Когнитивный диссонанс – теория фестингера, примеры, концепция

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера

Теория (1957 г) яви­лась продолжением разработки идеи «соц сравнения». Фестингер выступает как ученик и последователь Левина.

Исходное понятие – понятие потреб­ности, а имен­но «потребность в оценивании самого себя», т.е. стремление оценивать свои мнения и способности.

Социальная реальность: мно­гие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, по­этому единственный способ проверки — через соц согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мне­ниями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способнос­тям.

Фестингер : тенденция сравнивать себя с дру­гими уменьшается, если различие между моим мнением (спо­собностью) и мнением (способностью) другого возрастает. Сравнение устойчиво когда собств мнения сравниваются с близкими им мнениями.

Личность меньше стремится ситу­ациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собствен­ных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей.Соответ-но и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения более сходны с собственными (чел, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с др новичками, а не с при­знанными мастерами).

Минималь­ное несходство мнений ведет к конформизму — личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы приблизить свое мнение к мнению группы.

Обратите внимание

Теория соц сравнения базировалась на знании о себе и знании о другом, она носила интерперсональный хар-р и могла претендовать на статус соц-психологической теории. Фестингер перешел от нее к построению новой теории — когнитивного дис­сонанса (замена термов — «противоречие» на «дис­сонанс», а «согласованность» на «консонанс»).

Теория Фестингера не делает акцента на соц пове­дении. Люди стремятся к согласован­ности как желаемому внутреннему состоянию.

Если возникает про­тиворечие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь дос­тичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Основные положения теории:

а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс;

б) суще­ствование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;

в) проявление этого стремления вклю­чает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осто­рожное отношение к новой информации.

Пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, т.е.

бросить курить; б) изменить знание, в данном случае — убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опас­ность; в) осторожно относиться к новой информации относительно вреда курения, т.е. игнорировать ее.

1. Основными единицами в теории диссонанса являются «ког­нитивные элементы» – «любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, поведения или само­го себя».

2. Среди всех когнитивных элементов («когниций»), необходимо различать 2 типа: относящиеся к поведе­нию («я еду сегодня на пикник») и относящиеся к среде («идет дождь»).

Важно

Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем ког­ниции, касающиеся среды (суждения относительно оче­видной реальности).

Важно

В теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами:

а) абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность др другу (знание о том, что во Фло­риде никогда не бывает снега, и о том, что самолеты летают с превышением скорости звука); б) отношения консонанса; в) отношения диссонанса. В теории рассматриваются толь­ко 2 последних типа отношений между когнитивными элемен­тами.

Диссонантные отношения: «Два элемента X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из дру­гого, а именно не-Х следует из Y».

При­мер: человек является должником (Y), но покупает новую, доро­гую машину (X). Здесь возникают диссонантные отношения, по­скольку из Y (того факта, что человек должник) должно было бы следовать какое-то уместное в данном случае действие X, и тогда наблюдался бы консонанс.

4 источника возникновения диссо­нанса:

1) из логической непоследовательности, когда «следование “не-Х”, из “У”» есть доказательство чисто логической про­тиворечивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры: человек верит в то, что можно достичь отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соотв корабль).

2) из несоответствия когнитивных элементов культурным об­разцам, нормам. Пример: принято, что на дипломат приеме есть нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки).

3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример: аме­р избиратель является демократом, но вдруг голосует за республикан кандидата. Осозна­ние, что он — демократ, не соотв конк­ретному действию, это порождает диссонанс в его когни­тивной структуре.

4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя все­гда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки.

Эле­менты м.б 3 типов: деятели (субъект восприятия, др люди, группы); средства (действия, институты, ответы); цели (результаты). Отношения, кот связывают эти элементы, м.

б 4-х типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют «предложение». Всего можно получить 36 типов предложений.

Объе­диненные вместе, они представляют собой структурную матрицу.

Фестингер пытается измерить величину, величина диссонанса между двумя когнитивными элементами – есть функция от важнос­ти (значимости) элементов для индивида».

Пример: если кто-то ку­пил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, воз­никш диссонанс невелик.

Если студент знает, что не готов к экзамену, а сам бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при этом, значительно больше.

Последствия диссонан­са:

Совет

1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса;

2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствую­щих его росту.

Постановка вопроса о мотивирующей роли диссо­нанса выглядит также неоднозначно.

Способы уменьшения диссонанса:

1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. При­мер: чел собрался на пикник, но пошел дождь.

Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «зна­ния о том, что плохая погода».

Уменьшить диссонанс можно, отказавшись от участия в пикнике, изменив один из когнитивных элементов, исключив из когнитивной структуры утверждение «я еду на пикник», заменив его др суждением — «я не еду на пик­ник».

2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. При­мер: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон».

В когнитивной струк­туре возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды».

Нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой.

Обратите внимание

3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов. Пример с курильщиком, кот не бросает курить, не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направл против курения, «страшные» рассказы), и тогда начинает подбирать спец инфо: о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит 20 лет, а вон какой здоровяк.

Уязвимым местом теории остается прогнозирова­ние конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого лич­ностью. Одни предпочитают изменять когнитивные элементы, от­носящиеся к поведению, другие — селективно принимать инфор­мацию.

Главное отличие — место диссонанса и конфликта по отношению к процессу приня­тия решения. Диссонанс возникает после принятия решения, он — следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения.

После принятия решения при наличии альтернативы возника­ет диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают не­гативные стороны выбранного и позитивные стороны отвергнутого решения. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от степени привлекательности отвергнутого.

Критика:

– противоречи­вое и неоднозначное решение вопроса о мотивирующем значе­нии диссонанса. Речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры.

– оперирова­ние лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмот­рение лишь их отношений. Встает вопрос о праве на существование определенной модели в системе социально-психо­логического знания.

– возражения в отношении психологики. Люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами», фор­мула «не-Х следует из остается допускающей слишком произ­вольные толкования.

– задача — объяснение мотивации чел поведения — оказалась не­выполненной.

Источник: https://pdnr.ru/a21477.html

Vikent – Когнитивный диссонанс по Леону Фестингеру

Леон Фестингер публикует книгу: A theory of cognitive dissonance, Stanford University Press.

Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» – знание + «dissonance» – несоответствие, разногласие. Само явление изучалось Леоном Фестингером в 1957 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. 

Конитивный диссонанс есть состояние, возникающее в ситуации, когда человек одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте.

«Сам Леон Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию.

Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Л.

Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трёх  основных пунктах:

а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс; 

б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту (иногда используется выражение «сгладить противоречия» – Прим. И.Л. Викентьева); 

в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить; 

б) изменить знание, в данном случае – убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны; 

в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать её».

Важно

Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 303-304.

ПРИМЕР когнитивного диссонанса. «Зиновию Гердту одна из его жён привезла из-за границы машину с правосторонним рулём. Это сейчас таких машин тьма-тьмущая, а тогда их по Москве ходили считанные единицы.

Читайте также:  Социальный статус - понятие, виды, примеры, как его повысить

И вот едут они с каких-то посиделок: Гердт слева, вполне весёлый, а жена за рулём справа. Где-то «нарушили», подбегает гаишник, и Гердт, как любой автомобилист, начинает с ним собачиться: ничего, мол, не нарушали, правильно ехали…

Конечно, гаишник моментально унюхал: «Что такое?! Пьяный за рулём?! Гердт ему тут же: «А где вы видите руль?» Тот заглядывает – руля нет.

Глаза у гаишника, по словам Гердта, сделались безумные, и Гердт, великий мастер импровизации смешного, добивает его окончательно: «Молодой человек, я всегда, когда выпью, руль передаю жене!»

Львович Б.А., Акстёрская курилка, М., Издательский дом «Подкова», 2000 г., с. 66.

ПРИМЕР когнитивного диссонанса.  «В пытках с применением идеологических и культурных артефактов американцы не новаторы. Пожалуй, самые изысканные методы психологического воздействия использовались во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах.

О них поведал испанский историк и искусствовед Хосе Миликуа. В тюрьмах на улицах Вальмайор и Сарагоса в республиканской Барселоне были специальные камеры, названные «цветными». В них не было окон, а стены и потолки были расписаны копиями сюрреалистических и абстракционистских работ Кандинского, Васарели, Клее, Иттона.

Самой жестокой из пыточных картин была репродукция плаката Сальвадора Дали к кинофильму «Андалузский пес» Луиса Бунюэля. На плакате был изображен раскрытый глаз, который режут бритвой. Заключенные франкисты вынуждены были часами рассматривать разноцветные геометрические абстракции.

Через некоторое время у людей расшатывалась психика, и они начинали давать признательные показания.  Ноу-хау пыток искусством принадлежит французскому музыканту и художнику Альфонсу Лауренсику, который сам же и воспроизводил сюрреалистические шедевры на стенах казематов.

О своем открытии влияния цвета и линий на психику человека он поведал в 1939 году на суде. Франкисты оценили новаторство Лауренсика – француза расстреляли».

Чикирис О., Как узнают подноготную, журнал «Всё ясно», 2005 г., N 26, с. 23.

Замечу, что судя по текстам Леона Фестингера, он не знал более ранних исследований  в школе И.П. Павлова по экспериментальным неврозам.

Источник: https://vikent.ru/enc/1167/

Леон Фестингер «Теория когнитивного диссонанса»

Автор

Леон Фестингер (1919–1989) — знаменитый американский социальный психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, автор теории когнитивного диссонанса.

Сложность изложения

4 из 5. Рекомендуется в том числе психологам.

Целевая аудитория

Все, кто хочет обрести внутреннее согласие, разобраться с возникающими диссонансами.

Зачем читать

Автор описывает проблемы социальной психологии, предлагая нас углубиться в теорию когнитивного диссонанса. Люди хотят обладать равновесием между информацией из внешних источников и персональными мотивами поведения, и желание устранить этот диссонанс становится основной потребностью в жизни каждого человека.

Читаем вместе

Когнитивная система является сложным комплексом знаний о людях и объектах: когнитивный диссонанс определяется как несоответствие между двумя когнитивными элементами и опытом, мыслями, информацией, когда сознание пытается сопоставить логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Теория когнитивного диссонанса призвана сгладить или нивелировать эти противоречия через описание действий человека.

Совет

Любой из нас стремится сохранить внутреннюю гармонию, объединяя установки и взгляды в некую систему, в которой все элементы согласованы.

Мы склонны обращать внимание на то, что является исключением из последовательного поведения, и эти исключения мы редко признаем, пытаясь рационализировать возникшие противоречия.

Примером может выступать курение, когда мы рационально обосновываем удовольствие от него или незначительные изменения в здоровье. Но чаще всего попытки обоснования терпят крах, и в нашей системе наступает психологический дискомфорт.

Фестингер выделяет основные гипотезы теории (диссонанс = несоответствие, консонанс = соответствие):

  1. Появление диссонанса мотивирует человека на стремление добиться консонанса.
  2. Помимо желания уменьшить диссонанс, человек будет избегать ситуаций и той информации, которые способны его увеличить.

Когнитивный диссонанс является условием, которое приводит к уменьшающим его действиям, этот фактор обладает мощной побудительной силой. Под знанием понимается мнение или убеждение людей относительно них самих, их поведения и мира вокруг.

Когда у человека появляется новая информация относительно какого-то явления или непредсказуемого события, в его системе знания наступает диссонанс.

В нашей жизни практически не бывает очевидных ситуаций, по поводу которых не возникали бы противоречия.

Когда перед человеком стоит задача сделать выбор или сформировать определенное мнение, у него возникает диссонанс между осознанием действий и известными мнениями, принимающими сторону иного варианта развития событий.

Автор ищет способы понимания таких условий, в которых диссонанс уже не является мимолетным явлением. На примере курильщика, обнаружившего информацию о вреде курения, приводится несколько способов изменения поведения по уменьшению диссонанса:

  1. Отказ от курения будет элементом его нового поведения, согласующегося со знанием о небезопасности этого занятия.
  2. Он может найти информацию о пользе курения либо перестанет признавать его вред. Таким образом, он способен устранить диссонанс между действием и знанием.
  3. Не всегда отказ от курения протекает безболезненно, но человек продолжает курить при полном осознании того, что это вредно. Дискомфортная ситуация вызывает повторные усилия на уменьшение диссонанса.

Нерелевантные отношения возникают тогда, когда у двух элементов нет ничего общего между собой. Релевантные отношения появляются между элементами, существующими в знании человека. Если отрицание одного из них следует из другого — они диссонантны, и это несоответствие может иметь ряд причин:

  1. Логическая несовместимость.
  2. Обычаи той или иной культуры.
  3. Вхождение одного конкретного мнения в состав более общего.
  4. Прежний опыт.

Автор приводит следующие формы когнитивного диссонанса:

  1. После принятия решения между двумя или несколькими альтернативами.
  2. После попытки выбора с перспективой вознаграждения или наказания в процессе такого типа поведения, которое отличается от исходной мысли.
  3. Создание когнитивных элементов, диссонантных с существующим знанием, при прямом или случайном обращении к новой информации.
  4. Возникновение диссонанса при открытом несогласии в группе.

Степень диссонанса определяется характеристикой элементов с диссонантными отношениями. Тогда она будет прямо пропорциональна важности этих когнитивных элементов, и чем больше их значимость для человека, тем она выше.

В жизни практически не встречаются когнитивные элементы, между которыми нет диссонанса.

Степень диссонанса между конкретным элементом и всеми остальными имеет прямую зависимость от количества релевантных элементов, диссонантных по отношению к рассматриваемому.

Обратите внимание

Индивид, как правило, нацелен на снижение существующего диссонанса, если не на полное устранение. Можно изменить один из элементов через:

  1. Изменение когнитивных элементов поведения, чтобы привести их в соответствие с элементом среды.
  2. Изменение когнитивных элементов окружающей среды, что является более трудоемким процессом, поскольку сложно осуществлять контроль над средой.
  3. Иногда можно добавить новые когнитивные элементы в систему знаний.

При исследовании ряда событий, которые появились после принятия итогового решения, Фестингер пришел к следующим выводам:

  1. После того как принимается решение, активно ищется информация, обеспечивающая формирование консонантных знаний по отношению к действиям.
  2. Возрастает уверенность в правильности принятого решения либо увеличивается различие в привлекательности первоначальных альтернатив.
  3. Люди с трудом изменяют принятое решение.
  4. Выраженность этих психологических эффектов напрямую зависит от степени диссонанса, который появляется вследствие принятого решения.

Лучшая цитата

«Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает».

Чему учит книга

— При появлении диссонанса люди нацелены на его уменьшение и избегание дальнейшего увеличения.

— Это стремление проявляется в измененном поведении, отношении или поиске новой информации относительно суждения либо объекта, вызвавшего диссонанс.

— Человек склонен совершать противоречащие его прошлым ценностям и убеждениям поступки по причине изменившихся условий.

— Люди с противоположными взглядами по-разному объясняют одни и те же факты, вспоминая только то, что подкрепляет их позиции, и забывая про факторы, вызывающие диссонанс.

От редакции

Когда перед нами встает задача выбрать один вариант из двух, возникает диссонанс между осознанием действий и известными мнениями, принимающими сторону иного варианта развития событий. Психолог и гештальттерапевт Ксения Шульга называет еще 10 причин, почему нам так трудно делать выбор: https://psy.systems/post/desyat-prichin-kotorye-meshaut-nam-sdelat-vybor.

Когнитивный диссонанс возникает у ребенка, когда на его слезы из-за разбитой коленки родители говорят: «Все хорошо! Уже не болит». Чему верить — своим чувствам или словам взрослых, если на самом деле болит? Мы сделали подборку фраз, от которых стоит воздерживаться при общении с детьми: https://psy.systems/post/desyat-fraz-kotorye-ne-stoit-govorit-rebenku.

Когда вы пришли на тренинг с целью внести в свою жизнь изменения, услышанное будет вызывать у вас отторжение. Новая информация вступает в противоречие со старыми убеждениями и установками.

Но переживать не стоит, ведь сопротивление — обязательный этап эффективного обучения, успокаивает всех, кто сталкивался с этим, андрагог, тренер по общению, коуч Кира Вебер: https://psy.

systems/post/soprotivlenie-v-obuchenii.

Источник: https://psy.systems/post/leon-festinger-teoria-kognitivnogo-dissonansa

Когнитивный диссонанс — пояснение простыми словами, примеры

Для обычного человека термин «когнитивный диссонанс» вызывает ступор. В данном обзоре мы представим это понятие в более доступном смысле.

С научной точки зрения когнитивный диссонанс – психическое состояние, при котором человек, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, испытывает внутренний дисбаланс, возникают противоречия с привычным восприятием действительности. «Когнитио» — познание, «диссонантиа» — нет созвучия.

Примером когнитивного диссонанса в жизни можно считать ситуацию, когда однажды вы встречаете своего знакомого и точной его копии – близнеца, о котором понятия не имели. У вас происходит чувство противоречия от неожиданности.

Важно

Состояние психики в данный момент и является диссонансом. Проще говоря, он возникает в ответ на непривычные проявления прежних ситуаций, отличные от ваших взгляды, поведение другого, не вписывающееся в установленные нормы и так далее.

Чаще всего процесс никак не контролируется, человек не в состоянии предвидеть подобную реакцию.

История термина

Термин был предложен американским психологом Фрицем Хайдером, он разработал теорию когнитивного диссонанса. А в широкое употребление понятие вошло, благодаря его соотечественнику, Леону Фестингеру. Фестингер в полной мере описал этот феномен, в 1957 году основал целое направление – когнитивную психологию.

Исследователи опирались на слухи, появившиеся после случая землетрясения, произошедшего в Индии в 1934 году. Граждане соседних регионов, до которых бедствие не дошло, принялись передавать неверную информацию о том, что подземные толчки повторятся и будут усилены, на сей раз затронут все близлежащие районы. Эти слухи, не имеющие под собой реальных оснований, заполонили всю Индию.

Фестингер изучил и попытался дать логическое объяснение тому, что жители массово поверили в плохое известие, причин для которого не имелось.

Ученый пришел к выводу о том, что человеку свойственно искать для себя внутреннюю гармонию, установить баланс между тем, что побуждает вести себя определенным образом, и тем, какая подается информация извне.

То есть граждане раздавали ложные сообщения, неосознанно пытаясь заглушить и оправдать собственный страх угрозы перед возможным землетрясением. Они ненамеренно объясняли, тем самым, самим себе свое иррациональное состояние.

Читайте также:  Адаптивность социальная, принцип адаптивности в психологии

Основы теории

Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса , что во многом продвинуло психологию вперед. Позволило науке дать объяснение некоторым конфликтным ситуациям, возникающим как между людьми, так и внутри личности. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Его теория раскрывает аспекты того, как возникший дисбаланс влияет на индивида. Имеются разные виды диссонанса, методы избавления от психологического напряжения. Леон Фестингер сформулировал 2 основные гипотезы:

  • Как только субъект ощущает внутреннее противоречие, то начинает прикладывать усилия, направленные на его преодоление, так как оно порождает сильнейшее внутреннее напряжение.
  • Второе предположение прямо происходит из первого. Индивид прилагает все усилия, чтобы не попадать больше в стрессовые ситуации, когда когнитивный диссонанс проявляется в полной мере.

Леон Фестингер, формируя свое направление, исходил из постулатов гештальтпсихологии. Согласно его теории, появившееся противоречие личность воспринимать как неприятное событие, требующее исправления. Субъект, столкнувшийся с внутренним дисбалансом, получает определенный стимул к переменам в его мышлении:

  • личность абсолютно меняет прежние установки и взгляды;
  • либо подменяет понятие на то, которое наиболее близко к травмирующей ситуации, вызвавшей когнитивный диссонанс.

В России понятие было введено Виктором Пелевиным. Известный писатель применял термин в своих художественных произведениях, используя простые слова для его объяснения, доступные любому человеку.

В повседневности некоторые люди так и называют озадачивающие их события. Чаще всего такие внутренние противоречия, характерные для когнитивного диссонанса, проявляются из-за религиозных расхождений, морально-этических или на фоне ярких эмоций в ответ на любое другое неожиданное действие.

Причины когнитивного диссонанса

Внутренний конфликт, рассогласование происходит по ряду причин:

  • Несовпадение по общественным правилам поведения и личным убеждениям;
  • Противоречие между принятым человеком образом мысли и поведением, которое он выбирает, и тем, что он видит у другого субъекта;
  • Если человек из упрямства, протеста вступает в конфликт с установленными этическими, культурными нормами, имеет радикальные идеи, то он неизбежно сталкивается с непониманием окружающих, что вызывает диссонанс в его личности.

Когнитивный диссонанс на практике

Проанализируем несколько примеров.

А) Ваш знакомый был добр, тих и спокоен с вами. Не повышал голоса на других, с каждым кроток, безобиден. Вызывает полнейшее ощущение порядочного человека, симпатичен вам, благодаря своей доброте и праведности.

https://www.youtube.com/watch?v=tLJtk-Wjjug

Но однажды вы видите его на прогулке с женой. Знакомый пока не замечает вас, потому поведение его естественное, реальное. Вы в шоке слышите, как он оскорбляет супругу, покрывая ее матом, с агрессией. Машет кулаками, выражая истовый гнев. Для вас наступает момент расхождения вашего сложившегося образа, мнения об этом человеке и его реального поведения.

Б) Устраиваетесь вы на работу в престижную, большую организацию, где трудится более тысячи служащих, у каждого из которых отличная заработная плата. А гендиректор предприятия – миллионер, человек с высоким достатком, статусный.

И вот в один из рабочих дней приходите вы на общую кухню, где питаются все сотрудники, и наблюдаете, как ваш начальник, обладатель крупнейшей компании и средств, моет пол. Он лишь навел порядок за подчиненными, что не прибрались после обеда.

Совет

А у вас возникает когнитивный диссонанс – рассогласование между представлениями о поведении человека высокого положения и тем, что наблюдали в реальности.

В) Прогуливаетесь вы по тротуару и замечаете, как некий грязный человек без определенного места жительства просит подать ему мелочи. При этом стоите за укрытием, то есть нищий не видит вас.

Спустя минут пять этот субъект вдруг встает, берет свои вещи и отправляется в припаркованный неподалеку автомобиль.

И представить сложно, что у бомжа может быть авто! Что и вызывает у вас когнитивный диссонанс.

Способы избавления от внутреннего дискомфорта

Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:

  • Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
  • Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
  • Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения

Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.

Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:

  • Изменение своих поступков. Если вы понимаете, что делаете что-то не так, не соответствуете ожиданиям своих или близких, то смените тактику поведения. Возможен и полный отказ от всяких действий
  • Изменение своего отношения. Для того, чтобы не ощущать вину или стыд, убедите себя, что поступаете правильно, идете нужной дорогой. Переоцените отношение к ситуации.
  • Дозировка информации. Не принимайте критику на свой счет, вообще не реагируйте на нее, а старайтесь улавливать только положительные мнения. Берегите себя от возможного наплыва негативных эмоций
  • Осмотрите ситуацию с разных углов. Осветите ее во всех деталях, подробностях, чтобы обладать полным набором данных, что позволят выбрать приемлемую стратегию поведения, если прежняя не работает. Ее и придерживаться.
  • Добавьте других элементов. Можно привнести еще какой-нибудь фактор в ситуацию, что разбавит последствия ее восприятия. Задача – выкроить из стрессового явления позитивную сторону. Создать более выгодное для личности положение.

Заключение

Когнитивный диссонанс – это, безусловно, некое испытание для личности, ее выносливости. Но не следует зацикливаться на пережитых стрессах, негативных явлениях. Он способен и приносить пользу.

Для этого следует научиться не оправдываться перед самим собой в безуспешных попытках снизить эффект внутренней дисгармонии.

Вместо панической реакции к вам придет хладнокровие, которое поможет извлечь из тревожной ситуации урок и стать сильнее.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/kognitivnyiy-dissonans/

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера

Теория когнитивного диссонанса (1957 г) яви­лась продолжением разработки идеи «социального сравнения». Фестингер выступает как ученик и последователь Левина.

Исходным понятием для него является понятие потреб­ности, причем анализируется особый вид потребностей, а имен­но «потребность в оценивании самого себя», т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде все­го.

По Фестингеру социальная реальность: мно­гие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, по­этому единственный способ проверки — через социальное согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен только в том случае, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мне­ниями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способнос­тям.

Фестингер предположил, что тенденция сравнивать себя с дру­гими уменьшается, если различие между моим мнением (спо­собностью) и мнением (способностью) другого возрастает.

Сравнение устойчиво в том случае, когда собствен­ные мнения (способности) сравниваются с близкими им мнениями (способностями).

Личность меньше стремится ситу­ациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собствен­ных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей.

Соответственно и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения (способности) более сходны с собственными (человек, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с другими новичками, а не с при­знанными мастерами).

Минималь­ное несходство мнений ведет к конформизму — личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы со­всем приблизить свое мнение к мнению группы.

Теория социального сравнения базировалась на знании о себе и знании о другом, она носила интерперсональный характер и могла претендовать на статус соци­ально-психологической теории.

Фестингер перешел от нее к построению новой теории — когнитивного дис­сонанса.

В теории исходной признается «потребность в знании», теперь это «знание о себе» (а именно потребность знать связанно, последовательно, непротиворечиво). Строится интраперсо­нальная теория.

Теория Фестингера не делает акцента на социальном пове­дении.

Замечено, что люди стремятся к некоторой согласован­ности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает про­тиворечие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь дос­тичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Обратите внимание

Замена термов — «противоречие» на «дис­сонанс», а «согласованность» на «консонанс».

Основные положения теории:

а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс;

б) суще­ствование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;

в) проявление этого стремления вклю­чает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осто­рожное отношение к новой информации.

Пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, т.е. бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае — убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опас­ность;

в) осторожно относиться к новой информации относительно вреда курения, т.е. игнорировать ее.

1. Основными единицами в теории диссонанса являются «ког­нитивные элементы» – «любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, чьего-либо поведения или само­го себя».

2. Среди всех когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать 2 типа: относящиеся к поведе­нию («я еду сегодня на пикник») и относящиеся к среде («идет дождь»).

Важно

Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем ког­ниции, касающиеся среды (суждения относительно оче­видной реальности).

Понимание существа «несоответствия» – имеется в виду несоответствие внутри ког­нитивной структуры индивида (т.е. между двумя когнициями), с другой стороны, несоответствие формулируется как несовпадение «знания» и «пове­дения» (т.е. между элементом когнитивной структуры и реальным действием индивида).

При та­ком толковании диссонанс перестает быть когнитивным, легче интерпре­тировать его как фактор, мотивирующий поведение.

Важно

В теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами:

а) абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность др другу (знание о том, что во Фло­риде никогда не бывает снега, и о том, что самолеты летают с превышением скорости звука);

б) отношения консонанса;

в) отношения диссонанса.

В теории рассматриваются толь­ко два последних типа отношений между когнитивными элемен­тами.

Диссонантные отношения: «Два элемента X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из дру­гого, а именно не-Х следует из Y».

При­мер: человек является должником (Y), но покупает новую, доро­гую машину (X). Здесь возникают диссонантные отношения, по­скольку из Y (того факта, что человек должник) должно было бы следовать какое-то уместное в данном случае действие X, и тогда наблюдался бы консонанс.

Читайте также:  Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Четыре источника возможного возникновения диссо­нанса:

1) из логической непоследовательности, т.е. когда «следование “не-Х”, из “У”» есть доказательство чисто логической про­тиворечивости двух суждений как когнитивных элементов.

Примеры: человек верит в то, что можно достичь какую-то отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соответствующий корабль; человек зна­ет, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при +20°С.

2) из несоответствия когнитивных элементов культурным об­разцам, нормам.

Пример: принято, что на дипломат приеме есть жаркое нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки; профессор, выйдя из себя, кри­чит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм поведения.

3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример: аме­р избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осозна­ние того факта, что он — демократ, не соответствует конк­ретному действию, это порождает диссонанс в его когни­тивной структуре.

4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя все­гда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки.

Классификация всех возможных элементов и отношений, фигурирующих в когнитивном поле: Эле­менты м.б 3 типов: деятели (субъект восприятия, др люди, группы); средства (действия, институты, ответы); цели (результаты).

Отношения, которые связывают эти элементы, м.б 4-х типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют «предложение». Всего можно получить 36 типов предложений.

Объе­диненные вместе, они представляют собой структурную матрицу.

Фестингер пытается измерить величину. Величина диссонанса – между двумя когнитивными элементами есть функция от важнос­ти (или значимости) элементов для индивида», т.е.

между двумя малозначимыми элементами диссонанс не м.б большим, несмотря на высокую степень несоответ­ствия.

Совет

С др стороны, два значимых элемента могут развить боль­шой диссонанс, даже если сама степень несоответствия не столь велика.

Пример: если кто-то ку­пил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, величина воз­никшего диссонанса невелика. Если же студент хорошо знает, что не готов к экзамену, а сам тем не менее бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при этом, значительно больше.

Как измерить «важность» эле­ментов, как выразить степень важности и как выявить наиме­нее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории дис­сонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.

Последствия диссонан­са:

Совет

1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса;

2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствую­щих его росту.

Постановка вопроса о мотивирующей роли диссо­нанса выглядит также неоднозначно.

Существует три способа уменьшения диссонанса:

1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. При­мер: человек собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «зна­ния о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс можно, отказавшись от участия в пикнике.

В общей форме данный способ уменьшения диссо­нанса определяется как изменение когнитивного элемента, от­носящегося к поведению, при изложении же примера фигурирует уже не просто изменение элемента когнитивной структуры, но изменение реального поведения, рекомендация определенного действия— остаться дома.

Уменьшить дис­сонанс можно, изменив один из когнитивных элементов, исключив из когнитивной структуры утверждение «я еду на пикник», заменив его др суждением — «я не еду на пик­ник».

2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. При­мер: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон».

Обратите внимание

В когнитивной струк­туре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды».

Как изменить этот когнитивный элемент? Нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой.

3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов (которые способствуют уменьшению диссонанса).

Пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниций, относящиеся к по­ведению), не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направленные против курения, «страшные» рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать специфическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит двадцать лет, а вон какой здоровяк.

Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирова­ние конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого лич­ностью.

Одни предпочитают скорее изменять когнитивные элементы, от­носящиеся к поведению, другие — селективно принимать инфор­мацию.

Диссонанс и конфликт

Главное отличие — место диссонанса и конфликта по отношению к процессу приня­тия решения. Диссонанс возникает после принятия решения, он — следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения.

После принятия решения при наличии альтернативы возника­ет диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают не­гативные стороны выбранного и позитивные стороны отвергнутого решения. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от степени привлекательности отвергнутого.

Критические комментарии

Важно

Самая главная слабость — это достаточно противоречи­вое и неоднозначное решение вопроса о мотивирующем значе­нии диссонанса. Речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры.

Сомнительным представляется постоянное оперирова­ние лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмот­рение лишь их отношений. Встает вопрос о праве на существование определенной модели в системе социально-психо­логического знания.

Возникает вопрос: до­пустимо ли принять в качестве основы анализа динамики когни­тивной структуры взаимодействие двух элементов? Не задается ли уже этим фактом крайняя ограниченность предложенной модели? Такая изолированная пара когниций слабо поддается в дальнейшем сопряжению ее с др элементами когнитивной структуры, и это практически не позволяет перейти к сложным системам взаимодействия когни­тивных элементов.

Серьезные возражения сохраняются в отношении психологики. Люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами», Абельсон и Розенберг, естественно, не сделали эти резоны более строгими. Поэтому фор­мула «не-Х следует из остается допускающей слишком произ­вольные толкования.

Д. Катц отмечает, что психологический уровень несоответствий (наряду с логическим уровнем и уровнем бессоз­нательного), не выводит за пределы чисто когнитивной сферы как «вместилища» этих несоответствий.

Несо­ответствие предстает как «конфликт неконгруэнтных элементов», в то время как за бортом остается вопрос «об исторических силах, ответственных за этот конфликт».

Катц приходит здесь к требованию более внимательного исследования «объективной среды».

Главная же задача — объяснение мотивации человеческого поведения — оказалась не­выполненной. Общая ограниченность теорий соответствия, отсутствие попыток выйти за пределы только когнитивной организа­ции человека в более широкую область социальных условий его существования, не позволила и при дальнейшем их развитии пре­одолеть этот рубеж.

Логика развития этих теорий в рамках принятой концептуаль­ной схемы не обнаруживает выходов в сферу социальной реально­сти и в других вариантах подхода.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32807t4.html

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера

Основа теории когнитивного диссонанса заключается в том, что человеку необходимо согласовывать свои поступки со своими убеждениями. Это, конечно, не открытие и не новость для разумного индивида, но почва для глубокого изучения.

Леон Фестингер исследовал механизм возникновения конфликта в сознании человека, который наступает в связи с рассогласованием поступков и убеждений, и назвал его – когнитивный диссонанс. Выводы данного учения стали полезны в менеджменте, политической и коммерческой рекламе, реабилитации жертв, которым «промыли мозги». Итак, перейдем к сути теории.

По идее Леона Фестингера, при несоответствии действий индивида с его убеждениями неминуемо наступает диссонанс – психическое напряжение определенной мощности.

Совет

Мощность, прежде всего, будет зависеть от значимости ценностей или убеждений, переступить через которые пришлось.

Другими словами, чем больше противоречие в мировоззрении и совершаемых поступках, тем сильнее будет непосредственно и диссонанс.

Разобраться с наступившим диссонансом можно – ослабить его или свести к нулю в принципе, для этого можно использовать один из трех методов: первый, изменить свершившийся поступок или последствия этого поступка; второй, найти логическое оправдание тому, что случилось, то есть «прорационализировать»; третий, переосмыслить и тем самым поменять свои ценности.

Так как ранее существовало устойчивое понятие, что убеждение определяет поведение человека, третий способ решения возникшего в связи с рассогласованием между поступками и ценностями конфликта становится особо интересным.

Давайте разберемся почему … Если человек сначала подумал, потом принял решение, и только потом непосредственно сделал, то первичной будет система ценностей индивида, исходя из которой было принято решение и в последующем совершено действие, но…

Фестингер выяснил, что эта цепочка может изменяться и строится совершенно по-другому.

Например, если человек не может изменить ситуацию и ее последствия, не может смириться с произошедшим внутренне и оправдать себя, то он будет вынужден изменить свою систему ценностей для того, чтобы максимально снизить или свести к нулю возникший диссонанс. Таким образом, мы приходим к обратному выводу, который заключается в том, что наши поступки влияют, а порой и изменяют на наши убеждения.

Предположим, что молодой парень, хочет быть «своим» для определенной уличной тусовки, чтобы влиться в нее он способен совершить какой-то необдуманный поступок.

Обратите внимание

Допустим, он кого-то избил в драке – достаточно распространенный способ приобретения более высокого статуса в подобных компаниях.

Предположим и то, что его родители никогда не были сторонниками насилия и с детства пытались донести до него необходимость решать все мирным способом. Каковы будут результаты?

В результате стремительно набирающего обороты диссонанса, юноша оказывается перед очень тяжелым для него выбором.

Что сделать — раскаяться в содеянном им поступке или изменить прежнюю систему ценностей, признавая насилие допустимым и возможным? Дальнейший выбор будет зависеть от значимости данной компании и силы существующих уже ценностей.

С учетом того, что признание своей вины напрямую связано с падением самооценки, стоит предполагать, что выбор будет в пользу компании, а соответственно и изменения старой системы ценностей.

Если поразмыслить чуть шире, и чуть глубже, то сразу же напрашивается очень четкий вывод — этот механизм можно целенаправленно применять с тем, чтобы изменять убеждения людей, а соответственно втягивать их в разного рода деятельность, которая может проявляться в любых формах девиантного поведения. Чего стоит пример массового самоубийства в Джонстауне …

Источник: https://psychologyc.ru/kognitivniy-disonans-leona-festingera/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector