Малодушие – что это такое и как с ним бороться

Что такое малодушие?

Сегодня часто можно встретить понятие «малодушный» по отношению к тому или иному человеку. Иногда так говорят о людях, которые не умеют сопереживать, обладают низким уровнем эмпатии.

На самом деле речь идет о черте характера, проявляющейся в нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости.

Малодушный человек боится брать ответственность за свои поступки, находится в постоянном сомнении.

Обратите внимание

Эта черта характера начинает формироваться в период детства. Поэтому на ее прогресс влияют родители, чуть позже – одноклассники, учителя.

Обычно в процессе воспитания в таких семьях не учат детей быть сильными, а показывают, как можно подстроиться под желания ребенка в ущерб себе. При этом пропадает истинное «Я», если чадо и не имеет право голоса в семье.

Например, если его лишают возможность выбрать любимое занятие или круг друзей.

Черта характера развивается и в семьях, где царит безнаказанность, насилие. В таких условиях происходит потеря жизненных ориентиров, приобретается опыт собственного бессилия против внешнего мира. Ребенок усваивает только модель подстраивания, которая позволяет ему выжить во враждебной обстановке.

Иногда малодушие активно развивается в средней школе, когда происходит выяснение и определение лидеров. Если человек слабый, он быстро понимает – любой конфликт небезопасен. Это приводит к тому, что внешне проявляется покорность, а при возможности действовать скрыто возможны противоположные действия.

Оно не является временным, поскольку становится чертой психики. Поэтому можно говорить о малодушии человека только в том случае, если безволие и неуверенность постоянны. Если же такие свойства личности появились внезапно, возможно развитие депрессии или сильного эмоционального потрясения, которые угнетают силу воли в качестве защитного механизма.

Ярко признаки проявляются у подростков. В возрасте от 12 до 16 лет дети очень подвержены влиянию окружающих. Поэтому от компании друзей зависит дальнейшее будущее. Из-за малодушия подростки начинают курить, «баловаться» алкоголем и наркотиками. Им не хочется потерять уважение сверстников.

Во взрослой жизни заметить человека с такой чертой характера просто:

  • Малодушный никогда не будет спорить, даже если имеет весомые аргументы.
  • У таких людей всегда есть злоба, зависть или ненависть, то есть первопричины развития особенности характера.
  • От человека сложно услышать его личное мнение. Это может быть связано и с трусостью.

Некоторые авторы говорят о том, что чертой является и скупость. Она связана со страхом, например, что долг не будет возвращен, а милостыня – станет причиной бедности.

Малодушие в реальной жизни не говорит о дезадаптации. Среди таких людей встречаются великолепные исполнители, приспособленцы. Однако без корректировки и психологической помощи иногда развивается хитрость и патологическое вранье такого уровня, что даже самые близкие не могут распознать их.

Малодушие является характеристикой безвольного поведение. К этим двум свойствам некоторые люди относят внушаемость и негативизм. К. Н. Корнилов к последнему относит необоснованную склонность действовать наперекор другим людям. Внушаемость же является недостатком воли, поскольку субъект не может критически отнестись к тому, что ему предлагают сделать.

Важно

Взаимосвязь между этими двумя понятиями нашли и К.К. Платонов и Г. Г. Голубев. Они говорили о том, что свойства личности возникают в том случае, если у субъекта преобладают мотивы, которые не соответствуют общей цели деятельности.

По их мнению, безволие проявляется всегда, когда при оценке ситуации отдается предпочтение мотиву «хочется».  Как и при безволии, убеждения малодушного человека меняются вместе с ситуацией или обстоятельствами.

У таких личностей нет глубоких убеждений.

В чем заключается грех малодушия?

Понятие освещается и с точки зрения православной церкви.  В том случае речь идет о «немощности души», связанной с гордыней. В религии малодушие связано и с человекоугодием. Под последним понимается простейшее действие, вызванное попыткой получить выгоду. Это внутреннее рабство.

По мнению отдельных священнослужителей, национальной проблемой является малодетность. Родители стараются оберегать своих детей, они их кутают, оберегают от общения со сверстниками, всегда защищают. В такой среде человек вырастает малодушным. От него не приходится в будущем ждать подвига, ответственности за свои поступки. Такие люди не могут стать великодушными или защитными слабых.

Описываемое свойство мешает:

  • создавать семьи;
  • самореализоваться;
  • выбрать увлечение по душе;
  • создать круг друзей с общими интересами.

Если человек осознал проблему, понял необходимость ее решения, начинается работа над собой. Поскольку подверженность чужому влиянию и ориентировка на желания других людей становится основным препятствием, необходимо развивать чувство собственного достоинства и повышать самооценку.

 Сделать это можно разными способами:

  1. Сменить окружение. Если рядом находятся люди, которые пользуются вашей слабостью, откажитесь от общения с ними. Постарайтесь включить в круг своего общения личностей, которые относятся к вам положительно, многого достигли в жизни.
  2. Отказаться от самобичевания. Малодушные люди часто недооценивают свои способности и положительные стороны. Начать работу над собой следует с избегания отрицательных оценок в отношении своей личности, карьеры.
  3. Избегать сравнений. Помните – каждый человек уникален, при этом в каждом есть свои достоинства и недостатки. Постарайтесь не сравнивать себя с другими людьми, возможный вариант – провести анализ себя самого до начала работы и после.
  4. Слушать аффирмации. Под ними понимаются вербальные формулы, создающие позитивную установку. Формируется аффирмация в настоящем времени, например, «Я сильный и волевой человек», «Я владею собственной жизни». Подобные фразы следует повторять утром и перед сном.

Если малодушие пришло к вам из детства, то можно пойти двумя путями. Первый предполагает посещение тренингов и консультаций психолога.

Пока наиболее подходящий вариант находится в поиске, начните с прощения самого себя. Сделать это будет проще, используя листок бумаги. На одном напишите о собственных эмоциях, страхах, неудачах.

На втором пропишите за что и как вы себя прощаете. Повторять такой эксперимент следует регулярно.

Для борьбы с малодушием можно использовать следующие техники:

  • Старайтесь как можно чаще в слух проговаривать свои желания;
  • Выдерживайте паузу, если получаете в свой адрес просьбу, это позволит прислушаться к себе и принять правильное решение;
  • Составляйте список дел на сутки, постепенно включайте в него решение проблем, до которых руки не доходили раньше.

Новые навыки будут формироваться долго, работа же над своим характером – всегда сложный процесс. Поэтому для получения положительного опыта подмечайте даже небольшие победы. Для наглядности их записывают на листок бумаги.

В заключение отметим: с малодушием обязательно стоит бороться. Если этого не делать, то последствия могут быть непредсказуемыми. Например, если такой человек занимает высокую должность, последствия принятого решения могут стать причиной трагедии.

Мешает такое свойство и повседневной жизни. Из-за своих страхов люди с трудом обзаводятся настоящими друзьями и семьями, часто терпят неудачи при решении рабочих вопросов. Не бойтесь отстаивать свои права и делать вещи, которые вызывают страх.

Источники:

  • Малодушие – это что такое? Как побороть в себе малодушие?
  • Ложное Самоунижение и Малодушие
  • О малодушии

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958577-chto-takoe-malodushie

Малодушие

Определение малодушия

Малодушие — скупость, слабость характера, часто выраженная в трусости, мелкой зависти и непроизвольной агрессии.

Малодушие – это если человек знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого. (Б. Спиноза) Малодушен тот, кто не решается приобретать нуж­ное из боязни потерять его.

(Плутарх) Малодушие – невозможность сделать верный поступок в ответственный момент Малодушие есть отсутствие мужества и решительности. Боязнь, робость, трусость, безволие.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в к-рые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы. Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуничижение. (У. Шекспир)

Малодушие вызывает в нас одно только презрение. (Ф. Шиллер)

Примеры малодушия

Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают пред своими подчиненными и пред тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество. (А. Смит.)

Причины малодушия
Малодушие часто проистекает из-за недостатка силы воли и уверенности в себе. В отличие от депрессии, малодушие — это черта характера, а не временное состояние психики человека. Грехи порождающие малодушие: себялюбие, маловерие.

 Малодушие формируется под воздействием авторитарного воспитания, бесправия, попустительства злу, безнаказанности за преступления, когда принципиальность и честность обращаются пртив самого человека.

В пубертатный период, особенно у подростков мужского пола, борьба за доминирование в группе и утверждение своего Эго начинает носить явно агрессивный характер. На фоне этой борьбы у ряда подростков вырабатывается защитная реакция, выраженная в подчинении со следами скрытой агрессии. Эта защита впоследствии и приводит к развитию малодушия — боязни открытого конфликта и действиям исподтишка.

Влияние малодушия на жизнь

Малодушие мешает создавать семью, возникает нерешительность: а что из этого выйдет, а что будет потом, а как тогда жить? Малодушный старается жить за счет кого-то, как он привык с мамочкой: «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». При малейшей трудности малодушный надламывается и все бросает.

Борьба с малодушием

1. Молитва, обращенная к Господу с просьбой о помощи. Молитва святым.

2. Постоянные упражнения: если человек долгое время будет пребывать в нерешительности, то он может оказаться в таком положении на всю жизнь. Поэтому, когда ему предоставляется случай проявить великодушие, он должен это великодушие проявлять, молясь Богу, а потом благодаря Его. И так постепенно он будет преодолевать малодушие, а потом и совсем забудет про него.

Если хочешь что-либо сказать – подумай и скажи.
Если хочешь что-либо сделать – подумай и сделай.

Великодушие

Совет

Противоположные слова Великодушный и малодушный Оттолкнемся от обратного- говорят великодушный человек. Что это значит? Обычно употребляют в качестве синонима щедрости, прощения злого кому-либо, широты души, которая вмещает в себя многое и многих, душа любящая мир жизнь живое.

А малодушие – это получается такое скукоживание души до состояния заботы только о себе самом и прежде о себе самом, часто употребляют для обозначения струсившего человека, предавшего другого, чтобы спасти себя.

Вспомните Понтия Пилата, который совершил по отношению к Иисусу это действие а точнее бездействие, боясь за свою должность прокуратора

Если сомневаешься

Cтолкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, лучше уже , поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».

Но только не далеко отойти, а до следующих буквально слов Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Потому что юноша не знал этой простой и удивительной истины: когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам.

Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает. И самое главное: следование твое за Ним по-прежнему будет возможно.

Источник: http://psy-note.blogspot.com/2012/12/blog-post_30.html

Протоиерей Димитрий Смирнов: Малодушие есть результат маловерия

№4 (661) / 23 января ‘12

Беседовал протоиерей Александр Березовский Беседы с батюшкой

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители.

Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Батюшка, хотелось бы поднять, мне кажется, очень важную для каждого христианина тему – поговорить о грехе малодушия. К сожалению, этим грехом мы все страдаем, никто не может назвать себя воином Христовым, как были первые мученики христианства. Что такое малодушие, как оно проявляется в нашей жизни, в чем его причины?

Читайте также:  Как избавиться от депрессии самостоятельно

Изнеженность портит человека

– Есть множество причин. Это и определенные свойства человеческого характера, и результаты воспитания, есть и маловерие. Начнем с характера. Есть люди от природы отважные, а есть малодушные.

Если малодушный победит свое малодушие, совершит подвиг, то его подвиг будет в глазах Божиих более значителен, чем если бы это сделал человек отважный.

Ведь люди разделяются и по силе ума, и по силе души, и по способности на подвиг.

Теперь по поводу воспитания. Наша национальная трагедия – малодетность. Поэтому мамы стараются своих единственных детей от всего оберегать. Они их кутают бесконечно, что приводит к простудам – ребенок потеет и простужается. Они охраняют их от общения со сверстниками.

Они всегда защищают ребенка, независимо от того, прав он или не прав, они всегда на его стороне, и это очень часто укрепляет молодого человека в состоянии безнаказанности.

Обратите внимание

Они стараются освободить ребенка от физкультуры, все время говорят, что надо побольше отдыхать, все время спрашивают, не болит ли чего; если ребеночек упал, сразу бегут его поднимать.

При таком воспитании человек вырастает малодушным. Это стало настоящей трагедией – трудно при таком воспитании ждать от людей подвига, ответственности и так далее. То есть душа становится как бы мелкой.

Такой человек не способен на благородный поступок – великодушный, как мы говорим, то есть от всей души простить, от всей души помочь человеку.

Малодушному трудно вступиться, когда обижают слабого, ему трудно вступиться за правду, великодушному же – наоборот.

– Мне кажется, малодушие мешает и семьи создавать.

– Конечно, ведь возникает нерешительность: а что из этого выйдет, а что будет потом, а как тогда жить? Малодушный старается жить за счет кого-то, как он привык с мамочкой: «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». При малейшей трудности малодушный надламывается и все бросает.

– Как связаны малодушие и страх?

– Малодушный более пуглив.

– Может быть, действительно, человек в детстве был так напуган суровым воспитанием или несправедливым отношением к себе, что в результате стал малодушным?

– Суровое воспитание не может испугать и испортить ребенка, его портит только изнеженное воспитание. А если воспитание суровое, но с любовью, то ребенок с удовольствием покоряется.

– Но у нас-то с любовью очень редко это делается, чаще всего с жестокостью.

– Жестокость – вещь противоестественная. Человек по природе своей добр, и нужно очень много потрудиться, чтобы вырастить из него жестокого человека.

– Но, батюшка, сейчас посмотришь на поведение некоторых детей и не скажешь, что они существа добрые.

– У них просто еще не все чувства развиты. Я наблюдал сцену, которая поразила меня чрезвычайно. Трехлетняя девочка брала кошку, которая лежала на травке, и стаскивала на асфальт, говоря при этом: «Что ты делаешь, зачем ты лежишь на травке? Ей же больно».

Это говорит о том, что ребенок чувствует даже боль травы, но эти чувства настолько еще неразвиты, что она не может понять, что кошке некомфортно лежать на асфальте, а травка, после того, как киска полежит, может подняться.

И эта сцена была настолько яркой, что я ее запомнил на всю жизнь. Девочка по природе добрая, но у нее нет еще опыта жизни, она не понимает, что киска тоже хочет на травке полежать, что травка Богом создана, в том числе и для того, чтобы киска на ней лежала.

Это все ей еще нужно объяснять, но вот порыв – пожалеть травку, это удивительно в таком маленьком ребенке.

– Какие грехи порождают малодушие?

– Себялюбие, конечно. Если говорить о духовной части, то маловерие. Каждый христианин должен знать, что все, что с ним произойдет, – это не без воли Божией, поэтому все нужно принять. Хотя есть очень мудрая пословица: «Береженого Бог бережет», то есть на рожон не надо никогда лезть, это чревато неприятными последствиями.

Осторожность нужна всегда, безусловно. И Сам Господь предупреждал учеников Своих: «Глядите, как опасно ходите», поэтому все необходимые меры предосторожности нужно всегда соблюдать.

Важно

Но, тем не менее, когда требуется ради правды Божией поступок твердый, мужественный, надо, укрепляясь силой Честного Животворящего Креста и молитвой ко Господу, идти вперед.

– Батюшка, а как преодолеть нерешительность, которая является чертой характера человека?

– Только молитвой, обращенной к Господу с просьбой о помощи. И еще постоянными упражнениями: если человек долгое время будет пребывать в нерешительности, то он может оказаться в таком положении на всю жизнь.

Поэтому, когда ему предоставляется случай проявить великодушие, он должен это великодушие проявлять, молясь Богу, а потом благодаря Его.

И так постепенно он будет преодолевать малодушие, а потом и совсем забудет про него.

По молитве святых помощь придет быстрее

– Батюшка, есть звонок, давайте ответим на вопрос.

– Недавно я узнала, что есть особый день, когда мы можем обратиться к умершим родственникам и попросить их о помощи. Правда ли это?

– Нет, неправда. Но мы можем обращаться с просьбой к усопшим, конечно, в этом нет ничего особенного, они могут нас слышать.

Но в Церкви другой обычай – мы обращаемся за помощью к тем людям, которые прославлены Церковью как святые, потому что их помощь гораздо более действенна. Они помолятся Богу за нас, и Господь по их молитве скорее сделает.

Это гораздо эффективнее, и те, кто имеет опыт молитвенного обращения к Матери Божией, ко всем святым, в первую очередь обращаются за молитвенной помощью к ним.

– Батюшка, однажды ко мне в слезах пришла женщина и сказала: «У меня мама умерла три месяца назад и ни разу мне не приснилась. Вот моей подруге все время снится, а мне нет. Видимо, я ее обидела, что-то не так сделала?». Человек ждет явления, хотя бы во сне, умершего любимого человека.

– Ну, это предрассудок, суеверие называется.

– А те, кто видит своих умерших, им что делать?

– Да ничего не делать, жить как жили.

– Батюшка, то, что приснилось, это лишь образ, продукт ума человеческого, его душевного переживания?

– А по-разному бывает. Очень редко, но бывает, что во сне является душа усопшего. Обычно во сне отражаются переживания дня, просто они так преломляются, что человек их не очень узнает.

– Мы знаем, что по Воскресении Христа многие тела усопших святых воскресли и явились людям в городе. То есть все-таки могут души усопших являться нам?

– Это был особый случай в Иерусалиме, когда многие их видели, а так вообще-то совсем нечасто это бывает. Мне, например, отец пару раз приснился, мать – ни разу.

– А если такие видения все-таки были, значит, утром встал, Богу помолился…

– Святой водички выпей и готовься к Причастию в ближайшее воскресенье. А когда уже причастился, когда Господь уже с тобой, в твоем сердце, помяни усопшего.

Метать бисер перед свиньями бесполезно

– Должен ли мирянин как-то отвечать на выпады в адрес Церкви, вступать в словесные перепалки, или же он должен отойти в сторону и промолчать? Не будет ли такой отход малодушием?

– Смотря по ситуации. Если рядом находятся люди, которые ждут от нас того, что мы вступимся, то это необходимо сделать, а если наедине с кем-то, то незачем метать «бисер перед свиньями», это совершенно бесполезно.

– Как правило, это бывает в коллективах неверующих людей.

– «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста», – давайте Псалтирь читать, первый псалом.

– То есть если коллеги по работе вдруг затеяли богословский спор, то нужно потихонечку от него уйти?

– Да, в нем не участвовать. Можно сказать: «Господа, открывайте интернет, там есть множество сайтов, читайте книги православные, и вы найдете все ответы на ваши вопросы».

– Батюшка, но ведь часто люди говорят не чтобы самим просветиться, а чтобы других просветить. Тут как раз идет обмен мнениями.

– Да на здоровье, но нам в этом не пристало участвовать. Апостол сказал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Если человек немощен в вере (мы можем это оценить), так что же с ним разговаривать? Это означает не что мы его презираем, а что этот разговор бесполезен. Не будет же ученый-физик серьезно разговаривать о физике с дошкольником.

– А если человек начинает к нам приступать с явно провокационными вопросами?

– Тогда тем более, просто лучше молчать и смотреть ему в переносицу. Тот спрашивает: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». – «А чего молчишь?» – «А я – свободный человек, хочу – молчу, хочу – говорю». – «А тебе интересно об этом говорить?» – «Нет, не интересно». И вопрос сам исчерпается.

– Батюшка, если человек стесняется как-то заявить о своей вере на работе, или как-то проявить в офисе или перед людьми неверующими свою веру, это тоже малодушие?

– Это должно проявляться в поступках. Есть в каждом народе, и в нашем тоже, понятие о том, что значит хороший и порядочный человек. Надо быть хорошим и порядочным и так свидетельствовать о своей вере.

Потом они, в конечном счете, узнают, что самый порядочный и хороший человек в их коллективе, оказывается, в Бога верует: «Ах, вот почему он такой хороший и порядочный». Хорошего и порядочного всегда уважают.

Всегда.

Бог слышит все молитвы

– Батюшка, еще есть вопрос от телезрителя.

– У меня такой вопрос: как нам наладить общение с людьми из дружественных республик, которые приезжают к нам в страну работать?

– Нужно действовать так же, как действовали все миссионеры. Изучить их язык, чтобы их понимать, и оказывать им всяческую любовь, приходить к ним, узнавать, не нужна ли им какая-то помощь, ходатайствовать за них перед работодателями, нашими соотечественниками.

Тогда они полюбят нашу страну, и миссия может быть успешна только в этом случае, если мы хотим их как-то направить ко Христу.

А если они будут спрашивать: «В вашей стране к нам относятся как к собакам, а мы приехали сюда от голода; почему вы вдруг относитесь к нам с такой любовью?», тогда и сказать им, что мы – верующие люди, христиане. Тогда они нас могут послушать.

– Батюшка, но ведь эти люди приезжают сюда со своей религией, со своими духовными ценностями, и они это все распространяют вокруг себя.

– Я об этом что-то никогда не слышал. Вот у нас таджики работают во дворе, я выхожу, говорю одному: «Салям алейкум», а он не знает, что ответить. У него прадедушка когда-то ислам исповедовал, но он-то ничего не знает, и большинство из них – постсоветские люди, которые ничего не знают о религии.

– Давайте ответим на звонок.

– Батюшка, как узнать, когда я молюсь, слышна ли моя молитва Богу, Богородице, святым?

– Ваша неуверенность – от маловерия. Когда бы вы ни помолились, ваша молитва слышна всегда, попробуйте в это поверить, а то, что вы начали сомневаться, это ваше недоверие к Богу.

Совет

Конечно, бывает, что мы от Господа что-то такое требуем, что не согласно с Его волей, тогда Господь не будет выполнять или подождет.

Но так, чтобы Бог не слышал молитвы, не бывает – Бог мысли ведает прежде того, чем мы об этом попросим.

– Но ведь бывает, что человек долго просит, – Иоакиму и Анне хватило веры пятьдесят лет просить ребенка и не разувериться. А как нам не разувериться?

Читайте также:  Мнительность - причины, как избавиться от чрезмерной мнительности

– Вот так и не разувериться: взирая на Иоакима и Анну, и на то, какой Плод их молитва дала.

– Как раз малодушие-то и мешает нам. Без видимого результата молитвы у людей все-таки возникают сомнения.

– Сомнения – вещь естественная для падшего разума, и поэтому наша вера – это как зрение через тусклое стекло. Это факт, и апостол Павел про это сказал. Но разве мало было в нашей жизни уверений, что Господь нас знает, нас слышит? Даже сам факт, что мы пришли к Богу, к вере, к Церкви – разве этого мало? Тут нужно прежде всего смирение.

Каков мотив – таков поступок

– Приходит человек на Исповедь либо в унынии, либо в слезах. И начинаешь ему перечислять: «Тебе Бог это дал, о том позаботился, здесь простил, там помог, что же ты в Нем сомневаешься?». И он говорит: «А правда, батюшка, спасибо: открыли глаза». А сам-то человек почему упускает эту память?

– Для того священник и существует, чтобы по-пастырски дать человеку совет, указать путь. Жизнь – это вообще-то не курорт, это очень серьезный труд.

– Многие люди стесняются перекреститься, проходя мимо храма, – это тоже проявление малодушия? Как связаны малодушие и стеснительность?

– Может быть, связаны, может, и не связаны. Просто иной человек как-то не хочет демонстрировать свою веру, потому что нет такой заповеди – креститься на храм. Просто храм – это лишний повод вспомнить о Боге, но можно вспомнить и не осеняя себя крестным знамением, кто как привык.

– Но все-таки остановиться, перекреститься и поклониться – это проявление уважения к храму Божию.

– А для некоторых это проявление своего собственного фарисейства: вы все дураки, один я умненький.

– Батюшка, давайте не будем брать эту крайность.

– Но ведь это же есть. Все дело в мотиве – каков мотив поступка; один и тот же поступок может быть благочестивым и богопротивным. В зависимости от того, какой мотив был для этого поступка.

– Батюшка, если вернуться к стеснительности, его природа – тоже греховное малодушие?

– Не обязательно. Может быть, это свойство характера, но его нужно стараться преодолевать.

– Ответим на еще один вопрос.

– Как нам, православным людям, относиться к такому понятию, как толерантность? Я слышал, что священнослужители отрицательно относятся к этому. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Толерантность – это просто орудие того строя, который сейчас общепринят в Европе. Цель которого в глубине его – уничтожение христианства как такового, уничтожение христианского взгляда на мир. Толерантность запрещает человеку добро называть добром, а зло – злом. Должна быть толерантность, то есть спокойное равнодушие.

– Но ведь равнодушие тоже связано с малодушием, как вы считаете?

– Вообще, вся греховная жизнь взаимосвязана. Например, сребролюбие связано с гордостью, и так далее. Есть, конечно, страсти, которые прямо противоположны, к примеру, пьянство и сребролюбие.

– А равнодушие от чего рождается? От страха постоять за свою идею, веру?

– Нет, равнодушие – это следствие греховной жизни: все, что меня не касается, мне не интересно, мне интересны только мои желания, хотения, мои вкусы и удовольствия.

– Но ведь это неприемлемо для православного христианина. Спасибо, отец Димитрий, за ваши ответы.

Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52227

О борьбе с малодушием – 24 ноября 2017 – верую ☦ православие

О БОРЬБЕ С МАЛОДУШИЕМ 

Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства.

Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца.

Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию. 

В духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим. 

— Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится? 

— Вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление. 

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания — мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным.

Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, — мы увидим, что здесь нет никакого мужества. 

Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель. 

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость.

Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям. 

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании — для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом. 

— Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии. 

— В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека. 

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой — для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер.

Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни.

Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха. 

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия. 

Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом? 

— О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным.

Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства. 

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием. 

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим.

В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства.

Обратите внимание

Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях.

Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям — смириться и потерпеть их недостатки. 

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка.

В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым — так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов.

Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа. 

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью. 

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно — от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия. 

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница — решимость.

На чем должна быть основана эта решимость? 

— Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной.

Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает.

Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима. 

— Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян? 

Читайте также:  Виктимность поведения - виды, причины, профилактика, коррекция

— Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной. 

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера.

Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние.

Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы — в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство. 

Главное — чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре. 

Беседа с иереем Алексием Зайцевым. 

Источник: http://veruyupravoslav.info/news/o_borbe_s_malodushiem/2017-11-24-232

Малодушие – умейте различать

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога о здоровом образе жизни! В сегодняшней статье мне хотелось бы обсудить с Вами одну очень интересную тему (напрямую связанную с предыдущей статьей о смирении) – это малодушие. Кто-то слышит это слово впервые, а кто-то знаком с таким качеством характера на практике – в любом случае данная статья окажется для Вас как никогда полезной и сможет открыть глаза на некоторые вещи. Что ж, приступим?

Определение

Пойдем мы с Вами, уважаемые читатели, по уже проверенной схеме: сначала определение, а дальше будет больше. Итак, на этот раз я решил воспользоваться вариантом из Википедии, так как он полностью соответствует моим взглядам на данный вопрос (которые, к слову, могут быть очень далеки от истины и являются очередной концепцией ума :)). Итак, малодушие это:

И продолжение:

Вот так прямо в точку! Давайте попробуем разобраться с каждым словом, почему оно здесь употреблено, и нужно ли оно вообще? Первое, с чем мы сталкиваемся – это слабость характера. Как написано выше, она выражается в зависти, трусости и агрессии.

Что же такое слабость характера? В предыдущей статье мы говорили, что смирение – это сильная черта характера (прямо влияющая на развитие личности), и она проявляется в способности правильно слушать, просить прощения и не требовать почестей для себя (все это настоящее проявление разумного эгоизма). Ну а сегодняшнее понятие является как бы «недосмирением». То есть малодушный человек это тот, кто под видом смирения прячет ту же трусость, зависть и агрессию.

Важно

Порой это происходит непроизвольно, на подсознательном плане, так что такой малодушный бедолага может быть во всю уверен, что он проявляет смирение. Давайте-ка объясню на примере.

Я сейчас опишу ситуацию, и приведу две ее альтернативные концовки, а Вы напишете в комментариях: где проявляется смирение, а где «недосмирение». Хорошо?

Так вот, ситуация: Вы идете по улице со знакомым человеком (не столько хорошим близким другом, сколько просто знакомым) – встретились где-то, идти в одну сторону: почему бы и не пройтись? У Вас свои планы, у него свои, случайная встреча и ничего больше.

Подходите к месту, где ему нужно сворачивать налево а Вам направо. Начинаете прощаться, мол до-свидания, то да се, и тут он говорит: «а пойдем по пивку? (в бильярд, в кино, куда угодно)».

У Вас уже есть свои планы, пускай и не грандиозные, но все же планы (допустим, написать статью на блог вечером, а затем побегать на стадионе :)).

Вы говорите: «извини, но я не хочу, у меня планы», а он прямо начинает умолять, мол: «ну пожалуйста, мне совсем делать нечего, я так устал, экзамен вчера сдал, парился так, стресс такой …». Итак, два варианта решения проблемы:

  1. Пролетят мысли типа: «жаль человека, видно устал; плевать мне на свои планы, пойду лучше в кино схожу, ведь я там все равно давно не был! Да и уважать он меня после этого будет – помог же!». В итоге Вы, после минуты-другой уговоров идете с другом. А на душе такое знакомое чувство, которое эгоизм скрывает и выдает за «помощь» человеку

    Источник: https://health-bit.ru/malodushie-umejte-razlichat/

    Малодушие – что это такое и как с ним бороться

    Малодушие – это поведение человека, обусловленное его психологическими и моральными характеристиками, отражающее невозможность или неспособность человека осуществить в своем реальном жизненном пространстве свои желания или идеи, отстоять взгляды или поддержать стремления.

    Проявить малодушие человек может трусостью (где нет объективных угрожающих факторов), завистью (крупной и мелочной, ведь собственные желания заблокированы), проявлениями непроизвольной агрессии (неконтролируемые выплески сдерживаемого титаническими усилиями недовольства).

    Совет

    Первопричиной такого развития психики может являться страх непринятности семьей (что поднимает подсознательные страхи не выжить без поддержки стаи), неуверенность, слабость волевых проявлений или боязнь негативного отношения тех, кому противопоставляются (реально или в фантазии) выбранные позиции.

    Малодушие является не временным, а присутствует постоянной чертой психики, поэтому только если безволие и неуверенность постоянны, то человека можно считать малодушным и рассматривать эту личностную черту. Если же эти черты появились у волевого и уверенного, смелого и стремящегося человека, то вполне вероятно развитие депрессии, либо довольно тяжелого эмоционального потрясения, разрушающего силу воли.

    Что такое малодушие

    Малодушие считается негативной чертой, как для самого человека, так и для его окружающих. Это определенная слабость характера, искажающая всю человеческую жизнь, требующая проявляться во внешнем пространстве не так, как хочется, поддерживать нестерпимые идеи и не удовлетворять истинные потребности.

    Проявить малодушие может каждый в ситуациях, выходящих за пределы обыденности и находящихся на грани важного поворота судьбы. Так мы перестаем отстаивать правоту друга и замолкаем, дорожа рабочим местом, или отказываемся признать, что нам нравится то, что сейчас критикует значимый человек.

    Все это маленькие страхи или большие выгоды, выглядящие как предательство себя.

    Малодушному человеку самому живется тяжело, находясь в напряжении и живя отдельной выдуманной жизнью, он все же не дополучает необходимых его личности событий.

    Тем, кому приходится часто контактировать с такими людьми тоже довольно небезопасно, поскольку, если вы находитесь в доминирующей позиции, то такой человек прогнется из страха (будет вас поддерживать и любить удивительно те же сочетания, что и вы), но всегда есть угроза, что вас предадут.

    Невозможно узнать, что действительно хочет такой человек, поскольку он живет с оглядкой на окружающих, но подобное внимание совсем не отражает стремления делать им лучше. Нет, такой человек предаст вас и отречется, расскажет секреты или сделает вид что не знаком как только ситуация поменяется.

    О дружбе и доверии не может быть и речи, потому что данные понятия требуют верности выбранному человеку, благородства по отношению к нему, неизменности своих принципов и силы духа. В малодушии всего этого нет.

    Трусость и малодушие похожие понятия и имеют своей причиной чаще не объективные факторы, а то воспитание, которое получает человек. Обычно дети с такими чертами вырастают в семьях, где было авторитарное воспитание, и подавлялась воля ребенка, что лишило его возможности научиться развивать это качество.

    Обратите внимание

    Также малодушие развивается там, где царит безнаказанность и бесправие, насилие и преступность – в таких условиях человек теряет не только ориентацию в происходящем (ведь честность и принципиальность в подобных социумах подлежат наказанию), но и получает опыт собственного бессилия против внешнего мира.

    Усваивается только модель подстраивания, которая оказалась наиболее адаптивной к выживанию. Такое может развиться в родительской семье, где ребенок априори слабее, и обязан подчиняться, либо в ходе подростковых изменений и выяснения ролей лидерства.

    Тот, кто оказывается слабее, быстро усваивает, что открытый конфликт небезопасен и начинает действовать скрыто и подло, на внешнем уровне проявляя покорность.

    Модель детского реагирования, закрепленная в подобных ситуациях, проявляется во взрослом возрасте малодушием и страхом жить выбранной жизнью, отстаивать собственные интересы либо из страха наказания, либо от бессилия и неверия в благоприятный исход.

    Это не говорит о дезадаптации людей, наоборот, среди малодушных встречаются великолепные приспособленцы, далее это качество может развиться в хитрость такого уровня, что даже близкие не будут понимать, что происходит.

    Но, к сожалению все, что развивается вследствие малодушия, не является позитивными изменениями, а работает только на дальнейшее разрушение личности. Изворотливый ум направлен не на решение чужих проблем, а лишь своих, причем зависть может направлять деятельность во вред другим.

    Умение избегать наказания, хорошо впитанное в негативной среде может рождать преступников. Самому человеку это несет вечную озлобленность, недовольство и зажатость, кроме того, что со временем есть риск остаться в одиночестве, поскольку люди начинают избегать таких характеров.

    Как бороться с малодушием

    Трусость и малодушие всегда рядом, но проявляется оно и заискиванием, и скупостью, и нерешительностью, и притворством.

    Чтобы побороть в себе эту привычку и черту характера стоит не искоренять в себе то, что есть, путем применения воли (при малодушии она слаба и результата не даст), а развивая противоположные качества.

    Проследите за собой, как именно проявляется ваше малодушие: если боитесь говорить о своих желаниях, то начинайте их озвучивать, лучше с малого (на предложение выпить кофе, можете сообщить что хотите сок, а на просьбу встретиться в пять, сказать что хотели бы пораньше).

    Важно

    Подверженность чужому влиянию и выбор за ориентиры чьи-то чужие желания – проторенная колея малодушия. Бороться с этим можно при помощи пауз, которые следует брать каждый раз при принятии решений (и неважно насколько они глобальны – от выбора чая до выбора квартиры).

    Какое-то время прислушивайтесь к себе и поступайте в соответствии с желаниями вашего внутреннего состояния или потребностей, это эффективнее и осознано, чем просто начать все делать вопреки (поступая так, вы не освобождаете свою жизнь от влияния чужого мнения).

    Возможно, первые разы получится выполнять свои желания только когда они совпадают с чужими, но даже простое замечание уже хорошо и можно отказываться от выполнения чужого мнения, т.е. побыть на такой себе серой полосе, где ни ваше и ни чье-то.

    Следите за своими проявлениями, если ваша внутренняя концепция мировосприятия существенно отличается от других, и вы боитесь выделяться, то начинайте с проявления малых отличий. Возможно, вам только кажется, что настолько не похожи, а проявив свой интерес публично, найдете новых (а главное настоящих, с неподдельным интересом) друзей, а возможно и вдохновите других на такие же изменения.

    Составляйте список дел на день и решайте его, причем понемногу включайте туда существующие проблемы, от которых вы ранее уходили.

    Конечно, перекладывать ответственность удобнее и менее страшно, делать вид, что проблем не существует, тоже помогает, но их решение подарит новые эмоции.

    Пробуйте помогать кому-то, не по его просьбе, а когда сами видите, что человеку нужна помощь и пробуйте помогать себе, вместо того, чтобы пользоваться другими как ресурсом выполнения потребностей.

    Следите за своими словами, если требуется – записывайте свои обещания и договоренности. Можно придумать себе поощрение за выполненное обещание и наказание за проваленное – это заставит более ответственно относиться к данному слову, выбирать, когда давать стопроцентную гарантию, а когда ставить под сомнение свою помощь в требуемом процессе.

    Совет

    Новые навыки формируются долго, а перекраивание своего характера вообще длительный и сложный процесс, поэтому настраивайтесь замечать маленькие ежедневные победы, можете записывать их, чтобы было нагляднее, как движутся изменения.

    При этом помните, что работать над собой необходимо каждый день, не малодушничайте, давая себе перерыв или очередной раз находя оправдания поступить привычным образом, лучше снижайте степень риска и отличия собственного поведения, выбирайте более безопасные ситуации, начинайте пробовать среди тех, кто вас поддержит.

    В развитии своей воли всегда лучше сделать маленький шаг, чем не продвинуться вообще, обещая себе наверстать упущенное.

    Источник: http://2ffr.housepsych.com/malodushie_default.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector