Потребности личности – социальные, психологические, духовные

Духовные потребности человека — классификация и примеры

Существует термин, который характеризует слово «потребности» — это нужда в чем-либо или недостаток для ведения нормальной жизнедеятельности человека и в целом общества. Они побуждают к проявлению активности, ведь у каждого из нас есть ряд физиологических потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания первичных нужд. Что же такое духовные потребности?

Каждый из нас хочет отыскать свое место в этом мире, и происходит обычно это благодаря самопознанию и в результате процесса самосовершенствования.

Обратите внимание

Внутренний мир каждого из нас стремится раскрыть свои таланты, понять, чего же стоит человек, и сконцентрироваться на самом главном. Кто-то предпочитает развивать свои физические способности, а кому-то гораздо интереснее читать книги.

Можно заниматься искусством, изучать литературу, культуру и религию, чтобы найти ответы на сокровенные вопросы.

Классификация

Обычно потребности человека часто представляют в виде пирамиды, и в самом начале, у подножья, размещаются физиологические потребности, а духовные — на вершине этой самой пирамиды.

К ним можно смело отнести результат самовыражения в различных сферах деятельности, начиная от искусства, религии и науки и заканчивая спортом.

Потребность в общении с другими людьми, совершенно не похожими на тебя самого или обладающими такими же чертами характера, как и ты.

Нет такой персоны на планете Земля, которая не хотела бы самоутвердиться в обществе, заслужить почет, уважение и восхищение как можно большего числа людей.

Кроме вышеперечисленных потребностей следует отметить, что существует огромное количество самых разнообразных запросов, которые объясняются сложностью условий не только природных, но и социальных, с которыми привыкли мириться люди.

Выделить какие-то особые группы потребностей очень сложно, известно, что на сегодняшний день их насчитывается около 120.

Базовые потребности человека

Можно смело классифицировать базовые потребности, они представляют собой нужды, которые присущи каждому человеку на планете, а именно: социальные, материальные, биологические и духовные.

Их тоже выстраивают в иерархическом порядке, и чтобы у человека появилась нужда в развитии духовного, биологические, а также материальные потребности должны активно функционировать.

Однако далеко не все авторы поддерживают данную теорию, и нельзя с точностью на все 100% утверждать, что ее можно назвать одинаковой для каждой личности, проживающей на Земле.

Важно

В историю вошли случаи, когда необходимость в развитии творческих и духовных способностей была превосходящей, в то время как первичные, биологические потребности не были удовлетворены. Любая потребность — это в первую очередь побуждение к действию поскорее завладеть тем или иным предметом.

Если с биологическими нуждами все ясно — это стремление обладать жизненными ресурсами, то вопрос с духовными запросами человека напрямую связан с овладением духовностью. Многие не знают, что же подразумевают под словом духовность? Можно провести параллель и сказать, что сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Но духовной может являться далеко не любая сознательность.

  Кто-то выполняет свою работу сознательно, зная все тонкости и нюансы — как работник на конвейере.

Что мы знаем о духовных потребностях и способностях?

Дело в том, что духовные способности приводят к появлению духовных потребностей. Ребенок проявляет различный спектр эмоций: от радости и удовольствия до гнева и страха. С годами духовная оболочка все больше утончается, проходит этап совершенствования и постепенно расширяется, в старости он достигает своей высоты.

Духовные потребности диктует духовная жизнь каждой личности, которая делает осознанный выбор, в каком направлении развиваться. Безусловно, влияние внешних факторов играет особую роль, после того как удовлетворяются материальные нужды, человек задумывается о более сложных и тонких аспектах , которые называются самопознанием.

На протяжении долгих лет своего существования человечеству удалось определить, какие духовные потребности являются основными. Это высшая система ценностей, которую признает большинство людей.

К ним можно отнести так называемые категории счастья, дружбы и любви, взаимоотношения с родными и близкими, наличие верных друзей.

Этот ряд смело можно дополнить психическим здоровьем человека и возможностью самовыражаться, наслаждаться красотой природы, продуктами искусства и просто вести активную жизнь.

К духовным потребностям также можно смело отнести уверенность в себе и такое ключевое качество, как внутренняя независимость от каких-либо противоречий.  Можно смело говорить о трансцендентности, то есть выходе за границы своего повседневного сознания и совершенствовании. Расширяя границы своего сознания, мы развиваемся духовно.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/duhovnyie-potrebnosti/

Потребности личности

Как отмечает Е. П. Ильин, проблема потребностей в качестве самостоятельной научной проблемы стала обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в

первой четверти XX века. До этого потребности рассматривались среди различных эмоциональных проявлений, а иногда и как инстинкты (например,

инстинкты смерти и жизни у Фрейда).

Понятие потребности

Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании

Совет

сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых

невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким

к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И.

Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие

взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский

Обратите внимание

подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является

отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся

ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного

вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого

состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает

удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии

Важно

организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное

состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у

человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения

состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в

определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние,

напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути

потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности

Совет

организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на

уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность

личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о

необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную

удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения,

возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и

И. В. Ривиных).

Обратите внимание

1-я стадия – латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним

раздражителям.

2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния.

Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное

поведение.

3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении

приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Функции потребностей

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического),

нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного

состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности

Важно

потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал

более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации

потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные

(духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище,

безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении,

внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно

Читайте также:  Проекция в психологии - это что такое, примеры из жизни

познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в

себя:

физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

биологические (по П. В. Симонову),

материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей это:

потребности в уважении и любви,

самоуважении,

самоактуализации (по А. Маслоу),

познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Совет

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные

классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно

связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин

данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной

мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и

положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от

потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.

Обратите внимание

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффилиации у студентов наблюдается

положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем

у мужчин. Кроме того потребность в аффилиации значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем

у женщин. В то же время потребность в аффилиации практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким

уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффилиации уменьшается. Установлено, что она положительно

коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в

лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит

потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне

Важно

связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию

на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем

потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя

тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения

возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей

способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5

раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается

Совет

наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная

потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно,

что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о

многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

Источник: Аверин В.А. Психология личности

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=374

Социально-психологическая потребность личности в семье

Социально-психологическая  потребность личности в семье

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена  в том, что настоящее время относительно семьи в обществе складывается парадоксальная картина.

С одой стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья – одна из важнейших жизненных ценностей современных россиян, намного более значимая чем, например, интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности.

С другой стороны, семья – одна из наиболее неблагополучных, кризисных  сфер жизни современных россиян. Это проявляется в неустойчивости браков, дезорганизации общения в  семье и социализации детей, нуклеаризации и малодетности.

Обратите внимание

Одну из причин кризиса  семьи исследователи видят в  том, что большинство людей в  наше время хотят удовлетворять  свои духовные потребности (стремление к актуализации своего “Я”, к  саморазвитию и самосовершенствованию) не внутри семьи, а вне ее.

Если следовать этой логике, то супруги должны достигать  больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в  самоактуализации, саморазвиваясь и  самосовершенствуясь.

Степень изученности. В  разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Елизаров А.Н., Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. и др.

Целью данной работы является раскрытие темы «Социально-психологическая потребность личности в семье» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

– Рассмотреть необходимость семьи для человека;

– Исследовать взаимоотношения в семье;

– Изучить влияние семьи на становление личности.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Необходимость семьи для человека

В жизни всегда вариантов  больше одного, а уж точек зрения столько, сколько людей на планете. и каждый уверен, что только его  правильная

Над вопросом создания семьи когда-нибудь начинают задумываться все. Первая мысль, которая закрадывается в таких случаях: а зачем оно вообще надо? Далее следуют размышления о возникновении семейного строя, анализ совместной жизни родителей и разбор полётов или, скорее, падений в пучину «вечных» отношений близких друзей. И вот тут начинается самое интересное – все счастливы, окружающие советуют побыстрее и самому сменить статус и общественное положение, но стоны и жалобы на семейную жизнь несутся со всех сторон, число анекдотов про конфликты мужа, тёщи, жены и подобной родни только увеличивается, а ты, как Гамлет, разрываешься между быть или не быть, жениться, выходить замуж…

Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности  и невзгоды. Это тот тыл, за который  обычно не беспокоишься. И если мой дом – моя крепость, то семья это её хранители. Человеку необходимо ощущать себя нужным и понятым. А ещё, хочется ласки и ответной заботы. Поэтому очень часто семья создается, чтобы рядом с тобой был единомышленник, который всегда будет на твоей стороне, который готов выслушивать любые твои занудства, человек, которому просто-напросто будет хорошо тогда, когда и тебе хорошо и на поддержку, которого можно рассчитывать в трудные минуты. Ты засыпаешь и просыпаешься с близким и родным человеком, знаешь, что можешь быть слабым, хочется быстрее попадать домой и видеть глаза, которые любят и с нетерпением ждут. То, что дает человеку семья, заменить очень трудно или почти невозможно. Если появляются сомнения по этому поводу, то задайте себе такой вопрос: нужна ли вам та семья, в которой вы выросли? Ведь для ребёнка семья – это целый мир – всегда защитит и подготовит к жизни. Семья – это родители, которые могут научить своих детей летать и при этом дают им корни1

Может быть, это спорно, но семья, настоящая семья, в нашем мире понятие немного иллюзорное… Семья – это постоянная работа (своеобразное усилие), особенно в той её части, когда приходится обходить острые углы и не создавать новые, а кто же хочет работать не переставая, без выходных и отпусков. И тогда кажется, что действительно проще не создавать новые проблемы и заботы, что недостатки новой жизни перевешивают её достоинства и нет смысла, вообще, вставать с дивана, чтобы что-то изменить. Спутник жизни начинает казаться врагом, раз его присутствие связано с такими умственными потугами. Залётные мысли (о затратах на свадьбу, серьёзных изменениях, будущих детях и, не дай Бог, разводе) вступают в бой с родными, давно живущими в голове понятиями о спокойствии, уюте, свободе и безопасности. Всё это пугает и ты делаешь шаг назад: «А, может, подождём? Не будем никуда торопиться? Доучимся, доработаем… доживём?»

Появляются жизненные примеры  людей, замечательно живущих гражданским  браком (мы ведь уже разграничили понятия  семьи и брака?). Или, вдруг, на работе подворачиваются предложения о длительных командировках или свободной должности в другом городе… И ты оставляешь человека, с которым ещё вчера был готов обойти пешком земной шар – так проще. А зачем усложнять жизнь? Или не усложнять, а менять? А, может быть, это говорит наша лень или страх, ведь, всё новое пугает?

А не пробовали задать себе обратный вопрос: зачем человеку быть одному? кстати, на вопрос в анкете: «зачем нужна  семья?» – один очень молодой мужчина  мудро и ёмко ответил: «чтобы получать удовольствие от созданного тобой». и тогда глупые мысли и беспочвенные страхи отступают сами собой. если рядом человек, готовый поделиться с тобой самым дорогим, что у него есть – жизнью, то зачем семья – уже не важно. по крайней мере не принципиально. есть – хорошо, нет -… ведь семья – это не цель, это один из способов жизни2

2. Семья как объект потребностей личности

Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности — потребность в браке, сексуальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное поведение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и ре­продуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций

Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся (в России, например, в 2003 г. ежедневно заключалось свыше 3000 браков и регистрировалось более 1800 разводов). Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями (около 15 тысяч зачатий в день), рожают детей (более 3800 рождений в день), совершают множество других действий и поступков. Все это — частные, хотя и важные события в жизни отдельного человека, отдельной семьи. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода3

Решение сделать что-то, совершить  поступок (например, вступить в брачную  связь) — сугубо личное дело. Чтобы  понять его, надо многое знать о данном конкретном человеке, о том, кто он, каковы его интересы, убеждения и т.д. Но этого даже, миллионы раз повторенного знания об индивидуальном, конкретном совершенно недостаточно для того, чтобы понять эти явления как общественные, социальные

Например, в России ежегодно рождается около трехсот тысяч детей, чьи матери не состоят в зарегистрированном браке. И хотя каждое такое рождение уникально и неповторимо, можно найти, однако, много общего в них, такого, что создает в этом явлении некие повторения, правильности и регулярности, устойчивость которых намекает на то, что здесь речь идет об общественном явлении, о социальном процессе, подчиняющемся определенным закономерностям. Скажем, в сельской местности вероятность родить ребенка вне брака выше, чем в городах. Относительно чаще рожают вне брака женщины моложе 20 лет и те, чей возраст превышает 35 лет. Причем эти (и другие) соотношения весьма устойчивы и не меняются от года к году и от территории к территории

Или возьмем вступление в брак. Молодоженам кажется, что это  событие в их жизни неповторимо, непохоже ни на какое другое, что они вступают в брак “по любви” и что никакие внешние по отношению к этой любви обстоятельства не повлияли на их решение соединить свои жизни. А между тем, как и в случае с внебрачной рождаемостью, здесь также обнаруживаются свои правильности, регулярности и закономерности. Оказывается, что с большей вероятностью вступают в брак люди, в чем-то похожие друг на друга, имеющие некоторые одинаковые или близкие характеристики

Эти примеры можно продолжать и продолжать. Однако и сказанного достаточно, чтобы констатировать: в частной жизни людей, в их сугубо индивидуальном поведении (семейном в данном случае) обнаруживается повторяющееся, закономерное, позволяющее говорить о существовании генерализованных, всеобщих моделей и образцов поведения и деятельности

Включение этих общезначимых образцов человеческого поведения, связанного с реализацией семьей ее важнейших социальных функций по упорядочению сексуальных отношений и по воспроизводству человеческого рода, в социологическую систему координат — социальная структура, межличностная динамика и социо­культурная легитимность (нормативность) — и являются целью того раздела социологии семьи, который направлен на исследование семейного поведения и его основных форм, прежде всего поведения брачного, сексуального и репродуктивного

Изложению основных теоретических  и прикладных результатов исследования семейного поведения посвящен данный раздел учебного пособия. При этом логика изложения будет соответствовать “естественному порядку вещей”, в котором рождению детей предшествует вступление в брак (или в фактический брачный союз — сожительст­во) и нормальные сексуальные отношения4

Зачем нужна семья? Семья нужна всем и каждому, чтобы жить дальше. Однако если мы с вами разберемся, разложим современную жизнь по четким полочкам. То окажется, что семья в современном мире теряет свою ценность, что в ней отпала своя необходимость. Почему? Давайте разберемся. Итак, семья, как ячейка общества существовала испокон веков. Для чего люди соединяли друг друга узами брака? Чтобы дополнять, чтобы облегчить жизнь. В каждой семье мужчина работал, был главой, обеспечивал не только жену, но и детей, которых было немало. Женское предназначение – рожать детей. Девушка в 18 лет выходила замуж, чтобы потом постоянно рожать детей, воспитывать их, заниматься домом, содержать своего мужа. В данном случае мы имеем в виду, что девушка должна любить и оберегать своего мужчину, рано утром готовить всей семье завтрак, следить, чтобы вся одежда была чистой, поглаженной, чтобы любимый человек был сыт и доволен. Стоит ли говорить о любви? Тогда у людей было гораздо меньше возможностей. Брак заключался на небесах, поэтому если была возможность сохранить семью, пойти на уступки, люди этим пользовались. Развод считался делом обсуждаемым обществом. Да, с годами молодые люди привыкали друг к другу. Они уже не мыслят своего существования в другой реальности. Что же происходит сегодня? Сегодня ценности семьи не только снижается, она постепенно сходит на нет. Зачем нужно создавать семью, зачем необходим этот злосчастный штамп в паспорте? Ответить на этот вопрос молодые не могут. Так уж принято обществом, так сложилось испокон веков. Сегодня женщины не желают сидеть дома, рожать по 5-7 детей. Сегодня практически каждая представительница прекрасного пола хочет расти и самореализовываться. На работе девушка занимает хороший пост, приходит домой и тут она должна считать главой семьи мужчину, который в принципе забыл о том, что такое профессиональный рост. Объективно посмотрим на семейный уклад современной семьи. Девушка встает рано утром, чтобы приготовить завтрак мужу, который еще спит, затем она приводит себя в порядок, делает прическу, укладку, макияж, надевает деловой костюм и отправляется на работу. В течение всего дня она крутится словно белка в колесе. Она желает успеть все, что запланировано. Заканчивается рабочий день, который был наполнен многочисленными встречами, переговорами, заключением контрактов. После этого уставшая девушка приезжает домой. Здесь ей нужно приготовить ужин, прибраться дома, постирать, погладить, привести в порядок себя, свою внешность, чтобы на следующий день выглядеть все также замечательно. После всего этого головокружительного решения дел, проблем, обязанностей она ложится в постель к мужчине, который говорит про супружеский долг. Да, доставление женщине удовольствия в постели многие мужчины считают своим единственным долгом5

Между тем, долг женщины: содержать дом, готовить завтраки, обеды  и ужины, ухаживать за мужчиной, словно бесплатная домработница. А что она  получает взамен? Многие современные  мужчины уверяют, что они должны обеспечивать семью. Между тем, они зарабатывают денег столько, что их не хватает даже не самого главу семьи, что уж говорить про семью и детей? Он просто приносит положенный оклад домой, ложится на диван и считает, что свою часть он сделал. Ой, нет, еще есть ситуации, которые требуют мужской силы. Да, эти моменты возникают крайне редко, но они возникают, поэтому не будем о них забывать. Что это такое? Ремонт газовой плиты, утюга и т.д. К сожалению, большинство парней в этом случае все также ограничиваются специальными службами. Мы просто набираем номер телефона, вызываем мастера на дом, который и сделает все то, что необходимо

Да, когда женщина стала  выполнять в социальном мире те же функции, что и мужчина, она возложила  на свои плечи гораздо больше обязанностей и ответственности. В свою очередь, представители сильного пола просто сбросили лишний вес. Теперь они все также ходят на работу, дома отдыхают после «тяжелого» трудового дня, принимают заботу женщины, как должное. Между тем, мужчина еще и повышает голос, требует, считает себя королем в семейном царстве. Не будем забывать, что представителям сильного пола нет надобности ежедневно делать укладку, наносить макияж. Со временем они просто загоняют свою жену до такого состояния, что у нее опускаются руки, она не выглядит такой свежей, жизнерадостной, как ранее. Да, потом представитель сильного пола начинает смотреть по сторонам. Зачем ему такая женщина, которая перестала за собой следить? Да, дома все хорошо и замечательно, но и девушка должна оставаться красавицей. Мужчина изменяет женщине с той девушкой, которая моложе и привлекательнее. Да, к сожалению, мы вынуждены наблюдать подобную картину сплошь и рядом. Так, для чего девушке заводить семью?

Очень многие молодые  особы говорят о том, что мужчина будет содержать ее, пока она находится в декретном отпуске. Иными словами, муж необходим только для поддержания финансового состояния в течение трех лет жизни женщины? А остальное время он просто балластом тянется вслед за декретным отпуском? Давайте разберемся, сколько мужчина вам будет приносить, пока вы находитесь в декретном отпуске. Если его заработной платы хватает только на его еду, его одежду, его встречи с друзьями, а вы тратите свои силы не только на уход за ребенком, но и за своим мужчиной, то нужен ли рядом такой мужчина? Есть семьи, в которых отец ребенка просто выплачивает алименты. Сколько платить, решает он сам. Однако вам в важный момент вашей жизни никто не будет мотать нервы, никто не помешает восстановить внутреннюю гармонию. В крайнем случае, вы можете нанять себе помощницу, услуги которой и будет оплачивать отец ребенка. Никто не говорит о прекращении общения с мужчиной. Мы говорим о том, что семейные ценности сошли к нулю. Зачем делать так, чтобы человек мешал вам спокойно жить, если вполне можно встречаться с ним на расстоянии. Когда молодой человек видит вас каждый день рядом, то он перестает воспринимать вас как желанную девушку. Он просто смотрит на вас как на предмет мебели, как на бесплатную домработницу, которая обязана выполнять домашние дела, на которую можно повысить голос, накричать за то, что она недосолила суп. А смотреть мужчина начинает абсолютно на других девушек, которые являются для него недоступными6

Источник: http://stud24.ru/sociology/socialnopsihologicheskaya-potrebnost-lichnosti-v-seme/418917-1447235-page1.html

Потребности личности – лекции. курс «общая психология»

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах.

Читайте также:  Псевдодеменция - причины, симптомы, лечение

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы: а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (естественные или органические потребности); б) условия для жизни и развития человека как индивидуума (условия для общения, познания, труда); в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения его индивидуализированных потребностей.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Важно

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряженности, дискомфортное, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1) потребности, связанные с трудом, — потребности познания и созидания;

2) потребности, связанные с развитием, — потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией,- нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью – биогенные потребности.

К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания.

В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Совет

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникновение определенных насущных потребностей организует психику на постановку соответствующих целей.

Источник: https://students-library.com/library/read/61104-potrebnosti-licnosti

Потребности личности

Социально-психологическая характеристика, отражая в целом социальную, асоциальную или антисоциальную направленность личности, является связующим звеном между правонарушением и причинами, его породившими.

Читайте также:  Настойка валерианы - инструкция по применению, отзывы, аналоги

Опираясь на нее как на объективную реальность, можно логически перейти от ретроспективного анализа отдельных правонарушений к перспективному планированию профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Социально-психологическая характеристика личности позволяет вскрыть механизм причинности антиобщественного поведения, выделить в нем объективные и субъективные детерминанты преступления, условия формирования криминальной психологии личности.

В механизме причинности человеческого поведения особое место принадлежит индивидуальным свойствам.

Формируясь в процессе социогенеза из наследственных (типологических) признаков, прижизненных психических новообразований и социальных качеств, индивидуальные свойства отражают субъективную сторону поведения, характеризуют субъекта деятельности.

Из всего их многообразия криминологически значимыми являются социально-психологические свойства, имеющие непосредственное отношение к противоправному поведению личности.

Среди большого круга потребностей, характеризующих несовершеннолетних, особое место принадлежит потребностям материального благополучия, самоутверждения, общения, труда, отдыха, будущего.

Обратите внимание

Дело в том, что именно в сфере этих потребностей формируется большинство поведенческих конструкций несовершеннолетних, определяется социальное, асоциальное (социально индифферентное) или антисоциальное отношение личности к реальной действительности.

К этому, разумеется, имеют отношение и другие потребности, но они занимают подчиненное, по отношению к вышеназванным потребностям, положение. Анализ данной группы потребностей вызван своеобразием их генезиса и форм проявления у несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Неблагополучная семья не способна (как было показано в первой главе) материально обеспечить своих детей.

Видя то, чем располагает абсолютное большинство сверстников, не имея возможности что-либо изменить в условиях своего быта, подростки из неблагополучных семей постоянно испытывают чувства зависти, унизительной неполноценности, оскорбленного достоинства (характерного уже для периода раннего детства).

В силу сложившихся условий дети из неблагополучных семей постепенно, но чаще всего неуклонно, отстают в своем развитии от сверстников, что существенно подрывает сами основы развития индивидуальных способностей. Это служит предпосылкой нарушения связей с коллективом класса и школы в целом.

Не сознавая причин такого положения, но, не удовлетворяясь им, подростки из неблагополучных семей пассивно (замкнувшись «в себя») или активно (агрессивным поведением) протестуют против такой «несправедливости». И тот, и другой виды протеста не способствуют развитию личности.

Более того, они его усугубляют и делают проблематичной возможность удовлетворения материальных потребностей общественно одобряемым путем. Тем самым они вольно или невольно расширяют дистанцию между индивидом и обществом.

Рассматривая потребности материального благополучия в качестве материальной основы формирования личности, следует отметить, что фатальная невозможность их удовлетворения в условиях семейного неблагополучия не только сдерживает развитие детей (в том число их духовных потребностей), но и мотивирует цели конкретного поведения. По данным опроса несовершеннолетних из неблагополучных семей, находящихся в воспитательно-трудовых колониях, более 50% преступлений совершено ими по мотивам, так или иначе связанным, с материальным неблагополучием семьи. При этом около 6% — непосредственно по мотивам материальной нужды.

Важно

При анализе места материальных потребностей в структуре причин противоправного поведения несовершеннолетних из неблагополучных семей обращает на себя внимание тот факт, что почти 78% воспитанников колонии, более 80% (из числа опрошенных) несовершеннолетних правонарушителей, осужденных условно или находящихся на свободе в связи с отсрочкой исполнения приговора, а также 81 % состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних вкладывают в предмет своих материальных потребностей объем благ, не превышающих социально типичные нормы (естественные для подавляющего большинства несовершеннолетних из благополучных семей). Все остальные опрошенные в предмет своих материальных потребностей вкладывали уже не типичные, а эталонные даже для несовершеннолетних из благополучных семей объемы (модные и престижные для данного возраста вещи). Следовательно, в основу корыстных преступлений и правонарушений, совершенных ради удовлетворения потребностей в материальном благополучии, они в большинстве своем вкладывали социально типичные предметы и объемы содержащихся в них благ. Из всего сказанного следует, что в структуре потребностей значительное место принадлежит потребностям материального благополучия, предопределяющим развитие и поведение личности. Эти потребности по своему предмету и по объему содержащихся в них благ идентичны потребностям сверстников из благополучных семей, т. е. несовершеннолетние правонарушители руководствовались в своем поведении не извращенными и антиобщественными материальными потребностями (как это часто принято считать), а социально типичными или эталонными потребностями общества. Иначе говоря, криминогенная суть вопроса состояла в том, что эти подростки интериоризовали такие общественные потребности, которые не соответствовали возможностям деградировавшей среды и своим способностям, не получившим соответствующего развития в связи с принадлежностью к этой среде. В условиях социализированной среды исследуемая категория несовершеннолетних, во всяком случае ее значительная часть, не совершила бы правонарушений, связанных с удовлетворением потребностей материального благополучия.

Большое значение в структуре потребностей несовершеннолетних правонарушителей из неблагополучных семей занимает потребность в самоутверждении личности. Представляя собой естественный элемент социализации, она отражает стремление индивида занять определенную форму своего бытия (или место в обществе), т. е.

вписаться в систему общественных связей и отношений или стать социальной ценностью. В то же время способы реализации этой потребности характеризуют уровень социальной зрелости индивида.

Следовательно, от того, каковы предмет потребности, цели и средства его достижения, зависят сама возможность самоутверждения индивида и предпочитаемый вид деятельности и отношение к реальной действительности в целом.

В отличие от основной массы несовершеннолетних, воспитывающихся в социализированных семьях, правонарушители из неблагополучных семей объективно вкладывают в предмет самоутверждения иное содержание».

Если у первых он ориентирован на активное включение & систему общественных связей и отношений, в основе чего лежит способность к социальной персонализации и бесспорность прав общества на общественное признание, то у вторых эта потребность вольно или невольно ориентирована на особые отношения с обществом, которые оставляют за ним лишь обязанность признания прав индивида на свободный выбор целей и средств присвоения общественных благ.

В принципе асоциальный путь самоутверждения личности — если не единственный, то один из возможных способов существования лиц, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Дело в том, что «ножницы» между требованиями, предъявляемыми обществом к каждому индивиду, претендующему на определенное положение, и тем наличным потенциалом качеств, которым располагает несовершеннолетний из неблагополучной семьи, ставят его, образно говоря, в социально неконкурентоспособное положение.

Совет

Неблагополучная семья и школа (одна — в силу своего образа жизни, другая — в силу возложенных на нее задач) представляют собой, по существу, два альтернативных подхода к проблеме воспитания несовершеннолетних.

Точнее говоря, неблагополучная семья не имеет какого-либо педагогически целесообразного подхода к данной проблеме и в большинстве своем полагается на волю случая. С приходом в школу ребенок оказывается не подготовлен к позитивному контакту с ней.

Существенно отличаясь от сверстников (по уровню общего развития, навыкам чтения, письма и счета, материальной обеспеченности, опрятности, культуре речи и поведения, заинтересованности родителей), он становится обременительным, а порой и нежелательным для учителя и класса субъектом.

Не умея правильно оценить причины и найти выход из развивающегося в этой связи конфликта, не встречая подтверждения школьным требованиям дома, ребенок подчас приходит к выводу о невозможности следования этим требованиям или о возможности им не следовать.

Реализация выводов о возможности нетипичного поведения еще более противопоставляет несовершеннолетнего из неблагополучной семьи коллективу класса, характеризует его как трудного, неспособного персонализироваться с окружающими.

Отождествляя понятие «потребность в самоутверждении» с понятием «потребность быть личностью», мы глубоко солидарны с авторами концепции, согласно которой утрата или деформация способности к персонализации равноценна деперсонализации индивида.

Понимание этого не только не ослабляет, а в большинстве случаев крайне обостряет потребность в самоутверждении и при непринятии соответствующих мер выводит этого «трудного» подростка за пределы педагогически регулируемого управления.

Выпадая из-под влияния школы и находясь под постоянным воздействием асоциального или антисоциального отношения родителей к объективной реальности, подросток из неблагополучной семьи зачастую формирует убеждение в возможности реализовать потребность в самоутверждении антиобщественными средствами.

Обратите внимание

По данным наших исследований, 62% правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними из неблагополучных семей, прямо связано с реализацией потребности в самоутверждении.

О преимущественном использовании этой категорией антиобщественных средств говорит постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних почти 70% правонарушителей, доказывавших свое превосходство (смелость, солидарность и т. п.).

Нельзя не отметить и того, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей из неблагополучных семей (в том числе отбывающих наказание в ВТК) приобщились к курению, сквернословию и употреблению спиртных напитков по мотивам, вытекающим из потребности в самоутверждении личности.

Не имея возможности и не желая самоутвердиться в коллективе, но испытывая чрезвычайно острую необходимость в каком-то признании окружающими своей значимости, подростки из неблагополучных семей обращаются к обычному в таких случаях способу — слиянию с неформальными группами несовершеннолетних, также «выпавших» из сферы педагогически регулируемого взаимодействия. Руководствуясь определенными принципами саморазвития, общностью проблем и сходством способностей своих субъектов, такие группы обеспечивают возможность простой и быстрой адаптации новичков. По всей видимости, осознавая это, несовершеннолетние из неблагополучных семей, оказавшись в группе с явно антиобщественной ориентацией, легко и добровольно (как им кажется) нивелируют свои убеждения и поступки по образу и подобию референтной группы. Являясь результатом и средством разрешения противоречия между потребностями в самоутверждении и возможностями их удовлетворения социально приемлемыми путями, неформальные группы подростков сами выступают как условие противоречия между индивидом и обществом

В завершение краткого анализа природы и особенностей проявления потребности в самоутверждении личности у несовершеннолетних правонарушителей из неблагополучных семей следует отметить, что ярко выраженное несоответствие предмета потребностей и объема вкладываемого в него блага побуждает подростка на поиск доступных, в том числе антиобщественных, средств ее реализации.

Тесно связанной с потребностью в самоутверждении и во многом из нее вытекающей является потребность в общении.

Биосоциальная по своей природе, она относится к числу абсолютно необходимых, исключительно важных для человека потребностей: общение связывает индивида с отдельными людьми и обществом в целом, и без него невозможно ни физическое выживание человеческой особи, ни ее превращение в психическое и общественное существо.

Такое значение общение приобретает в силу свойственной ему сложной функциональной характеристики.

Важно

Имея своим предметом систему связей и отношений с обществом, обеспечивающую возможность удовлетворения большинства человеческих потребностей, оно выступает одновременно в трех аспектах: как средство гуманизации вида, как способ жизнеобеспечения рода и как условие социализации индивида.

Предмет потребности в общении и объем вкладываемых в него благ определяются онтогенетическими особенностями развития индивида и их филогенетической обусловленностью, т. е. содержание потребности в общении имеет двойственную природу и включает в себя как субъективные, так и объективные компоненты.

Субъективная сторона потребности в общении обусловлена особенностями индивидуального развития и формируется под воздействием уже сложившихся потребностей и возможностей их удовлетворения. Общение как бы согласует возможности и потребности индивида, делает реальным удовлетворение последних. Иначе говоря, создавая соответствующие уровню развития индивида связи и отношения, общение дает приемлемые,<\p>

Источник: http://investobserver.info/potrebnosti-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector