касающееся войны – он против оружия, насилия и нахождения в армии. Пацифисты уверяют, что если деньги, которые ежедневно закладываются в армию, войну, вложить в другое, правильное русло, то бы всех людей государство могло избавить от голода, нищеты и наделить достойным жильем.

Пацифизм, что это такое?

Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество.

Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.

Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение.

Обратите внимание

В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира.

Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов.

В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.

Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.

Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов.

Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции.

Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.

Эра пацифизма

Сегодня идеи пацифизма стали как никогда актуальны, так как мир стал, по мнению многих, большой деревней – стремительное развитие новых скоростных видов транспорта позволяет нам легко и без значительных усилий быстро добираться в любой уголок мира.

Путешествие сейчас может занять всего несколько дней. Также резкое развитие получили и средства коммуникации, и теперь мы можем иметь связь с людьми по всему миру.

Поэтому мы теперь уже не можем легко начать войну с какой-либо страной на другой стороне света, и не чувствовать никаких угрызений совести, оттого что едва знаем этих людей.

Важно

Нет, сегодня мы так широко общаемся со всем миром, таким количеством разных стран, что не иметь представления об их гражданах мы просто не можем. А вступать в войну с теми, с кем ты уже довольно неплохо знакомы – значительно труднее, чем напасть на территорию как на безликий военный объект.

Здесь стоит сказать о философии космополитизма – видения себя не гражданином отдельного государства, а жителем мира.

Космополит утверждает, что разобщение – это иллюзия, и не может не являться пацифистом, ведь считая себя частью единого мира, он не видит смысла воевать со своими собратьями.

Читайте также:  Невоспитанный ребенок - признаки, причины, что делать

Космополиты стараются отделиться от идеологии отдельной страны, прививающей своим гражданам патриотизм и националистические взгляды, и рассматривают их как искусственные инструменты управления массами от политики.

Также эра пацифизма связана с внедрением и распространением ядерного оружия.

Сегодня мы в глобальном понимании все являемся соседями, и, учитывая разрушительную силу ядерного оружия, и еще тот факт, что война может разразиться с применения обычного оружия, накалиться до запуска ядерного. Это ведет к тому, что пацифисты отвергают саму категорию справедливой войны, как и войны в защиту национальных интересов.

Идеи пацифизма

Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма.

Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой.

В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.

Совет

Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание.

Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается.

Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла.

Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.

Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой.

Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой.

Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.

Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких.

Обратите внимание

И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система.

Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.

Источник: http://vn.housepsych.com/patsifizm_default.htm

Пацифисты: Спасаем мир не вооружаясь!

Кто такой пацифист? Определение слова, признаки пацифизма в человеке, плюсы и минусы пацифизма.

Слово «пацифист» все мы слышали. Однако иногда неправильно (или неточно) понимаем его значение. Многие уверены: понятие употребляется для обозначения одного из молодежных течений – чего-то наподобие модного в семидесятые годы прошлого столетия хиппи. Доля истины в этом мнении есть. Но именно доля.

На самом деле пацифист – это не просто свободолюбивый мирный человек, выступающий за отмену жесткого контроля над личностью. Истинный пацифист – это противник любого рода военных действий. В общем, это человек, который «за мир во всем мире», если говорить широко. Познакомимся с этой интересной личностью подробнее.

Угроза ядерного апокалипсиса усиливает пацифистские настроения,с распространением пацифизма война отступает и расцветает торговля,торговля повышает доходность мира и убыточность войны.

Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества

Пояснение к цитате: Автор популярно разъясняет, как связано сокращение числа войн с появлением ядерного оружия.

Пацифист – это представитель идеологии, не принимающей войну, убийство, нанесение членам противной группировки каких-либо телесных повреждений.Неважно, чем обусловлен военный конфликт и какие цели преследуют враждующие стороны – его следует загасить, вне зависимости от того, сражение ли это на мировом уровне или локальная «войнушка» между подростками, как говорили в 90-е, «на районе».Буквальное значение слова, если перевести его с латыни, – «делать мир». На языке древних латинян и римлян термин пишется «pacificus».Наверняка, человечество знало пацифистов еще в те времена, когда одни первобытные личности в одеяниях из шкур медведей притесняли других, пытаясь отогнать их с более выгодных и удобных для жизни территорий и отвоевать для себя лучших представительниц прекрасного пола.Скорее всего, уже тогда мир делился на тех, кто хотел и умел наступать, тех, кто бесстрашно давал отпор, и тех, кто безропотно принимал свою незавидную участь, не желая проливать ничью кровь.В тот период истории, когда зародилось христианство, уже смело можно ссылаться на исторические источники, зафиксировавшие действия настоящих пацифистов. Это были первые христиане, которым глубоко претили разврат и разнузданность римского войска. Они просто-напросто отказывались воевать.Разумеется, таких «отступников» ждала расплата – казнь. Надо отметить, что не всегда причиной отказа от участия в сражениях служило неприятие убийства как такового. Возможно, воюй эти рыцари пацифизма за другие идеалы, они бы и остались в рядах наступавших. Но историю вспять не повернешь.

Итак, мы теперь знаем, что понятие «пацифизм» пришло к нам из далекого прошлого. Пацифист – это человек, который отрицает необходимость войны и убийства, которому чужды любая агрессия, насилие, применяемые в любой ситуации.

Можно ли буквально с первого взгляда определить, что перед вами человек, выступающий против утверждения «Добро должно быть с кулаками»? Можно!

Вот они, признаки истинного пацифиста:

  • человек не высказывает агрессии по отношению к кому бы то ни было;мягко осуждает вмешательство правительства в любые локальные конфликты на международном уровне;

    отказывается служить в армии.

Обратите также внимание на природный темперамент вашего собеседника: пацифистом с большей долей вероятности станут меланхолик и флегматик, и с гораздо меньшей – холерик.

Каковы плюсы и минусы пацифизма? С одной стороны, может показаться, что отрицательных сторон в этом явлении нет вовсе.

Не давать агрессивный отпор обидчику – это же здорово! Подставить левую щеку, когда бьют по правой – это так по-христиански, так самоотверженно. Такой поступок должен пробудить совесть у самого злобного и коварного врага и превратить его в ягненка.

На самом деле не так-то все просто!

Здоровая доля агрессии должна быть в каждом человеке. Можно это именовать и по-другому:

  • азартом;честолюбием;жаждой справедливости;

    желанием защитить себя и своих близких.

Это нормально и естественно. Представьте себе, что стало бы, например, со сказочным Иваном-царевичем, если бы он, объявив себя пацифистом, отказался от боя со Змеем Горынычем? Прекрасная Василиса до сих пор сидела бы в плену у злодея, царь-отец безутешно рыдал, а сам Иван превратился в бы в объект народных насмешек. И никакого хеппи-энда.

Легко быть пацифистом, когда нет войны, но сможешь ли ты не очернить свои руки, когда захотят убить того, кто тебе дорог?
Александрина Бобракова. Адам

Недостатков у пацифизма хватает. Люди, которые никогда не нарушают его принципов, сами страдают:

  • не добиваются высот в карьере;
    слывут слабаками и не получают уважения в своей среде.

Если бы в период Второй Мировой войны армия Советского Союза состояла из одних пацифистов – страшно представить, какой конец ожидал бы человечество.

Вероятно, мы с вами не рассуждали бы сейчас о психологических аспектах понятия «пацифизм»: пацифистов бы не было. Впрочем, как и их антагонистов – милитаристов (таков антоним к слову «пацифист»). Вообще никого бы не было живого.С другой стороны, идея пацифизма изначально прекрасна. Только вдумайтесь: нет войн на Земле.

Нигде, ни в Ираке, ни в Афганистане, ни в Сирии! Не устраивают разборок подростки, не дерутся дети.

Утопия, одним словом!Действительно, если бы все человечество состояло только из мирных индивидуумов, уступающих друг другу место в автобусе, жизнь на нашей планете стала бы по-настоящему прекрасной! Так что маленькое семечко идеи пацифизма должно обязательно когда-нибудь дать замечательные всходы.Вероятно, мы к этому еще придем.

Важно

Не случайно сегодня гуманизм «в тренде», причем уже не одно десятилетие. А пока, увы, “Добро должно быть с кулаками”.

Постоять за себя и за свою любимую – могу! В глаз дать, как пацифисту в душе, будет, конечно, неприятно, но если других аргументов больше нет, мужчина прибегает к действию.
Сергей Витальевич Безруков

↑Теперь давайте, фигурально выражаясь, “стряхнем с сапог пыль столетий” и обратим взгляд в наше время.Что значит «пацифист» (то есть сам термин), вы поймете без дополнительных объяснений, если немного поднапряжете память.

Вспомните такие имена, как:

  • Джон Леннон;Лев Толстой;Альберт Эйнштейн.Джордж Бернард Шоу;Махатма Ганди;Олдос Хаксли;Далай-лама XIV;

    и еще много известных нам личностей.

Что объединяло таких разных личностей, кроме огромного таланта?

Все они в той или иной мере поддерживали теорию пацифизма:

  • Джон Леннон не признавал войну. Лев Толстой разработал собственную систему взглядов, которую его последователи характеризуют как «непротивление злу насилием». Писатель полагал: если оказывать сопротивление человеку, который оскорбляет нас и ведет себя агрессивно, количество зла в мире будет только увеличиваться вследствие вспышек ответной агрессии.Оригинальна была позиция Эйнштейна. В свое время ему пришлось принимать участие в разработке атомной бомбы. Он даже торопил президента Рузвельта, говоря в направленном ему письме: «Если вы не продвинетесь в ближайшее время в отношении разработки ядерного оружия, это сделает фашистская Германия. Поспешите!».Так можно ли считать Эйнштейна настоящим пацифистом? Безусловно: ведь ученый опасался, что если мир не создаст оружие, способное противостоять фашизму, то вскоре окажется на грани гибели.

    Так что, Эйнштейн был ярым приверженцем мира во всем мире – просто он не видел иных путей достижения мира, кроме как держать потенциальных захватчиков «под прицелом». Правда, он сам же потом винил себя в том, что человечество получило в свое распоряжение страшное атомное оружие.

Я не просто пацифист, я воинствующий пацифист.Я готов бороться за мир.Ничто не закончится войной, если сами люди откажутся идти на войну.

Альберт Эйнштейн

Пожалуй, уместно будет здесь сказать пару слов еще об одном человеке, всю жизнь свою положившем на алтарь служения близким. Речь идет о матери Терезе.

Эта женщина несла пальмовую ветвь мира всюду, где бы ни появлялась. Она помогала всем страждущим, независимо от того, кем они были и на чьей стороне выступали.

Для истинного пацифиста существует только одна ценность, которая выше всех прочих, – человеческая жизнь.

Как видим, к понятию «пацифизм» и его сторонникам, пацифистам, можно относиться по-разному. Нельзя сказать однозначно, хорошо быть пацифистом или плохо. Все зависит от ситуации, в которой вы оказались.

А как бы вы объяснили это понятие своим детям? Например, так: «пацифист – это человек, который никогда не будет воевать с другими», или иными словами? Хочется ли вам видеть их людьми, настроенными решительно против любых военных действий и конфликтов? Насколько благожелателен современный мир к настоящему пацифисту?

Поделитесь с нами своими мыслями и комментариями, если тема показалась вам достойной обсуждения.

Дагирова Лидия · 17 янв, 2018

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2409-pacifisty-spasaem-mir-ne-vooruzhayas.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector