Атрибуция в психологии, виды атрибуций

Атрибуция — Психологос

Атрибуция (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного.

Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им.

Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.

Обратите внимание

Простейшая классификация атрибуций делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с другим делением: на внешние и внутренние атрибуции.

Исторически разработка понятия атрибуции началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения.

Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. Объектом атрибутирования может быть любой другой человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента).

Фактически под атрибуцией понимается как процесс, так и его результат, при этом последний может быть как истинным, так и ложным. Харольд Келли сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач.

Он утверждал, что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в других обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы другие люди в аналогичных обстоятельствах).

При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки).

Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния других потенциальных причин.

В большинстве случаев в процессе атрибуции люди прибегают к одной из этих практик и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных атрибуции. К ним относятся:

1) фундаментальная ошибка атрибуции;

Важно

2) тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным атрибуциям, а наблюдатель — к диспозиционным);

3) тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным атрибуциям в случае успеха и к ситуационным — в случае неуспеха;

4) чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности атрибуции в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/atribuciya

Каузальная атрибуция в психологии: причины и механизм работы атрибуции

В процессе взаимодействия друг с другом у людей появляется необходимость взаимопонимания. Если фактов, объясняющих поведение другого человека, недостаточно, то наблюдающим свойственно приписывать различные мотивы.

То же самое относится и к самому объекту обсуждения: он тоже пытается найти причины своего результата. Данное явление получило название каузальной атрибуции – приписывать причины, не зная наверняка содержания произошедшего.

Его начали изучать ещё в западной социальной психологии. Основоположником принято считать Хайдера.

Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты.

И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом.

В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения. Рассмотрим пример.

Совет

Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными.

А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции

Эта ошибка заключается в различных точках зрения, в других фокусах. Как правило, есть две позиции наблюдения: сам участник происходящего и наблюдающий со стороны.

Здесь для первого фигурой суждения являются обстоятельства, а для второго – сама личность. Таким образом, случается заблаговременный просмотр случившегося или происходящего с различных позиций.

Это в психологии и является фундаментальной ошибкой атрибуции.

Виды каузальной атрибуции

В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды:

  1. Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
  2. Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
  3. Объектная. Причина в самом объекте.

Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.

Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял.

Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает: «может, дело во мне, может, я ей несимпатичен; может она просто не в настроении» и т.

п. Эти мысли могут быть как отдельно, так и приходить одна за другой.

В то же время правильное понимание причин поступков человека очень важно для сохранения отношений между людьми. Мотивы поведения надуманные могут очень сильно отличаться от мотивов действительных. Но так получается, что иной раз человек не может спросить, уточнить какие-то моменты и поэтому вынужден воспользоваться своим воображением.

Цели и результаты исследований каузальной атрибуции

Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п.

Что наиболее полно помогает понять изучение данного явления, так это указание момента возложения или же принятия ответственности за конкретные действия. И комплексное рассмотрение сложившегося результата. То есть цель исследований – нахождение точного определения действительных мотивов поведения.

Ошибки восприятия

Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции.

Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции.

В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.

Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились.

Обратите внимание

А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват. И мало кто мыслит иначе. Немногие обратят внимание на ситуацию, сделают на неё акцент. Ведь если объяснять результат деятельности человека по-другому, то это означает признать его на своём уровне, а то и лучше.

Это означает сравнивать его с собой.

Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.

Зачем людям каузальная атрибуция

По разным причинам люди стремятся найти объяснение причин поступков.

Вот некоторые из них:

  1. Понимание происходящего вокруг позволяет человеку избегать нежелательных последствий;
  2. Желание чувствовать себя в безопасности;
  3. Понимание происходящего необходимо для принятия рациональных решений.

Источник: https://psiho.guru/terminy/znachenie-v-psihologii-kauzalnoy-atribucii.html

Понятие каузальной атрибуции в социальной психологии

Социально-психологические явления изучаются на четырех уровнях социально-психологической реальности:

  1. Межличностный;
  2. Внутригрупповой;
  3. Межгрупповой;
  4. Социально-средовой.

Социально-психологические явления на межличностном уровне изучает психология общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [3]. Исходя из определения, можно выделить психологическую структуру общения:

  • Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией);
  • Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие и взаимовлияние людей);
  • Перцептивная сторона общения (общение как восприятие и понимание людьми друг друга).

В рамках изучения перцептивной стороны общения выделяются два основных механизма межличностного восприятия: атрибуция и стереотипизация. Атрибуция, таким образом, – это социально-психологический феномен в области восприятия человека человеком, предполагающий осуществление межличностного познания общающихся.

Атрибуция (от лат. attribuo — придаю, наделяю) – это приписывание себе или партнеру по общению каких-либо качеств, интерпретация субъектом своего восприятия поведения других людей.

При этом атрибуция осуществляется не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д.

, а путем приписывания личности или группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия: люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно в условиях недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) – это составная часть межличностного восприятия и познания, заключающаяся в приписывании социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) причин и мотивов поведения, т.е. причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.

Таким образом, каузальная атрибуция возникает и развивается в процессе социального взаимодействия и связана с индивидуальным опытом субъекта социальной перцепции.

Феномен каузальной атрибуции относится не только к восприятию человека человеком, но и к мышлению, т.к. он заключается в конструировании, «достраивании» той части информации, которой недостает человеку для создания полных и систематизированных представлений о том или ином объекте.

Согласно психологическим закономерностям, логическому мышлению препятствуют эмоции; поэтому закономерности казуальной атрибуции как таковой наиболее ярко проявляются в тех случаях, когда эмоциональные явления блокируют протекание процесса мышления по законам логики. Поэтому каузальная атрибуция наиболее ярко проявляется в интерпретации причин своих и чужих успехов и неудач, т.к. результаты деятельности с точки зрения их позитивности или негативности всегда эмоционально окрашены.

Важно

Процесс каузальной атрибуции и его результаты преимущественно индивидуальны, но имеют и общие особенности.

Результат каузальной атрибуции можно определить как отнесение причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним.

В первом случае причины каких-либо событий приписываются преимущественно действиям обстоятельств,  во втором случае – действиям определённых личностей.

«Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка» [9].

Читайте также:  Дедлайн - что это значит, примеры употребления

Таким образом, существует два основных вида каузальной атрибуции – внешняя и внутренняя. По параметру устойчивости выделяют также  стабильные и вариативные каузальные атрибуции [6].

Некоторые авторы считают, что разделение каузальной атрибуции на внешний и внутренний виды можно отнести только к результатам действия. «Действия и лежащие в их основе намерения всегда обусловлены только внутренне. Теоретико-атрибутивное подразделение внутренних и внешних каузальных факторов уместно применять лишь в отношении результатов действия (событий).

Действия и лежащие в их основе интенции могут, разумеется, осуществляться в расчете на внешние факторы, однако последние не являются их «побудителями».

В отличие от них результат действия не полностью зависит от субъекта, так как его наступление всегда обусловлено отчасти внутренними (зависящими от субъекта) и отчасти внешними (зависящими от окружения) факторами» [13].

Каузальная атрибуция в зарубежной психологии рассматривается как универсальный механизм социальной перцепции. В отечественной психологии принято считать, что «необходимость в приписывании возникает в нестандартных ситуациях, когда наблюдаемый демонстрирует необычное, непонятное поведение.

Атрибуция — приведение такого поведения к привычным объяснительным схемам» [4].

Совет

 Процесс каузальной атрибуции, согласно теоретикам отечественной психологии, возникает в тех случаях, когда какое-либо поведение социального объекта выходит за рамки типичного поведения (является уникальным) и социально желательного (выходит за пределы социальных норм).

Вывод: исходя из вышесказанного, исследование каузальной атрибуции охватывает, в первую очередь следующие вопросы:

  • систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;
  • отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;
  • воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека.

Далее: Структура процесса каузальной атрибуции

Источник: https://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/kauzalnaya-atribuciya/ponyatie-ka-v-socialnoy-psihologii/

Что такое каузальная атрибуция

Социальные психологи утверждают: мы никогда не понимаем до конца друг друга. Стопроцентное понимание ближнего — его убеждений, мотивов, поступков — в принципе невозможно. Это доказала теория каузальной атрибуции.

Пытаясь объяснить себе действия окружающих людей, спрогнозировать их поведение, мы приписываем их поступкам свое индивидуальное видение. Мы судим о других людях с позиции личного опыта и уровня культуры. В этом и заключается феномен каузальной атрибуции. Первое слово в данном словосочетании переводится с латинского языка как “причина”, второе — “приписывание”.

Говоря научным языком, каузальная атрибуция — это основа межличностного восприятия, заключающегося в интерпретации поведения и внутреннего состояния другого человека в условиях недостатка реальной информации о нем. С этой точки зрения, любой диалог является процессом взаимоубеждения, обоюдным навязыванием мнений.

Корифеем теории каузальной атрибуции считается американский психолог Ф. Хайдер. Большой вклад в разработку проблемы межличностного восприятия внесли его коллеги — американцы Ф.Фидлер и Г. Келли, а также канадец Ли Росс.

Примеры каузальной атрибуции

Любой из нас чувствует дискомфорт, если не может что-то объяснить себе. Целостная картина мира рушится, если хотя бы одно событие остается без интерпретации:

  • “Ну, почему его так долго нет?” — страдает юная возлюбленная;
  • “Чего он от меня добивается?” — мучается подчиненный над разгадкой реплики начальника;
  • “Что они выкинут на этот раз?” —  с опаской думает учитель, идя на урок в “трудный” класс.

Герой каждой из этих ситуаций пытается представить себе, что на уме у другого человека. Загвоздка всегда одна — дефицит фактов. И тогда включается воображение — додумывание, дорисовывание картины, доведение ее до логического осмысления.

Главный помощник в этом процессе — личный жизненный опыт.

Исследования психологов показали: реакции людей на привычные и нестандартные образцы поведения неоднозначны.

Если, к примеру, ученикам, ожидающим нового учителя-географа, представить его как хорошего специалиста, вряд ли они настроятся на интересный урок.

Обратите внимание

Если же детей предупредить, что их будущий педагог является туристом, бардом и мастером спорта по гребле, то ребята еще на перемене соберутся в классе в предвкушении необычного урока.

При попытке истолковать чужое или собственное поведение, мы ищем либо внутренние (личностные) причины либо внешние (обстоятельственные).

В соответствии с этим различают два вида атрибуции:

  1. Интернальную, опирающуюся на личностные качества (силу воли, целеустремленность, способности).
  2. Экстернальную, связывающую поступки с обстоятельствами (благоприятной погодой, везением, удачей).

Источник: http://rostduha.ru/chto-takoe-kauzalnaya-atribuciya/

Атрибуция в психологии

Почему подруга порвала с этим человеком? Почему родители развелись после долгих лет брака? Почему ребенок выводит родителей из себя? Все люди хотят получить ответы на многочисленные «почему» в своей жизни.

Как-то неловко вышло: свобода слова – обязательный атрибут демократии, а наличие ума – нет.
Автор неизвестен

  • Как будет голосовать присяжный? Виновна или невиновна?Выбор будет частично определяться его атрибутивными установками. Ответы, к которым присяжный придет относительно вопросов «почему она это сделала?», — это атрибуция.Каждый день человек приписывает человеческому поведению разнообразные мотивы и причины. Если человек полагает, что избитая жена была безобидной женщиной, доведенной до отчаянного действия ужасными обстоятельствами, то он, вероятнее всего, проголосует за оправдательный приговор.С другой стороны, если он приписывает ее действия мести или же дьявольскому характеру, то, вероятно, присяжный будет стремиться вынести серьезное обвинение.

    Теория атрибуции изучает способы, которыми люди объясняют происходящее, а также воздействие, которое эти объяснения оказывают на их поведение.

    Серьезный вызов бросает теории атрибуции тот факт, что люди часто руководствуются своими предубеждениями в попытках объяснить важные переживания.

    По-видимому, «случайные ошибки», которые человек совершает, объясняя, что делают люди, делает так часто, что их можно предсказать.

    Истина не нуждается в излишней атрибутике.
    Генри Миллер. Улыбка у подножия лестницы

    Например, один из наиболее часто работающих предрассудков – фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА). Это тенденция переоценивать влияние личности или других внутренних черт и недооценивать ситуационные факторы при объяснении поведения людей.

    Большинство людей автоматически полагают, что поведение человека отражает его сущность, особенно если это поведение носит негативный характер. Если коллега в офисе «надает по шее», то, скорее всего, человек подумает: «Какая карга!» Вряд ли он станет интересоваться, не случилось ли у нее чего-нибудь неприятного сегодня.

    ФОА не всегда ложна. Действительно, есть люди со странными личностными свойствами или неприятными чертами характера. Но ФОА – типичный пример предрассудка.

    Эта ошибка игнорирует тот факт, что временные эмоциональные состояния легко могу смешаться с личностными чертами.

    Человек, совершая такую ошибку, не принимает в расчет силу ситуации, которая может вынести на поверхность худшее в человеке.

    Санникова Стела · 04 дек, 2017

  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/2381-atribuciya-v-psihologii.html

    Каузальная атрибуция — что это такое

    Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей. Мы не просто проходим мимо, а начинаем думать о них: что они говорят, как они выглядят, наблюдаем за их поведением.

    И часто нам кажется, что мы не просто видим, как человек выглядит — толстый он или худой, высокий или низкий, какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, — но и такие вещи, как умный он или глупый, солидный или нет.

    Мы даже подсознательно определяем его настроение, социальный статус и предполагаем, что уже составили характеристику человека. Однако это не так. Все эти наши действия имеют свое название, и в психологии данный феномен называется атрибуция.

    Значение

    Давайте разберемся: что такое атрибуция? Атрибуция – это процесс, когда люди, имея небольшое количество информации, делают выводы о причинах поведения человека или произошедших событий. Но это не всегда касается других людей. Чаще всего атрибуция направлена на самого себя, когда человек пытается оправдать или объяснить свои действия, ссылаясь на различные факторы.

    Понятие и сущность атрибуции состоит в том, чтобы принимать личные действия. Те качества индивида, которые характеризуются, исключены из пределов восприятия – по сути, их даже как будто и нет.

    То есть можно дать еще одно определение атрибуции – это та характеристика, которую пытаются создать путем интуиции и некоторых умозаключений.

    Важно

    И, как правило, приписывание некоторых качеств тому или иному индивиду не всегда оказывается правильным.

    Каузальная атрибуция направлена на объяснение мотивов поведения – как собственного, так и чужого. Случается, что нужно провести анализ и дать прогноз поведения какого-то человека, однако данных для этого недостаточно. Поэтому причины и мотивы, которыми мог бы руководствоваться объект внимания, часто додумываются.

    Рекомендуем: Что значит: антропоморфизм?

    Такой подход применим и к социальным группам, когда их характеризуют, но явных мотивов их поведения в поле восприятия нет. Этот случай психологи называют групповая атрибуция.

    Групповая атрибуция также проявляется, когда группа индивидов пытается объяснить свои положительные стороны внутренними факторами, а для чужой группы в качестве причины указывают внешние.

    И наоборот, свои негативные моменты списывают на внешние факторы, в чужой группе же указывают причиной отрицательных моментов внутренние факторы.

    Теория атрибуции утверждает, что человек анализирует поведение других людей в зависимости от причин, которые он сам интуитивно выявил. Согласно теории, каузальная атрибуция подразделяется на два типа:

    • Экстернальный.
    • Интернальный.

    Экстернальный тип атрибуции – это поиск причин поведения среди факторов, не зависящих от человека, то есть внешних факторов. А интернальная (внутренняя) – это объяснение причин поведения, исходя из собственного психологического состояния.

    Теория атрибуции подразумевает определенный порядок действий человека:

    • Наблюдение за объектом и его поведением в определенной ситуации.
    • На основе оценок и личного восприятия сделать вывод из наблюдения за объектом.
    • Используя данный вывод и поведение объекта, приписать ему психологические шаблоны поведения.

    Понятие и сущность атрибуции подразумевает домысливание причин поведения людей, однако это не всегда соответствует действительности. Если быть точнее, то чаще теория каузальной атрибуции не бывает верна.

    Разновидности

    Атрибуция в психологии разделена на три вида. Стоит более детально рассмотреть виды атрибуции.

    • Личностная атрибуция – означает, что личность ищет виновника той или иной ситуации. Чаще причиной служит конкретный человек.
    • Обстоятельная – человека в данном случае не интересуют конкретные виновники, он ищет причины происходящего во внешних факторах.
    • Стимульная – человек обвиняет неодушевленный предмет. Чаще так происходит, если виноват он сам. Например: стакан разбился, потому что стоял на самом краю стола.

    Эффект каузальной атрибуции помог выявить некоторые факты. Если индивиду приходится объяснять удачу постороннего человека или свои личные проблемы, то используется стимульная атрибуция.

    А вот если возникает необходимость проанализировать успешность самого индивида и неудачу постороннего человека, то используется личностная атрибуция. Это указывает на особенность психологии любого человека – к себе мы относимся намного лояльнее, чем к остальным. Такие примеры атрибуции очень ярко доказывают подобный факт.

    Также вызывает интерес то обстоятельство, что обычно, рассказывая об успехе, человек указывает основной причиной себя. А вот в неуспешных делах всегда виноваты обстоятельства. Индивид полагает, что достиг всего потому, что он очень умен и трудолюбив, а если произошла какая-либо неудача, то причиной тому стали факторы, не зависящие от индивида.

    Читайте также:  Как правильно воспитывать девочку 1, 2, 3, 4, 5 лет - советы психолога

    Рекомендуем: Аккомодация в психологии

    Совет

    Однако если человек рассказывает об успехах другого человека, то тут все противоположно. Другому повезло потому, что он подлиза, проныра, что с начальством он на короткой ноге. А не везет ему, потому что он ленивый и недостаточно умный.

    Социальная каузальная атрибуция очень хорошо прослеживается у руководителей организаций, когда им нужно дать характеристики подчиненным.

    Тут действуют устоявшиеся предубеждения, и часто они являются шаблонными. Если руководство попросить рассказать о причине малоэффективного результата, то причинный фактор у них всегда будет внутренний.

    Всегда и везде в упадке производства будут виноваты рядовые работники.

    И мало кто укажет, что причиной спада производства было недостаточное финансирование или неправильная организация труда. В таких случаях проявляется склонность недооценивать ситуационные факторы и очень сильно переоценивать возможности индивидуальных.

    Также можно отметить и то, что руководители чаще всего не берут на себя ответственности за какие-либо неудачи. На вопрос, почему они так неэффективны на своем месте, они укажут в качестве причины малую финансовую поддержку, но никак не собственную оплошность. Однако если речь идет об успехе, то это достижение руководство, как правило, полностью приписывает себе.

    Ошибочное суждение

    При суждении человек очень часто ошибается. Это связано с тем, что он обычно недооценивает внешние факторы, влияние ситуации, но переоценивает личностные возможности другого индивида.

    Подобный случай назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Это происходит тогда, когда причины одинаковы как для внутренних факторов, так и для внешних. Индивид не может определиться в решении, и происходит фундаментальная ошибка.

    Рекомендуем: Что изучает акмеология?

    Указывая следствия и причины, мы делаем разные выводы. Также наши выводы и объяснения причин будут разными в зависимости от того, нравится нам другой человек или же нет.

    • Если индивид пришел к успеху, то причиной он укажет собственные качества.
    • В неудаче индивида виновата будет ситуация.

    Явление каузальной атрибуции прослеживается и в анализе поведения симпатичного человека и не очень. Существенную ошибку совершает человек, когда он находит причины там, где он их искал. Это означает, что если человек уже настроился на определенный результат, то он его найдет везде. Если мы намерены оправдать действия человека, то всегда найдем причины для его оправдания.

    И наоборот, если мы решили кого-то осудить, то обязательно осудим, найдя соответствующую причину. При этом атрибуция ответственности будет только у людей с развитым чувством эмпатии. Им свойственно представлять себя на месте других, понимать ощущения посторонних и примерять на себя чужие шаблоны поведения.

    Рекомендуем: Альтруизм — это

    Атрибуция – это домысливание при анализе чьих-либо действий, когда ощущается нехватка информации.

    Обратите внимание

    Другими словами, мы хотим получить данные о своих коллегах, собеседниках или просто о группе людей на основании некоторых данных, которые имеем.

    Если этих данных недостаточно, то возникает такое психологическое явление, как атрибуция. Она может и отражать действительность, и искажать её. Это очень важно учитывать.

    Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/kauzalnaya-atribuciya.html

    Каузальная атрибуция . Понятие, виды атрибуций

    Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

    Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение

    Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

    соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;

    соответствие действия культурным нормам.

    Г. Келли выделил три типа атрибуции:

    · личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

    · объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

    · обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

    В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель –личностную

    Общение как взаимодействие, типы взаимодействия.

    Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е.

    обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.

     Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры.

    Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели.

    Важно

    Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности — совместные действия, т.е.

    такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

    В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

    сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

    противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

    уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

    однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

    однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

    Совет

    контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

    компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

    Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия:

    направленное на сотрудничество и кооперацию;

    основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

    Трансактный анализ Эрика Берна.

    Эрик Берн предложил простой способ осознания (транзактного анализа) процесса взаимодействия (транзакций) между участниками общения.

    Вид транзакций зависит от того, какое именно состояние Я преобладает у человека во время взаимодействия.

    Скрытые транзакции составляют основу игр.

    Скрытые игры основа сценариев.

    Эго-состояния (состояния «Я»)

    В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний — Родитель,Взрослый,Дитя,что и определяет поведение индивида.

    Родитель v социально-нормативное состояние. Содержит социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные, преимущественно, от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств; набор предрассудков и предубеждений.

    Обратите внимание

    В процессе общения Р-позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в высказываниях и замечаниях, в оказании покровительства, защиты, протекционизма. Р оценивает, дает советы, допекает указаниями и наставлениями, но и обнаруживает также готовность к бескорыстной помощи и защите.

    Взрослый -реалистическое состояние. Будучи ориентирован на сбор и анализ информации, адаптивен, рассудочен, серьезен, сух. Конкретные проявления зависят от ситуации.

    Дитя непосредственно-эмоциональное состояние.

    Содержит «естественные» импульсы, укоренившийся в структуре личности ранний опыт реагирования изобретательность, любознательность, доверчивость капризность, обидчивость, некритичность к себе, хвастливость, самонадеянность и установки , принятые по отношению к себе и другим. В процессе общения Д-позиция проявляется обычно в непосредственном отношении к миру, творческой увлеченности, наивности гения, или в архаическом поведении,  упрямстве, злости обидчивости, легкомыслии.

    Оптимально равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивает гибкость и успех в различных ситуациях общения. В реальном взаимодействии чаще происходит преобладание одной из модальностей (эго-состояний).

    Виды трансакций.

    1. Основой правильного общения являются параллельные трансакции. Они могут быть между одноимёнными состояниями и противоположными. Параллельными транзакциями называются такие, при которых эго-состояние, куда послан стимул, является источником реакции.

    Например. Когда мама с ребёнком подходит к луже, говорит ему: «Так, в лужу мы не пойдём!» Она из своего Родителя обращается к Родителю ребёнка.

    А ребёнок ей отвечает: «Нельзя в лужу заходить, это только плохие детки так делают!» Он тоже ответил маме из своего внутреннего Родителя.

    2. Следующая разновидность трансакций – пересекающиеся. Пересекающаяся транзакция – это такая транзакция, при которой эго-состояние, куда послан стимул, не является источником реакции. Она бывает тогда, когда нужно прервать затянувшуюся параллельную трансакцию или когда кого-то не устраивает стимул, и он даёт реакцию из другого эго-состояния.

    3. И, наконец, скрытые трансакции. Скрытая транзакция, у которой есть два уровня коммуникации, социальный и психологический. Социальный уровень транзакции – это то, что мы говорим.

    А психологический уровень заключается в невербальных (не словесных) сигналах – мимике, интонации голоса, жестах и т.д. Скрытая трансакция необходима нам тогда, когда у нас имеется запрет на проявление каких-то чувств.

    15)Классификация социальных ролей. Влияние ситуации на поведение личности.

    Важно

    Социальная роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди.

    Классификация социальных ролей по Герхарду:

    1. Статусные — изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

    — Мужчина — Женщина

    — Возрастные роли

    — Роль гражданина своей страны

    2. Позиционные — определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

    3. Ситуационные — исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

    Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

    1. Ориентир.

    2. Одобритель, эмоциональный лидер.

    3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

    Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

    1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).

    2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).

    3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).

    4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг — поведение относительно взятой книги.

    5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

    Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

    1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

    Читайте также:  Управление мыслями человека

    2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

    Совет

    В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные ролисвязаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).  Межличностные ролисвязаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

    По степени проявления выделяют активныеи латентные роли.

    Активные ролиобусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке).

    Латентные ролине проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома).

    По способу усвоения роли делятся на:

    Предписанные(определяются возрастом, полом, национальностью).

    Приобретенные(которые субъект усваивает в процессе социализации).

    Вступая во взаимодействие, каждый ориентируется на статус другого и подбирает для себя соответствующую роль. Если человек определил свой и чужой статус точно так же, как и другие участники, он, очевидно, ведет себя, «как подобает», делает именно то, что от него ожидается в данной ситуации. Если такого согласия нет, возникают напряжения и конфликты.

    Источник: https://studopedia.net/3_71323_kauzalnaya-atributsiya—ponyatie-vidi-atributsiy.html

    Каузальная атрибуция примеры

    Каузальная атрибуция — что это такое в психологии и общении?

    Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.

    Что такое каузальная атрибуция?

    Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

    Каузальная атрибуция — виды и ошибки

    Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.

    Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция.

    Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

    Виды каузальной атрибуции

    Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

    1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
    2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
    3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

    Ошибки каузальной атрибуции

    Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

    1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств.

      Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность.

      Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло.

      Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.

    2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
    3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
    4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

    Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

    Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.

    Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее.

    Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.

    Каузальная атрибуция в общении

    Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает.

    Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.

    Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

    Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.

    Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.

    Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

    Социальный контроль — виды и основные функции

    Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации.

    Ментальность — что это такое и как ее изменить?

    У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.

    Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества?

    Обратите внимание

    Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.

    Диссонанс, самоатрибуция и

    самоутверждение: сходство и различия

    Феномены самоатрибуции и снижения диссонанса имеют черты сходства. В частности, они оба могут способствовать возникновению эффекта «меньше — значит больше»: людей можно заставить изменить свои установки, если сила побудительных факторов едва достаточна для того, чтобы они вели себя так, как хочет агент влияния.

    С точки зрения теории когнитивного диссонанса слишком сильные «побудители» являются дополнительными консонансными когнициями, благодаря которым изменение установок становится ненужным.

    С точки зрения теории самоатрибуции при наличии сильных «побудителей» у человека появляется возможность объяснить свое поведение ситуативными причинами, поэтому снижается вероятность диспозиционной самоатрибуции.

    Мы уже упоминали о том, как трудно изменить когниции, лежащие в основе Я — концепции человека.

    В своей новой интерпретации Клод Стил (Steele, 1988) заходит еще дальше, утверждая, что при некоторых видах диссонанса возникает угроза для целостности Я — концепции, человек чувствует себя глупым, неумелым или безнравственным, либо в его восприятии усугубляются какие — то другие негативные черты его личности. Если имеется возможность действием поддержать в сознании положительный образ своего «Я» или появляются какие — нибудь другие позитивные факторы, то нет нужды тратить силы на достижение когнитивной последовательности. В этом случае потребность в самоутверждении оказывается сильнее потребности в последовательности. Давайте вкратце проанализируем некоторые последствия этих трех процессов: диссонанса, самоатрибуции и самоутверждения.

    Сверхоправданность

    Возможно, вы заметили, что и с точки зрения теории диссонанса, и с точки зрения теории самоатрибуции эффект «меньше — значит больше» имеет одно дополнительное следствие. Иногда «больше» может означать «меньше».

    При наличии слишком сильных побудителей изменения установок могут быть менее значительны, чем те, которые произошли бы под влиянием умеренных стимулов. В одном исследовании дошкольникам выдали по набору разноцветных «волшебных» фломастеров, а некоторым из них пообещали, что автор лучшего рисунка получит приз (Lepper et al.

    , 1973). Через две недели оказалось, что дети, рассчитывавшие получить приз, проводили меньше времени за рисованием, чем дети, не ожидавшие никакого приза и поэтому рисовавшие просто ради удовольствия.

    Важно

    В ходе других исследований выяснилось, что если за выполнение изначально интересных действий предлагается приз или вознаграждение, то эти действия теряют привлекательность как для детей, так и для взрослых (Deci and Ryan, 1985).

    По — видимому, в таких случаях поступок можно объяснить желанием получить награду, отчего снижается вероятность того, что процессы самонаблюдения и самооправдания приведут к формированию установки «Мне нравится делать это».

    Этот эффект сверхоправданности (overjustification effect), в результате которого снижается внутренний интерес к заданию, возникает особенно часто в тех случаях, когда получаемое извне поощрение особенно значимо и когда оно воспринимается как попытка управления поведением (Deci and Ryan, 1985; Ross, 1975). При таких условиях обещанное вознаграждение может превратить игру в работу, — а когда мотив, побуждающий выполнять эту работу, отсутствует, т. е.

    18. Каузальная атрибуция

    когда вознаграждение отменяется, «работа» прекращается.

    Это не означает, что мы усомнились в возможностях вознаграждения как средства оказания влияния. В предыдущих главах мы видели множество примеров того, как с помощью вознаграждения можно формировать поведение.

    Скорее, мы хотим, чтобы родители, учителя и другие агенты социального контроля поняли, что использование вознаграждения должно быть продуманным.

    С помощью вознаграждения можно как подкреплять поведение, так и повышать интерес к нему в тех случаях, когда награда информирует поощряемого о его успехах и достижениях, а не просто используется для осуществления контроля над поведением.

    А если желательное поведение уже имеет место само по себе, то лучше всего последовать одному мудрому совету, слегка изменив его формулировку. Просто замените «что — то» на «кто — то» в старой поговорке: «Если что — то работает, не пытайтесь ничего исправлять».

    Сходные результаты различных процессов

    Несмотря на то что результаты процесса снижения диссонанса и процесса самоатрибуции имеют одинаково большое значение в смысле влияния, «запуская» эффекты недостаточной оправданности и сверх — оправданности, это все — таки разные процессы.

    Снижение диссонанса — в первую очередь процесс мотивированного изменения, причем объектом изменения зачастую становятся установки. Противоречия между существующими когнициями создают напряжение, и приходится чем — то поступиться.

    Совет

    С другой стороны, самоатрибуция — это когнитивный процесс, который происходит, когда исходные установки слабы, неоднозначны или вообще отсутствуют. Это, скорее, процесс построения согласованной системы (из поведения выводятся соответствующие ему установки), чем процесс разрешения противоречий.

    Поэтому самоатрибуция является процессом формирования у человека установок или постепенного укрепления его веры в правильность собственных убеждений (Fazio, 1987; Fazio et al., 1977).

    Подскажите, пожалуйста, по атрибутации шпаги

    Пономарь

    Источник: https://kvartal-sobitii.ru/kauzalnaja-atribucija-primery/

    Ссылка на основную публикацию