Адаптивность социальная, принцип адаптивности в психологии

Адаптивность – в психологии, социальная адаптивность, принципы

Человек не рождается приспособленным к жизни в окружающем мире. Человеку даются инстинкты, которые заставляют его выживать, стремиться сохранить свою жизнь, продлить ее через своих детей, а также оставить какой-то след в истории человечества.

Однако инстинкты еще не говорят о том, что человек адаптировался.

В психологии часто рассматривается социальная адаптивность, принципы которой заключаются в том, что человек сознательно принимает те правила и рамки жизни людей, которые позволят ему комфортно сосуществовать с остальными.

Адаптивность воспринимается интернет-журналом psytheater.com очень важным качеством.

Обратите внимание

Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может.

Порой это не всегда становится удачной стратегией. Однако у человека есть предпосылки к тому, чтобы сформировались те адаптивные модели и стратегии, которыми он пользуется.

Почему одни люди живут богато, а другие — бедно? Каждый из них приспособился к одним и тем же условиям жизни так, как смог, как было удобно, как получилось, как сам себе позволил. Образ жизни полностью зависит от того, какие решения человек принимает. Но сам человек довольно часто становится зависимым от тех условий, в которых он находится.

Образ жизни – это тот способ, благодаря которому человек сумел приспособиться к тем условиям жизни, в которых он находится. Почему он не смог иначе приспособиться к ним? Потому что человек руководствуется собственными страхами, комплексами, убеждениями, которые заставляют его приспособиться так, а не иначе.

Тот образ жизни, который вы ведете, — самый наилучший способ приспособления к тем условиям и обстоятельствам жизни, в которых периодически или постоянно пребываете. Разные люди в одних и тех же условиях приспосабливаются по-разному, как и разные условия жизни позволяют одному и тому же человеку вести себя по-разному.

Соответственно, тот образ жизни, который вы ведете, каким бы приятным или отвратительным он ни был, стал вашим решением, которое вы приняли, когда приспосабливались к нему.

И руководили вами не только внешние обстоятельства, но и ваши внутренние страхи, комплексы, убеждения, которые диктуют вам, что себе позволять и не позволять, на что идти и не идти, что себе разрешать и не разрешать, и т. д.

Если человек избавится от собственных внутренних ограничений, тогда станет способным приспособиться к любым условиям жизни, получая все выгоды, которые ему нужны. Люди по-разному ведут себя в одних и тех же обстоятельствах.

Важно

Это говорит о том, что человек ведет себя в обстоятельствах жизни так, как сам себе это позволяет, основываясь на собственных страхах, комплексах и предубеждениях.

А если всего этого не будет? Тогда человек в любых условиях жизни будет себя перестраивать так, чтобы получать выгоду даже там, где он не мог ее раньше найти.

Условия жизни могут быть разными. Но только от самого человека – его страхов, убеждений, мыслей, комплексов – зависит то, будет он жить успешно или нет. Простыми словами это называется способностью приспособиться к обстоятельствам так, чтобы получать выгоду.

Если какие-то обстоятельства заставляют вас быть бедным, никчемным и неуспешным, то поймите следующее: это ваши собственные страхи, мысли, комплексы и убеждения мешают в этих обстоятельствах быть счастливчиком. Если вы недовольны своим образом жизни, то измените его. И в этом вам поможет избавление от тех внутренних барьеров, которыми вы сами себя ограничиваете.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными.

Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны.

Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр.

Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми.

Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались.

Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше.

На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

перейти наверх

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

перейти наверх

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

перейти наверх

Итог

Человек является адаптивным существом. Однако его адаптация зависит от сознательных побуждений и готовности меняться, а не застревать в том, что уже не вернуть, ушло в прошлое.

Наиболее адаптивными считаются дети, которые готовы обучаться и изучать все, что им необходимо для нынешней жизни.

Менее адаптивными становятся пожилые люди, которые не хотят меняться, а упрекают жизнь за то, что она уже не такая, какой была прежде.

Источник: http://PsyTheater.com/adaptivnost.html

Принцип адаптивности в психологии, социальная адаптивность, прогноз

Каждое живое существо и элемент не существуют в отдельности от всех остальных. Человек рождается не просто в семье, а в целом социуме.

Даже в известной сказке «Маугли» главному герою необходимо было приспособиться к животному миру. Это называется социальной адаптивностью – свойством, при котором живой организм должен приспособиться к окружающей среде.

Важными здесь становятся и принципы адаптивности, которые есть в психологии.

Зачем человек адаптируется? Данный процесс является как инстинктивным (подсознательным), так и вынужденным (осознанным). Во-первых, человек приспосабливается с целью самосохранения и выживания. Если отсутствует данный процесс, тогда он становится изгоем (в лучшем случае) либо умирает (погибает).

Совет

Во-вторых, это помогает человеку установить контакты с внешним миром, в котором он непосредственно проживает.

Важно понимать, что системы, которые влияют на человека, в некоторой степени сами могут поддаваться давлению со стороны человека. Так, каждый вынужден подстраиваться, то есть подчиняться некоторым принципам и законам той системы, в которой он находится. В большей степени человек должен приспосабливаться к той системе, которая является устойчивой.

В некоторых случаях индивид может сам повлиять на систему, если она является маленькой и неустойчивой. К примеру, он может воздействовать на других людей, семью, группы.

Многие знакомы с механизмами, которым подчиняется каждый человек, чтобы приспособиться:

  • Законы, право.
  • Мораль и этика.
  • Кодекс.
  • Правила в отдельных группах, которые придуманы для всех.
Читайте также:  Соматоформное расстройство с болевым синдромом - симптомы, лечение

Многое начинается с воспитания, когда родители не жалеют сил и времени на объяснение ребенку, как он должен себя вести, чтобы им было комфортно как внутри семьи, так и в социуме. Известная фраза «А что скажут люди?» тоже является способом социально адаптировать человека.

перейти наверх

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде.

Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение.

После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание.

Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям. Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким.

Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

перейти наверх

Люди по-разному адаптируются к тому миру, в котором живут. Как происходит процесс адаптации? Какими люди становятся?

Богатыми, здоровыми, красивыми, успешными людьми не рождаются. Конечно, можно родиться в богатой семье, но со временем «просадить» все родительские деньги.

Можно родиться здоровыми и крепкими, но со временем испортить здоровье курением, алкоголем, наркотиками и т. д. Можно быть красивым человеком, но одеваться в лохмотья и не соблюдать гигиены тела.

Обратите внимание

Такие простые вещи уже лишают человека того, что дано ему с детства. Но есть еще и то, что человек может наработать своими усилиями.

Каждому приходится адаптироваться к окружающему миру. Все начинается с того, что человек с маленького возраста копирует своих родителей. Это единственные люди, которым он безоговорочно доверяет. А раз его родители уже многое прожили в том мире, в котором оказался малыш, значит, нужно им подражать.

Лучше брать пример, чем погибнуть. И это записано у каждого человека в подсознании. Каждый мальчик или девочка копирует своих родителей в чувствах, характере, поведении, образе жизни и т. д. По мере взросления человек начинает менять свои образы для подражания.

Он начинает копировать кого-то из своих друзей, появляются кумиры – он подражает им.

Можно сказать, что человек все время кому-то подражает. Но с каждым годом своего взросления это становится все менее явным и необходимым. Подражает человек в детстве, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то свои стороны характера и поведения.

Адаптация происходит в зависимости от того, как живет человек, кто его окружает, в какие ситуации он попадает, что ему советуют более взрослые и авторитетные для него люди.

Человек все время учится, но в детстве он этим интенсивнее занимается, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то черты. Каждый рано или поздно адаптируется. А что случится, если человек не адаптируется? Тогда он погибнет. Не нужно к этому плохо относиться.

Все живое, что не приспосабливается к условиям среды, погибает быстрее, чем другие живые существа, которые сумели приспособиться к новым для себя условиям.

Важно

Люди адаптируются по-разному. Есть люди, которые плохо адаптировались к миру взрослых. Это так называемые «психологические дети». Эти люди телами стали взрослыми, но умом остались на уровне детей, которые плачут, обижаются, являются беспомощными. Все капризные люди являются психологическими детьми.

Они похожи на паразитов, которые желают выжить за счет других людей. В эту категорию можно внести женщин (и альфонсов), которые желают выйти замуж только за богатых мужчин (жениться на богатых женщинах). Они не умеют выживать сами, поэтому желают найти тех, к кому они прицепятся и за чей счет будут жить.

Есть люди, которые более адаптировались к окружающему миру, но он настолько для них жесток, непонятен и агрессивен, что они желают контролировать любое событие в своей жизни. Это так называемые «психологические родители». Эти люди научились жить без помощи окружающих.

Но при этом настолько болезненно переносят любые разочарования и неприятные события, что стараются контролировать всех и вся. Они поучают, заставляют, переубеждают, угрожают, чтобы только события разворачивались по их сценарию.

Иначе они ограждаются от тех людей, которые не поддаются их контролю.

Каждому нужно адаптироваться к окружающему миру. Но пока человек этим занимается, его неокрепшая психика сбивает его со здоровой приспособленности. Вырастают «дети» или «родители», которые просто боятся того мира, в котором живут.

Если вы плохо приспособились к окружающему миру, значит, и вы будете жить со страхом. Все это будет заставлять вырабатывать механизмы, благодаря которым вы избежите неприятных событий.

И это отличается от здоровой адаптации, когда человек понимает, что проблем и трудностей не избежать, но нужно быть готовым с ними справиться.

перейти наверх

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

перейти наверх

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы.

Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно.

Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

перейти наверх

Прогноз

Каждый человек адаптируется к тому миру, в котором он появляется. Вопрос остается в другом: как хорошо у него получится это сделать, чтобы при этом не напрягать себя, не страдать, а жить счастливо и приятно? Прогноз здесь непредсказуем, поскольку все люди приспосабливаются по-разному.

Если обратить внимание, то станет заметным, что в обществе большинство людей в чем-то не приспособились. Бедность, голод, несчастные семьи, брошенные дети, безработица – эти и прочие факторы, которые волнуют многих, говорят о том, что люди не сумели адаптироваться к нынешним условиям цивилизации, в которой живут.

Итогом отсутствия дезадаптации может стать короткая продолжительность жизни. К примеру, если организм болеет, что тоже считается дезадаптацией, тогда он больше подвержен риску смерти. Неумение налаживать отношения с людьми может стать причиной одиночества.

Как бы человек того ни хотел, а если он желает контактировать с окружающим миром, ему необходимо к нему приспосабливаться, подстраиваясь под его правила. Несомненно, в некоторых ситуациях у индивида будет шанс самим повлиять на окружающий мир.

Однако сложно изменить большую и устоявшуюся систему, не имея на руках рычагов управления данной системой. Поэтому тот, кто не обладает властью, должен подчиняться. Это нормально в условиях, где большая часть занимает подчиняющуюся позицию.

Совет

Следует принять необходимость перемен, а не сопротивляться ей, поскольку в противном случае можно причинить вред только себе.

Как приспособиться к миру? На данный вопрос нет одного ответа. Все ищут свои способы приспособления. Самым главным здесь становится результат, который достигается человеком. Если действия привели к желаемому результату, значит, все вами было сделано правильно. Однако эти же действия в других условиях могут оказаться бесполезными и даже вредными, о чем не следует забывать.

Источник: http://PsyMedCare.ru/adaptivnost

Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

В психологии существует понятие адаптации.

Умение приспосабливаться к окружающей обстановке во многом определяет успешность процесса социализации индивида в обществе.

Выделяют различные аспекты данного явления.

Понятие

Что означает термин «адаптация» и «адаптировать»?

В широком смысле под адаптацией понимается приспособление к изменяющимся обстоятельствам.

При этом явление может носить как биологический, так и психологический характер.

В биологическом смысле речь идет о способности организма существовать в предлагаемой окружающей среде. С точки зрения психологии адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям общества, в котором он существует.

Этот процесс подразумевает усвоение существующих норм, ценностей и правил. Причем не только на уровне всего общества в целом, но и на уровне малых групп: семьи, коллектива, дружеской компании.

Читайте также:  Почему женщины любят женщин - психология

При успешной адаптации человек ведет активную жизнь, осуществляет различные виды деятельности и эффективно взаимодействует с окружающими.

При наличии определенных сложностей могут наблюдаться проблемы в процессе социализации, психологические проблемы.

Приспособление в психологии рассматривается как умение, которое формируется под влиянием природных способностей и внешних факторов: воспитание, образование, профессиональная подготовка.

к содержанию ↑

Адаптивность — что это такое?

Адаптивность личности — что это значит?

Адаптивность — это свойство личности, выражающееся в способности меняться, подстраиваться под предлагаемые обстоятельства.

То есть, если адаптация — это процесс, то адаптивность — это качество конкретного индивида.

Она присуща любому из нас, но может быть выражена в разной степени.

Чем быстрее человек перестраивается и начинает эффективно осуществлять деятельность в предлагаемых обстоятельствах, тем выше уровень его адаптивности.

Обратите внимание

В процессе своей жизни каждый индивид сталкивается с чередой изменений: первый поход в детский сад или школу, смена места жительства, устройство на новую работу, переезд в другую страну и т.д.

Чем быстрее человек усваивает правила поведения в той среде обитания, в которую он попал, тем выше его шансы на успешную социализацию.

Он получает возможность удовлетворять свои потребности и наслаждаться жизнью даже в новых обстоятельствах, которые еще недавно были для него непривычны.

Нежелание или неспособность менять свое мировоззрение в отчет на изменения в жизни свидетельствует о низком уровне развития, о лени или недостатке воли.

Адаптивность — это осознанное качество, которое можно в себе развивать.

Соответственно, наличие проблем в этой области свидетельствует об отсутствии интеллектуальной гибкости.

Адаптивность проявляется в четырех сферах:

  • социальной (нравственные, политические, правовые отношения и др.);
  • социально-психологической (система связей и отношений);
  • профессиональной или познавательной (приобретение знаний и навыков);
  • экологической (взаимодействие с окружающей средой).

к содержанию ↑

Психологическая, психофизиологическая адаптация

Психологическая адаптация — это обширное явление, которое касается внутренних психических процессов, социальной активности, познавательной и профессиональной деятельности личности.

Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, изменения внешней среды оказывают влияние на сознание человека, а с другой стороны, каждая личность с ее психологическими особенностями вносит свой вклад в устройство общества.

Существует три вида:

  1. Внутренняя. Под влиянием внешних обстоятельств происходит перестройка внутренней системы ценностей, структуры личности. Это глобальная и полная адаптация, при которой формируются новые индивидуальные черты, происходит отказ от потерявших актуальность старых привычек и убеждений.
  2. Внешняя. Это такое приспособление, при котором происходит изменение внешних поведенческих реакций. Внутренняя структура личности остается неизменной, ценностные установки и взгляды сохраняются.
  3. Смешанная. Смешение двух предыдущих видов. Индивид частично меняет свою внутренние установки и частично подстраиваются под среду при помощи изменения поведения.

Психофизиологическая адаптация — это проявление физиологических реакций организма, напрямую связанных с происходящими в психике процессами во время приспособления к новым условиям.

Например, при наличии проблем с привыканием к новой ситуации могут наблюдаться нарушения сна, беспокойство, раздражительность, навязчивые состояния и т.д.

к содержанию ↑

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

Важно

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

к содержанию ↑

Кратко об аспектах

Современная наука выделяет следующие аспекты процесса:

  1. Социальный. Внедрение в социальную среду и осуществление деятельности, направленной на реализацию собственных интересов и удовлетворение общественных нужд. Адаптация в обществе имеет ключевое значение для развития всех необходимых социальных навыков личности. Изоляция приводит к потере возможностей для самореализации, получения удовлетворения от коммуникаций с другими членами общества, достижения социального благополучия.
  2. Психологический. Восприятие происходящих изменений на психологическом уровне и обеспечение необходимого психологического комфорта.
  3. Познавательный. Получение знаний разного уровня в детском возрасте и во взрослой жизни.
  4. Профессиональный. Освоение профессиональных знаний, необходимых для становления в выбранной области трудовой деятельности и налаживание отношений с коллегами.
  5. Культурный. Усвоение нравственных норм и ценностей той среды и социальной группы, в которой существует индивид.

к содержанию ↑

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность конкретного человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше данный потенциал, тем проще ему демонстрировать нормальную работоспособность, высокую эффективность деятельности и устойчивость психологического состояния под воздействием внешних факторов.

То есть у одной личности данные показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другой — оставаться на нормальном уровне даже при серьезном давлении обстоятельств.

Адаптационный потенциал личности складывается из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

к содержанию ↑

Адаптационные возможности

Обычно выделяют три вида таких возможностей:

  1. Биологические. Это возможности человеческого организма привыкать к условиям, которые предлагает среда обитания.

    Обычно первые люди, которые попадают в непривычную среду, не сразу привыкают к ней. Но постепенно происходит выработка необходимых навыков, организм приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам.

    Последующие поколения уже появляются на свет с врожденными качествами, которые передаются им по наследству. Соответственно, у этих поколений необходимость в прохождении сложного процесса привыкания отпадает.

  2. Социальные. Умение индивида быстро приспосабливаться к общественным нормам и требованиям называется социальными адаптационными возможностями. Эта способность проявляется как на уровне общества в целом, так и на уровне малой группы. Все люди знают, что в общественных местах принято ходить в одежде, что с незнакомыми людьми недопустимы фамильярности, что к представителям старшего поколения нужно обращаться на «вы» и т.д. Подобные знания позволяют успешно общаться с другими членами общества. Игнорирование элементарных правил поведения приводит к непониманию и, в крайних случаях, к социальной изоляции. В масштабах малой группы адаптационные возможности проявляются в умении подстраиваться под манеру общения близких родственников, соблюдать негласные правила поведения в коллективе и т.д.
  3. Этнические. Каждый народ имеет набор социальных ценностей, правил и традиций, которые ему свойственны. Это целый комплекс особых физиологических, культурных, социальных особенностей, отличающих жителей конкретной территории. Часто люди меняют место своего жительства, переезжая в другие страны. Это один из наиболее сложных вариантов привыкания, когда человек по сути попадает в другое общество. Он сталкивается с новым языком, с непривычными традициями, с особыми ценностями и установками. От умения перенять особенности чужого общества напрямую зависит успешность интеграции в новую среду.

У каждого индивида данные способности развиты по-разному. Причем в одной личности может сочетаться высокий уровень адаптивных возможностей одного типа и полное отсутствие подобных способностей в другом направлении.

Например, человек легко вливается в новую компанию и абсолютно комфортно ощущает себя в новом коллективе (социальные возможности) и одновременно совершенно не переносит непривычные климатические условия (биологические возможности).

к содержанию ↑

Реадаптация

В психологии под реадаптацией понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование приспособления к окружающей среде.

Мероприятия включают психосоциальные способы воздействия, организацию трудовой деятельности, профессиональное обучение, переобучение, педагогическую работу, психотерапевтическую поддержку.

Реадаптация, проводимая специалистами, помогает индивиду развить необходимые способности и комфортно себя ощущать в предлагаемых обстоятельствах.

Таким образом, адаптация является сложным процессом, который позволяет человеку приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды.

Успешность процесса зависит от индивидуальных особенностей личности и прилагаемых усилий.

Адаптационные возможности человека:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/adaptatsiya-v-psihologii.html

Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности

Выявленные в исследованиях проблемы управления временем и использования коппинг-стратегий как у студентов, так и у работающих специалистов могут стать основой разработки содержания программы обучения студентов тайм-менеджменту, и использования его как метода эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления будущих специалистов.

Л. М. Колпакова

Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности

В условиях кризиса требуется поддержка населения и использование его ресурсов без нанесения ущерба психике и здоровью.

Важной стороной наших научных интересов является изучение механизмов, определяющих качество жизни людей с точки зрения наличия психологических преград. Известно, что неумение преодолевать трудные ситуации приводит к дезадаптации.

Трудная ситуация определяется отношением человека к событиям, нарушающим привычный образ жизни, вызывающим переживания и необходимость изменения поведения.

Совет

Психологическая адаптивность – это такое свойство, структура которого влияет на функционирование личности, определяет варианты преодоления ею трудностей. Психологическая адаптивность -основа для проявления в социальной жизни способности позитивного перехода от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия».

Она играет важную роль в структуре целостной индивидуальности, показывая позитивный личностный облик. И это неслучайно по многим обстоятельствам. Во-первых, психологическая адаптивность людей является резервом человеческой цивилизации, актуализация которой существенно может влиять на качество любых общественных и социальных реформ.

Во-вторых, психологическая адаптивность, будучи неотъемлемым условием личной свободы людей, выступает тем самым социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в обществе.

В-третьих, изучение психологической адаптивности определяет полипредметность научных исследований, интеграцию возможностей специалистов различных направлений, объединяя их через идею создания сети центров поддержки и развития ресурсов по всей территории России.

И, наконец, в-четвертых, психологическая адаптивность людей обнаруживает энергетические предпосылки не только для приспособления к условиям среды, но и предпочтения тех действий, результат которых не предрешен. Однако именно они определяют психологию созидания в соответствии (несоответствии) с целями этих действий и результатами деятельности (Петровский В.А., 1992).

352

Одним из источников нарушения психологической адаптивности являются отношения, провоцирующие появление ценностных барьеров. Чаще всего они связаны с непониманием, конфликтами в семье и профессиональной деятельности, с интимными отношениями, прогнозированием будущего, с отношением к настоящему, социальной оценкой.

Совокупность переживаний в условиях рассогласования между ожидаемым достижением ценностей и механизмами их реализации порождает психические состояния, с которыми зачастую человек справиться не может.

И тогда депривация значимых ценностей начинает заново актуализировать базовые потребности в идентификации и самосохранении, неудовлетворение которых может привести к нарушениям в сферах личности.

Чаще всего исследователи акцентируют внимание на вариантах развития нарушений личности.

Однако правомерно поставить другой вопрос, можно ли найти варианты адаптивности, сохраняя стабильность личности? Анализ различных источников в медицинской, социальной психологии, девиантологии позволяет утверждать, что такими вариантами являются различные средства преодоления барьеров.

Возможность пересилить себя, справиться с чем-то, преодолеть трудности объективного характера со временем приобретает статус качества, затем называемого чувством компетентности, самоэффективности.

Наши исследования матерей, имеющих трудноизлечимых детей, постоянно оказывающихся в трудной ситуации из-за нехватки лекарств, длительного лечения, желания добиться скорейшего выздоровления своего ребенка и пр., обнаружили так называемую психологию преодоления и силу духа.

Обратите внимание

Тот, кто постоянно преодолевал страхи, сомнения, нерешительность, усталость, слабость, боль, находили варианты деятельности, чтобы справиться с препятствиями социального характера.

Они находили те виды деятельности, в которых чувствовали себя компетентными, значимыми, тем самым улучшая представление о себе.

Психологически это объясняется тем, что приобретение новых навыков улучшает Я-концепцию, усиливает ощущение внутренней свободы.

Тогда как у тех, кто занимался ограниченной деятельностью, используя только имеющиеся навыки своего опыта, лишь поддерживали существующую Я-концепцию.

Способность к преодолению – это та отличительная особенность, которая составляет симптомокомплекс психологической адаптивности.

Адаптивность определяет содержательный характер отношений личности, является основой формирования тех форм поведения, которые способствуют ее самоэффективности. Однако важно, чтобы человек, попадая в трудную ситуацию, не стал «чужим самому себе». И здесь важна психологическая профилактика прохождения

Читайте также:  Дебрифинг - в психологии, в тренинге, в критические моменты

353

кризисов, чтобы избежать деперсонализации, психосоматических заболевании и деформаций личности.

Одно из исходных оснований психологической адаптивности -именно преодоление как способ отношения личности к себе и другим. Изучение феномена адаптивности предполагает учет следующего:

• преодоление включает в себя эмоциогенные свойства отношений, которые могут быть созидательными, тормозящими и подавляющими. Для того чтобы направленность была созидательная, необходимо управлять эмоциями. Благодаря этому можно определить жизненный вектор человека, направленный или на развитие и раскрытие творческого потенциала личности, или на регрессию;

• преодоление – это не просто действия, направленные на препятствия. Его специфика определяется не только эмоциогенны-ми факторами, но когнитивными и поведенческими. Они влияют на успешность преодоления, что определяет адаптивность как характеристику личности.

Важно

Когнитивный компонент отвечает за организацию преодоления как системы, отражая специфику и требования условий ситуации, в которых находится человек. Преодоление требует организации поведения, а направленность действий личности определяется ценностными отношениями.

Преодоление оптимизирует процесс удовлетворения потребностей жизнедеятельности, что стимулирует сохранение состояния устойчивости;

• адаптивность – это динамическое образование, которое отражает уровень развития субъекта преодоления. Это связано с тем, что характеристики личности изменяются в зависимости от условий ее жизнедеятельности. Мера этих изменений неодинакова и соответствует разным типам личности.

На основе адаптивности формируются привязанности, ценностные ориентации, увлечения и отношения субъекта в соответствии с выполняемой им социальной ролью и спецификой конкретных условий ее самореализации.

Такой подход к адаптивности и преодолению может выступить необходимым условием для понимания механизмов раскрытия личностного потенциала, способности личности быть субъектом своего развития (самореализации).

Он целесообразен, так как указывает направление развития человека, умеющего «принять» ответственность перед обществом за свои качества, способности к преодолению жизненных неудач на основе индивидуального жизненного пути.

В качестве подтверждения вышесказанного можно указать на наши экспериментальные исследования, которые легли в основу подтверждения концепции адаптивности и уже отражены в научных публикациях.

354

Нами специально был изучен личностный генезис на примере матерей, имеющих трудноизлечимого ребенка, с применением метода наложения схемы временной динамики на многокомпонентное понятие «адаптивность. Это позволило выявить структуру и силу «Я» личности в процессе ее позитивного самодвижения.

Нами прежде всего учитывалась реальная трудная ситуация на уровне индивидуального осознания – острая эмоциональная составляющая в сочетании с неясностью характера и способов ее изменения.

Совет

Основной вывод заключается в том, что эмоциогенный факт в кризисной ситуации возрастает и приобретает первостепенное значение для проявления таких форм самосознания личности, как рефлексия, самооценка, мотивационно-смысловые особенности.

Эмоциональная составляющая определяет уровень адаптивного фона и придает определенность осознанию личностного смысла происходящих событий и выбору способа преодоления трудностей. Эмоциональный компонент выступает как «запускной» механизм выбора направленности активности личности, определения смысла преодоления, в результате которого могут возникать системные качественные изменения в сфере сознания, деятельности и социальных отношений.

Т. Н. Кондюхова, Е. А. Бочка

Клинические и социально-психологические аспекты симптоматической конфигурации психического состояния пациентов с гипертонической болезнью

Проблема гипертонической болезни (ГБ) актуальна, поскольку сердечно-сосудистая патология в настоящее время является основной причиной смертности и инвалидизации больных.

Связь артериальной гипертонии с различными психоэмоциональными перенапряжениями и личностными особенностями больных была показана в ряде работ отечественных ученых (Ланг Г.Ф., 1950; Анохин П.К., 1965; Мясников А.Л., 1965; Чазов Е.И., 1975).

Известно, что установки личности и положение человека в его профессиональном и семейном окружении влияют на функцию кровообращения и его физиологическую регуляцию.

В связи с этим особенно актуальным становится изучение психологических особенностей лиц с ГБ.

Целью исследования явилось выявление взаимосвязей между проявлениями симптомов заболевания и типами отношения к болезни, компонентами самоотношения, социальным и соматическим статусом пациентов, особенностями их межличностных отношений и локусом контроля.

355

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptivnost-kak-neobhodimoe-kachestvo-zhiznedeyatelnosti

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.

Адаптацияэто процесс приспособления к условиям существования.

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения.

Обратите внимание

Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы.

Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности  часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает  социальный буфер. Социальный буфер – это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации – способность включать и менять социальные роли.

Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора.

Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация – это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Важно

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализацияэто процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation)это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. 

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Психофизиологическая адаптацияэто совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Психологическая адаптацияэто способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптацияэто процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.Социальная уступчивостьэто исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты.

Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма.

Совет

Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в  ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации – не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:

  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации – приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется:

  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются:

  • в сфере социальной активности – приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений – установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:

  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) – отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность – личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий – это социальная адаптация.

Адаптационный потенциалэто копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации – это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются – запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация».

Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции.

Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация – это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление – «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Литература:

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности – Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека – Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология – Питер, 2007г.

Источник: http://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector