Цели общения и задачи, функции – психология

Понятие, цели и функции общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них:

Обратите внимание

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение – функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Источник: https://students-library.com/library/read/59446-ponatie-celi-i-funkcii-obsenia

Психологический взляд (PsyVision) – викторины, учебные материалы, каталог психологов

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия.

Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный – говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.

Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

<\p>

Выделяют следующие виды общения: “Контакт масок” – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Важно

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Функции общения – его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

<\p>

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.<\p>

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Совет

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.<\p>

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.<\p>

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Источник: http://psyvision.ru/help/soc-soc-soc/32-sociology/319-sociology2

Функции общения

Функции общенияэто роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение – процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение).

Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодифи-кации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функциястимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функцияфункция объединœения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5)координационная функциясогласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция пониманияадекватное восприятие и понимание информации;

Обратите внимание

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция – общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целœенаправленным или непроизвольным. И т.п.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

– Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

– Синдикативная функция — средство объединœения людей.

– Функция самовыражения – средство раскрытия своей психологической сущности.

– Трансляционная функция – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

– Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

– Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.

– Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всœего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.

Читайте также

  • – Интерактивная и перцептивная функции общения

    Невербальная коммуникация. Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл… [читать подробнее].

  • – Функции общения

    Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно… [читать подробнее].

  • – Виды и функции общения.

    ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер,… [читать подробнее].

  • – Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

    Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной,… [читать подробнее].

  • – Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.

    Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта,… [читать подробнее].

    Читайте также:  Никотиновая зависимость - лечение, стадии, профилактика
  • – Понятие и функции общения

    Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две… [читать подробнее].

  • – Основные функции общения.

    Проблема общения в последние годы стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы, социологи, экономисты, психологи и педагогики. Общение – необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое… [читать подробнее].

  • – Значение и функции общения в медицинской деятельности

    ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 12. ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ГЛАВА IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Общение представляет собой процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе… [читать подробнее].

  • – Виды и функции общения.

    Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.Результатом деятельности является обычно создание какого&… [читать подробнее].

  • – Функции общения

    Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например: · контактную – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную -… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/370846_funkcii_obscheniya

    Сущность общения: его функции, стороны, виды и формы (Psyarticles.ru)

    Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение.

    Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.

    Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

    Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

    В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

    Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.

    Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных.

    Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

    По содержанию общение может быть представлено как:

    Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

    Когнитивное – обмен знаниями.

    Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

    Важно

    Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

    Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.

    При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте – оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

    Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

    Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

    Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

    Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

    Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

    По целям общение делится на биологическое и социальное.

    Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

    Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

    Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

    Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

    Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

    Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

    В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

    Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому.

    Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п.

    Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов)

    Совет

    У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

    Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

    По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

    Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

    Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

    Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

    Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

    Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения.

    Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

    При этом под прямым общением понимается естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

    Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации.

    Непосредственное общение

    Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=4

    Психология общения

    Потребность в общении – это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение – это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития.

    Общение также является способом познания окружающих людей и себя.

    Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.

    Содержание, структура и функции общения

    Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

    Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга.

    При этом деятельность и общение – взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека.

    Обратите внимание

    В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Общение – это сложный процесс, который включает в себя:

    • формирование образцов и поведенческих моделей;
    • взаимодействие между людьми;
    • взаимное влияние одного человека на другого;
    • взаимообмен информацией;
    • формирование межличностных отношений;
    • взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
    • формирование внутреннего «Я» индивидуума.

    Определение 1

    В психологии понятие общение – это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.

    В процессе исследования общения в нем выделяют:

    • содержание;
    • цель;
    • средства;
    • структуру;
    • функции;
    • формы общения.

    Содержание общения

    Определение 2

    Содержание общения – это информация, передаваемая в процессе общения между индивидуумами.

    Человеческое общение по содержанию классифицируется следующим образом:

    • материальное, которое заключается в обмене продуктами, а также предметами деятельности;
    • когнитивное, которое подразумевает обмен знаниями;
    • деятельное, включающее обмен действиями, умениями;
    • кондиционное, заключающееся в обмене различными состояниями, в том числе психологическими и физиологическими;
    • мотивационное, подразумевающее взаимообмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями.
    Читайте также:  Невроз желудка - симптомы и лечение народными средствами

    Цели общения

    Человек вступает в общение для достижения определенных целей.

    Определение 3

    Цель общения – это то, ради чего человек реализует данный вид активности.

    Цели общения могут быть разнообразными:

    • общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
    • деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
    • в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.

    Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.

    Средства общения

    Средства общения — это различные методы кодировки, трансляции, трансформации, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

    Средства общения подразделяются на следующие виды:

    • вербальные (словесные) – речь;
    • невербальные (несловесные) – жесты, мимика, звучание голоса, взгляд, прикосновения.

    Структура общения

    Структура общения складывается из трех связанных между собой сторон:

    • перцептивной;
    • коммуникативной;
    • интерактивной;

    Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, познании и понимании индивидуумами друг друга с дальнейшим установлением определенных межличностных отношений.

    Коммуникативная сторона общения – это взаимный обмен информацией, передача и прием знаний, мнений и чувств.

    Интерактивная сторона общения – это обмен действиями.

    Функции общения

    Общение выполняет ряд функций, в частности:

    • аффективно-коммуникативная;
    • информационно-коммуникативная;
    • регуляционно-коммуникативная.

    Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

    • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
    • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

    Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

    В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologiya_obscheniya/

    Общение и его функции

    Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

    Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.

    Общение – одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

    Общение выполняет целый ряд основных функций: – Информационная – функция приема, передачи сведений; – Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации; – Побудительная – функция стимуляции активности к действию; – Координационная – функция взаимного ориентирования и согласования действий; – Понимания – предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;

    – Амотивная – функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;

    – Функция установления отношений – осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
    – Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

    Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

    По количеству участников: – межличностное;

    – групповое.

    По способу общения:
    – вербальное;
    – невербальное.

    По положению общающихся: – контактное;

    – дистантное.

    По условиям общения: – официальное;

    – неофициальное.

    В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны: – Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга. – Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий – воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.

    – Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др.).

    При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.

    Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.

    Источник: https://psyera.ru/obshchenie-i-ego-funkcii-425.htm

    Структура и функции общения

    Под структурой (от лат. Structura — расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений.

    По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения.

    Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

    Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

    Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

    • Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
    • Мезауровень : общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
    • Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос — ответ», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).

    Г.

    Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

    Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов — содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

    А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

    Важно

    Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.

    ) может быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

    В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс.

    В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

    В характеристике непосредственного общения следует различать : инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.

    Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

    Внешний — проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний — воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

    Функции общения

    Что касается функций (от лат. Functio — исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

    Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

    Выделяют следующие функции:

    • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
    • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

    Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации.

    И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни.

    Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

    Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

    Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

    Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

    Читайте также:  Потребности личности - социальные, психологические, духовные

    Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

    Совет

    При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

    Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

    Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.

    Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

    Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А.

    Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

    Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

    • контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
    • информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
    • побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
    • координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
    • понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
    • амотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
    • установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
    • осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

    Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

    В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

    Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

    Социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия.

    Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что прежде всего через языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными для его партнеров.

    Обратите внимание

    Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного взаимодействия и влияния.

    В зависимости от характера этиго взаимовлияния происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного аспектов «индивидуального» отображения с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения);

    Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений.

    Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом.

    Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

    Познавательную.

    Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач.

    Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;

    Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности.

    Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы.

    Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам;

    Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий.

    Важно

    Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения.

    Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция;

    Социализации. Эта функция — одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

    Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

    Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

    1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;
    2. интегративной — используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;
    3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;
    4. трансляционная

    Источник: http://suxxessology.com/sotsialnaya-psikhologiya/item/345-struktura-i-funktsii-obshcheniya.html

    Главные правила и функции эффективного общения в психологии

  • Коммуникативная сторона общения.

    Непосредственно обмен информацией, знаниями, идеями между общающимися. Обмен информацией происходит не только за счёт вербальных средств (слов), но и за счёт невербалики, то есть неречевых средств (жесты, мимика, интонации, поза).

    Невербальный компонент общения является бессознательным, поэтому с помощью него всегда транслируется самая достоверная информация. Основная функция невербального общения – обмен информацией о том, что происходит здесь и сейчас, выражение истинного эмоционального отношения к предмету обсуждения и вообще к ситуации общения. Через невербальный канал мы получаем до 80% всей информации.

    Именно поэтому так сложно полноценно общаться виртуально, ведь такое общение оказывается лишено главного.

    • Перцептивная сторона общения.

      Взаимное восприятие друг друга партнёрами по общению, установление взаимопонимания. В общении очень важно восприятие и внешних признаков собеседника, и его личностных черт, и его поведения. В процессе коммуникации люди стремятся понять цели, мотивы, установки партнёра по общению.

      • Интерактивная сторона общение

        Налаживание взаимодействия между общающимися.

        Для того чтобы общение приводило к достижению поставленных целей, оно должно состоять из нескольких этапов:

        • Установление контакта. Речь не всегда идёт о знакомстве. В любой беседе даже со знакомыми людьми очень важно сначала расположить к себе собеседника, снять имеющиеся коммуникативные барьеры.
        • Содержание. Непосредственно изложение информации. Если обсуждение не складывается, значит, есть смысл продолжить работать над установлением контакта.
        • Обсуждение проблемы. Взаимное высказывание мнений, попытка понять друг друга.
        • Договор. Вынесение какого бы то ни было совместного решения, выработка единого мнения, договорённость о взаимных уступках.
        • Выход из контакта.

        Мастерство эффективного общения оттачивается непосредственно в процессе коммуникации. Существуют некие общие правила, выполнение которых поможет вам эффективно общаться на разных уровнях, разрешать конфликты и уметь поддерживать общение разного формата с разными людьми.

        1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником. Лучше направить взгляд на лицо, перемещая его с глаз на рот говорящего и обратно. Прямой взгляд в глаза всегда воспринимается как агрессия и может провоцировать лишнее напряжение.
        2. Используйте приёмы активного слушания. Показать, что вы сосредоточены на общении и слушаете собеседника можно как с помощью слов («да», «ага», повтор последней сказанной реплики), так и с помощью невербалики (кивки головой).
        3. Давайте собеседнику обратную связь. Это могут быть уточнения («Я правильно понимаю, что…»), перефразирование (повтор основной идеи сказанного другими словами), интерпретации (попытка понять, что за переживания и эмоции стоят за словами собеседника).
        4. Называйте собеседника по имени. Любимое слово каждого человека – это его имя. Обращение по имени способствует установлению хорошего контакта.
        5. Используйте Я-сообщения, если делаете замечание или критикуете (не «Ты меня расстроил», а «Я расстроился, когда ты сделал…»).
        6. Высказывая критику, адресуйте её конкретному поведению собеседника, а не как личности (не «Ты плохой», а «Мне неприятно, когда ты делаешь так-то. Я считаю, что это плохой поступок»).

        Начинать использовать эти простые правила лучше в знакомой и безопасной обстановке, в своей семье, а затем переходить к более сложным ситуациям. Понимание функций и структуры общения позволит вам дифференцировано оценивать свои успехи на поприще эффективных коммуникаций и видеть, в чём вы более сильны, а над чем ещё предстоит работать и самосовершенствоваться.

        Ремизова Лиана · 05 авг, 2014

  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/121-funkcii-effektivnogo-socialnogo-obscheniya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector