Контент-анализ, как метод исследования

Контент-анализ как метод сбора социологической информации

Определение 1

Контент-анализ – это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий.

Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу.

Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.

Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников.

Обратите внимание

Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные процедуры и методы в контент-анализе

Определение 2

Контент-анализ – это эмпирический метод перевода количественных показателей в текст с последующей обработкой информации.

Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:

  • Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.
  • Тема, выраженная в отдельных смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радио и телепередачах и тому подобное. По тематике создается представление о содержании документа. Например: инициатива и предприимчивость, борьба с коррупцией и бюрократией, соблюдение прав человека, трудовая дисциплина.
    • Имена значимых в истории личностей, например политиков, ученых, артистов, лидеров партий и социальных движений, наименование институтов. По числу ссылок на авторов судят о научной идее.
  • Общественное событие, любой официальны значимый документ, факт, произведение, случай несут специальное смысловую нагрузку и могут приниматься за единицу анализа.
  • Частота и продолжительность упоминания общественного события или государственного решения – свидетельство его важности для общества.
  • Содержание апелляций к потенциальному адресату – покупателя, гражданина, сторонника.

Пример 1

Например, в рекламе – «молодежь выбирает», в политической рекламе – апелляция к ценностям, моральных норм и стремлений.

Смысловой единицей анализа выявляются на основе плана гипотезы, заложенной в исследовании. Единицы подсчета могут либо совпадать, либо не совпадать с единицей анализа.

  • В первом случае классификация сводится к определению частот упоминания определенных параметров в тексте.
  • Во втором случае единицей счета считают физическую длину или площадь текстов, заполненных смысловыми единицами. Например, число строк или абзацев – в печатных текстах, продолжительность трансляции по радио или на телевидении, метраж пленки на магнитоносителей. В контент-анализе могут исспользоватся одновременно несколько единиц счета и единиц анализа.

Необходимость применения количественного анализа

Замечание 1

Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.

Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками.

Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/kontent-analiz_kak_metod_sbora_sociologicheskoy_informacii/

Контент-анализ как метод изучения документов

Контент-анализ (анализ содержания) является одним из методов изучения документов, используемый в различных социальных исследованиях, в том числе и в социально-психологических.

Специфика контент-анализа по сравнению с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.

Полученные таким образом количественные характеристики объекта анализа дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном, неявном содержании документа.

В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Правомерность использования контент-анализа в социально-психологических и других социальных исследованиях определяется тем, что материал анализируемого документа, являющийся для контент-анализа реальностью первого порядка, есть всегда продукт человеческой деятельности, социальной среды в широком смысле.

Поэтому он несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов. Отсюда проистекает возможность обнаружения и замера этих факторов путем регистрации в материале соответствующих индикаторов или референтов этих факторов. Таким образом, целью контент-анализа является постижение внетекстовой реальности, т.е.

на основе материала документа, его анализа мы делаем выводы о реальных людях или явлениях.

Важно

Главная сложность в процессе контент-анализа заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать. Для решения этой задачи контент-анализ применяет процедуры, суть которых заключается в том, чтобы исходя из конкретного материала документов и задач исследования сделать следующее:

а) сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями контент-анализа;

б) надежно и систематически зафиксировать частоту (и объем) упоминания этих категорий в отдельных элементах материала документа и во всей совокупности материала анализируемых документов. Полученные таким образом количественные данные подвергаются статистической обработке и результаты интерпретируются в соответствии с целями исследования.

Принято выделять следующие условия, которые делают целесообразным применение контент-анализа:

1) изучаемые качественные характеристики, в том числе и социально-психологические, должны носить однопорядковый характер и появляться в документах с достаточной частотой;

Источник: https://students-library.com/library/read/58793-kontent-analiz-kak-metod-izucenia-dokumentov

Контент-анализ как метод исследования

Контент-анализ как метод исследования контент анализ исследование

План

1. Контент-анализ как метод исследования

2. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

3. Контент-анализ медиа текстов Список использованной литературы

1. Контент-анализ как метод исследования Контент-анализ (от англ, contens — содержание) — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т. е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа.

Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Совет

Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т. е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т. е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.

) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е.

между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

Обратите внимание

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».

Читайте также:  Поведенческая психотерапия - методы, техники, обучение

Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т. п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12−16 номеров газеты или теле- радиодней.

Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200−600 текстов.

Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования.

Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа.

Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной.

Важно

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица:

Признак Текст
1 2 3 n Уn
А +
В + +
С + +
n
Уn

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных листов. Если выборка сравнительно невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ.

В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Однако эта работа очень трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, при использовании анализа случайностей, разработанного американским социальным психологом Ч. Осгудом, строится т.наз. матрица случайностей:

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение
А В С n Уn
А 0,15 0,02
В 0,05 0,06
С 0,08 0,12
n
Уn

С помощью такой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Например, единица, А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА * Рв=0,3 * 0,5 = 0,15.

В действительности же признаки, А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05. Сравнивая ожидаемые и реальные совпадения признаков, можно определить, какие фактические зависимости оказались не случайными (напр., из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц, А и В — случайное, т.к.

реальное совпадение меньше ожидаемого, а единиц В и С — не случайное, т. е. реальное совпадение выше ожидаемого).

Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивые-неустойчивые парные сочетания признаков, что может оказаться значимым для характеристики деятельности отправителя информации, и т. д.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа.

В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т. д.

Источник: https://r.bookap.info/work/3920121/kontent-analiz-kak-metod-issledovania

Контент-анализ как метод исторического исследования. История. Историческая наука. Историко-теоретические проблемы. Медиевистика. Краеведение. Культурология. Манекин Роман Владимирович. Архив материалов, документов и публикаций

Анотация: В статье анализируются проблемы адаптации социологического метода “контент-анализ” к историческим исследованиям.

Ключевые слова: контент-анализ, Лассуэл, Кайзер, Мэттью, Тенни, Спиид, Уипкинс, источники, массивы.

Индекс УДК:

Контент-анализ (contents – от англ.: содержание, содержимое) – научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей.

Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный,  беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.

В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой, используемых в сфере применения идеографических методов.

   Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX – нач. XX вв. в американской  журналистике (см. раб.: Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологии контент-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.

Совет

   Так, в начале  60-х гг.  Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово».

Целью работы Лассуэла  было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий.

  Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены  с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

   В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов  в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д.

Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий.  Тем самым Ж.

Кайзер сформулировал систему, позволяющую  фиксировать развитие тенденций  в публикациях СМИ.

Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн. Э.

Морен ввела в научный оборот термин «единица информации» – семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?»    Последнее обстоятельство сделало возможным изучение  любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее  мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию «тона» материала, который определялся социометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».

Обратите внимание
Важно

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

[/su_box]

  В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет.  Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

    О чем идет речь?

   Адекватность любого источника есть, по существу, его потенция к субъективации. Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания, исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией.   Отсюда, формализация источника, in natura, оказывается созданием нового источника, т.е. творческим актом.    

 В социологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальных процессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или их компонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундирования суждений о содержании источников.

 Таково различие.

 В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В 1990-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ в исследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена, подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными.

Поэтому еще на уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, как правило, закладывалась возможность фальсификации результатов.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:

 Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.

Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские (теоретические) предпосылки, определяются основные задачи исследования и, вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическая последовательность операций по фальсификации всего корпуса существующих гипотез.

С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальную конфигурацию в процессе предстоящей работы.

Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются  относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

При этом, при выявлении латентной информации, представляется целесообразным использовать двухэтапную методику Р.Л.Лебедева-Р.В.Рывкина (см.: Лебедев Р.Л., Рывкин Р.В.

Читайте также:  Самобытность - что это такое, факторы самобытности

О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы рабочего совещания социологов. М.-Л., 1973, Вып.1.

, с 71), которая предполагает существование в тексте двух категорий анализа: категорий структурирования, как средства извлечения латентной информации и категорий интерпретации, зависимых от первых.

Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ.

То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа).

Важно

Причем, последнее – как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, как целостной информационной системе.

  На данном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.

В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, на применение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинается сызнова.

Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.

 В целом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трех режимов восприятия информации: режима «настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратной информации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапах контент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапе и оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1.-3.

Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.

Для того чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, если понадобиться, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.

Обычно выделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых массивов: формулятивный, описательный и экспериментальный планы. В исторических исследованиях чаще всего используют описательный план, целью которого является систематическое качественно-количественное описание источника.

Описательный план всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контексте данного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования (с обязательными расчетами размеров допустимой выборки).

Описательный план предполагает особую строгость интерпретации понятий и точность в регистрации данных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификацией данных, характеризующих структуру объекта исследования.

К сказанному следует добавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виде  наброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка в источниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов.

Принципиальное значение для реализации описательного плана контент-анализа имеет технический инструментарий историка.

***

В заключение необходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

Источник: http://manekin.narod.ru/hist/content.htm

Контент-анализ

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – формализованный количественный метод анализа документов.

Перевод в количественные показатели массовой текстовой или фонетической информации с последующей статистической ее обработкой. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Включает в себя:

– выделение системы опорных понятий (категорий анализа); – отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т. п. – (единиц анализа);

– статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е годы в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

Совет

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления.

Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих параметры и признаки) и давать характеристики, степени согласованности результатов этого метода с иными, собранными другими способами. Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала)

Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа – это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы.

Обратите внимание

Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе.

Изучая, допустим, тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

– частоту проявлений в тексте категории или ее признака;
– пропорцию представленности категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста.

Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования.

Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.п.).

Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Важно

Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап

Предусматривает совокупность {процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

– неверное соотнесение единиц анализа с категориями; – пропуск тех или иных единиц анализа;

– фиксация того, чего нет на самом деле.

Читайте также:  Как ласково называть парня - список

Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных

Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.

Факторный анализ применяется, когда возникает необходимость определить совокупность вероятных причинно-следственных связей между переменными, установить наличие феноменов, объясняющих существование взаимосвязи.

В последние десятилетия все чаще при обработке данных контент-анализа или корреляционного анализа используется особый метод математической статистики, позволяющий выявить скрытые от непосредственного восприятия дензнаки (факторы), а также уточнить степень их влияния на те или иные рассматриваемые характеристики.

Приведем пример – расчёт коэффициента Яниса, при помощи которого может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий. Данный коэффициент исчисляется по формуле:

, для случая, когда f>n ,

, для случая, когда f

Источник: http://brainmod.ru/magazine/article-content-analysis/

Контент-анализ как метод психодиагностики

Контент-анализ – один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Контент-анализ (англ. — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Этот тип исследования называют еще формализованным анализом документов.

Контент-анализ широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

Во время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знаменитый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.

Совет

С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

Цели контент-анализа в социально-психологическом исследовании:

– изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов; отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций;

– изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных в содержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

– изучение социально-психологических особенностей их адресатов;

– изучение социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

– обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).

Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

1) слово (термин, символ),

2) суждение или законченная мысль,

3) тема,

4) персонаж,

5) автор,

6) целостное сообщение.

Основные этапы контент-анализа:

1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид;

2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа;

3) интерпретация результатов.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д.

Различают четыре методологии контент-анализа:

  • грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;
  • семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания,
  • документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность);
  • цитационный — анализ библиографических ссылок в научной литературе.

Недостаток контент-анализа – громоздкая процедура.

Контент-анализ обладает массой достоинств:

  • нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых,
  • данные проверены на надежность.
  • Психодиагностика
  • методы психодиагностики
  • Контент-анализ

Источник: https://hr-portal.ru/article/kontent-analiz-kak-metod-psihodiagnostiki

Контент-анализ, как метод исторического исследования

Контент-анализ, как метод исторического исследования.

Контент-анализ (contents – англ.: содержание, содержимое) научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей.

Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.

В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой, используемых в сфере применения идеографических методов.

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX нач. XX вв. в американской журналистике (см. раб.: Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологии контен-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.

Обратите внимание

Так, в начале 60-х гг. Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: слово.

Целью работы Лассуэла было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий.

Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал.

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д.

Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.

Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитие тенденций в публикациях СМИ.

Свое дальнейшее развитие кайзеровское направление методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн. Э.

Морен ввела в научный оборот термин единица информации – семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: О чем говориться? Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию семантических групп, которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию тона материала, который определялся социометрически: положительная информация, отрицательная, нейтральная.

Обратите внимание
Важно

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

[/su_box]

В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет. Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

О чем идет речь?

Адекватность любого источника есть, по существу, его потенция к субъективации. Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания, исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией. Отсюда, формализация источника, in natura, оказывается созданием нового источника, т.е. творческим актом.

В социологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальных процессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или их компонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундирования суждений о содержании источников.

Таково различие.

В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В 90-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ в исследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена, подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными. Поэтому еще на уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, как правило, закладывалась возможность фальсификации результатов.

В силу известных экономических, социальных и политических причин, с конца 90-х гг., методически арсенал исторической науки практически не пополнялся. Вот почему вопросы методологии контен-анализа, как метода исторических исследований, и теперь сохраняют свою актуальность.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:

Начальный этап исследования:

Источник: https://www.studsell.com/view/66746/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector