Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Качества человека – какие бывают человеческие качества?

Качества человека – набор устойчивых психических образований личности, с помощью которых он оказывает влияние на социум, ведет активную деятельность, взаимодействует с другими людьми. Чтобы описать человека как личность, нужно охарактеризовать его качества, как он являет себя другим через действия и поступки.

Личные качества человека

Генетическая предрасположенность в развитии личностных качеств играет важную роль, но нельзя исключать и среду, в которой развивается человек.

В окружении других людей ребенок впитывает разные паттерны поведения, учится считывать эмоции и реакции на те, или иные поступки и осознавать, какие качества приветствуется в обществе, а какие нет.

Личностные качества человека развиваются всю жизнь и перед человеком часто стоит выбор проявить себя с хорошей или худшей стороны.

Хорошие качества человека

Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Положительные качества человека – список:

  • искренность;
  • жизнерадостность;
  • оптимизм;
  • альтруизм;
  • надежность;
  • нежность;
  • обаяние;
  • общительность;
  • пунктуальность;
  • верность;
  • порядочность;
  • заботливость.

Плохие качества человека

Негативные черты или качества присущи каждому человеку, еще древние мудрецы указывали на дуальность человека и сравнивали «добро» и «зло» в нем с двумя волками – добрым и злым, борющимися между собой, а победит тот, кого человек больше вскармливает. Плохие качества проявляют себя в полной мере, если ребенок не усвоил морально-нравственных ценностей общества, часто такие дети растут в неблагополучных семьях, но бывает, что в человеке плохое заложено изначально по природе.

Отрицательные качества человека – список:

  • зависть;
  • эгоизм;
  • высокомерие;
  • гордыня;
  • лицемерие;
  • пессимизм;
  • лень;
  • агрессивность;
  • жестокость;
  • жадность;
  • тщеславие;
  • лживость;
  • равнодушие.

Какова связь между деятельностью и качествами человека?

Все человеческие качества проистекают из базовых потребностей – быть принятым, уважаемым, жить в безопасности, самореализоваться, поэтому связь прямая.

Потребности порождают активность, а чтобы, удовлетворить потребности нужны определенные качества человека, например профессиональные, нужны для признания. Выносливость, самодисциплина и упорство важны для побед в спорте.

Выбирая направление деятельности, личность воспитывает в себе те качества, которые нужны для ее реализации.

Какие бывают качества человека?

Физические качества человека определяются его выносливостью и природными данными, другие качества более высокого порядка относятся к чертам характера, нраву.

Те и другие формируются на протяжении жизни, многие из них важно развивать для становления личности еще в детском возрасте.

Качества бывают морально-нравственные, волевые, профессиональные – все они отражают внутренний мир человека, то, чем он является.

Нравственные качества человека

Нравственность и мораль тесно связаны между собой и эти качества проистекают одно из другого. Качества культурного человека такие как вежливость, тактичность, бережное отношение к своему наследию и природе являются основой благополучия в обществе. Среди нравственных качеств можно выделить и следующие:

  • человеколюбие – доброта к людям, помощь слабым и обездоленным;
  • уважение к другим – понимание того, что все разные и каждого человека есть за что уважать;
  • верность – качество, относящееся как к себе (быть верным своим принципам), так и более глобальное понятие – верность Родине;
  • бескорыстие – совершение действий из благих побуждений, без поиска выгоды для себя;
  • духовность – качество, включающее в себя все нравственные аспекты и религиозность возвеличивающие дух человека.

Моральные качества человека

Качества дисциплинированного человека важны для существования социума. Нормы и ценности общества образуют некий общий остов или базис, на который люди ориентируются и передают своим детям.

Личность выражает свое внутреннее «Я» через поведение и манеры – это и есть моральные качества, формирующиеся через интеллект, эмоции и волю.

Условно, моральные качества человека можно подразделить на 3 категории «нужно», «можно», «нельзя».

Обратите внимание

Моральные качества из категории «нужно» – это способность действовать для всеобщего блага:

Качества из разряда «можно» – это все те проявления личности, которые не вступают в противоречие с внутренними убеждениями и принципами:

  • честь;
  • достоинство;
  • совесть;
  • чувство справедливости.

Моральные качества категории «нельзя» – порицаются обществом и вызывают неприязнь у людей:

  • зависть;
  • бесстыдство;
  • хитрость;
  • склонность ко лжи.

Сильные качества человека – это устойчивые психические образования, определяющие личность как зрелую с высоким уровнем сознательной саморегуляции поведения, владеющей собой в разных ситуациях. Доктор психологических наук В.К. Калин исследуя эмоционально-волевые качества человека подразделил их на 2 большие группы: базальные и системные.

Базальные (первичные) волевые качества:

  • терпеливость – умение не форсировать события и гнаться за быстрым результатом, но поддерживать дополнительным усилием работу, идти в заданном темпе, даже если обстоятельства складываются не должным образом (препятствия, задержки, внутренняя усталость);
  • смелость – противостояние страху, умение идти на риск, сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях;
  • энергичность – качество, позволяющее поднять активность до нужного уровня усилием воли;
  • самообладание и выдержка – умение не выходить за рамки чувств, импульсивных действий, владение собой, эмоциями, поведением.

Системные волевые качества:

  • целеустремленность – устремление к цели, поддержка «внутреннего компаса», ведущего к результату;
  • настойчивость – умение преодолевать трудности;
  • последовательность – следование единому руководящему принципу, не размениваясь на второстепенное;
  • инициативность – способность воплощать возникшие идеи;
  • принципиальность – качество личности, позволяющее руководствоваться определенными моральными принципами и не изменять им.

Социальные качества человека

Человек не может существовать вне социума, как личности люди раскрываются в обществе взаимодействуя с друг другом. Человек влияет на социум, а социум влияет на человека – этот процесс всегда двухсторонний.

Каждая личность выполняет несколько социальных ролей, и для каждой роли существует свой набор качеств, раскрывающих ее.

Позитивные качества человека помогают ему раскрыться в обществе с лучшей стороны и привнести гармонию.

Социальные качества людей:

  • самосознание – важная способность, позволяющая личности осознавать себя в общественной системе;
  • социальная идентификация – умение человека самоотождествляться с другими людьми сознательно или эмоционально;
  • самооценка – способность адекватно оценивать себя не превышая или не принижая своих достоинств, является важным компонентом Я-концепции;
  • социальная активность – умения и способности производить социально значимые действия для развития общества;
  • мировоззрение – совокупность взглядов, ценностей, норм и установок определяющее отношение человека к социуму и миру в целом.

Деловые качества человека

Профессиональные качества человека показывают его компетенцию и определяют как специалиста, формируются на базе уже имеющихся качеств и способностей. При приеме на работу, работодатель в обязательном порядке просматривает какими качествами и умениями обладает соискатель. Качества важные для деловой деятельности человека (для каждого вида профессии могут быть свои требования):

  • быстрая обучаемость;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • самостоятельность в работе;
  • инициативность;
  • умение работать в рамках многозадачности;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • опыт в ведении деловых переговоров;
  • аккуратность;
  • умение планировать рабочий день;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • тактичность и вежливость в межличностных отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • грамотность;
  • организаторские способности.

Какие качества необходимы человеку для достижения цели?

Если спросить у любого человека, что ему помогает добиться поставленных задач и целей, ответы у всех будут разные – это настолько индивидуальный процесс и зависит от ряда обстоятельств и склада характера, ценностей, заложенных в детстве.

Качества творческого человека – это вдохновение и креативность, «приземленному» нужны самодисциплина и трудолюбие.

Что одних продвигает к цели, другим даже подспорьем не является, у каждого свой путь к успеху и все же есть стандартное представление людей, о том какими должны быть эти качества.

Качества успешного человека

Внешние качества человека – это то, как он проявляет себя в действиях и поступках и эти качества являются отражением внутренних. Качества успешного человека нарабатываются самостоятельно и самым важным из них, является ответственность на всех этапах решения задач. Другие, не менее важные свойства личности, формирующие успешность:

  • изобретательность – помогает находить нестандартные решения для любого рода задач от простых повседневных, до разрешения вопросов бизнеса;
  • позитивность – негативное мышление разрушило много хороших задумок и проектов, которые так и не воплотились в жизнь, потому что только позитивное мышление дает результат;
  • уверенность – проистекает из позитивности и наращивается в процессе;
  • ориентированность на помощь людям – важное качество успешного человека, понимающего, что сегодня поможет он, завтра помогут ему;
  • видение перспектив и просчитывание результатов на два шага вперед;
  • смелость – все боятся нового, неизвестного, но только преодолевая свои страхи можно стать успешным;
  • амбициозность – какими бы не казались амбициозными планы для окружения нужно поддерживать в себе стремление и идти к цели.

Источник: https://womanadvice.ru/kachestva-cheloveka-kakie-byvayut-chelovecheskie-kachestva

Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.

Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. [11, с. 119]

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражением самоутверждение.

Важно

Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования нравственно-волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н.И. Болдырев, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, В.А. Крутецкий, А.С. Макаренко, И.Ф.

 Свадковский, В.А. Сухомлинский и др. Ими подчеркивается особая восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства нравственно-волевым развитием, т. к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.

Процесс нравственно-волевого воспитания подростка включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности.

На занятиях спортом, как во всех других сферах деятельности человека, нравственные качества выступают в единстве взаимно-противоположных положительных и отрицательных качеств: смелости и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости воли, интереса и необходимости, выдержки и несдержанности.

Избирая морально-волевые качества подростка предметом исследования, необходимо обратить внимание, прежде всего, на нравственную направленность, моральные основы воли.

Наличие такой воли обеспечивает успех активной нравственной позиции личности, обладающей способностью ставить общественно значимые цели, принимать осознанные этические решения и претворять их в жизнь, несмотря на встречающиеся трудности.

Диалектика морального регулирования, определяя особенности нравственного воспитания, проникает в любую деятельность личности, означая особый характер ее отношений к миру и людям, формирование ее нравственно-ценностной мотивации, нравственных убеждений, и в конечном счете, нравственно-волевых качеств, создающих основу саморегуляции личности.

Особенность нравственного поведения, как известно, заключается в том, что оно, будучи детерминированным, в то же время характеризуется своей «автономией». Материалистическая методология морального поведения личности, основанная преимущественно на самоконтроле, является наиболее адекватным выражением особенности морали как социально регулятивной системы.

[19, с. 114]

Совет

Анализируя структуру психологического феномена – морально-волевое качество, можно выделить «практическое» «поведенческое» начало, т.е. волю, и начало «теоретическое», складывающееся из рационального и эмоционального компонентов.

В основе «теоретического отношения» лежат мысли, чувства человека, поэтому содержание нравственно-волевого качества есть единство «теоретического» и «практического» поступка, т.е.

, само нравственно-волевое качество выступает как единство «теоретического» и «практического» действия.

Рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты морально-волевого качества личности находятся в наиболее эффективном с поведенческой точки зрения единстве в той форме мотивации, которая получила название установки. Социальная установка содержит в себе три взаимосвязанных компонента:

– когнитивный (познавательный) – определенные представления и мнения об объекте;

– аффективный (эмоциональный) – положительные или отрицательные чувства к объекту;

– поведенческий – готовность к определенному образу действий в отношении объекта.

Они все являются компонентами субъективной стороны установки, в роли которой в данной теории выступают морально-волевые качества. Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Как уже говорилось, воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест.

Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать.

Обратите внимание

Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов.

Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких.

Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевых качеств.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются.

Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности.

Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

Важно

В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения.

Если к более младшим детям родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (вымыть посуду, подмести пол), то подросткам не так уж редко приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (ходить за покупками в магазин, участвовать в приготовлении еды, присматривать за маленькими детьми).

Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

Правда, можно наблюдать и прямо противоположную картину. Отношение родителей к подростку не меняется. Они стремятся сохранить над ним ту же власть, какая была у них прежде, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка резкий протест, он упрямится и даже бунтует. Подобные конфликты мешают воспитанию волевых качеств.

Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Конечно, и тогда, когда он учился в младших классах, коллектив в его жизни присутствовал, но ни отношения в нем, ни «общественное мнение» еще не имели для ребенка того решающего значения, которое они приобретают теперь.

Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить прежде всего его одобрение, подражали ему в своем поведении. А для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся.

Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, – важнейшая составляющая волевого поведения.

И на все это накладываются возможности и потребности самого подростка. У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства.

Совет

У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников.

Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением. [19, с. 220]

Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе.

Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности.

Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

Таким образом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой – между его возможностями и собственными требованиями к себе.

Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают.

Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, их особенности, их переживания и конфликты.

Обратите внимание

Наблюдения показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.

Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого.

Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят).

Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что он успеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.

Часто подросток бывает, намерен поступить, так или иначе, под влиянием владеющего им в данный момент чувства.

Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку.

Важно

Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Источник: https://works.doklad.ru/view/R-OIq_zFJvM/2.html

Характеристика волевых качеств личности

Волевыми считаются поступки и действия, которые совершаются по необходимости, связанные с преодолением трудностей и препятствий, а не совершаемые по желанию. Волевые качества зависят от психологического (морального) компонента, физиологического (волевое усилие) и типологических особенностей нервной системы.

К волевым качествам личности в основном относят настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержку, терпеливость, смелость, дисциплинированность др.

Характеристика волевых качеств:

Под настойчивостью понимают способность добиваться намеченных целей, преодолевая различные препятствия и трудности. При неудачах настойчивый человек не сдается, а проникается большей решимостью достичь желаемого, ища и находя новые возможности для этого.

Цель при настойчивости носит положительный характер, что отличает ее от упрямства, где упрямый стремится к неразумной цели.

И часто он осознает свою неправоту, бесполезность своих действий, но не может отказаться от ошибочного взгляда, желая все равно сделать по-своему.

Упрямство может быть следствием того, что человек видит в этом качестве проявление самостоятельности, твердости или быть реакцией на якобы несправедливое отношение.

Под решительностью понимают способность оперативно принимать обоснованные твердые решения и без лишних задержек приступать к их реализации. Решительность остро проявляется в неоднозначных ситуациях, где необходимо быстро принять единственное решение, исходя из нескольких возможностей, имеющих различную долю риска.

Совет

Решительный человек делает выбор своевременно. При возможности, если позволяет время, не торопится, что дает ему возможность объективнее подойти к проблеме. Но в нужный момент он не теряется, быстро ориентируется в ситуации и принимает с его точки зрения наиболее правильное и обоснованное решение.

Нерешительный человек может быстро принять поспешное решение, не обдумав, либо запаздывать со своевременным его принятием, будучи не уверенным в своем выборе. Приняв решение, он снова возвращается к нему: пересматривает, отменяет, изменяет. И даже определившись с выбором, не может приступить к его выполнению, откладывает на потом, убеждая себя, что время еще есть.

Причинами нерешительности могут быть: страх ответственности, неверие в собственные силы, недостаток опыта и знаний.

Целеустремленность – это способность человека подчинить свое поведение и деятельность для достижения основной устойчивой цели.

Человек акцентирует внимание на главной цели, неуклонно продвигается к ней, умея отбросить все ненужное и лишнее.

Целеустремленность может поддерживаться интересом к своей деятельности, но волевое усилие проявляется в том, что человек преодолевает себя при усталости, разочаровании, неудаче, которые встречаются на пути к намеченной цели.

Самостоятельность. Самостоятельный человек ведет себя соответственно своим убеждениям, взглядам, не боится принимать решения и брать на себя ответственность за поступки. Его не склонишь к действиям, которые противоречат его внутреннему миру.

В то же время он не относится негативно к чужому мнению, и готов рассмотреть и принять его, если оно покажется ему рациональным. Этим самостоятельность отличается от негативизма, при котором человек игнорирует даже разумные советы, отвергая чужое мнение лишь потому, что оно не его. Негативизму противоположна внушаемость.

Обратите внимание

У внушаемого человека снижена критичность в отношении чужих советов, он не может противостоять им при необходимости, попадая под их влияние.

Как негативизм, так и внушаемость являются проявлением слабоволия, так как действия подчинены не разумным доводам, а безрассудно отвергаемым или безрассудно принимаемым чужим мнениям.

Терпеливость – проявляется в самопринуждении долгое время терпеть с помощью воли неблагоприятные состояния, препятствующих продолжению работы: усталость, недостаток кислорода в крови, боль, голод, жажду и др. Например, момент появления чувства утомления, при волевом удержании работоспособности на должном уровне, является точкой отсчета времени терпения, по которому можно судить о терпеливости человека.

Выдержка (самообладание) – это способность усилием воли воздерживаться от ненужных в данный момент своих действий, привычек, чувств и мыслей, т.е. происходит волевое торможение активности. Нужно отличать выдержку от эмоциональной невосприимчивости, невозмутимости.

Смелость заключается в способности человека, несмотря на наличие страха, управлять своими действиями и поведением. Уровень проявленной смелости будет тем выше, чем меньше страх окажет влияние на качество деятельности человека.

Дисциплинированность проявляется в способности подчинить свою деятельность общественным моральным нормам, в умении управлять и подчинять свое поведение необходимости, даже вопреки желаниям.

Волевые качества обобщающее характеризуют волевое поведение, и только комплексный подход даст возможность спрогнозировать проявление человеком волевых усилий в различных ситуациях.

http://samopoiski.ru/xarakteristika-volevyx-kachestv-lichnosti/

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/samopoznanie/harakteristika-volevyh-kachestv-lichnosti/

Волевые качества личности

Волевые качества – это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них – сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли – уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность – степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Важно

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами – мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо: Ум, он не только лишь ум, Но характера свойство, Сила характера и беспокойство. Воля не существует сама,

Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения.

«Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля – это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли – калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума.

Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля – чудовищная, насильственно обрученная чета», – изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум – вечное правило для руководства волей» – эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают: – интернальный (внутренний) локус контроля — склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;

– экстернальный (внешний) локус контроля – склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу», обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску – характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении.

Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности: – мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);

– мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь – дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности.

Совет

При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К.

М. Гуревич [1956]; П. А. Рудик [1974]), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации
понятий, обозначающих волевую активность.

Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. «…

Анализ показывает, — писал он, — что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» [1985, с. 49].

Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства.

По этому поводу авторы писали: «…если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е.

Обратите внимание

устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального
владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества.

Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» [1990, с. 40].

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов.

Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. — Е. И.], чтобы добиться успеха» [1982, с. 20].

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности
в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями.

Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления — мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе).

Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа.

Важно

Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор — азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос — насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,
содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» — невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» [1991, с. 49]. В другом издании этой же книги В. А.

Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование — волю — пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга…

Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» [1998, с. 135].

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем.

Совет

Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе.

Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность — силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить
к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А.

Крутецкого [1957], волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» [1986] волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности
называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [1984, с. 95].

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий.

Обратите внимание

Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н.

Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В.

Дойлем [1973], который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду — не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия.

С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств.

В одних говорится, что это проявление воли, в других — что это способность человека, в третьих — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д.

Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям — и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Важно

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П.

Ильин [1981]).

В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и
от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Источник: https://psyera.ru/volevye-kachestva-lichnosti-373.htm

Как стать волевым человеком | 4 главных волевых качества человека

№1 — Решительность

Решительность – это способность отметать сомнения, быстро и самостоятельно принимать решения в любых сложившихся обстоятельствах, в том числе рискованных. Реализовывать в действии. Брать ответственность за результат на себя, никого не подводить, никем не прикрываться.

От решительности зависят спортивные достижения, выбор будущей профессии, успех в делах, материальное состояние.

Люди, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны быть решительными: врачи, спасатели, водители, пилоты, инкассаторы, охранники и многие другие.

От решительности врача и спасателя, пилота и водителя зависят жизни людей.

В целом качество полезное и необходимое. Благодаря ему можно получить хорошую профессию, найти высокооплачиваемую работу, улучшить финансовое состояние.

В большей степени качество закладывается в детстве, поэтому взрослому человеку, который и шагу без чьей-либо подсказки сделать не может, сложно себя перевоспитать. Но осуществимо.

Как действует решительный человек:

  • принимает решение;
  • действует;
  • получает положительный или отрицательный конечный результат.

Как действует нерешительный человек:

  • принимает решение;
  • боится;
  • сомневается;
  • испытывает неуверенность в выбранном решении;
  • переживает;
  • снова сомневается;
  • разочаровывается;
  • перегорает и отпускает мысль.

Вывод

Как видно из модели поведения нерешительного человека, он опасается проблем, боится взять на себя ответственность, сомневается, находится в растерянности, ждёт помощи и одобрения со стороны.

Если рядом не будет человека, который уговорит принять решение и действовать, любая задумка останется нереализованной. Решительный человек, после принятия решения, начинает действовать. Он не боится, что выбранный путь приведёт к фиаско.

Как развить решительность?

Самый простой способ развить решительность – начать действовать, отбросив все сомненья. Пережить первую неудачу и удачу, после чего все последующие решения и их реализация дадутся легко.

Начните с малого

Заведите тетрадь, запишите планы. Ставьте плюсы на реализованных задачах, минусы – на остальных. Вы когда-то отучились в автошколе, но не смогли сдать экзамены в ГИБДД? Доведите дело до конца! Пусть вас не пугает, что придётся снова ходить на автодром, тратить деньги.

Запишите в тетради цель:

  1. доведение начатого дела до конца,
  2. получение прав.

Читайте далее:  Ежедневник для постановки задач

Действуйте!

Не откладывайте дела до лучших времён. Не ищите поводы в нехватке времени, денег, здоровья, идей. Знайте, такое время никогда не наступит. Ближе к сроку появятся новые дела, старые уйдут на второй план и останутся навечно нереализованными.

Нет ни одного уверенного в банкротстве предпринимателя, который вкладывает десятки тысяч $ в собственное дело.

Просчитанный до мелочей бизнес-план не даёт 100% гарантии. Взбалмошные предприниматели рискуют всеми накопленными деньгами, а менее рискованные – выработали чёткое правило: не вкладывать в бизнес более 10% от своего капитала.

Читайте далее:  Как составить бизнес-план: инструкция и структура

Это поможет не раскиснуть в случае провала, и приумножить состояние при удаче в делах. Но все они не боятся действовать, потому что обладают решительностью. Поэтому главное правило развития решительности – действовать!

№2 — Целеустремлённость

Целеустремлённость – это направленность на результат деятельности. Без этого волевого качества сложно продвинуться по карьерной лестнице, похудеть, в спорте получить МСМК.

Как и решительность, целеустремлённость развивается с детства. Потерять её можно в любом возрасте. У детей целеустремлённость пропадает, чаще всего, из-за запретов родителей и учителей. У взрослых людей она исчезает ввиду разных обстоятельств, в том числе потери интересов.

Как развить целеустремленность?

Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Начните с малого. Например, при желании заняться велопрогулками, поставьте цель: купить велосипед. На момент постановки задачи не нагнетайте, что он дорогой, а для езды не хватает времени.

Купите копилку или откройте пополняемый банковский счёт. Ежемесячно откладывайте 5–10% от доходов. Через полгода загляните в тайник. Узнайте, сколько денег получилось собрать.

Совет

Зайдите в интернет и посмотрите, какой велосипед вы можете купить за накопленные деньги.

Таким образом, можно найти работу с устраиваемой зарплатой или продвинуться по карьерной лестнице. Если на имеющейся работе повышение не светит, нужно поставить цель: должность начальника отдела за год. Опишите возможные способы реализации плана и действуйте. Составьте хорошее резюме.

Ежедневно после работы рассылайте его на электронные ящики потенциальных работодателей. Подавайте объявления в бесплатные и платные газеты, принимайте приглашения на собеседования. В течение года вы встретитесь с работодателем, который согласится взять человека без управленческого опыта.

Читайте далее:  Развитие целеустремленности

№3 — Сила воли

Сила воли – это основа самодисциплины, высокий уровень превосходства над своими слабостями, самоконтроль. Без силы воли сложно похудеть, бросить курить, добиться прогресса в спорте, учёбе и других делах. Это качество сложно развить без мотивации.

В детве ребёнку достаточно пообещать покупку игрушки, и он начинает усиленно изучать предметы, выполнять домашние задания, активней тянуть руки на уроках и приносить из школы пятёрки. У взрослых сила воли слабее, но найдя подходящий стимул, можно её воспитать.

Как развить силу воли?

Хотите одновременно бросить курить и похудеть, а всё вместе это называется – выработать силу воли? Придётся прибегнуть к лёгкой форме мазохизма.

Определитесь с мотивацией

Бросить курить и похудеть не являются сильным толчком. За этими действиями стоят другие цели. То есть, хочется похудеть, чтобы быть похожей на модель, носить 42-й размер одежды, позволить облегающие наряды, избавиться от целлюлита, наладить личную жизнь.

Бросить курить человеку сложнее из-за физической и психологической зависимости от никотина, поэтому мотивация должна быть сильнее её. Здесь отличным стимулом является страх за собственное здоровье и жизнь. Появляется он при кашле, слабости, тахикардии от никотина. Подкрепить мотивацию можно идеей о ежемесячной экономии денег на сигаретах.

Читайте далее:  Как усилить мотивацию в 100 раз с помощью логики и эмоций

Примеры

Чтобы развить силу воли в целом и в частности для отказа от переедания, можно найти картинку с идеальной фигурой. Смотреть ежедневно, ограничивать себя в еде, заниматься кардиотренировками и двигаться к конечному результату. Чем сильнее желание похудеть, тем жёстче диета и спорт. Не останавливайтесь на достигнутом результате, преодолевайте слабости, работайте над собой.

Чтобы бросить курить, ежедневно смотрите на картинки здоровых и больных лёгких, считайте сэкономленные деньги. Делайте многокилометровый забег. Сравнивайте ощущения от самочувствия в былые времена и после курения. Когда до вас дойдёт, что курением вы сгубили здоровье, но его ещё можно восстановить, сила воли переборет привычку.

Хотите выучить иностранный язык, но опять не хватает силы воли? Возьмите за правило ежедневно учить урок и выполнять задание. Не усидели? Пропустили лекцию из-за недостатка силы воли? Выполните двойной объём работы. Со временем придёт понимание, что легче развить силу воли.

Есть ещё отличный способ для развития качества. Заключается в отказе от сладкого. Тренировка рассчитана на 30 дней.

Если в течение месяца сила воли подвела, была съедена маленькая шоколадка, нужно себя наказать: Посмотрите на этикетке от шоколадки содержание калорий на 100 г. Посчитайте, сколько вы употребили. В среднем во время пробежки расстояния в 1 км сгорает 25 ккал.

Разделите съеденные с шоколадкой калории на 25. Получите цифру в километрах. Столько км вам придётся бежать. Пробежку не откладывать на завтра! Утром шоколадка – вечером бег.

Таким образом, воспитывая себя и контролируя каждое действие, воспитывается сила воли.

Читайте далее:  Развитие силы воли

№4 — Настойчивость

Настойчивость – волевое качество характера человека, которое перекликается с упрямством. Качество можно рассмотреть на примере обучения.

Чтобы усвоить изученный материал, некоторое время придётся частенько к нему возвращаться и повторять. Только настойчивый человек способен возвращаться к старым учебникам в условиях катастрофической нехватки времени, когда на пятки наступает новый материал.

В детском возрасте сложно привить настойчивость к учёбе. Она развивается с возрастом. Но настойчивость у ребёнка проявляется в других моментах, например, в просьбах что-нибудь купить.

Как развить настойчивость?

Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.

Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.

Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!

В заключение

Волевых качеств, которых человеку может не хватать, много. Есть ещё смелость, уверенность, мужество, которые, так или иначе, схожи по методу проявления и развития с решительностью.

Инициативность – отклик целеустремлённости, сила воли – самоконтроля, самообладания, выдержки и дисциплинированности. Настойчивость схожа с упрямством. Чтобы не хвататься за всё подряд в первую очередь развивайте решительность и силу воли.

Если получится, все остальные качества дадутся без труда.

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-volevyh-kachestv/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector