Трансактный анализ берна – теория, методы, игры, примеры

Трансактный анализ – психология

04.06.2018

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый — рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Обратите внимание

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи.

Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни.

Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Трансакции

Трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми, т.е. стимул и реакцию на него.

Причем всякий раз, когда мы вступаем в трансакцию с кем-то, мы находимся в одном из трех эго-состояний и ожидаем ответной реакции со стороны определенного эго-состояния собеседника.

Если стимул и реакция соответствуют друг другу, происходит дополнительная трансакция. Такие взаимодействия обычно комфортны и могут продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:

родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

ребенок-ребенок (друзья веселятся на вечеринке)

родитель-родитель (соседи в два голоса возмущаются новым распоряжением правительства)

Но иногда собеседники реагируют не так, как мы ожидаем. Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его рубашку. При этом он обращается к ней как взрослый к взрослому.

Приблизительный ответ, которого он ожидает, это «не видела» или «висит на стуле в гостиной».

А кроме того, трансакции бывают скрытые. Т.е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом.

Важно

Например, под видом обсуждения ситуации с позиции взрослого, может говорить ребенок, выпрашивающий снисхождения у заботливых родителей.

Ловкий манипулятор, который, на первый взгляд, обращается к взрослому эго-состоянию собеседника, может заставить отреагировать бунтующего ребенка. А во время флирта взаимодействие ребенок-ребенок очень часто камуфлируется под взаимодействие взрослый-взрослый.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр — включая знаменитый треугольник Карпмана. Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду.

Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам.

А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми.

Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным.

Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Источник:

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

РодительУ каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.

Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Совет

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Обратите внимание

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1102.html

Трансактный анализ Э. Берна

Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Читайте также:  Как заставить себя похудеть, если нет силы воли - советы психологов

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний “Я”, или “эго-состояний”: “Родитель”, “Ребенок”, “Взрослый”.

“Родитель” – “эго-состояние” с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. “Родитель” – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации.

Важно

Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: “Делай как я!” и косвенное, которое реализуется под девизом: “Делай не как я делаю, а как я велю делать!”.
“Родитель” может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека).

Для “Родителя” характерны директивные высказывания типа: “Можно”; “Должно”; “Ни за что”; “Итак, запомни”; “Какой вздор”; “Бедняжка”…

В тех условиях, когда “родительское” состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

“Ребенок” – эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах: 1. “Естественный ребенок” – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту.

Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. 3. “Адаптированный ребенок” – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для “адаптированного ребенка” характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость.

Разновидностью “адаптированного ребенка” является “бунтующий” против родителей “Ребенок”.

Для “Ребенка” характерны высказывания типа: “Я хочу”; “Я боюсь”; “Я ненавижу”; “Какое мне дело”.

Взрослое “Я-состояние” – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека.

Совет

Словарь “Взрослого” построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность.

Человек с преобладающим состоянием “Взрослого” является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если “Взрослое” состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением “Ребенка” и “Родителя”.

Если “Родитель” – это преподанная концепция жизни, “Ребенок” – концепция жизни через чувства, то “Взрослый” – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе  и  обработке  информации.

  “Взрослый”  у  Берна  играет  роль  арбитра  между “Родителем” и “Ребенком”.

Он анализирует информацию, записанную в “Родителе” и “Ребенке”, и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: “Будь всегда взрослым!”.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

“Игра” – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды.

Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов.

Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую – двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

“Поглаживания и удары” – взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств.

Обратите внимание

Поглаживания могут быть: •    позитивными: “Вы мне симпатичны”, “Какая вы милая”; •    негативными: “Ты мне неприятен”, “Ты сегодня плохо выглядишь”; •    условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): “Вы хорошо это сделали”, “Ты бы мне больше нравился, если бы…” •    безусловными (связаны с тем, кем человек является): “Вы специалист высшего класса”, “Я принимаю тебя таким, какой ты есть”;

•    фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): “Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека”, “Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками”.

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики.

Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными.

Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

“Трансакции” – все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: “Взрослого”, “Родителя”, “Ребенка”. Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие “эго-состояние”.

Скрытые трансакции включают более двух “эго-состояний”, сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

“Вымогательство” – способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство – это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

“Запреты и ранние решения” – одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из “эго-состояния” “Ребенок” в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей.

Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется “ранние решения”, т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов.

Например, “Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо”. – “А я буду высовываться”.

“Жизненный сценарий” – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения).

Важно

Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д.

При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными; •    ранние решения (ответы на родительские послания); •    игры, которые реализуют ранние решения; •    вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

•    ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

“Психологическая позиция или основная жизненная установка” -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции: 1. “Я благополучен – ты благополучен”. 2. “Я неблагополучен – ты неблагополучен”. 3. “Я неблагополучен – ты благополучен”.

4. “Я благополучен – ты неблагополучен”.

1. “Я благополучен – ты благополучен” – это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности.

Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе.

Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2.   “Я неблагополучен – ты неблагополучен”. Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований.

Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой “Я неблагополучен – ты неблагополучен” проводят большую часть жизни в наркологических,
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3.   “Я неблагополучен – ты благополучен”. Человек с негативным образом собственного “Я” отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них.

Совет

Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, благополучными фигурами.

Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. “Я благополучен – ты неблагополучен”. Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте.

Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих.

Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: “Я благополучен” – чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его “Ты не благополучен”. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:
•    Структурный анализ – анализ структуры личности. •    Анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми. •    Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.

Читайте также:  Что подарить девушке на 14 февраля - идеи подарков

•    Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ “эго-позиции”, который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных “эго-состояния”, и 2) исключения, когда “эго-состояния” жестко отграничены друг от друга.

Обратите внимание

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель – помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, “эго-состояний” и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель – достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога – обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к “эго-состоянию” “Взрослый” в клиенте, не потакает капризам “Ребенка” и не успокаивает разгневанного “Родителя” в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники
1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа “эго-состояния”.Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи.

Важно

Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.
2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы.

Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

Источник: https://psyera.ru/2416/transaktnyy-analiz-e-berna

Теория сценариев Берна

    В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

    Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач.

Развивая идеи , он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию.

В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).

    В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.

    Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну, теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

    Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев» (4, гл. 3).

    Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска.Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

    «Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5).

Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.     «Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?…

Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).     Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру.

Совет

Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.

    «Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).     Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну

    Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.

    Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.     Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта.

Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.     Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира.

Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

    «Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни.

Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).

    При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария

    Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

    Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий.

«К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой…

Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).

    «К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада… В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен… Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

    В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье.

Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.

    «Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).     Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека.

Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

    Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума.

Обратите внимание

В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.

    Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

    Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок

    Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.     Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.     Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

    Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.
Источник: страничка журнала Esquire.

    Прежде чем менять отношения, нужно хорошо понять свою вторичную выгоду, а она есть всегда. Будет ли вам лучше, если вы её потеряете?     Изменить отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, – значит защитить свою самооценку, личное пространство и собственные интересы от навязчивого вторжения Родителя или того, кто выступает в его роли.

Читайте также:  Страх смерти (танатофобия) - причины, как избавиться

Как изменить отношения?

    Чтобы изменить игру, необходимо полностью содержать себя и свой образ жизни и быть морально готовым к возможной потере отношений с близким человеком (крайний, самый худший вариант). Если таковой готовности нет, то отношения лучше не менять, а принять их как судьбу, как свой жизненный сценарий.

Принять, согласиться с ними и перестать жаловаться.     1. Защитить свою самооценку. Нельзя оправдываться и чувствовать себя виноватым за свои желания. Вы не обязаны вести себя так, как того хочется другому, и чувствовать за это вину, даже если он настойчиво даёт понять, что он на вас обиделся.

Докажите другому человеку, что он перед вами виноват, и вы можете делать с ним, что «захотите». Нельзя в этом случае соглашаться с позицией виноватого.     2. Защитить личное пространство. Под личным пространством понимается собственная территория, на которой комфортно.

При необходимости надо отстоять право побыть одному на своей территории, даже если кому-то другому в это время очень хочется «общества».     3. Защитить собственные интересы.

При необходимости можно оградить себя от ответственности за положение или жизнь другого человека, какими бы безотлагательными и безвыходными он их для вас не представлял. Можно оставить другому право решать свои сложности в этот раз без вашего участия, если вы, конечно, не боитесь аналогичных ответных действий.

    Сложившиеся отношения: взрослый Ребёнок – Родитель сопровождаются конкретным поведением, которое с годами настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам личности, к свойствам характера. Кардинально изменить их крайне трудно, но поменять отдельные правила – задача вполне посильная.

    Литература:

    1. Информационный ресурс по вопросам психологии: «Психология на русском языке».     2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди, 1964.     3. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых, 1968.     4. Э. Берн. Люди, которые играют в игры, 1972.     5. А. М. Прихожан. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.

Источник: http://psy-nets.ru/practical_psychology/eric_berne.html

Трансактный анализ Э. Берна

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ. Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном.

Предметом исследования является трансакциявзаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов.

Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия.

Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок». Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния.

Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».

Важно

Находясь в позицииРодителя, человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д.

Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя, который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя, критикующего, обвиняющего окружающих.

Средства влияния Родителя: взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину.

Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослыйконтролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого – это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослый ведёт себя уверенно и спокойно.

Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение. Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.

Состояние Ребёнка(естественное или спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией. Э.

Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э.

Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны, то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

ПРИМЕР

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рб Рб

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Рб Рб

Совет

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией, то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию.

При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок.

Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

ПРИМЕР

Преподаватель: Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент: Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

ПРИМЕР

Студент: А разве интеллект можно измерять? В – ВРд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра– серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение.

Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные.

Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… – Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

ПРИМЕР

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка: Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб – Рд

Врач: Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка: Да, это было бы неплохо, нокто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач: Вы можете полечиться дома. Рд – Рб

Обратите внимание

Пациентка: Да, я согласна, нокто за меня будет Рд – Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности.

Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья.

У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации и суперамортизации [Литвак М.Е., 1995].

ПРИМЕР муж жена

Муж: Дорогая, где моя рубашка? В – В Рд Рд

Жена: Ты уже не маленький, пора самому Рд-Рб В В

знать, где лежат твои вещи!

Муж: Да, я не маленький, мне давно пора знать, Рб- Рд Рб Рб

где лежат мои вещи, зато ты у меня такая

хозяйственная, всегда мне подскажешь.

При таком ответе конфликт не возникнет, если не будет скрытой трансакции, где невербальными средствами (ирония, насмешка, раздражение в мимике, взгляде и интонации) партнёр передаёт неискренность своих слов.

Важно

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации, который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

ПРИМЕР

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость. Двустороннюю близостьможно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/26565.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector