Возрастные кризисы в психологии – особенности и характеристика

Возрастные кризисы в психологии – особенности и характеристика

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития.

Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека.

Обратите внимание

На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни.

Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д.

Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть.

Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов.

А мужчины могут работать за гроши.

Важно

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса.

К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы.

Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории.

Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать.

Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже.

У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста.

При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Совет

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

перейти наверх

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность.

Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться.

Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация.

Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

перейти наверх

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.
Читайте также:  Эмоциональный интеллект - это что такое, как его развить?

перейти наверх

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

перейти наверх

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Источник: http://PsyTheater.com/vozrastnye-krizisy-v-psihologii.html

Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения

Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.

Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное. Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.

Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа, возможность перейти на более высокий уровень развития.

Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями.

Суть понятия

В психологии кризисом называют непродолжительный период в жизни индивида, который предшествует переходу на новый этап развития личности.

Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.

Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно, у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.

Обратите внимание

Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.

Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время. Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.

Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.

Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния. У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.

Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.

Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен.

По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.

Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:

  1. Предкритический этап. Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
  2. Критический этап. Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.

    Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.

  3. Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.

к содержанию ↑

Кто изучал?

Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.

Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович.

С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.

Важно

Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.

Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).

к содержанию ↑

Переходные периоды и их характеристика

В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:

  • новорожденность;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • пубертатный период.

Новорожденность

Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.

Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.

Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.

к содержанию ↑

1 год

У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.

Кризис связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.

3 года

Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я», его поведение строится на принципе «Я сам».

Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми. Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора. Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.

Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму. Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.

Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.

Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность.

Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому. Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.

к содержанию ↑

7 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду. Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.

Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.

Характерные черты семилетнего кризиса:

  1. Обобщение неудач. Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
  2. Возможность прослеживать связь между поступками и результатами. Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
  3. Манерность. Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
  4. Скрывание чувств. Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.

Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей.

Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.

Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

к содержанию ↑

Пубертатный период

В подростковом возрасте происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.

Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.

Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.

Подросток хочет выглядеть взрослым, поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит отношения к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.

В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка, считая его маленьким и несмышленым.

Диалог родителей и подростка должен строиться на принципах общения взрослых людей.

Совет

Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.

Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.

к содержанию ↑

17 лет

Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям. Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.

В этот период у человека появляется множество страхов: не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.

Главная черта этого периода — профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.

Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.

Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.

к содержанию ↑

30 лет

У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.

Психологи называют это «ранней зрелостью». Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.

Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути. Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.

Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.

к содержанию ↑

40 лет

Данный период принято называть «кризисом среднего возраста». У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.

Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел. В 40 лет мужья уходят к любовницам, жены находят себе молодых ухажеров.

На человека давят общественные стереотипы: молодость — это здорово, старость — это конец всего. Психологи советуют не оглядываться назад, чтобы не впасть в депрессию.

Важно создать новое стремление. Можно заняться тем, чем давно хотели: путешествовать, научиться играть на гитаре и т. д. Рекомендации психологов заключаются в следующем: не бояться перемен.

к содержанию ↑

60-70 лет

Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости.

На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.

Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.

Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым. На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.

Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать. К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.

Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:

Возраст Проявления Пути решения
1 год Капризность, истерики, протест Развитие навыков, перевод общения в игру
3 года Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции
7 лет Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе
13-14-15 лет Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях
17 лет Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла
25-30 лет Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям
40 лет Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое
55-70 лет Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом

С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни. Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.

Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.

Возрастные кризисы развития:

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/vozrastnye-krizisy-razvitiya.html

Вопрос -41: общая характеристика кризисов развития. значение кризисов в психическом развитии ребенка

ОТВЕТ: Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным.

Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Обратите внимание

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие.

Читайте также:  Женская дружба - психология, почему не бывает женской дружбы?

Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.

У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.

«К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций.

Важно

Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.

Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.

Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам».

«Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство.

Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Совет

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И.

Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.

Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.

Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.

Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

Обратите внимание

В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Важно

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз.

К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией.

Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Совет

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.

Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений.

Обратите внимание

Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений.

И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию.Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью.

Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.

Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей

Источник: https://cyberpedia.su/4x9e7e.html

Кризисы возрастного развития и их влияние на личность

Кризисы возрастного развития – явления, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. Они проявляются в преобразовании отношений людей к окружающей действительности, психологическими изменениями в связи с развитием и совершенствованием на определенном возрастном этапе.

Чаще всего кризисы возраста характеризуются негативными изменениями, проявляющимися в стрессах и депрессивных состояниях.

Большинство людей с успехом справляются с данными этапами в жизни, выходя на новый, более продуктивный уровень развития. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста, который поможет справиться с причинами и последствиями стрессовых ситуаций.

Читайте также:  Как заставить себя похудеть, если нет силы воли - советы психологов

Специфика определения

Мнения психологов на природу возрастных кризисов диаметрально разделились.

Одни считают, что кризисные периоды – необходимая составляющая физиологических и психологических изменений. Без них не сможет произойти развитие личности, ведь на протяжении жизненного пути у человека меняется система ценностей, взгляд на социум и самого себя.

Другие психологи заявляют, что появление кризисов в жизни человека связано с душевными расстройствами. То есть причисляют проявления этих этапов к разряду психологических заболеваний, которые обязательно нужно лечить.

В любом случае нужно понимать, что время наступления возрастного кризиса и тяжесть его проявления для каждого человека индивидуальны, хотя психологи и выделяют условные возрастные рамки.

Известный психолог и педагогический деятель Л. С.

Важно

Выготский утверждал, что кризисные периоды не только нормальное и естественное состояние человека, обусловленное изменением физических и психологических факторов, но и весьма полезное явление, с помощью которого человек может перейти на новый виток своего развития.

С их помощью человек развивает в себе волевые качества характера, расширяет личностный и социальный кругозор. Однако педагог подчеркивает, что произойдет такое воздействие на личность в том случае, если поведение окружающих имеет грамотный педагогический и психологический подход.

Если личность готова к изменениям, то и проблем с психологическим состоянием не возникнет. Однако люди часто жалеют себя, не желая менять что-либо в своей жизни. В этом случае можно говорить о том, что они сами провоцируют наступление таких депрессивных состояний, выбраться из которых поможет только специалист.

Черты проявления

Необходимо четкое осознание, что кризисные периоды – это этапы в жизни человека, когда не только формируются черты характера, но и принимаются важные, часто меняющие судьбу решения. Ведь слово «кризис» переводится с греческого языка как «развилка дорог». Человек выбирает свой жизненный путь, окружение, интересы.

Изменения в сознании людей проходят на фоне привычного уклада жизни. То, что начинает происходить с человеком, первое время непонятно ему и пугающе. Постоянное чувство дискомфорта преследует, лишает возможности чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ощущение того, что нужно что-то менять в жизни и меняться самому, не покидает.

В это время происходят постоянные конфликтные ситуации с родными, друзьями и коллегами. Человек выражает недовольство всем, что его окружает.

Происходит это из-за внутренних метаний, нежелания принять действительность, поиска идеальных решений.

В период кризиса человеку важно найти то, единственно правильное решение, которое поможет измениться ему в лучшую сторону. В обратном случае без помощи специалиста ему не обойтись.

Все кризисы развития характеризуются следующими положениями:

  • Кризисный период вызывает сложные психологические изменения, которым подвержен каждый человек. Это нужно принять, используя весь имеющийся потенциал для выхода из сложившейся ситуации;
  • Появившиеся изменения в сознании – не конец, а начало нового пути. Все накопившиеся противоречия за определенный промежуток времени выходят наружу и требуют решения;
  • Из любой ситуации есть выход, нужно лишь приложить усилия для реализации своего скрытого потенциала;
  • Правильно «пережив» переломный момент, человек становится сильнее, увереннее и интереснее. У него появляется уверенность в собственных силах, складывается комфортный стиль жизни.

Различные кризисы у человека базируются не только на физиологических изменениях, связанных с возрастом. Критические этапы могут возникать по разным причинам, связанным с личной жизнью, сферой профессиональной деятельности или состоянием здоровья. Это личные кризисы. На их появление влияет несколько факторов:

  • Физическая или психологическая травма;
  • Формирование личностных качеств и характера;
  • Воздействие окружающих: ровесников, взрослых, любых значимых людей для человека;
  • Желание добиться идеала во всех сферах деятельности;
  • Резкие изменения в привычном для человека ходе жизни.

Во время переломного периода перед личностью всегда стоит определенный выбор, который он должен осознать и принять. От правильности данного выбора будет зависеть успешность дальнейшей жизни человека.

Характерные особенности

Психологи выделяют «естественные» переломные этапы, которые возникают по достижению определенного возраста у всех людей.

Кризисы и возрастные изменения имеют тесную взаимосвязь. Особое значение переломные этапы имеют в детском и юношеском возрасте. В это время происходит интенсивное формирование личностных качеств, черт характера и отношения к окружающей действительности. Именно поэтому большинство возрастных переломных этапов происходит в детском возрасте.

В основном любой переходный этап у детей длится недолго, при грамотном подходе взрослых занимает всего несколько месяцев. Временные рамки тоже обозначить четко нельзя, так как физические и психологические возможности у малышей разные.

Детям свойственны резкие изменения в отношении к окружающим и самим себе.

Совет

Внешние изменения проявляются в непослушании, проявлении агрессивного поведения, капризах.

В юношеском возрасте протест против устоявшегося уклада жизни может выражаться пристрастием к вредным привычкам, снижением интереса к учебной деятельности, сосредоточение на одной проблеме, которая не несет в себе ничего важного.

Важной особенностью переломных этапов является появление новых черт характера, которые указывают на отношение к социуму и окружающей действительности. Стоит отметить, что такие новообразования носят временный характер и через непродолжительное время меняются на другие, более глубокие и устойчивые.

Отличительные черты

Человек, находящийся на этапе переломного жизненного момента, всегда выделяется из окружения. Существует несколько признаков, с помощью которых можно охарактеризовать наступление кризиса.

  • Отсутствующий взгляд. Люди постоянно погружены в себя, могут не замечать окружающих, не слышать задаваемых вопросов;
  • Резкое изменение настроения. Причем особенно ярко проявляется данный признак в подростковом возрасте, когда юноши и девушки еще не научились контролировать свои эмоции. В зрелые годы людям легче контролировать перепады настроения, однако здесь тоже все очень индивидуально.
  • Сознательно или бессознательно человек пропускает приемы пищи, плохо спит, видит кошмарные сны, которые не дают выспаться.
  • Переизбыток эмоциональности. Переживая переломный этап, люди впадают в две крайности: они либо видят все в негативных красках, либо надевают розовые очки, развивая бурную деятельность во всех направлениях.

Независимо от того, в каком возрасте наступает определенный переломный этап в жизни, окружающие не должны подавлять его проявления. Человек должен пережить этот период, чтобы вынести из него определенные уроки, иначе психологических расстройств избежать не удастся.

Для того чтобы помочь своим близким пережить кризисы развития, нужно знать их примерные возрастные рамки и специфику проявления.

Рассмотрим основные переломные периоды, связанные с взрослением личности.

Появление на свет

Делая первый вдох, новорожденный, в отличие от родителей, не испытывает радости от своего рождения. Первое чувство, которое посещает его, — страх перед новым неизведанным миром, где все так не похоже на то, что он испытывал раньше в утробе матери.

Яркий свет, громкие звуки, холод – все это вызывает сильнейший психологический дискомфорт у малыша. Обрезается пуповина, которая обеспечивала надежную связь с мамой. Начинается борьба за жизнь.

Начало пути

Первые попытки самостоятельного передвижения, звуки, которые начинают складываться в слова, желание все потрогать и попробовать на вкус. У ребенка появляются осознанные желания, которые все отчетливее выделяются на фоне рефлексных потребностей. Начинается медленное и болезненное, часто неосознанное первое отделение от мамы.

Болезненным это состояние является потому, что малыш еще очень нуждается в ее помощи и поддержке, как в физическом, так и психологическом плане. Однако желание исследовать мир становится все сильнее. Это первое внутреннее противоречие и вызывает конфликт личности.

Третий год

Один из самых эмоционально сложных переломных периодов в становлении маленького человека. Физическое развитие идет быстрыми темпами, малыш все хочет сделать сам. Однако это ему не всегда удается.

Начинает формироваться личность, отделение себя от родителей и сверстников. Желание проявлять самостоятельность, высказывать свою позицию выражается в бурных протестах к устоявшемуся образу жизни. Протесты проявляются в капризах, непослушании, агрессии.

Взрослые должны набраться терпения, потому что от их поведения во многом зависит, какой личностью вырастет их малыш, как будет относиться к окружающему и какие отношения сложатся у него в социуме. Ведь требования малыша обусловлены его неосознанными потребностями и желаниями, которые он еще понять не в силах.

Родителям важно выработать определенную стратегию поведения, с помощью которой они смогут показать все многообразие окружающей действительности и научить малыша правильно пользоваться всеми жизненными возможностями с позитивной стороны.

Школьные реалии

Данный переходный период не столь ярко выражен эмоционально, как у трехлеток. Однако дети испытывают сильнейший дискомфорт при поступлении в школу, ведь меняется привычный уклад жизни, повышаются требования, предъявляемые взрослыми.

Родителям важно в этот период поддержать малышей, ведь это время становления самооценки детей. От грамотного подхода педагогов зависит не только успеваемость школьников, но и их отношения со сверстниками, уверенность в себе и своих действиях.

Обратите внимание

Формирование личности в этот период происходит очень интенсивно. Педагоги и ровесники становятся людьми, которые влияют на становление характера детей, ведь малыши проводят в школе большую часть времени.

Если по каким-то причинам у ребенка не сложились отношения в школьном социуме, родители должны заполнить этот вакуум, показать выходы из тупиковых ситуаций, научить решать спорные и конфликтные ситуации.

Почти взрослые

Подростковый возраст принято считать переходом от позиции «ребенок» к званию «взрослый». Этот этап характеризуется резким изменением гормонального фона, интенсивным развитием внутренних органов и телосложения, половым созреванием.

В это время формирование личности происходит под влиянием мнения социума: для подростка очень важно, что скажут о его поступках значимые для него люди.

Проявление негативизма, агрессии, желание самостоятельности любой ценой – признаки кризиса переходного возраста.

Влияние авторитета родителей зависит от их грамотной позиции. Если взрослые станут для повзрослевших детей друзьями, способными понять, помочь и направить, а не осудить, то это поможет избежать конфликтных ситуаций дома.

От родителей во многом зависит, как быстро пройдет этот сложный, но очень важный для формирования личности период.

Жизненное определение

После окончания школы, когда гормональные страсти уже улеглись, перед молодыми людьми встает ряд новых важных проблем. Нужно определиться с выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути, постановкой целей.

Молодые люди уже осознанно планируют свою будущую взрослую жизнь. Современные реалии предоставляют огромный выбор различных путей, и они отчаянно пытаются найти свой, только им нужный и важный. При этом часто ошибаются, принимая за единственно правильный вариант тот, что навязали им родители. Расплатой за эту ошибку станет затянувший кризис среднего возраста.

Кризис тридцати

Казалось бы, данное время должно стать надежным и стабильным для определившейся личности. Однако именно в это время человек начинает задумываться о правильности сделанного выбора в юности, отчетливо видит и может проанализировать допущенные ошибки.

Для одних эти годы станут лучшим временем в жизни, так как, сумев проанализировать все, что их не устраивает, люди смогут добиться больших высот в карьере и личностном развитии. Другие начнут бездейственный самоанализ, который приведет к депрессиям и полному отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ближе к сорока

Пожалуй, самый сложный период для уже сформировавшейся личности.

К человеку приходит осознание, что половина жизни уже прожита, а многое из того, что хотелось, так и не получилось воплотить.

Семья, карьера, привычное окружение кажется ненужным балластом, который мешает «свободному плаванию».

Важно

Именно в этот период разрушается большинство семей, люди меняют профессию, круг общения и пристрастия.

Мужчины чаще всего пытаются реализоваться в любовных утехах, женщины – в занятиях самоанализом. Люди пытаются каким-либо образом изменить привычный жизненный уклад, остерегаясь не успеть сделать важных, на их взгляд, вещей.

Выход на пенсию

Возраст анализа, осмысления прожитых лет. Как только человек подходит к пенсионному рубежу, происходит четкое осознание непреложной истины: жизнь подходит к завершению, былую молодость уже не вернуть.

Многие люди, особенно те, у кого нет родственников или по каким-то причинам сложились плохие отношения с ними, впадают в депрессивное состояние, остро чувствуя свое одиночество.

Это тот жизненный момент, когда поддержка родных жизненно необходима. Пожилым людям важно знать, что они нужны и полезны.

Очень радует, что последнее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения людей, которые научились наслаждаться своим преклонным возрастом. Ведь теперь у них много свободного времени, нет никаких обязанностей перед взрослыми детьми, и они могут жить в собственное удовольствие, занимаясь любимым делом, на которое никак не находилось времени в рабочие будни.

Всем кризисам назло

Если в детском возрасте переломные моменты в становлении личности помогают пережить родители, то в зрелые годы справляться с проблемами приходится человеку самому.

Психологами разработаны советы, которые помогут извлечь урок из любой кризисной ситуации, стать лучше, а не погрязнуть в депрессии.

  • Научитесь находить радость в простых вещах. Счастье состоит из мелочей.
  • Научитесь расслабляться и получать удовольствие от пребывания наедине с собой.
  • Физическая активность способна убить любую депрессию. Займитесь танцами, йогой или просто пробежками по утрам. Заряд бодрости и хорошего настроения вам обеспечен.
  • Занимайтесь в свободное время только тем, что приносит вам удовольствие.
  • Полюбите себя. Возьмите за правило хвалить себя за любые мелочи, поднимайте самооценку любыми способами.
  • Не подавляйте эмоции. Если хочется плакать, не стоит сдерживать себя. Таким образом, вы сможете избавиться от груза накопившихся негативных эмоций.
  • Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Если чувствуете, что любое общение вызывает у вас дискомфорт, обратитесь за помощью к специалисту.

Из всего сказанного выше очевидно, что возрастные кризисы свойственны каждому человеку без исключения. А вот то, как эти переломные моменты будут проходить, зависит от взрослого поколения, которое смогло вовремя оказать нужную поддержку, направив на правильный путь.

Чем правильней был подход родителей к кризисам в детском возрасте, тем легче будут проходить переломные жизненные моменты у человека в зрелые годы.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/krizisy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector