Концепции развития личности – виды, современная концепция

Основные концепции развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Обратите внимание

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности.

Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии.

Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Рис.1

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% – это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/osnovnye_koncepcii_razvitiya_lichnosti/

Современные концепции развития личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Важно

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления – биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он “надевает маску” или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е.

Совет

результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает.

Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание – быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость – свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления.

Обратите внимание

Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.

Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.

Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы.

Важно

Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и “сопротивлением материала” (А. С. Макаренко).

В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Сущность процесса воспитания и его место в общей структуре целостного педагогического процесса

10. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности. Воспитание – процесс формирования культуры отношений человека. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Читайте также:  Интенция парадоксальная, коммуникативная - определение понятий

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Совет

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1].

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е.

учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Обратите внимание

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми.

Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, “которая кидает его из стороны в сторону”, управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок.

Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо.

Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.

Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П. Блонский и А.П.

Важно

Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта.

Ребенок в названных концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к определению сущности воспитания как общественного явления.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира.

Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго.

С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее внеклассного влияния:

· объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

· стандартизация внеклассного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия “личность”, сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом.

Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей.

Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;

· формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех “эстафет”, “маршрутов”, “заветов”);

· авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;

· разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

· нарушение преемственности в организации учебно-внеклассного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

· слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.

Совет

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в “онаучивании” решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s2516t1.html

Концепции развития личности

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Существует 4 концепции понимания личности:

1. Ролевая концепция

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид). Т. Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль – ϶ᴛᴏ модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно ʼʼправилам игрыʼʼ ждут от какой-либо роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всœей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный.

К примеру, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинœения или заменять ею.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции.

Обратите внимание

Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже бывают различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всœего общественного организма.

Это связано с местом какой-либо группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателœем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус.

В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство

2. Концепция личности Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ, средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком.

Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ с обеих сторон ʼʼатакуютʼʼ психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением.

Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3. Поведенческая концепция. Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп).

В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации.

Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе ʼʼблюдётʼʼ свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателœен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в данном плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.

Важно

Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.

В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество.

Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие.

При переносœе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

4. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности.

В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория ʼʼдеятельностьʼʼ.

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самойдеятельности и определœение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:

– определœению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;

– выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;

– изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;

– исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

  • – Концепции развития личности.

    Разрабoтанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью… [читать подробнее].

    Читайте также:  Социальный статус - понятие, виды, примеры, как его повысить
  • Источник: http://referatwork.ru/category/sotsiologiya/view/429730_koncepcii_razvitiya_lichnosti

    Базовые концепции и теория развития личности

    Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.

    Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Как влиять на развитие человека и какие есть методики?

    Создатели концепций

    Ученые выделили две концепции развития личности – это:

    • Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
    • Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.

    Замечание 1

    Выведена еще одна концепция, состоящая из двух описанных выше. Называется она биосоциальная. Ее сторонники считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.

    Биогенетическая концепция развития личности

    Главные позиции идеи:

    • Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
    • Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
    • Наличие биологической связи ребенка с обществом;
    • Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
    • Недопустимо вмешательство в природу ребенка.

    Замечание 2

    В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду.

    Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной.

    В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.

    Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.

    Совет

    Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.

    Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:

    • Основа идеи развития личности;
    • Важность активности для саморазвития;
    • Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
    • Теория научения личности;
    • Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.

    Социогенетическая концепция

    Появилась эта теория в веке, как ответ на биологическую. Ее основные положения:

    • Развитие личности – результат воздействия со средой;
    • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
    • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

    Социальная концепция выводится в таких идеях:

    • Ребенок – это чистая доска;
    • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
    • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
    • Ребенок пассивно относится к внешней среде.

    Замечание 3

    У этой концепции множество теорий и вариаций. Одна из известных – теория социального научения. Ученые считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. Миллер в своей работе подробно обосновал процессы личностной социализации.

    Социальная концепция получила широкое одобрение в Советском Союзе в -х годах века. Советские ученые утверждают, что развития ребенка зависит от инстинктов и наследственности, а остальные – это влияние окружения.

    К социогенетической концепции относится и теория Выготского. Для него социум – это источник развития личности. Ученый выделял два взаимосвязанных направления развития человека – естественное созревание и овладение способами поведениями, мышления, культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

    Достижения социогенетической концепции определяют значимость окружения для становления и развития человека.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/bazovye-kontseptsii-i-teorija-razvitija-lichnosti/

    Концепции формирования личности и ее развития

    Тема формирования личности очень давно является предметом изучения таких наук, как психология, педагогика, философия и пр. Умы многих известных ученых занимали вопросы о том, как формируется личность, что движет ее развитием, и под влиянием каких факторов оно протекает.

    Варианты разрешения этих вопросов породили целый ряд научных концепций формирования личности.

    В данной статье мы с вами попробуем разобрать вопрос формирования и развития личности от теории до практических примеров, без излишнего «профессионально-научного гнета» для того, чтобы ответить на два очень важных для любого человека вопроса:

    1. Как именно я стал таким, какой/какая я есть и возможен ли у взрослого человека путь к дальнейшему совершенствованию?
    2. Как мне воспитывать своего ребенка, для того чтобы он/она стали всесторонне развитыми личностями?

    Почему одни люди становятся «выдающимися личностями современности», а другие остаются серой массой «посредственных личностей»? Возможно ли, зная механизмы формирования личности, повлиять на процессы ее становления и развития, взрастив в себе или в своем ребенке ту самую, искомую «всесторонне развитую личность» или таковыми становятся только те, кто изначально обладает более высоким потенциалом, нежели большинство? С давних времен не прекращаются споры на тему первоочередности факторов, необходимых для формирования личности: является ли главной биологическая природа человека или окружающая его социальная среда и ее культура и возможности? Рассмотрим обе концепции для получения ответа на все вышеперечисленные вопросы:

    Биологическая концепция формирования личности

    Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.

    Согласно биологической концепции, человек является некой «копилкой генетической информации», получаемой им от обоих родителей и заложенной в материнских и отцовских предках. При этом важную роль играет также и пренатальный период: то есть образ жизни и эмоции матери во время беременности.

    Разумеется, глупо отрицать важность всего вышеперечисленного, но следует отчетливо понимать, что мы не наследуем от наших прародителей черты характера или мотивацию к достижению целей. Мы получаем лишь определенную основу для развития, которую уже и должны использовать.

    Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента. Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения.

    Помимо того – невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки.

    А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли» (человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3—6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории:

    Социальная концепция формирования личности

    Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.

    Социальная теория рассматривает человека, как «белый лист бумаги», на котором, благодаря правильному воспитанию социума (общества) можно написать шедевр, вне зависимости от того, чем одарила его природа. Для присоединения человека к системе общества существует определенный классический термин – «социализация». Социализация – это вхождение в общество, и осуществляется она поэтапно.

    Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я – мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей.

    Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр. Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок.

    Обратите внимание

    Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией.

    Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.

    А теперь попробуем сделать выводы и перейти от теории к практике:

    Попробуем рассмотреть эдакое «социально-математическое уравнение» с несколькими переменными:

    Дано:

    Ребенок с врожденными музыкальными задатками, а также несколько возможных социально-жизненных вариантов на пути его формирования и развития, как отдельной личности:

    А: Ребенок изначально рожден в социально благополучной семье, в которой оба родителя имеют непосредственное отношение к музыкальной сфере и достигли в ней определенных высот.

    Б: Ребенок изначально рожден в благополучной семье, в которой оба родителя вполне успешны, но их сфера деятельности вообще не пересекается с музыкой.

    В: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье (возможно, в неполной), в которой родитель/и – музыканты, но не достигли успеха и разочаровались в данной сфере деятельности.

    Г: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье, не имеющей никакого отношения к музыкальной среде.

    Вопрос:

    Если один и тот же ребенок «с врожденными музыкальными задатками» впоследствии добьется признания и успеха на музыкальном поприще, в каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?

    Возможные вариации развития событий в каждом из случаев:

    – В первом варианте («А») имеются все необходимые условия для развития природных способностей/наклонностей ребенка: генетика благоприятствует, социум с раннего детства соответствующий, у родителей есть опыт, связи, любовь к профессии.

    Важно

    Скорее всего, заметив в своем ребенке музыкальные способности, они предпримут все возможные мероприятия для их дальнейшего развития и совершенствования. Вполне закономерным было бы предположить, что этот вариант наиболее благоприятен для формирования одаренной личности.

    Но… Успех родителей может послужить и «отпугивающим фактором», ведь постоянное сравнение и давление могут лишить уверенности в своих силах и мотивации к развитию.

    – Вариант «Б» также может быть вполне благоприятным для развития врожденных способностей ребенка, но, лишь в том случае, что в данной семье вообще заметят его природную склонность и обеспечат необходимое образование, а не навяжут иную сферу деятельности, которая покажется родителям более подходящей.

    – Вариант «В», в принципе, способен дать ребенку с выраженными музыкальными способностями некий «плацдарм» для получения необходимого музыкального образования.

    Но только при условии того, что ему (и его личности) хватит сил побороться с негативными установками родителей, разочарованных в своей сфере деятельности.

    Читайте также:  Самобичевание - причины, как избавиться

    А его родителям – хватит мудрости дать своему чаду пойти своей дорогой, на которой они сами отнюдь не преуспели.

    -Вариант «Г» может показаться самым «провальным», но не следует забывать о том, что одной семьей социум не ограничивается и не только самые близкие люди могут помочь в развитии природных задатков.

    Выводы:

    Таким образом, ситуации «А», и «Б» изначально даруют больше факторов для успешного формирования личности, при минимальном ее самостоятельном участии.

    А варианты «В» и «Г», соответственно, даже при поверхностном взгляде, сулят гораздо больше препятствий для достижения определенного успеха в музыкальной сфере.

    Но не все в жизни столь поверхностно-плоско и логично и у каждого из вариантов может иметься множество «подводных камней».

    Надеюсь, что ответ на вопрос: «В каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?» понятен – это вариант «Г».

    Совет

    А далее – по убывающей: «В», «Б» и «А». Ибо, чем благоприятнее внутренние (наследственно-генетические) и внешние (общественно-социальные) факторы для раскрытия природных задатков, тем меньше усилий требуется для саморазвития и личностного роста.

    Промежуточный итог:

    Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, безусловно, требует от его родителей/ социального окружения определенного внимания и вложений (моральных, физических, временных, финансовых и пр.). Это важно для того чтобы заметить его природные задатки, повлиять на и развитие положительных черт его характера и заложить определенные начальные мотивации для успешной реализации его способности.

    А отсюда следующий возможный вопрос:

    Если лично мне достались варианты похожие на ситуации: «В» или «Г» и факторы для формирования моей личности сложились самым неблагоприятным образом. Я уже вырос/выросла, мои задатки не получили должного развития в свое время. Это автоматически означает, что все потеряно и мне никогда не стать Личностью с большой буквы?

    Вовсе нет, ибо формирование личности также непрерывно происходит в течение всей нашей жизни. При этом каждый человек проходит свою индивидуальную «лестницу» формирования и развития личности, на которой можно выделить три основных ступени:

    – поглощение максимально возможного количества информации о мире вокруг (как правило, происходит в семье, где ребенок постигает первые азы правил и норм общения и поведения);

    – повторение модели поведения, а также действий своего ближайшего окружения (сначала также семья, потом знакомство с более обширной средой – социальной: детский сад, школа, различные кружки и секции, колледжи и ВУЗы, общение со сверстниками и учителями/наставниками);

    – накопление своего личного опыта (освоение новых ролей: специалиста, профессионала, супруга/супруги, родителя; этот процесс непрерывно происходит в течение всей жизни и никогда не поздно его анализировать, изменять, приумножать).

    Разумеется, «на благой почве проще вырастить хороший урожай», но всегда стоит помнить о том, что «и на камнях растут деревья».

    Поэтому, вне зависимости от наследственных и начальных обще-социальных факторов, каждый человек все равно остается «творцом своей жизни» и способен либо загубить даже самый благоприятный для формирования и развития своей личности биологический и социальный «плацдарм», либо существенно приумножить даже то немногое, что досталось ему в качестве базы для дальнейшего развития.

    Желаю вам научиться грамотно использовать и развивать свои индивидуальные возможности, учитывая свои личностные и психологические особенности, применяя как позитивный, так и негативный жизненный опыт, для того, чтобы стать той самой Личностью с большой буквы!

    Теоретический словарь для более детального изучения вопроса формирования и развития личности

    Общие понятия о том, что такое «концепция», «личность», ее формирование и развитие:

    «Концепция» (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др.

    , руководящая идея для их систематического освещения.

    Термин “концепция” употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

    Само понятие «личность», довольно многогранно и имеет массу различных формулировок.

    В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

    Обратите внимание

    Общеизвестная фраза: «Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития» означает, что само понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – это социальная характеристика человека.

    Формирование личности – это процесс, который не заканчивается на определенном этапе жизни, человека, а сопровождает его непрерывно с самого раннего детства, и продолжается всю жизнь.

    Из множества психологических теорий личности, представленных разными специалистами в сфере психологии, можно выделить основную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя.

    Биологические (внутренние) факторы – это особенности человека, которые являются заложенными на генетическом уровне (например, задатки к определенному роду деятельности или физические возможности).

    К социальным (внешним) факторам относятся и окружающая среда, и воспитание, и социальный статус человека, страна, время, в котором он живет.

    В соответствии с двумя противоположными полюсами факторов формирования личности, на свет появилось немало научных концепций ее формирования, большинство из которых можно условно поделить на две группы: биологическую и социальную, каждую из которых мы с вами далее и рассмотрим.

    Определение «развитие личности» является неотъемлемой частью общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и развитие психических функций, и физическое развитие. Причем физическое, психическое и личностное развитие поддерживают и сменяют друг друга, приводя к физическому, интеллектуальному и личностному росту.

    Внимание!:

    Не стоит путать понятия: «развитие» и «рост». Рост человека и его развитие, несомненно, взаимодействуют, чередуясь друг с другом. Но понятие «рост» – это количественные изменения, а понятие «развитие» – изменения качественные.

    Важно

    На практике это можно доказать тем фактом, что процессы роста у человека обладают максимальной интенсивностью в детстве-юности, а с возрастом, что физический, что интеллектуальный рост – замедляются (ведь с определенного периода снижается интеллект, ослабевает память, постепенно атрофируются мышцы и пр.).

    А вот как раз личностное развитие при этом, может продолжать успешно прогрессировать.

    Итак, «развитие» – это понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Сложный динамический процесс, который как раз может быть одной из составляющих формирования личности.

    Повторю на примере развития личности:

    «Развитие личности может быть частью результата ее формирования». Значит понимание того, как формируется личность, поможет осознать возможные варианты для ее развития.

    Источник: https://evgeniyafirsova.ru/lichnostnyiy-rost/koncepcii-formirovaniya-lichnosti-i-ee-razvitiya.html

    Современные концепции личности

    Современные концепции личности

    В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

    В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

    Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

    Основные функции теорий личности

    1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какиелибо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

    2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

    Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

    Отечественные теории личности

    А. Мясищев, Смирнов, Малышев… Личность это система отношений, отношения это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е.

    “доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека “). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.

    Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

    Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

    Совет

    Б. Ананьев, Платонов, Мерлин… Личность не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности “некие абстрактные духовные образования “.

    Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

    Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности.

    Выделяет 4 подструктуры взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура биологические свойства (темперамент, возраст, патологии…).

    В. Рубинштейн. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

    Зарубежные теории личности

    Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), СуперЭго (формируется последним, это моральная сторона личности).

    Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная.

    Зрелая личность способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека “ради него самого “.

    Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке.

    Обратите внимание

    Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения.

    Последний конструкт личности социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности показатель психологического здоровья.

    Аналитическая психология. К.Г.

    Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества).

    Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

    Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

    Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

    Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиологогенетическое объяснение поведения.

    Социальнокогнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

    Важно

    Когнитивная психология. Дж.Келли теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

    Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

    Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

    источник: azps.ru

    Источник: https://hr-portal.ru/article/sovremennye-koncepcii-lichnosti

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector