Комплекс оживления младенца – психология

Комплекс оживления младенца

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения.

Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса.

В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Обратите внимание

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3) двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

4) вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией).

Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И.

Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка; 2) улыбающийся взрослый; 3) ласковое поглаживание; 4) разговор;

5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Важно

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением.

При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении.

Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления.

Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления.

На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображершем человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев.

Совет

Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале.

Результаты работы Мещеряковой показали следующее: 1) суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;

2) обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций.

При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО; 3) КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов.

Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы.

Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;

4) наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной).

Обратите внимание

Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого.

Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Источник: https://psyera.ru/2352/kompleks-ozhivleniya-mladenca

Комплекс оживления младенца – определение, признаки

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека.

Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития.

В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений.

Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее.

Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит.

Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно.

Важно

Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Читайте также:  Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Совет

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях.

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

перейти наверх

Комплекс оживления младенца

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

  • Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
  • Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
  • Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
  • Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит. Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
  • Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

перейти наверх

Возникает вопрос, зачем природа дала человеку такое явление, как комплекс оживления, с  которого начинается его эмоциональное и психическое развитие. Ответом может быть лишь генетическая особенность человеческого существа, которое именно таким образом начинает впервые контактировать с окружающим миром, следить за внешними реакциями и отмечать собственные особенности.

Многие ученые отмечают, что чем раньше и полноценнее проходит этап формирования комплекса оживления, тем выше уровень IQ человек проявляет в будущем. Мы же обратим внимание на то, что не только интеллектуальный уровень важен для достижения успеха в жизни, но и EQ – эмоциональный интеллект. Данный показатель считается более важным в достижении успеха.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека управлять и понимать не только свои эмоции, но и понимать и формировать нужные эмоции у окружающих. Поскольку современными успешными людьми становятся те, кто умеет налаживать полезные связи и контактировать с другими, комплекс оживления становится первой стадией на пути формирования EQ.

Комплекс оживления – это начало проявлений своих эмоций и понимание эмоций окружающих, первый контакт с окружающим миром на уровне эмоций, а не физиологии.

Если ребенок вовремя начинает развиваться в данной области, тогда постепенно навыки совершенствуются.

Он обучается не только физическому воздействию на окружающий мир, но и эмоциональному проявлению себя, взаимодействию с людьми на уровне чувств и эмоций.

Становлению эмоциональной сферы ребенка способствуют родители, которые должны следить за окружением малыша и ситуациями, с которыми он сталкивается в первые моменты своей жизни.

Источник: http://PsyMedCare.ru/kompleks-ozhivleniya-mladenca

Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Обратите внимание

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний.

Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга.

Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Читайте также:  Разочарование в людях - как пережить

Заключение

Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Источник: https://psyhoday.ru/kompleks/ozhivleniya.html

Комплекс оживления и первая улыбка малыша

К 4-5 неделе формируется одно из важных новообразований периода новорожденности — социальная улыбка: младенец начинает улыбаться — реагировать на человеческое лицо и голос, обычно это лицо и голос мамы.

Первая улыбка отражает не просто внутреннее состояние комфорта, но является доступным младенцу способом выражения удовольствия, когда он видит другого человека. Улыбка начинает выполнять функцию общения и одобрения. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого человека.

Первая улыбка

В период от четырех до шести недель ребенок быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса.

С этого момента у ребенка начинает проявляться «комплекс оживления» — картина радостного поведения младенца при виде взрослого.

Комплекс оживления

Комплекс оживления включает четыре компонента, которые обязательно проявляются одновременно:

  1.  Замирание и зрительное сосредоточение на взрослого
  2.  Улыбка, выражающая радость ребенка
  3.  Двигательное оживление — движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и т.д.
  4.  Вокализация — вскрики, гуканье, гуление

Комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый ещё не обращает на него внимание или разговаривает с посторонними. Также младенцы ведут себя более активно тогда, когда более пассивен взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок.

Комплекс оживления младенца

Потребность ребенка в общение возникает на основе первичных физиологических нужд и потребности в новых впечатлениях. Таким образом, младенец активно действует по отношению к взрослому, призывая его обратить на себя внимание и взаимодействовать с ним.

Важность эмоционального контакта

Дефицит общения в этот период вреден и ведет к так называемому «эффекту госпитализма» — задержке физического и психического развития ребенка, несмотря на хороший уход и питание.

Ребенку нужны теплые и прочные отношения с матерью, которые дают ему чувство защищенности и надежности. Это приводит к более высокому уровню умственного развития, к развитию личностных и социальных компонентов.

В исследованиях установлено, что по мере взросления, такие дети более любознательны, независимы, в будущем они более настойчивы в учебе, более эффективно общаются с взрослыми и сверстниками.

Важно

Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или другому взрослому (проявляющему заботу о нем), является самой основой его дальнейшего развития.

За комплексом оживления следует новый этап в развитии ребенка – младенчество.

Источник: https://progressio.me/kompleks-ozhivleniya/

Комплекс оживления у грудничков

У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?

Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.

Когда он появляется?

В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам.

До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям.

Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.

К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.

Как он проявляется?

Проявление эмоций и желание общаться с близкими у младенца не зря названо «комплексом», ведь он состоит из целой группы чувственных, психологических и двигательных реакций.

  1. Сначала грудничок словно замирает. Глазами он пристально сосредотачивается на появившемся в помещении взрослом.
  2. Узнав близкого человека, младенец эмоционально оживляется. Он начинает широко улыбаться.
  3. Затем «запускается» двигательная активность ребенка. Дитя радостно и словно бесконтрольно вскидывает конечности и начинает ими двигать. Его спинка выгибается, и к общей картине добавляются покачивания головы.
  4. Дополняют картину комплекса оживления радостные вскрики ребенка — он может певуче гулить, отрывисто произносить гласные или повторять звукосочетания (в зависимости от уровня его развития речи).

К четырем месяцам этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша.

Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция крохи на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики.

Если комплекс оживления не появился?

Поскольку комплекс оживления — практически первая из ступеней психического развития дитя, запаздывание его появления на долгий срок или же полное его отсутствие в этот важный период будет говорить о наличии у малыша патологических состояний нервной системы.

Если к 10-12 неделям у грудничка не замечен комплекс оживления младенца, он не машет радостно ручками и ножками при вашем появлении, не узнает вас и не улыбается при вашем появлении, — обратитесь к психоневрологу. Замедление психического развития или отсутствие эмоциональных составляющих при общении с близкими у ребенка в этот период может сигнализировать о наличии у него задержки развития или даже аутизма.

Отсутствие комплекса оживления — это не приговор. Вместе со специалистом вы поможете малышу занятиями и терапией скорректировать темпы созревания его нервной системы.

Как помочь психике грудничка развиваться?

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

  1. Активность ребенка обратнопропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче. Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
  2. «Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка. Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
  3. Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира.

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/kompleks-ozhivleniya.html

Комплекс оживления младенца

Психолог М. И. Лисина предположила, что комплекс оживления является одним из способов общения со взрослыми, и это общение может быть разным в зависимости от конкретной ситуации.

Например, если взрослый пассивный и не проявляет никакой активности по отношению к младенцу, то малыш начинает вести себя намного активнее, как бы «призывая» взрослого пообщаться с ним. И, наоборот, если взрослый ведет себя активно, то малыш уже менее активный.

 Также ребенок начинает активно действовать, издавать звуки и дрыгать ножками и ручками, если видит, что взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с другим собеседником.

Отсюда можно сделать вывод, что комплекс оживления младенца это не подчинение какому-то закону развития, а самое настоящее действие, посредством которого малыш начинает общаться со взрослыми.

Что происходит до комплекса оживления?

После того, как малыш родился, он испытывает серьезный  стресс – совершенно новый и незнакомый ему мир, различные яркие цвета, странные люди, смена температурного режима, громкие звуки и т.д.

Малыш привык, что в мамином животе ему тепло, комфортно и уютно, а размеренный стук сердца мамы всегда успокаивает и убаюкивает.

Поэтому в первые несколько недель важно брать ребенка на руки, так как только на маминых руках он чувствует себя хорошо.

Совет

Приблизительно через 2 недели малыш уже начинает фокусироваться на предметах и может разглядывать лица взрослых. Через месяц после рождения малыш уже различает звуки и способен узнать мамин голос из других звуков.

Спустя еще пару недель малыш уже связывает все в единую цепочку – мамины руки, кормление, мамин голос, мамино лицо. Все это малыш связывает в одно понятие – добро и начинает реагировать на это положительными эмоциями. Он принимает свой новый мир, ему все нравится и он счастлив!

Читайте также:  Самолюбие мужское и женское - задетое и уязвленное

Апогей комплекса оживления

В возрасте 3-4 месяцев малыш самый счастливый! Услышав даже издалека голос мамы или папы, малыш уже начинает реагировать – агукает, издает различные звуки, активно двигается и улыбается. Может быть, именно поэтому в рекламах мы чаще всего видим именно младенцев этого возраста – они всегда веселые, активно улыбаются и производят невероятное впечатление!

В этот период закрепляется связь между ребенком и родителями. Некоторые родители отмечают, что именно в этот период они ощутили самое отчетливое и невероятное чувство счастья и любви к своему ребенку.

Каждый из нас, увидев на лице ребенка улыбку, пытается вызвать ее снова и снова – и вы и ребенок испытываете при этом счастье. Старайтесь чаще общаться с малышом, ведь положительные эмоции хорошо сказываются на общем развитии ребенка – быстрее развивается слух, речь  и память.

Что происходит после комплекса оживления?

Комплекс оживления младенца длится недолго, так как практически сразу, приблизительно в возрасте 4-5 месяцев, начинают проявляться более сложные формы поведения. Малыш теперь знает, как нужно подзывать к себе маму, не только с помощью плача, но и с помощью определенных звуков.

Улыбка превращается в звонкий смех, движения малыша становятся более управляемыми, а не хаотичными, сознательно и внимательно изучает предметы вокруг себя, а также свое тело – ручки или ножки. Малыш начинает радоваться не только появлению мамы или папы, но и других людей, кто с ним разговаривает, улыбается и играет.

Также ребенок начинает радовать игрушкам.

Важно знать

Бывает так, что комплекс оживления не проявляется или проявляется с опозданием и неполноценно. На это обязательно нужно обратить внимание, так как это может свидетельствовать о состоянии здоровья или нехватке внимания.

Если малыш в возрасте 5 недель не проявляет  активности – не фокусирует внимание на лице, не реагирует на мамин голос, не вздрагивает от резкого громкого звука, возможно у него есть проблемы с развитием слуха и зрения.

Если малыш в 4 месяца реагирует на маму только, когда она подходит совсем близко к нему, а, завидев издалека, не проявляет никакой активности, возможно, есть проблемы с психомоторным развитием. Нужно показать малыша невропатологу.

Какие бы отклонения в развитии малыша не были, старайтесь, как можно чаще вызывать у ребенка комплекс оживления, старайтесь добиться от него реакции, всегда разговаривайте. Когда кормите, моете или одеваете.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/kompleks-ozhivleniya-mladenca/

Комплекс оживления как способ общения младенца с родителями

УДК 37.015.31 ББК 88.6

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ МЛАДЕНЦА С РОДИТЕЛЯМИ

СИДОРОВ И.Ю., СОБОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: heyjey13@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена комплексу оживления младенца, который охватывает активную функцию, нацеленную на взаимодействие с взрослыми. Младенец, начиная со второго месяца жизни, овладевает способностью к общению с взрослыми, и это общение есть ведущая активность в первом полугодии жизни.

Ключевые слова: комплекс оживления, младенец, общение, взрослые.

Актуальность. Иногда на приеме у педиатра мамы спрашивают, все ли нормально с новорожденным, как он развивается. Физиологические критерии оценить просто -есть нормы, таблицы. Масса, рост, количество зубов, окружность головы – все это возможно измерить.

Обратите внимание

А как же сопоставить психологический прогресс младенца? Ведь ребенок в младенческом возрасте не умеет даже говорить.

Для этого есть комплекс оживления -главный показатель правильного развития новорожденного, так как для малыша он является одним из способов общения с окружающим миром.

Впервые этот термин был опубликован в 20-е гг. прошлого столетия. Специалисты в детской неврологии считают, что этот комплекс содержит в себе несколько фундаментальных компонентов [1].

В периоде от четырех до шести недель ребенок, уже с развитым навыком при помощи матери выделять взрослого, начинает использовать различные навыки общения.

Младенец уверенно ищет глазами взрослого, откликается на звук его шагов, замечает его на большом расстоянии. Малыш сосредоточенно смотри в лицо матери (особенное на глаза), вслушивается в ее голоса.

В ответ на обращения матери он отвечает улыбкой, пристально смотрит на нее, оживленно двигает конечностями, издает звуки [4].

После того как появился на свет ребенок, он испытывает стресс, он видит все новым, когда в утробе матери он ощущал себя спокойно и в полной безопасности. Уже в возрасте 2 недель он по немного осваивается, в этот период он уже фокусируется на предметах и лицах взрослых,

со временем он начинает различать разные звуки, выделять голос мамы из общих звуков [1].

В возрасте 2,5 месяцев у малыша формируется комплекс оживления.

Важно

Если раньше малыш откликался на внешние раздражители, тогда теперь реакции появляются вместе: новорожденный улыбается, когда кто-то подходит и наклоняется над его колыбелью, реагирует на голос, уже осознанно смотреть в глаза, радуется, живо сучит ногами и руками.

На это время новорожденный счастлив, как пик счастья виден у него около месяца. Нередко родители выделяют, что особенно приятно смотреть за маленьким человечком, который не устает удивлять всех вокруг [1].

Комплекс оживления включает четыре главных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение -долгий взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую эмоции ребенка;

3) двигательное оживление – движения головы, поднимание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

4) вокализации – крики, гуканье (тихие короткие звуки типа “кх”, “гк” и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, -“гуулллиии” и пр.) [4].

Такие компоненты видны в поведении младенца вместе (отсюда и название “комплекс”). Комплекс оживления развивается к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. Потом возраст комплекс оживления начинает “разрушаться”, то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления походит в своеобразии проявления удовольствия на ответ в воздействии взрослых. Тогда как долгое время комплекс оживления трактовался как ответ на действия взрослого [4].

Ведущей деятельностью в младенческом возрасте приходится общение, так как оно питает главные этапы психического развития в зависимости от содержания в детском периоде выделяют ситуационно-личностную и ситуационно-деловой формой общения.

До 6-ти месяцев контактирования ребенка со взрослыми является эмоциональный характер, а его средства составляют реакции

Совет

Эмоциональное общение – это контактирование с помощью выразительных движений, соответствующие конкретному эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения,

поглаживания, прижимания к груди.

После 6-ти-8-ми месяцев у дитя сформирован иной тип контактирования со взрослыми -ситуативно-деловой, при котором

эмоциональными реакциями приходится действия с предметом [2].

В младенческом периоде выделяют два этапа развития:

1) С рождения до 5-6-ти месяцев. В этом периоде становится тип ситуативно-личностного общения, сильным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Такой тип общение кажется достаточной развитым, если при этом дите может смотреть в глаза взрослому, отвечает улыбкой на улыбку, адресует ему различные улыбки, двигательное оживление и звуки, пытается продолжить эмоциональный контакт с ним, старается перестроить поведение в соответствии с его поведением.

Необходимость общения это стремление в доброжелательном внимании. Появляется с помощью экспрессивно-мимических средств, которые малыш усваивает в течение 4-х-6-ти недель. В этот период общение – главная деятельность. Оно заставляет малыша адаптироваться к условиям жизни.

2) С шести месяцев до годика. Этот период связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок способен удерживать предметы, интенсивно усваивает манипулирования им. Увеличивается ее пространство. Появляются возможности развития манипуляции с предметами. Общение происходит с манипуляциями [2].

Общение со взрослым как ведущая деятельность в детском возрасте реализует психическое развитие ребенка, перехода на другой этап развития. Систематически словесно-эмоциональное воздействие взрослого стимулирует эмоциональную сферу младенцев.

Контактирование более продуктивное, если начинается до того, как у ребенка сформируются сложные формы предметного восприятия. Взрослый организует первые попытки предметного восприятия ребенка. В этом плане важно взаимодействие родителей с психологом, чтобы создать благоприятные условия для воспитания и развития детей [3, 5, 6].

Обратите внимание

Овладев ими, ребенок успешно пользуется ими в других ситуациях, с другими предметами [4].

В детском возрасте – появление предпосылок общения, непосредственных эмоциональных контактов со равными, которые указывают различный спектр переживаний.

Заинтересованность детей друг к другу приводит их к познавательным контактам, изучение других. До 12-ти месяцев появляются деловые контакты в виду совместных предметно-практических и игровых действий. С этого периода закладываются основы дальнейшего хорошего общения со сверстниками.

Создание такой потребности появляется с 3-х месяцев с появлением ориентировочной активности на сверстника. В основе этого комплекса оживления в 5-месячного ребенка яркие эмоции при восприятии партнера.

На второй половине первого года жизни создаются сложные формы поведения, показывающие развитие

необходимости в общении со сверстниками [4].

Список литературы

1. Карапуз [Электронный ресурс]: Что такое комплекс оживления. – Режим доступа http://krohapuz.ru/razvitie-mladenca/kompleks-ozhivleniya-mladenca.html

2. Павелко Р.О. Детская психология [Электронный ресурс] / Р.О. Павелко. – Режим доступа: http://uchebnikionline.ru (дата обращения 08.05.2014).

3. Решетова П. С. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова /П. С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. -№4 (15). – С. 79-81.

Важно

4. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Дошкольная педагогика и психология”/. Е.О. Смирнова. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -366 с.

5. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями дис. … д-ра психол. наук / О.А. Шумакова. – Челябинск, 2011 – 400 с.

6. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. – №3 (17). – С. 92-94.

THE COMPLEX AS A WAY TO REVIVE THE DIALOGUE WITH THE BABY'S PARENTS

SIDOROVI.Y., SOBOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: heyjey13@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the complex of revival of the baby, which covers an active function aimed at interaction with adults. The infant, starting from the second month of life, has the ability to communicate with adults, and this communication is the leading activity in the first half of life.

Keywords: complex of animation, baby, communication, adults

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-ozhivleniya-kak-sposob-obscheniya-mladentsa-s-roditelyami

Источник: https://ru.psichiatria.org/kompleks-ozhivleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector