Функции делового и коммуникативного общения – виды, структура

Функции делового и коммуникативного общения – виды, структура

Человек — социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Взаимодействие — это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь — зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

В социальной связи можно выделить: — субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);

— предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

Обратите внимание

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель — вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности — входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

(И на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной); — социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность; — найдя родственную душу — человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

— потеряв родственную душу, взрослые чувствуют одиночество, отчаяние, боль, ревность, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в общении реализуются социальные отношения людей.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь.

Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Важно

Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2.  Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.  Ориентировка в личности собеседника. 4.  Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5.  Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6.  Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.  Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» ); — коммуникативную (передача информации); — инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.); — экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения); — психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс); — интегративную (общение выступает как средство объединения людей); — социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества); — функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Совет

Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

«Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Читайте также:  Комплекс оживления младенца - психология

Выделяют следующие виды общения:
1) «Контакт масок» — формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

Обратите внимание

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

6) Духовное, межличностное общение друзей — когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

7) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

8) Императивный вид общения — человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.

9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

Источник:

Общение как коммуникация, структура коммуникативного процесса

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

  1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией.
  2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса.
  3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса.
  4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.

-выработка сходной системы кодирования и декодирования

-сходные единицы значений (тезариус)

-сходное понимание ситуации

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

Что? (передается) — Сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) — Канал

Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

С каким эффектом? — Эффективность

Коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – обратная связь

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

Вербальная.

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это – высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Важно

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Читайте также:  Как привлечь удачу в свою жизнь - советы психологов

Источник: http://psixsovet.ru/rasstrojstva-lichnosti/funktsii-delovogo-i-kommunikativnogo-obshheniya-vidy-struktura.html

Функции делового общения

Функции делового общения – это задачи, которые выполняет общение в процессе социальной жизни человека.

Классификация функций делового общения:

I. Перцептивная – процесс восприятия и понимания людьми друг друга во время общения.

2. Информационная — процесс обмена информацией.

3. Интерактивная — процесс взаимодействия людей в общении.

Разновидности функций делового общения:

1. Перцептивная аффективно-коммуникативная функция общения — восприятие и понимание другого человека в этом процессе.

Она направлена на рефляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение — основная составляющая его эмоциональных_состояний.

Эмоции возникают и развиваются в условиях общения людей: происходит л ибо сближение эмоциональных состояний, либо их разделение, взаимное усиление или ослабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения — обмен информацией между взаимодействующими индивидами. Особенность обмена информацией в процессе общения предполагает активность двух или более взаимодействующих субъектов, а также — взаимодействие мыслей, чувств и поведения собеседников.

3. Интерактивная регуляционно-коммуникативная функция общения — регуляция поведения и организация совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

При этом человек может воздействовать на мотивы, цели, проекты, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера.

Может происходить взаимная стимуляция и коррекция поведения участников общения.

Совет

В целом, в процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют друг с другом.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д.

В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений – основные задачи деловой коммуникации.

В совместной деятельности можно выделить ряд обязательных элементов: единая цель; общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности; взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий; разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками; координация индивидуальных действий, необходимость управления ими.

В отличие от личностно – ориентированного общения, предметом которого выступает характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения.

Это взаимодействие людей подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей.

Специфику делового взаимодействия определяют следующие ключевые характеристики организационной структуры:

1. Обязательность контактов участников общения, независимо от их симпатий и антипатий, формальные ограничения.

Обратите внимание

2. Конвенциональные ограничения, т. е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например: действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации и пр.).

3. Соблюдение формально – ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета.

Деловое общение является в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным». Это связано с достаточно жесткой регламентацией целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками.

За каждым сотрудником в организации закреплен определенный стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей.

4. Деловое взаимодействие осуществляется в специфической среде, где отношения подчинения, зависимости, неравенства закреплены между подразделениями и сотрудниками в соответствии с иерархичностью построения организации.

Как следствие, возникает проблема эффективности обратной связи, передачи полной и точной информации по уровням иерархической пирамиды. По некоторым данным, лишь 20 – 25 % информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит до непосредственных исполнителей и правильно ими понимается.

Это связано, с одной стороны, с искажением информации, с другой – нежеланием руководителей подробно информировать сотрудников о положении дел на предприятии в целом (подчиненные должны выполнять конкретные указания, не задавая лишних вопросов). Люди при этом домысливают имеющуюся информацию.

Чтобы учесть эти особенности служебно – деловой коммуникации, необходимо письменно фиксировать распоряжения, решения, приказы и признать обратную связь важнейшим средством повышения эффективности делового взаимодействия.

Важно

Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений. Мотивация – необходимое условие эффективной деловой коммуникации. В деловом общении человек одновременно выступает как конкретная личность и как представитель организации, т.е.

носитель определенных профессионально – ролевых функций. В случае если личностные потребности не удовлетворяются в процессе деятельности или собственные идеи и стиль поведения человека не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть конфликт (внутриличностный, межличностный), снизиться интерес к работе.

Совместимость и сработанность членов коллектива (целостность коллективного субъекта) как условие совместной деятельности.

В ходе совместной деятельности образуются специфические механизмы регуляции динамики индивидуальных познавательных процессов, совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль деятельности, происходит обмен индивидуальными качествами, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. Все это способствует расширению информационного пространства, дает возможность увидеть большее количество аспектов решаемой задачи и способов ее решения. Итогом такого взаимодействия становится своего рода унификация представлений у участников деятельности. Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности.

[1] «Олбанский» – сленговый язык молодёжного Интернет-сообщества.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34732.html

Общение, его функции, структура, формы, виды и средства

Понятие общения, его стороны

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Читайте также:  Персеверация - причины, виды, лечение

Таким образом, в понятие «общение» включаются два реальных, взаимосвязанных процесса: 1) взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия; 2) обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом, включая сопереживание и взаимный обмен эмоциями.

Каждый человек учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях и обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения.

Как субъект он познаёт своего партнёра, определяет к нему отношение (например, интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается.

Вступая в контакты, участники общения преследуют определённые, значимые для каждого из них цели. Цель общения – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д.

Процесс общения включает обмен информацией между партнёрами, их взаимодействие, а также визуальный контакт. В соответствии с этим в современной теории межличностной коммуникации принято выделять коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения.

Коммуникативная сторона состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е.

Совет

в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона (взаимовосприятие) – означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя другому. Пытаясь понять состояние другого человека и его возможные способы действия в конкретной ситуации, мы часто распространяем на него собственные понятия и схемы поведения, что может стать причиной ошибки.

Эмпатия – это сопереживание другому человеку, способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не «умом», а «сердцем» (то есть постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживания другого человека, способность «стать на его место»).

Рефлексия – это осознание субъектом того, как его в действительности оценивают и воспринимают другие люди. Это умение понять другого человека и осознать его отношение к себе. Способности к идентификации, эмпатии и рефлексии являются качествами личности, одинаково важными для общения.

Высокий уровень способности к эмпатии и рефлексии характерен для личности со сформированной гуманистической направленностью.

В общении между партнерами могут возникать специфические барьеры. Причины их появления разные. Например, коммуникативный барьер возникает в случае неумения выражать собственные мысли, при плохой технике речи, неумении слушать, невежливости и т.д.

Также барьером в общении может выступить потеря или искажение информации. Эстетический барьер возникает в случае неопрятности или неряшливости одежды собеседника, или обстановки, не располагающей к беседе.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с нашей.

Обратите внимание

Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – быть хорошим слушателем, проявлять уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызывать положительные эмоции, соблюдать правила этики и т.д. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.

Виды и формы общения

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Во многом благодаря общению человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение он превращается в личность. В соответствии с этим выделяют следующие виды общения:

– биологическое – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;

– социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений, личностный рост индивида.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Соответственно, выделяются такие важнейшие виды общения, как:

• вербальное – общение при помощи речи и языка;

• невербальное – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, посредством тактильных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений.

Изучая значение невербальных средств в процессе коммуникации, учёные пришли к выводу, что с их помощью передается более 65% информации. Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление о собеседнике.

Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояния людей, их отношения, ситуацию, в которой они находятся. Расстояние, на котором разговаривают собеседники, также очень символично.

Различают четыре вида дистанций: интимную (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; личную (45-120 см) – соблюдается в обычной беседе с друзьями или коллегами; социальную (120-400 см) – обычно соблюдается во время официальных встреч; публичную (400 -750 см) – предполагает общение с большой аудиторией, на митинге, на лекции. Дистанция между говорящими зависит от многих других факторов: формы общения, пола собеседников, их взаимоотношений и статуса, места проживания (в сельской или городской местности).

Источник: https://infopedia.su/1x1b4f.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector