Способности личности – творческие, индивидуальные, социальные

Способности личности

Психология про Способности личности, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Проблема способностей в психологи представляет собой наименее разработанную область по причине ее своеобразной «закрытости». Ее «закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г.

после известного постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

Поскольку поводом для этого постановления стало широко проводившееся в те годы тестирование интеллектуальных и других видов способностей, то психологическая проблема способностей надолго исчезла из поля…

Обратите внимание

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя.

Под функцией в данном случае можно понимать “совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи…

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые…

Делия С. Гусман (ДСГ)*: Профессор, первое, что само собой напрашивается в разговоре о культе личности, – это вопрос, что такое личность.

Не могли бы Вы объяснить нам, что понимают под личностью различные психологические школы, связывающие это понятие с характером, темпераментом и пр. Как определяется личность в психологии?

Хорхе А.

Ливрага (ХАЛ): Одна из проблем нашей цивилизации состоит в том, что разные аспекты культуры находятся в разных фазах эволюции. Так, например, если механика и химия…

Никто из Вас, дорогие читатели, конечно же, не станет отрицать очевидную истину, что качество знания может быть разным.

О способностях ребёнка судят по лёгкости овладения новым материалом, по использованию уже приобретённых знаний в новых условиях, по умению самостоятельно решать задачи.

Важно

Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются эти знания в разные виды деятельности.

Спросите у ребёнка: «Зачем ты…

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия “способность”. Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии “способность” при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

В таком смысле слово…

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером.

Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребенок растет, и все-все ему удается. Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником.

А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему…

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность.

Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем…

Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д.

Совет

Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

Кому-то может показаться, что относительная депривация есть не что иное, как фрустрация, но это не совсем так.

Разница между ними заключается, во-первых, в том, что при фрустрации…

«Слышать» и «слушать» — это совершенно разные понятия. Способность слышать является физическим актом: уши воспринимают звуковые волны. Подобно, например, зрению или осязанию, слух не требует какого-либо специального усилия. Способность слушать требует работы мысли. Необходимо не только услышать, но и обработать услышанное. Это достигается в три этапа: интерпретация, оценка и реакция. Интерпретация

Услышав что-либо, вы должны убедиться, что поняли смысл, заключенный в словах. Это…

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/sposobnosti-lichnosti

Способности как проявление индивидуального в психике

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать так:

  1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения — типа условно-рефлекторных связей.
  2. Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Общие: ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные: они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, — математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
  2. Теоретические: определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические — лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
  3. Учебные: влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.
  4. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

  • Задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
  • Способности — не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены.

Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания.

Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.

Обратите внимание

Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств.

Аналогичные свойства математических способностей — умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в.

предпринимались неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения — выявить динамику успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями.

Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Границы наших задатков (по Дангеимеру)

Компоненты педагогических способностей — конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Важно

Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

Исследования различных видов специальных способностей проводятся главным образом тогда, когда занимаются профессиональной ориентацией и профотбором.

Читайте также:  Кибербуллинг - что это такое и как с ним бороться

Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):

  • П — природа (растения, животные);
  • Г — техника (машины, материалы);
  • Ч — человек, группы людей;
  • З — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • X — художественные образы (искусство).

При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:

  1. устойчивой системой приемов и способов деятельности;
  2. обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
  3. тем, что данная система — средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
  4. тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/18-sposobnosti-kak-proyavlenie-individualnogo-v.html

Понятие «личность», структура и свойства личности

Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Понятие личностисвязано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

Движущей силой развитияличностиявляются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Развитие личности это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Структура личности (тоже что и свойства):

1темперамент (динамика психических процессов)

способности (психические возможности личности, в отдельных видах деятельности) направленность личности – характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрениехарактер личности

Психологическая стуктура личности– представляет собой целостное системное образование, совокупнолсть социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и постпков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Подструктуры личности:

биологически обусловленная подструктура(возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента) индивидуальная подструктура(индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств)

индивидуальный социальный опыт(приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер)

подструктура направленности личности(наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен

Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.

Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Оно позволяет людям передать свои мысли и переживания и вместе с тем ограничивает их, задает определенные рамки самовыражения и познания.

Совет

Творчество, с одной стороны, отражает прошлое народа, а с другой – определяет многие особенности его психологии, а значит влияет на настоящее и будущее.

Существуют два основных понимания творчества: Творчество – социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально-значимых и эстетических конструкций. Творчество – постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.

Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу. Но появилась гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Выделили стадии процесса творчества (англ. уч. Г.Уоллес):

  1. Подготовка (зарождение идеи).
  2. Созревание (концентрация, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  4. Проверка.

Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В нем проявляется активность бессознательных психических процессов.

Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом, как на репродуктивном, так и на творческом уровне.

Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой – уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала.

Методы диагностики творч. способностей:

Наблюдение, тестирование, эксперимент, опрос.

Методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

.

Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема. Пути нравственного воспитания личности.

Социальное формирование личности— естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Биогенное направление – развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот

Социогенное направление – человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;способствует нравственному самовоспитанию личности.

Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей:потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т.

п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества.

Обратите внимание

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Словесные методы-Рассказ, беседа, инструктаж

Практические методы -Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

Наглядные методы– Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Направления воспитания личности:

Духовно-нравственное

Физическое

Интеллектуальное

Трудовое

Патриотическое

Экологическое

Эстетическое

Пути

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, комсомольских собраний, пионерских сборов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области морали сопровождаются этическими переживаниями.



Источник: https://infopedia.su/8×495.html

Индивидуальные особенности личности (стр. 1 из 5)

Тема: Индивидуальные особенности личности.

1. Понятие личности в психологии

Определение личности В широком плане личность человека является интегральной целост­ностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влияни­ем культуры и структуры общностей, в которых человек был воспи­тан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагае­мыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия дру­гих представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово­купность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного че­ловека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодейст­вие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: спо­собностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мо­тивации.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на ок­ружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т. п. Харак­тер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достиже­нию поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Важно

Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того,чтоведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — сис­тема устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определя­ющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, пре­одоление отрицательных психических состояний с помощью поло­жительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоцио­нальные, волевые психические процессы (в частности, высокая мо­тивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др.

Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедея­тельности человека.

Читайте также:  Эмоциональная нестабильность - причины, симптомы, лечение

Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), про­фессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (че­ловек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелос­ти, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет еди­ной теории формирования и развития личности. Например, биогене­тический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.

) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) – структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

– не отрицая ни би­ологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созре­вания или матрица специфических условий жизни, но субъект ак­тивного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид по­степенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Совет

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъ­ективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-крнцепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесе­ние образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позво­ляет личности изменить свое поведение и осуществлять цели само­воспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последователь­ности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступ­ков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных си­туациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятель­ствам, к изменяющимся социальным условиям.

Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее раз­вития.

Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода Рос­сии к рыночной экономике.

2. Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

Обратите внимание

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.

), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга.

Важно

Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/196082/individualnye-osobennosti-lichnosti

Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены.

В качестве примеров способностей первою вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью.

С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного

слуха – развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер.

Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренности, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Уровни способностей

Задатки

Способность

Одаренность – врожденная склонность к освоению деятельности (способности).

Талант – обладание развитыми способностями.

Гениальность – не только талант, но и достижения высоких вершин.

1) репродуктивный – воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили; 2) продуктивный, 3) творческий – талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое.


36. Общее понятие о направленности личности. Интересы. Потребности. Мотивы. Мотивация личности

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Совет

В направленность включаются несколько связанных форм: влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности; желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному; стремление– возникает при включении в структуру желания волевого компонента; интерес — познавательная форма направленности на предметы; склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента; идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности; мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

«В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности: Личность — субъект общественного поведения и коммуникаций (Б.Г. Ананьев).

Личность — это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека (П.Е. Кряжев).

Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными

условиями жизни общества (И.С. Кон).

Потребности и мотивы

Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узко личностный характер, используются результаты общественного разделения труда.

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях.

И в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько ею узко личностные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится.

Источник: https://cyberpedia.su/4x2eb1.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Способности – это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Читайте также:  Креативность - что это означает, развитие креативности личности

Способности и ЗУН взаимосвязаны, но не тождественны.

Способности человека по отношению к ЗУН, мастерству выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности приобретать и наращивать.

Способности обнаруживаются не в ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его.

Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности – это личность в ее продуктивности. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности (качествам ума, особенностям памяти, чертам характера и др.).

Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Обратите внимание

Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания.

Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если же он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными «сторонами своей личности» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

О сущности способностей человека как нельзя лучше многое сказано в афоризмах великих мыслителей еще с античных времен.

«Способности человека, насколько учит нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум» – английский историк, философ Томас Бокль (1821-1861);

«Человек может кое-чего достигнуть, целесообразно применяя отдельные способности, может многого достигнуть, соединяя несколько способностей, может создать исключительное и неожиданное, соединяя все свойства» – немецкий поэт, мыслитель, ученый Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832);

«По сравнению с тем, какими мы должны были быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов.

В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей.

Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются» – американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910);

«Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, во всяком случаи эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству» – английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704);

«Выдающиеся способности и глубокое изучение бессмысленны, если время от времени они не приводят к заключениям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкновенными способностями и без изучения» – английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873);

«Способности мало значат без возможностей» – французский полководец и государственный деятель Наполеон I (Бонапарт) (1769-1821);

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» – римский писатель, философ Луций Аней Сенека (4 до н.э.-65 н.э.);

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» – немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872);

«Будьте способны на большее, чем-то, что вы совершаете сегодня» – американский военный и политический деятель Джейм Абрахам Гарфилд (1831-1881).

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Характеристики способностей:

  1. Способности не сводятся к тем ЗУН, которые выработаны у человека; в них включаются те показатели, которые являются условиями успешности;
  2. О способностях свидетельствует высокий темп усвоения ЗУН, необходимых для деятельности;
  3. О способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна.

В отношении состава и структуры способности можно определить как свойства функциональных систем, которые реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии деятельности (способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить и др.).

Психические способности – это свойства нервной системы, в которой реализуется функция отражения мира. Общие свойства нервной системы проявляются в продуктивной деятельности, работоспособности, активности, произвольной и непроизвольной регуляции, мнемических способностях. Общие способности определяют как способности получать, преобразовывать и применять знания.

В этом наиболее важную роль играют интеллект, обучаемость, креативность (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Выделяют общие и специфические способности.

Важно

Общие способности – совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности (умственные способности, развитая память и речь, точность и тонкость ручных движений и др.). Специальные способности – совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности (музыкальные, технические, литературные и др.).

Различают также несколько уровней в развитии способностей людей:

одаренность, талант, гениальность.

Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высший уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность – это высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).

Биологической базой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип ВНД, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушария.

Несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным.

Формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

  1. наличием соответствующих задатков, предрасположенности,
  2. потребностно-мотивационными особенностями личности, желанием и стремлением человека заниматься тем или иным делом,
  3. социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

У специалистов необходимо формировать наиболее важные творческие способности:

  • способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
  • способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
  • способность собрать нужные данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
  • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
  • способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, определить меру личного участия при коллективном решении проблемы.

Следовательно, обеспечение высокого уровня исследовательской деятельности обучаемых возможно лишь путем обнаружение творческих способностей и их развития как на додипломном, так и на последипломном этапе осуществления среднего медицинского образования.

Метод проектов эффективно используется в развитии творческих способностей обучаемых. Он реализует творческий подход в обучении и базируется на принципах гуманистического направления в педагогике и психологии. Он не является принципиально новым в мировой педагогике, т.к. был разработан еще в 20-ые годы XX-го века в США в контексте философско-педагогической концепции Джона Дьюи.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть и применить на практике. Для того, чтобы добиться такого результата студентам необходимо научиться:

  • самостоятельно мыслить,
  • находить и решать проблемы с использованием знаний из разных областей,
  • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектирования может быть индивидуальным или групповым.

Метод как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по своему характеру и предусматривает определенную последовательность действий:

  • выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Тематика проектов определяется с целью углубления знаний по конкретной проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для обучаемого, при решении которой ему необходимо использовать уже имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Структура таких проектов может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации (научная литература, базы данных, анкетирование и др.), обработка информации, результаты, реферат и доклад и их презентация.

Роль преподавателя состоит в формулировке общей проблемы, в консультировании обучаемых по вопросам выбора источников информации и организации их самостоятельной деятельности и контроля.

Обучаемые сами формируют гипотезу (ориентир в поиске необходимой информации), определяют наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по исследуемой проблеме.

Собранные материалы могут быть представлены в форме доклада или дискуссии на семинаре или практическом занятии, где обсуждается, анализируется и обобщается представленная информация, делается заключение о возможности применения представленных проектов. Проект – это решение определенной проблемы и ее теоретическая и практическая реализация.

Совет

При организации образовательного процесса с использованием таких форм как педагогическое сотрудничество, метод проектов, разноуровневое обучение должны быть реализованы следующие принципы:

  1. учащийся находится в непрерывной деятельности, в которой он заинтересован;
  2. подлинная проблема в таких условиях возникает у него как стимул к мышлению;
  3. учащийся обладает возможностью получать информацию и проводить наблюдения, необходимые для того, чтобы справиться с программой;
  4. он принимает положительные решения и несет ответственность за их выполнение;
  5. он имеет возможность проверить свои идеи на практике, прояснить их смысл и достоверность (С.Д. Пинчук, 2004).

Итак, одним из современных эффективных методов развития творческих способностей обучаемых следует считать метод проектов (или проектирования), который способствует решению учебно-познавательной проблемы, ее теоретической и практической реализации.

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=2815

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector