Стороны общения – перцептивная, интерактивная, коммуникативная

Стороны общения – коммуникативная, перцептивная, интерактивная

Человека отличает от животного мира его умение разнообразно коммуницировать. Развитие речи выделило человека, сделало его культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.

Вот почему так важно уметь общаться с другими людьми. Выделяют три вида сторон общения – коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

Однако главными остаются навыки, которыми должен обладать человек, чтобы успешно контактировать с окружающими.

Обратите внимание

Интернет-журнал psytheater.com называет общение способом контакта человека с окружающими. Если бы не существовало речи, тогда люди могли взаимодействовать между собой на уровне жестов, мимики и звуков. Эти виды коммуникации, которые называются невербальными, не исключаются.

Однако наиболее простым способом высказать свою мысль и услышать, что думает по этому поводу другой человек, является язык.

Вот почему родители с самого детства обучают своих детей речи, поскольку сказать одним словом свою идею намного легче, чем на пальцах или картинками ее передавать.

Речь облегчает взаимодействие между людьми.

Вместе с тем здесь возникает множество сложностей, связанных с неумением людей коммуницировать, слышать окружающих, понимать собственные желания, контролировать свои эмоции, которые тоже выливаются в речи. Другими словами, речь порой заменяет не только эмоции, когда какое-то слово произносится с определенной интонацией в голосе, но и даже действия.

Речи обучаются все люди. Как говорится, через умение устанавливать контакты человек может достичь больших результатов. Здесь важно уметь общаться не только с близкими и родными, но и с незнакомыми людьми.

Многие проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни и связаны с негармоничными отношениями, основываются на том, что человек не понимает сам, кому он должен уделять время, внимания и силы, а кому нет.

Любимые партнеры довольно часто ссорятся по причине того, что их  вторые половинки уделяют время своим родственникам или друзьям. Начальники негодуют по поводу неуважительного отношения к себе своих сотрудников. Люди часто замечают, что с незнакомыми им легче общаться, чем с близкими.

Это все является показателями дисбаланса, который возникает по причине того, что сам человек не может понять, кто для него важен в этой жизни, а кто нет.

Чаще всего в ближний круг общения входят:

  1. любимый партнер (если вы являетесь чьим-то супругом/супругой), ваши дети, родители (если вы сами еще являетесь ребенком);
  2. начальник по работе (если вы работаете на кого-то) или деловые партнеры (если вы имеете свой бизнес);
  3. вы сами.

Сюда не входят друзья, если только они не являются теми людьми, которые вам платят деньги или дают вам духовное равновесие, семью и секс. Сюда не входят родители, если вы взрослый человек.

Сюда не входят коллеги, соседи, посторонние люди и т.д. Если вдруг вы помещаете в этот круг тех, кто не был обозначен, то происходит дисбаланс.

Если не верите, то попробуйте, если уже не ощущаете, как ваша жизнь рушится от неправильной расстановки людей.

Почему именно эти люди входят в ближний круг общения? Любимый партнер (для взрослого человека) или родители (для ребенка) – это источник вдохновения, безопасности, уюта, любви. Начальник или деловые партнеры – это источник денег.

Важно

А вы сами… ну, от самого себя никуда не деться. Если вы будете больны, глупы, несчастливы и т. д., тогда вам уже никто другой не будет нужен.

Поэтому в первую очередь вы должны ладить с самим собой, а потом уже со всеми окружающими людьми.

Все остальные люди (вне ближнего круга общения) должны занимать второстепенную роль, поскольку они не являются источниками жизненно важных ресурсов. Все, что они вам дают, вы можете получать и в ближнем кругу общения, если только наладите отношения со всеми ее участниками. То есть друзья, коллеги, знакомые заменяемы теми, кто находится в любом из кругов общения.

Что такое стороны общения?

Под сторонами общения понимаются роли, которые выполняют люди в процессе разговора. Данные роли достаточно условные, поскольку человек не может занимать только перцептивную, коммуникативную или интерактивную позиции. Все они подразумевают под собой информационный поток, который исходит от человека, а также поведение в процессе общения.

перейти наверх

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится.

Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени.

Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию.

Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются.

Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение.

Совет

Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

перейти наверх

Интерактивная сторона общения

Целью любого общения является изменение поведения другого человека, другими словами, влияние. И чтобы это произошло, необходима совместная деятельность во время общения. Люди не просто используют слова, чтобы передать свои мысли, а наполняют их смыслом, эмоциями, нагрузкой, деятельностью. Все это должно повлиять на собеседников, переубедить их и направить в другое русло.

Интерактивную сторону общения часто регулируют общественные нормы, то есть этикет и правила приличия.

Вот почему человек при соблюдении определенного стиля общения должен придерживаться ее правил, которые помогают ему достичь желаемого.

Будь то деловое общение или прохождение собеседования, у каждого стиля есть свой регламент, который показывает, что нужно сделать для достижения того или иного результата.

Необходимость придерживаться определенных рамок заставляет людей отвечать за собственное поведение. Те, кто не придерживается рамок, тоже несут ответственность за те результаты, которых они достигают. Так, каждый человек играет определенную роль по определенным правилам. И каждый человек в той или иной ситуации занимает различные роли.

Причинами конфликтов между людьми является неспособность соответствовать общественным правилам, правильно играть роли, придерживаться норм.

Порой люди конфликтуют, поскольку не желают вступать в ту деятельность, которая им предлагается. Каждый старается занять роль другого, а не ту, которая ему предлагается.

Каждый предлагает свои виды деятельности, которые противоречат с потребностями и желаниями оппонентов.

перейти наверх

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

  1. Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
  2. Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

перейти наверх

Итог

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Источник: http://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕФЕРАТ

на тему:

«Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения»

ВЫПОЛНИЛ: Коротков М.Г.

Студент 1 курса,

Группа: иностранный язык

ПРОВЕРИЛА: Фёдорова И.А.

Усть-Каменогорск, 2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

I. Структура общения……………………………………………………………..4

  1. Общение: структура, функции, основные понятия…………………5

  2. Коммуникативная сторона общения…………………………………7

  3. Перцептивная сторона общения………………………………………8

  4. Интерактивная сторона общения……………………………………11

II. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии………………………………………………………………………15

Заключение……………………….………………………………………………18

Список литературы……………….……………………………………………..19

Введение

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Обратите внимание

Вторая сторона общения взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Читайте также:  Что нельзя говорить мужчине никогда - в постели, на первом свидании

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

I. Структура общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

    Если я говорю “стол”, я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка.

    Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

  4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

  5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

1.1 Общение: структура, функции, основные понятия

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Важно

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Совет

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

1.2 Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.

Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных.

Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

  1. почерк ;

  2. околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

  3. кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

  4. дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);

  5. организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);

  6. место общения (территория, на которой происходит общение);

  7. время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);

  8. запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

  9. стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.

1.3 Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Обратите внимание

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность.

В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения.

Таким образом, от меры точности “расшифровки” и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином “социальная перцепция”, введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого “нового взгляда” (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех “социальных объектов” (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е.

более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Более того, само употребление термина “восприятие” также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место. Психоаналитики в этих процессах усматривают влияние переноса.

Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как “вчувствование”, умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них.

Важно

Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе.

Источник: https://works.doklad.ru/view/0St__fYCuuw.html

Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения

1)Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Таким образом, в процессе общения осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и для эффективного взаимодействия вышеуказанные особенности процесса общения имеют важное значение для субъекта самого общения.

2) Проблемы общения и психология общения начали сильно волновать специалистов в последнее время. Ведь именно общение позволяет человеку получить наслаждение, побороть такие негативные стороны в нашей жизни, как скука, рутина, плохое настроение.

Совет

Психологи выделяют такие уровни общения, как примитивный, манипулятивный, деловой, игровой, духовный и уровень масок. Все эти уровни предполагают, что собеседники будут использовать разные психологические приемы, другие слова и фразы, чтобы достичь максимального развития своей личности.
– Примитивный уровень общения.

В этом случае человек не может или не хочет настроить себя на контакт, его не волнует, как его собеседник будет воспринимать его, и насколько приятно и правильно он разговаривает. Примитивный уровень общения можно наблюдать во время разговора с пьяным или с невежливым, грубым человеком.

Главной особенностью такого вида общения является скудный словарный запас и очень быстрая речь. Это должно сбить с толку собеседника, вывести его из душевного равновесия.

При этом человек, который столкнулся с примитивным уровнем общения, должен попытаться успокоить своего собеседника, разговаривая с ним спокойно, ровно, иногда немного жестко или твердо. Такая позиция поможет избежать конфликта и сгладит острые углы общения.

Манипулятивный уровень. В таком случае собеседник является всего лишь инструментом для достижения каких-либо целей.

Такой уровень общения часто можно встретить среди менеджеров, дипломатов, а также на фоне бытовой жизни (например, когда жена пытается напомнить мужу о чем-либо или подталкивает к покупке необходимого ей товара).

Кроме того, в этом уровне общения можно рассматривать также такие жестокие меры, как лесть или запугивание.

Деловой уровень. Здесь необходимо обязательно обращать внимание на характер, возраст и личные взгляды вашего собеседника. Именно цель или средства ее достижения, которые вас объединяют, и обуславливают взаимоотношения между вами, поэтому такое общение нельзя назвать манипулятивным.

Деловой уровень общения необходим тем людям, которые, в силу своей профессии, должны постоянно находиться на определенной дистанции.

Читайте также:  Свободные отношения - это что такое, плюсы и минусы

Кроме того, деловой уровень общения несет в себе не только деловитость, но и серьезность по отношению к своему собеседнику, поэтому такой уровень можно применять не только к своим партнерам, но и в личной, семейной жизни.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями.

Обратите внимание

Еще одним ярким примером игрового уровня общения является флирт между мужчиной и женщиной, когда между ними проходит так называемая игра.

Уровень игры связан с чувством юмора и возможностью неформально вести беседу.

Духовный уровень. При таком общении человек наибольшим образом открывает собеседнику свою личность, свою душу.

Именно в ходе общения на духовном уровне возникает полное открытие себя настоящего, что требует особых внутренних усилий. Такой уровень общения можно увидеть в разговоре с близкими, родственниками, священником.

Главной отличительной чертой духовного уровня общения является неспешность в речи, что показывает ваше особое расположение к собеседнику.

Уровень масок.Каждый человек имеет одну или несколько «масок», которыми он пользуется в разных ситуациях. Часто такой уровень можно наблюдать, если человеку неприятно общаться со своим собеседником, но он старается не задеть его чувства или быть более вежливым. Также мы можем надевать маску искренней радости, получив неинтересный или ненужный подарок.

Если человек постоянно общается на уровне масок, ему становится все труднее открыть себя настоящего. Конечно, несмотря на то, какой уровень общения был выбран, человек должен обладать достаточным запасом слов, чтобы суметь выразить свои эмоции, чувства и идеи.

Очень важно не только иметь обширный словарный запас, но и избавиться от слов-паразитов, которыми так изобилует наша современная речь.

3)Виды слушания.

Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу: Правиль­но ли я понял, что…?», «Так ли это…?» «То есть…», а также получе­ние подтверждения в ответ на вопрос.

Благодаря этому обеспечива­ется адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята.

Это — нерефлексивное слушание (вы не даете анализа и интерпрета­ции, а просто отражаете мысль собеседника).

Важно

Приемы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состо­яние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять толь­ко в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Пассивное слушание. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т. п.

Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет».

Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмо­ционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован…», «Ты, навер­ное, очень переживаешь…», «Конечно, это очень неприятно…».

4 ) Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова “интеракция” – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия “социальных объектов”. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b2265.html

Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения

Общение – спецефич. форма взаимод-я с др. людьми как членами общества; в общении реализуются соц.отношения людей. 3 взаимосвязанных стороны общения:

1 Коммуникативная – Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать.

В этот процесс входят след.

элементы: 1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать; 2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; – письменное; – визуальное; 3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным. Комм-аясторона общения может проявл-ся в таких обыденных ситуациях общения как:

1. Диадное, интимно-личностное общение – взаимод-ие 2х Ч, как правило, близких или хорошо знакомых др.с др

Совет

2. Межличностное общение 2х и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры. 3. Ситуация делового общения 2х или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга.

4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в кот. могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые др. др. люди, но объединенные некой общей задачей, целью.

5. Массовое общение – множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреждениях культуры и отдыха

2 Интерактивная –условный термин, обозначающий хар-ку компонентов общения, связанных со взаимод-ем людей, непосредственной организацией их совместной деят-ти. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некоторый рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей.

3. Перцептивная – Процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.Поскольку каждому человеку свойственно стремиться прогнозировать ситуацию, мы всегда имеем по поводу ситуации общения какие-либо ожидания, соответствующие нашему опыту и представлениям о людях. Такое явление носит название стереотипа ожидания.

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы.

Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение».

Относительно узкого толкования , межличностная коммуникация представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), но и то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, переделывается, обсуждается, развивается.

То есть, что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом он выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, чтобы мысль была правильно интерпретирована, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.

Поэтому характеризовать коммуникацию только как обмен информацией – это не только сводить ее к процессам, которые происходят в любых информационных системах, но и не замечать ее специфики.

Специфика коммуникации

коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;

участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме конечно, анализа собственных мотивов, целей и установок);

в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;

активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;

Обратите внимание

в процессе коммуникации происходит взаимопонимание (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;

информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;

общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;

характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;

информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;

коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;

коммуникация психологически возможна при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;

у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;

в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Есть люди, которые как бы от природы наделены способностью обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть.

Важно

Делается это с разной целью : чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачи информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

Вспомнить хотя бы Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже Собакевич после первого знакомства назвал «наиприятнейшим человеком». Конечно, Чичиков не может быть для нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать и произносить информацию привлекает наше внимание.

Сказанное наводит на мысль о том, что достичь взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле – дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно стала таковой, необходимо осилить сложный коммуникативный процесс, который и называется межличностной коммуникацией.

Сложность коммуникации указывает немало исследователей.

В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывают и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются не только передать информацию, но и оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить положительную самооценку.

Поэтому коммуникация – это многофункциональная игра, иногда эмоционально окрашена, а в другие моменты – тактически приемлема.

Читайте также:  Как не бояться родов - советы психолога

Функции коммуникации

Исследователи выделяют две общие функции коммуникации: функции коммуникативного контроля и аффилиации (под этой функцией понимают неизбежную естественную последовательность коммуникативного поведения).

Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение содержит информацию о распределении контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл, как на рациональном, так и на содержательном уровне, где управляет тем, как необходимо принимать сообщения или как его следует понимать.

Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе произношения информации и построения разговора, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.

Совет

То есть человек контролирует другого в той мере, в какой способен ограничить следующий поступок партнера при условии, что он действует уместно, логично, последовательно и разумно. Контроль может осуществляться через различные манипуляции: к примеру, через лингвистический выбор, применяя и молчание, либо через взгляд, направленный на партнера или отведенное от него.

Поведение человека в разговоре можно рассматривать как контрольные «ходы», которые проявляются в таких действиях: говорить больше, чем партнер; использовать официальную манеру обращения; смотреть внимательно.

Среди основных свойств контроля называют прерывание разговора как интегрального элемента системы перехвата очередности в беседе. Для этого партнерами используются усилители (так значительно и др.), необязательные слова (ну, понимаете, вежливые формы, расчлененный вопрос т.д. ) .

Прерывание выполняет и позитивные функции, такие как выражение поддержки или проявление интереса.

Другая коммуникативная функция – аффилиация (от англ. affiliate – присоединяться; попытка человека быть в обществе других людей) – рассматривается как параметр любви – ненависти в коммуникативных отношениях.

Самораскрытие индивида, т.е. добровольное сообщение информации о себе, которая в данный момент недосягаемая для других, используется обычно для эскалации отношений в сторону положительной аффилиации, которая характеризуется понятиями «продуктивный», «эффективный», «открытый» коммуникативный обмен.

Это достигается путем требования от партнера эквивалентной реакции, т.е. одно раскрытие должно породить иное, равноценно (речь идет про положительную или отрицательную информацию, которую должен сообщить партнер), что и приведет к более доверительным, интимным отношениям. Процесс этот чрезвычайно сложен и зависит от многих факторов.

Считается, к примеру, что позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективная для создания позитивной аффилиации во время знакомства.

Обратите внимание

Однако, если слишком интимная информация раскрывается в ходе первоначального налаживания контактов, то потенциальному партнеру скорее всего будет отказано по причине того, что он таким образом требует от собеседника также сообщить о себе что-то очень интимное.

Виды коммуникации

Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний виды коммуникации.

При этом аксиальная (от лат. Axis – ось) коммуникация – направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальная (от лат.

Rete – сеть ) – имеет своим адресатом многих реципиентов.

Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации.

По характеру воздействия информация, идущая от коммуникатора, может быть побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказе, просьбе, совете, инструкции. Этот вид информации рассчитан на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Исходя из этого она выполняет следующие функции:

активизация поведения, т.е. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – импульс, который не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;

дестабилизация, которая предусматривает нарушения отдельных автономных форм поведения.

Важно

Констатирующая информация передается в форме сообщения. Она имеет целью изменение поведения не напрямую, а опосредованно. По целям сообщения различают регуляторную (побуждает партнера к действию), эмоциональную (адресована к чувствам и переживаниям реципиентов) и осведомительную (передает только сведения об объекте) информацию.



Источник: https://infopedia.su/14×9347.html

Основные теории общения Интерактивная коммуникативная перцептивная стороны

* Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

*Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека *

*Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); *Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); *Перцептивная сторона (процесс восприятия друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) *

*Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т. е.

система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический.

Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. *

* *Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции, пространственно-временная организация общения, контакт глазами.

*Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др. ).

*Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). *Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

*групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация), *конкуренция (соперничество), *конфликт. *

*равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса; *равенство в признании активной коммуникативной роли друга; *равенство в психологической взаимоподдержке *

* 1. 2. 3. 4. Согласно теории обмена (Дж. Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт.

В основе теории лежат четыре принципа: чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать; если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. *

Авторы Дж. Мид и Г. Блумер. Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий: *незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); *значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). *

*Автор Э. Гофман. Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других. *

*уместностью принятых управленческих решений; *четким распределением обязанностей среди сотрудников; *умелым разрешением конфликтов. *

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

К ним относятся: *познание и понимание людьми друга ( идентификация, эмпатия, аттракция); *познание самого себя в процессе общения (рефлексия); *прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). *

*умением устанавливать психологический контакт; *учетом особенностей коммуникативного воздействия; *аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; *эффективностью использования вербальных и * невербальных средств общения.

Источник: https://present5.com/osnovnye-teorii-obshheniya-interaktivnaya-kommunikativnaya-perceptivnaya-storony/

Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. – презентация

1 Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.<\p>

2 Общение Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека<\p>

3 Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие: Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)<\p>

Совет

4 Вербальная коммуникация Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.<\p>

5 Невербальная коммуникация: Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции, пространственно-временная организация общения, контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).<\p>

6 виды взаимодействия: групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация), конкуренция (соперничество), конфликт.<\p>

7 Условия, для того чтобы общение было эффективным равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса; равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; равенство в психологической взаимоподдержке<\p>

8 теория обмена Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа: 1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать; 3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; 4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.<\p>

9 символический интеракционизм Авторы Дж. Мид и Г.Блумер. Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий: незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).<\p>

10 теория управления впечатлениями Автор Э.Гофман. Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя декорации и окружающую обстановку для создания определенного впечатления о себе и других.<\p>

11 Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется: уместностью принятых управленческих решений; четким распределением обязанностей среди сотрудников; умелым разрешением конфликтов.<\p>

Обратите внимание

12 Перцепция Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).<\p>

13 Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется: умением устанавливать психологический контакт; учетом особенностей коммуникативного воздействия; аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/170391

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector