Ментальность общества – особенности развития и формирования

Что такое менталитет?

Нашу планету населяет огромное количество народов и наций, каждый из которых обладает своими особенностями мировоззрения, отношением к окружающему миру и приверженностью определенным стереотипам.

Несколько веков назад понятие «менталитет» чаще встречалось в историческом контексте, но со временем изучение комплекса ментальных установок приобрело социальное и психологическое значение.

 В результате многих исследований доказано, что люди, проживающие в одной среде и соблюдающие общие традиции, характеризуются коллективным сознанием и соблюдением стереотипов, которые могут состоять как и положительных, так и отрицательных установок.

1

Факторы формирования менталитета

Менталитет, или восприятие окружающего мира, как его еще называют, формируется на основании ряда факторов.

Не менее важное значение имеет возраст – в среднем, система ценностей и определенное направление мышления формируется в период с 3 до 15-16 лет.

Именно в этот период наибольшее воздействие на формирование ценностей ребенка оказывают близкие люди и работники школьных учреждений.
Среди основных двигателей ментального мышления стоит отметить следующие:

  • идеология родителей в период воспитания ребенка;
  • влияние социального окружения;
  • религиозные взгляды;
  • воздействие образовательных процессов;
  • знакомство и изучение различных направлений в искусстве;
  • психологические особенности;
  • влияние авторитетных и успешных личностей;
  • политическая составляющая;
  • воздействие средств массовой информации.

Главной особенностью ментального восприятия является шаблонность реакций, включая мнения и поступки определенной этнической группы или народа.

Также данное понятие характеризуется продолжительностью и постоянностью, поскольку образ мыслей формируется на протяжении длительного времени.

Менталитет нации обособлен определенными культурными явлениями, степенью духовности, мыслительными особенностями, уровнем социальной адаптации.
На протяжении всего периода формирования социума выделяют следующие типы ментального восприятия:

  • варварский – характеризуется выдержкой и прочностью, а также отсутствием страха смерти и изменчивостью религиозных предпочтений;
  • аристократический – присущи такие характеристики как ответственность, изысканность, приверженность собственным принципам;
  • интельский – данному типу свойственна высокая степень трудоспособности, коллективизм, страх болезненных ощущений и смерти;
  • буржуазный – характеризуется работоспособностью, практичностью и высоким уровнем меркантильности.

Менталитет одного типа практически не встречается в современном обществе, поскольку на формирование мировоззрения людей определенной группы оказывает влияние множество факторов, включая обстоятельства и ценностные ориентиры. Им, в свою очередь, со временем свойственно видоизменяться или исчезать.

Что интересно, смешанные классификации менталитета обладают нестабильностью, по сравнению с определенной «чистой» разновидностью данного понятия. Также для них характерно более динамическое развитие психологических установок и принципов, что положительно сказывается на их развитии и, как следствие, оказывает эффективное влияние на индивидуальный менталитет человека.

Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-mentalitet

Понятие менталитета, ментальности этноса в гуманитарной науке

В статье отражены основы ментальности казахского народа, современное отношение к ментальности общества и его проявление. 

В последнее время в общеупотребительном обороте и научной лексике утвердилось понятие ментальности.

Рассмотрим сущность данного термина, происходящего от латинского mens, mentis, «разум, ум, интеллект», Ментальность предполагает обозначение понятия, например, от английского mind, переводимого как склад ума, подразумевающего устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности отдельного индивидуума. Также ментальность может рассматриваться в контексте способа восприятия мира, в котором мысль не отделена от эмоций, и представляет собой особое мироощущение, мировоззрение, стиль мышления [1].

Понятие ментальности присуще как отдельному индивидууму, так и сообществу в целом, региону, нации, государству.

Мы можем рассматривать ментальность на уровне отдельной личности, которая обуславливается исторически формирующейся и сложившейся, психологической средой, экономико-социальными демографическими факторами, а также на формирование менталитета оказывает влияние технологический уровень развития общества, религиозные воззрения, научное мировоззрение и множество факторов и компонентов, формирующих отдельную личность.

В силу сложившихся связей родоплеменного характера, совместной среды обитания, единства исторических процессов, традиций и культуры, общей судьбы нации формируется менталитет определенной общности, общества, нации, народа, государства. Менталитет отдельной нации определяет общие черты характера ее представителей.

К примеру, Ромен Роллан в своем бессмертном произведении «Кола Брюньон» пишет о жизнелюбии французского народа, высоком галльском духе, несмотря на все невзгоды, сохранившим неистребимый оптимизм. Это истинный образ француза, человека из народа, сохранившего силу духа и моральные устои, не скованные ханжеским налетом.

Великий казахский поэт о казахском народе говорит «Мың ӛліп – мың тірілген». Тысячу раз умиравший – тысячу раз воскресший.

, Это выражение характеризует силу духа казахского народа, подвергшегося на протяжении веков великим бедствиям, потерявшим в годы джунгарского нашествия две трети населения и большие потери чиссленности населения в годы коллективизации и репрессий, и до сих пор не восстановивший прежнюю численность, и период коллективизации годы часть казахов рассеяна по всему миру. В настоящее время политика возвращения оралманов на родную землю реализуется на государственном уровне.

В историческом плане формирование казахского менталитета слагается из менталитета кочевника и воина, пастуха и создателя мировых империй.

В этом смысле она, благодаря консервативности патриархально-родового сознания, сродни менталитету кочевника эпохи скифов и гуннов до собственно казахского периода, начавшегося с XV в.

Ибо казахи не могут быть осмыслены в отрыве от кочевой цивилизации, яркими представителями которой они являлись.

Но менталитет не есть устойчивое понятие. На формирование менталитета казахов большое внимание оказывает множество факторов.

Процессы глобализации, вхождение в открытое мирокультурное пространство, факторы урбанизации для казаха, воспитанного в определенной среде родного аула, района, связанного с историческим прошлым родных мест, духовным наследием своих предков оказывает кардинальное воздействие на его менталитет, подвергая испытанию на прочность.

Следует отметить в условиях открытости мирокультурных связей и проникновения иной культуры, для неподготовленного человека очень важно и восприятие мировых культурных ценностей, без должного культурного воспитания и образования не позволяет отделить зерна от плевел.

Поэтому влияние на молодых людей мировой культуры, ее лучших образцов должно сопровождаться культурологическим воспитанием. Усвоение мировой культуры должно быть построено на осознании собственной национальной культуры и традиций, что особенно важно в условиях глобализации.

Обратите внимание

Утрата национального менталитета, культуры ведут к формированию космополита, без всяких связей с родной историей и народа.

В то же время образ человека мира, гражданина мира всей планеты несколько шире понятия космополитизма, так как гражданин мира сохраняет связь с родной землей и своей культурой и традициями, самобытность культуры своего народа, а главное сохраняет родной язык.

С развитием научно-технического прогресса, кардинальным изменениям в образе жизни происходили и соответствующие изменения в веками сложившемся менталитете. В казахской среде было неприятие сиротства, как такового, и неуважения к родителям. Сегодня мы имеем детские дома, продажу собственных новорожденных младенцев и брошенных родителей.

В казахской среде ребенок оставшийся без родных обязательно входил в семью ближайших родственников, не как усыновленный, а как равноправный член семьи и не испытывал никакого дискомфорта в среде своих двоюродных или даже троюродных братьев и сестер, или в семьях дедов, дядей как с отцовской так и материнской стороны.

Но следует отметить, что основное право на усыновление ребенка быдо со стороны отца. Этим и отчасти объяснялась практика «амангерлик», когда после кончины старшего брата, его младший брат женился на вдове. Таким образом дети сохранялись в семье рода. Это один из примеров сохранения традиций и фактор, характеризующий ментальность народа.

К слову такое бережное отношение к осиротевшим детям характерно вообще для восточного тюрского менталитета.

Происходщие, как было отмечено выше изменения в структуре традиций и быта, усиление процессов глобализации оказывают все большее негативное влияние особенно на молодое поколение. Рушится связь поколений, теряется язык и традиции.

Этому пытается активно воспрепятствовать зарождающаяся сейчас в обществе тенденция усиления трайбазизма и религиозность общества. По нашему мнению, первое может наооборот способствовать разобщенности среды и возродить деление народа на жузы, имевшее в определенные этапы исторического развития объективную необходимость.

И в наше время трайбализм может разделить общество по территорииальным группам рассления казахов и создать определенные причины для соперничества. Однако, положительным моментом в тайбализме является то, что, знание истории своего рода, сохранение духовного наследия, памяти предков споосбствует формированию достойного продолжателя и носителя идей народа.

Это не просто пафосные строки, но оно заключается в исконном, подспудном желании нас, наших отцов, дедов сохранить и преумножить духовный потенциал народа.

Активизация исламского воздействия на казахский менталитет имеет как позитивные и негативные последствия. Менталитет казахского народа не отличался ортодксальной приверженностью к исламу.

В религиозности казахов, по чистоте духа и устремлений, изначально были заложены уважение, мягкость характера, а богатство природы, просторы земли, тесная связь с природной средой обитания проявились в тенгиранстве кочевника.

Важно

Активизация исламского культа породила в среде мусульманства казахов и принятие элементов арабской культуры, которая была также обусловлена природно- климатическими условиями жизни бедуинов. Казахские женщины, единственные среди всех женщин востока, никогда не закрывали лицо. По головному убору женщины могли судить о ее замужестве.

Менталитет рассматривается в неразрывной связи с особенностями исторического развития общества.

Так, Ботагоз Туреханова, директор департамента политической работы центрального аппарата НДП «Нур Отан» об особенностях казахского менталитета говорит в пафосном тоне, как о жизнеутверждающей ментальности казахов.

«…Про особенности казахстанского менталитета можно говорить много и долго. Мы – гостеприимный, радушный народ, полный оптимизма и жизнелюбия, обладающий душевной стойкостью и мужеством.

Мы отличаемся философским отношением к жизни, особым мироощущением взаимосвязанности всего сущего, восприятием картины мира во всей ее полноте и целостности, где каждый ее элемент – неотъемлемая часть жизни, часть целого. Все это берет начало в кочевом прошлом нашего народа, когда человек существовал в гармоничном взаимодействии с природой»– утверждает автор.

Не случайно особенностью нашего национального характера является толерантность, которая, на мой взгляд, действительно имела и имеет определяющее значение для нашего прошлого, настоящего и будущего» [2]. Ментальность народа проявляется и в общественных отношениях.

В менеджменте в системе корпоративной культуры, делового общения менталитет выражается особенно ярко. Особенности менталитета накладывают отпечаток на методы делового общения, в среде бизнес-отношений, условия так называемых джентльменских отношений строятся на взаимном доверии, уважении и почитании.

При этом помимо проявления внешней формы этикета в деловом общении первостепенное значение имеет внутренняя культура, психологический настрой и морально-этические характеристики партнера. Эти факторы определяются, в том числе и ментальностью определенной среды или общности, а также менталитетом их представителя.

Так, Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, говоря о менталитете общества и его влиянии на деловые отношения, отмечает: «… Мешает ли нам двигаться ментальность? Конечно, да. Государственная политика сложилась таким образом, что у народа отбили всю охоту трудиться.

Это при всем притом, что глава государства сказал, что те, кто мешает развитию малого и среднего бизнеса, идут против моей политики» [3].

Говоря о том, что сложившаяся в настоящее время проблема развития в обществе потребительского отношения к труду, невнимание к физическому созидательному труду, а гонка за лишь экономической выгодой, сиюминутной прибылью, прагматизм в человеческих отношениях, характеризуют некий образ современного «делового» человека без национальных особенностей, космополитических убеждений и принципов. Современная среда и система социума порождает зачастую отношение к материальному производству, основному двигателю экономического прогресса нигилистическое отношение и во главу отношений ставится коммерциализация общественной деятельности в худшем понимании этого понятия. Хотя сама по себе коммерциализация предполагает достижение экономического эффекта с использованием торгово- экономических отношений, что само по себе не является чем-то негативным, так как торговля являлась в эпоху меркантилизма и зарождения раннего капиталистического общества эффективным рычагом развития внешнеэкономических связей. Но коммерциализация внутри общества, где не производится материальная продукция, и созданный продукт, не подвергаясь технологическим переделам, а создает новый продукт, не привнося никаких трудовых усилий в сфере производства и обрастая дополнительными издержками многозвенной цепочки посредников – проводников продукции от начального производителя к конечному потребителю. Такая система производит общество потребителей и, в конечном счете создает только сферу услуг, вторичную экономику, даже экономику третьего сектора и в конечном счете непосредственно порождает менталитет общества потребителей без всякого намека на национальный характер и социальные установки. Хотя потребительское общество также и обладает определенной ментальностью, но лишенного нравственных установок, которые создаются лишь в процессе производства и воспроизводственных отношений в стремлении к научно- техническому прогрессу и новым знаниям и устремлением к постижению сущности бытия и место каждого человека в нем.

Не случайно в Послании Президента определены направления социальной модернизации Казахстана как Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда в качестве глобального тренда социальной модернизации [4].

Влияние менталитета на культурологическую сферу и среду выражается через определенные категории, непосредственно проявляющиеся в теоретических и практических исследованиях.

В сфере экономических отношений и в бизнес- среде влияние менталитета проявляется не в меньшей степени, чем в культурологической среде.

Среда делового общения, функции и факторы управления несут на себе характерные особенности того или иного способа общения, ведения деловых переговоров.

Особенности менталитета оказывают свое воздействие и отрасли, далекие от гуманитарных, например, архитектурные проекты и архитектурно- планировочные и конструктивные решения жилых домов, даже планировка производственных помещений определяется менталитетом потребителя.

Так, многосемейность и традиции гостеприимства предполагают просторные помещения, и, в первую очередь, большой холл, гостиная, зал и кухня, столовая, место традиционного сбора всего семейства и гостей.

Распространяется менталитет степняка и пристрастие к просторным производственным помещениям, офисам, вспомогательным помещениям и пр. Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант отмечает, что ментальность не бывает плохой. Наличие ментальности в любом случае характеризует национальные черты человека, создает ему определенный имидж, национальную самобытность.

Менталитет нации и государства два неразрывно связанных понятия. Не всегда менталитет государства и народа могут совпадать.

Но казахи как титульная нация и государствообразующий этнос несут высокую моральную ответственность за имидж государства за рубежом на международной арене, как в государственных контактах, в сфере деловых отношений, в личных взаимоотношениях, на государственном уровне, в среде образования, в туристической сфере, спорте, культуре и т.д. Активно муссируемый за рубежом образ так называемого Бората порожден негативным поведением отдельных лиц, готовностью желтой прессы опорочить страну, недавно появившуюся на межждународной арене. Успехи Республики Казахстан на международной арене и окрытость политического курса, проведение множества имиджевых мероприятий международного уровня заставили говорить о республике, ее народе, и нации.

  1. Ментальность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/698/- (дата обращения: 04.2014).
  2. Куанов А. Рассуждения о казахстанской ментальности //Литер. – 2008. – 28 августа. – С.4.
  3. Кшибеков К.Д. Истоки ментальности казахов. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 130 с.
  4. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахстанская правда. – 2013. – № 79-80. – С.9.

Фамилия автора: Байгожаева Д.Е.

Источник: https://articlekz.com/article/19868

Что такое менталитет и зависит ли от него успех?

Понятие ментальности, еще недавно редко встречающееся в отдельных трудах психологов и философов, сегодня не сходит со страниц журналов и телевизионных экранов. Значение новомодного слова известно не всем, а потому мы решили разобраться в том, что такое менталитет и каковы его особенности у русских и украинцев.

Менталитет: условия формирования

Чтобы легче было понять, что такое менталитет, приведем в качестве примера анекдот. Француз, немец и еврей пришли устраиваться на должность пилота в авиакомпанию.

На вопрос «Имеете ли вы опыт работы и сколько хотите получать?» француз ответил: «У меня 10 лет полетов и я рассчитываю на зарплату в 1000 евро: 500 буду тратить на себя, а 500 — на женщин».

Немец, имевший за плечами не менее внушительный опыт, потребовал 1500 евро, собираясь 500 из них тратить на себя, а 1000 откладывать.

Совет

Еврей, не совершивший ни одного полета, запросил 2000 евро. На вопрос представителя компании, как он может требовать такие деньги, если не умеет летать, потомок Моисея ответил: «А зачем мне летать? Я отдам 500 евро французу — пусть он летает за меня, а остальные 1500 оставлю себе».

В поведенческой модели каждого из персонажей анекдота отражена ментальность определенной нации.

Другими словами, менталитет — это совокупность взглядов, моральных ценностей и норм поведения, характерных определенной группе людей: социальному классу, нации, народу. Менталитет определяет стереотипы мышления и поведения.

Поэтому немцев считают экономными и пунктуальными, французов – непостоянными и куртуазными, а американцев — зацикленными на значимости их нации.

Ученые считают: формирование менталитета начинается в трехлетнем возрасте и длится на протяжении примерно 12 лет.

Среди факторов, влияющих на ментальность, называют:

  • модель поведения родителей. Ребенок неосознанно в той или иной степени перенимает мировоззрение отца и матери;
  • кино, литература, средства массовой информации. Книги, фильмы, передачи, статьи, прочитанные и просмотренные в период взросления, накладывают отпечаток на сознание человека, а, значит, и на его менталитет;
  • пример кумиров: любимых персонажей, ветеранов, педагогов — всех тех, кто является для подростка авторитетом;
  • внутренняя и внешняя политика государства. Она задает вектор экономического и культурного развития народа и каждого гражданина в отдельности.

Перечень факторов, под воздействием которых закладываются основы мировосприятия и системы ценностей человека и общества, можно продолжить. Свой вклад вносят школа, церковь и даже общественные организации.

Менталитет общества и его типы

Что такое менталитет, мы выяснили. Теперь обратимся к истории происхождения этого термина. Понятие менталитета было введено в оборот этнологом Люсьеном Леви-Брюлем, изучавшим жизнь первобытных племен. Чтобы обобщить особенности их поведения и мышления, он употребил определение «менталитет», объединив латинские слова, обозначавшие «душу», «ум» и «другие».

В соответствии с историческими этапами развития общества выделяют 4 типа менталитета:

1. Варварский, в основе которого лежат сила, выносливость, отсутствие страха перед смертью и сексуальная активность.

Представитель этого вида ментальности не воспринимает абстрактные понятия, а потому легко меняет религиозные убеждения.

Семья в шкале ценностей варвара стоит на первом месте, а потому он накажет или убьет любого, кто на нее посягнет. Отношение к государству и сюзерену гораздо более прохладное.

Обратите внимание

2. Аристократический, возникший с зарождением феодализма. Его отличительными чертами являются верность слову и долгу, наличие утонченных манер и сексуальная избирательность. Страх перед проявлением слабости заставляет представителей этой ментальности совершать смелые поступки, защищая свои принципы и убеждения.

3. Интельский, зачатки которого появились в эпоху Возрождения. Поскольку в то время уровень жизни и безопасности значительно повысился, умение выживать и бороться с трудностями отошло на второй план. Основными характеристиками данного типа стали общественные приоритеты, высокая работоспособность, отказ от роскошных излишеств, а также боязнь боли и страх перед смертью.

4. Буржуазный, носителями которого являемся мы, во главу угла ставит экономность, трудоголизм, неискренность и расчетливость. Стремление к власти и жажда наживы стали определяющими в поведении представителей этого типа менталитета, семья и друзья потеряли свою важность, а религиозные убеждения и моральные ценности меняются в зависимости от обстоятельств.

Конечно, перечисленные черты характерны не всем представителям каждой эпохи. Речь идет об основной массе людей, чье поведение определяется указанными выше типами менталитета.

Особенности менталитета русских и украинцев

Сегодня понятие «менталитет» чаще всего употребляется в контексте нации и подразумевает наличие общих черт характера, мировоззрения и поведения у ее представителей.

Приведем пример. Журналисты «Комсомольской правды», пытаясь выяснить различия в ментальности россиян и американцев, провели опрос. Оказалось, на многие вещи у представителей этих народов существуют совершенно различные взгляды.

Так, курение марихуаны осуждают 8 из 10 россиян, а в США только каждый второй. Зато к супружеским изменам американцы относятся крайне негативно (91% против), а вот в России адюльтер считают недопустимым всего 62% опрошенных.

Все перечисленное — проявление особенностей менталитета.

Иногда национальный менталитет путают с национальным характером. Ментальность объединяет особенности восприятия действительности, формируя на их основе определенные стереотипы мировоззрения, а национальный характер представляет собой стереотипы поведения, то есть является одним из проявлений менталитета.

Например, американец, выстраивая логическую цепочку, скажет: «Богатые — умные», а казах назовет богачей ворами. Это особенности национального менталитета. А вот активность американцев и пассивность и медлительность казахов уже относятся к национальному характеру.

Социологи уже давно задумались над тем, что скрывается за словами «загадочная русская душа».

Оказывается, типичными чертами русских являются негативное отношение к государству в лице чиновников (они для россиян — воплощение зла), вера в торжество добра, которое никогда не наступает, и надежда на счастливый случай (извечное русское «авось»).

Важно

Русские полны крайностей и противоречий. В их ментальности тесно переплелись черствость и умение сопереживать, делясь при этом последним, а также лень и способность много и упорно трудиться.

В менталитете украинцев отчетливо прослеживаются пассивность (принцип «моя хата — с краю»), превалирование чувств над разумом, вольнолюбие (примером могут служить запорожские казаки) и склонность к анархии (вспомните Нестора Махно). Такое сочетание стоило Украине государственного суверенитета, которого она была лишена на протяжении многих веков.

Поскольку менталитет во многом определяет поведение человека, он, безусловно, влияет и на успешность. В качестве примера приведем Германию — наиболее экономически развитую из стран Евросоюза.

Немцы — законопослушные трудоголики, даже и мысли не допускающие об уклонении от уплаты налогов.

Такое поведение граждан положительно сказывается на благосостоянии государства, но, заметьте, вы не сможете назвать навскидку ни одного немца-миллиардера.

А вот у американцев все иначе. Их часто называют выскочками — это слово наиболее точно отражает их национальную особенность — желание всегда и во всем казаться лучше других. Этот принцип лежит в основе американской мечты. Именно поэтому Соединенные Штаты занимают первое место в мире по количеству миллиардеров, однако экономика самой страны сейчас переживает не лучшие времена.

Надеемся, наш ответ на вопрос, что такое менталитет, был исчерпывающим, и, встречая это слово в статьях и книгах, вы теперь будете знать, о чем идет речь.

Источник: http://megapoisk.com/chto-takoe-mentalitet-tipy

Роль особенностей российской правовой ментальности в формировании правовой политики современного российского общества

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Аннотация: 

В статье рассматриваются проблемы формирования эффективной правовой политики на примере Российской Федерации. Предложения автора касаются не только российского опыта, они будут интересны для всех государств, находящихся в состоянии реформирования.

Автор рассматривает правовую политику как комплексную деятельность государства по реформированию всех элементов правовой системы. В результате он приходит к выводу, что совершенствование правотворчества в современных условиях недостаточно.

Совет

Требуется активное развитие со стороны государства других форм правовой политики: воспитательной, образовательной, идеологической деятельности.

Кроме этого, эффективная правовая политика должна основываться на особенностях менталитета определенной социальной общности, в противном случае все прогрессивные нововведения в правовой сфере обречены на провал.

Ключевые слова: 

правовая политика, правовой прогресс, правовое сознание, правовая реформа, правовая ментальность, Россия, РФ.

Литература: 

[1] Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория. Учебное пособие. Саратов, 2006. 

[2] Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. 

[3] Бутенко М.А. Разновидности правовой культуры // Вестник Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2006. № 34.

[4] Жигарев Е., Жеребенков В. Последствия социализма как причина кризиса духовности и нравственности в обществе // Право и жизнь. 2003. № 2. 

[5] Иванников И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России // Правоведение. 1996. № 2. 

[6] Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законодательство // Российская юстиция. 2001. № 2. 

[7] Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. № 10. 

[8] Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. 

[9] Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 

[10] Рыбакова О.Ю. Правовая политика как научная категория в историко-правовых исследованиях. М.: Статут, 2011. 

[11] Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. 

[12] Фролова Е.Е. Гражданское общество: история, реалии, перспективы // Экономика образования. 2008. № 4. 

[13] Фролова Е.Е., Ермаков С.Л. К вопросу о государственной политике в области государственного финансового контроля и банковского надзора // Финансовое право. 2011. № 4.

Заголовок En: 

Role of the Russian Mentality Features in the Legal Formation of Legal Policy of the Modern Russian Society

Ключевые слова En: 

legal policy, legal progress, legal consciousness, legal reform, legal mentality, Russian, Russian Federation.

Источник: http://pravozashitnik.net/ru/2016/1/10

2.4. Менталитет и ментальность

Термин “менталитет” происходит от латинского слова “mens”, смысл которого переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. Впервые данное понятие было разработано во французской школе “Анналов” (А.  Лефевр, М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.)

Менталитет — совокупность специфического склада ума, чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире, о себе, верования, мнения, предрассудки, присущие индивиду или определенной социальной общности.

Менталитет в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми. Понятие “менталитет” близко по значению к таким терминам, как мировоззрение, национальный характер, картина мира, однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью.

Менталитет как специфическая форма коллективного чувства, мышления и сознания влияет на оценку событий, является своеобразной призмой, через которую человек смотрит на мир, и в этом проявляется его связь с мировоззрением. Национальный характер воплощается не в каких-то личностных чертах всех или большинства отдельных членов нации, а в социокультурной деятельности народа.

Обратите внимание

Национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа. Он образует духовную атмосферу, которая царит в обществе и обнаруживает себя в образцах мышления и поведения, задаваемых культурой, в нормативах, ценностных ориентациях и продуктах культурного развития.

Национальный характер есть общее достояние народа, а не комбинация индивидуальных качеств, свойственных его представителям.

Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира, которая является результатом восприятия и видения окружающей человека действительности.

В основе картины мира лежит осмысление отношений человека с Космосом, с Богом, с властью, со временем и пространством, со смертью и бессмертием, понимание добра, зла, счастья, справедливости, эстетического совершенства и т.д.

Эти ценностные отношения являются базовым содержанием культурной картины мира и придают ей черты самобытности, которые позволяют отличать одну картину от другой.

В последнее время, наряду с понятием «менталитет», стал применяться производный от него термин «ментальность». Их соотношение можно рассматривать как отношение общего к частному.

Если под менталитетом понимается некое специфическое явление, характерное для человека вообще, то под ментальностью – форма его конкретного проявления.

В этой связи можно говорить о ментальности (но не менталитете) определенных социальных общностей или групп, а также  о ментальности отдельного человека (русская, немецкая ментальность, ментальность дворянства, студенчества и т.д.

), о ментальности определенного культурно-исторического периода (ментальность первобытного общества, ментальность эпохи Возрождения и т.д.). Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира.

Важно

Характер менталитета  определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, особенности русской души Н. А.

Бердяев связывал, прежде всего, с бескрайними русскими просторами, которые и породили в ней антинонимичные (противоречивые) начала: с одной стороны,  —  удаль, вольность, а с другой стороны,  —  чувство смирения, так как безграничное пространство не только побуждает человека к вольности, но и вселяет в него неуверенность в своих возможностях. Поэтому русский народ, как утверждал Н. А. Бердяев, —  народ государственный, но  одновременно и способный на бунт и анархию.

Характеризуя противоречивость русской культуры, Н.А.Бердяев называл Россию «Востоком-Западом» и утверждал, что в России «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад.

Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный «Востоко-Запад», она соединяет два мира.

И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русский марксист Г.В.Плеханов утверждал, что во время Петровских реформ осуществлялись «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны».

В дворянской среде формировалась культура по европейскому образцу, в то время как в народной среде происходило усиление «восточной деспотии и углубление азиатского способа производства», сопровождавшееся дальнейшим закрепощением крестьян, тогда как на Западе он исчезает.

 Татаро-монгольское влияние обусловило формирование министрально-подданический тип социальных связей.

На основе подданнического типа социальных связей сложилось и особое представление о поведении человека в обществе.

Он стало оцениваться и в общественной, и в частной жизни с точки зрения выполнения своего «чина», то есть в соответствии с его местом в социальной иерархии.

Совет

Появилась особая, холопская, психология и нравственность, безответственно – пренебрежительная по отношению к своим подданным и рабски уничижительная – к своему господину.

Если в западноевропейской культуре верховный правитель воспринимался как обычный, но лишь обладающий незаурядными способностями человек, то в восточной и русской  традиции правитель наделяется харизмой (сакрализация личности). В качестве примера можно привести обожествление фараонов в Древнем Египте, а в России – царя, а затем и генеральные секретари компартии (в особенности И.В.Сталин).

Принятие христианства в его православной, греко-византийской форме определило историческую судьбу Российского государства. Этот выбор был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа.  Православие, включив в свою сферу все слои русского народа, всё общество, не захватывало человекацеликом.Проникновение человека в толщу народной жизни не было всеобъемлющим.

Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало время провождение и праздничное настроение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях, предоставляя во всём этом свободный простор самобытному национальному творчеству, основанному на языческой экзальтации почвы и духа.

Русский философ Серебряного век Г.П.Федотов представлял структуру менталитета русской культуры в виде «двухжелткового яйца» — эллипса с двумя разнозаряженными центрами, между которыми «развертывается постоянная борьба – сотрудничество, сочетающая напряжение и отталкивание смысловых полюсов.

Внутренняя поляризованность русской культуры, в каждый конкретный момент драматичная, остроконфликтная, на разных этапах исторического становления и развития выражалась различно: то это оседлость и кочевничество, то – христианство и язычество, то – земство и опричнина, то – церковность и секуляризация (омирщение жизни), то – западничество и славянофильство, то – революция и реакция, то – федерация и империя, то – коммунизм и антикоммунизм, то – «демократы» и «патриоты».

Отечественный культуролог И.В.Кондаков определил фундаментальное качество русского менталитета как бинарное.

Стабильная противоречивость русской культуры, порождает, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой цивилизации,  что и составляет ее органическое своеобразие и называется бинарностью

Обратите внимание

Однако под средой, обусловливающей фактор менталитета, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей: быт, обычаи, традиции, верования и система экономических и политических отношений.

Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые.

Например, архитектурные сооружения 30-60-х годов в Москве (главный корпус МГУ, неосуществленный архитектурно-скульптурный проект Дворца Советов, превосходящий по высоте американские небоскребы (425 м), с венчающей стометровой статуей Ленина), должны были стать символами нового, советского образа жизни. Новая архитектурная среда была призвана формировать менталитет человека тоталитарной системы, в которой сочетались бы два противоположных начала – восхищение мощной политической системой и страх перед ней.

Интерес к менталитету в культурологии разнопланов. С одной стороны, познание особенностей культуры, образа жизни, религиозных верований народа конкретной эпохи предполагает постижение его менталитета.

С другой, познание менталитета определенного этноса есть ключ к познанию его культуры. Такой методологический подход в изучении средневековой культуры применили в своих исследованиях Ж. Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада» и А.Я.

Гуревич  «Категории средневековой культуры».

Таким  образом, если менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву, политической системе, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее, ни понять ни секрет экономических скачков, которые порой совершает общество, ни причин торможения его развития.

Источник: http://libraryno.ru/2-4-mentalitet-i-mental-nost-kult/

Формирование менталитета русского народа

Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Чтобы существовать, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого.

Некоторые из них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и в конечном счете развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям.

Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизации.

Важно

Стремление подражать более развитым соседям приводит к осознанию ценности прогресса. Взаимодействие потребностей и культурных ценностей вызывает устойчивое стремление к совершенствованию.

В противном случае воспроизведение традиционных форм жизни может продолжаться веками и тысячелетиями, а сама традиция может превращаться в абсолютный идеал, нарушение которого считается преступным. Примеры архаичных обществ дает Африка, быстро развивающихся и модернизирующихся – Европа и Северная Америка.

В истории Азии преобладают тенденции к традиционности, но в определенных условиях азиатские цивилизации способны к развитию. Самобытность России определяет ее географическое положение между Европой и Азией, миром модернизации и миром традиционности.

Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на национальный характер, жизненные ценности, составляющие менталитет народа. В значительной степени он является формой духовного приспособления к среде обитания, способом наделения смыслом привычных, повседневных действий и поступков.

Влияние географической среды многообразно (природные, демографические и другие факторы). Главным среди природных факторов зоны расселения восточных славян, предков русских, появившихся в VI в. на территории современной Украины, был ее континентальный характер.

Море с его торговыми путями, связывающими цивилизации, играло в русской истории меньшую роль, чем необъятные, слабо освоенные территории Евразийского материка. Выход России к морю связан в основном с событиями XVIII-XX вв. Колониальной заморской империи, такой, как в Англии, русским создать не удалось.

Зато они освоили и заселили шестую часть суши от Прибалтики до Дальнего Востока. Подобной зоны компактного расселения не имеет больше ни один народ в мире.

Это потребовало от русского народа невероятных, героических усилий по колонизации земель, которая составляет своего рода географический “стержень” русской истории. Особенности отдельных этапов колонизации во многом определили специфику исторического развития России.

Совет

Общим для территорий, освоенных русскими, является относительное однообразие природных факторов, которое обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах.

Это отличало условия деятельности русского народа от условий деятельности народов западноевропейских стран.

В Западной Европе обилие гор и возвышенностей, сильное расчленение местности благоприятствовало специализации хозяйства, способствовало товарообмену между населением гор и долин.

Народы Западной Европы в начале истории европейской цивилизации резко отличались друг от друга по культурному уровню. Часть из них входила в состав Римской империи и заимствовала античную культуру.

Принятие древними германцами христианства и латинского языка как языка богословия привело к превращению последнего в язык межнационального общения в Западной Европе, подталкивало ее народы к активному освоению опыта античной культуры.

Результатом этого были малые “Возрождения” VIII-XII вв. (каролингское, фридриховское и др.), которые позволили западноевропейцам творчески усвоить культуру и право Римской империи.

У римлян германцы позаимствовали обычай строить каменные города, которые были непреодолимой преградой на пути новых волн кочевников с Востока. Их нападения в основном прекратились к 1000 г.

В России же однообразие ландшафта создавало слабые предпосылки для специализации хозяйства и внутренней торговли, которые возникли довольно поздно. На пути расселения восточных славян почти отсутствовали народы с древней высокой культурой.

Обратите внимание

Контакты с Византийской империей лишь отчасти способствовали развитию древнерусской культуры. Ранний перевод богослужебных книг на славянский язык монахами Кириллом и Мефодием в IX в. сделал необязательным изучение греческого языка, затруднив активное восприятие и творческую переработку античной культуры.

Поэтому “Предвозрождение” европейского типа началось в России лишь в XV в. Незнание латинского языка, языка законодательства и науки, не давало возможности русским до XVIII в. пользоваться культурными ценностями Западной Европы. Наконец, Россия постоянно соприкасалась со Степью, до XVIII в.

испытывала угрозу опустошительных нашествий степняков. Все это тормозило ее внутреннее развитие, исторический прогресс.

Тип хозяйства.

Особенности природной среды расселения русских во многом определили их национальный характер и господствующие ценности. Плотность населения Западной Европы, интенсивность обмена, ограниченность природных ресурсов способствовали интенсификации хозяйства, стремлению к нововведениям.

Большое пространство зоны расселения, относительно низкая плотность населения создавали в России возможность поддерживать требуемый уровень жизни, вовлекая в хозяйственный оборот естественные богатства земли. В лучшем случае на новые земли переносились традиционные навыки хозяйствования.

Все это породило у русских привычку к экстенсивному, потребительскому отношению к природным ресурсам. Возникла утопия о “неисчерпаемости богатств” родной земли. Главными оказались количественные, а не качественные критерии, число, а не умение.

Противоположные тенденции в национальном характере развивались в основном в городах и в исторически более поздний период.

Идеал деятельности.

На трудовые навыки русского населения серьезно повлияли климатические условия. В Европе колебания температуры в течение года из-за влияния североатлантического течения Гольфстрим составляют 10-20° в год. Россия, в том числе европейская ее часть, лежит в зоне действия сибирского антициклона, при котором колебания температуры более значительны – до 35-40° в год.

Важно

Температура января в Европе в среднем на 10° выше, чем в центре России. Это позволяет заниматься сельским хозяйством, в том числе земледелием, большую часть года, например разводить сорта овощей, которые растут и зимой.

У крестьянина там практически отсутствует мертвый сезон, что приучает его к систематическому труду. Весенний и осенний периоды здесь более продолжительны, чем в России. Нет необходимости завершать сев в кратчайшие сроки и спешно убирать хлеб до того, как он уйдет под снег.

Это также учит неторопливой систематичности в труде.

В России же глубокое промерзание почвы (40 см в центре страны) и короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляют крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на сельскохозяйственные заботы – пахоту, сев, от скорости проведения которых зависит его благосостояние в течение всего года.

Лето для русского крестьянина – период страды, предельного напряжения сил. Это выработало в русском человеке способность “выложиться”, провести огромную работу за короткий срок. Но время страды невелико. Снег в России лежит 5-6 месяцев. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо-пассивное.

Эта ситуация отразилась в пословице: “Русский мужик долго запрягает, да быстро едет”.

Правда, надо отметить, что отсутствие стремления к высокому качеству труда было связано также с общественными отношениями в России, крепостным трудом. В тех зонах, где его не существовало, – на Севере и в Сибири – ценности постоянного и качественного труда стояли выше, чем в Центральной России.

Индивидуализм и коллективизм. Неторопливо-пассивное отношение к труду и жизни выработало у человека другую ценность – терпеливость,ставшую одной из черт национального характера. Лучше “перетерпеть”, чем предпринять что-либо, изменить ход жизни. В этом проявляется не только недостаток инициативы, но принципиальное нежелание выделяться своей активностью среди окружающих.

Такое поведение оправдывается характером труда и расселения русских крестьян. Освоение лесов, покрывавших большую часть территории страны, вырубка и корчевка деревьев, вспашка земли требовали коллективного труда нескольких семей. Работая в коллективе, люди действовали единообразно, стремясь не выделяться среди других. В этом был свой смысл.

Совет

Сплоченность коллектива была важнее, чем эффективность деятельности каждого из его членов. Впоследствии в том же направлении крестьян подталкивало общинное уравнительное землевладение. В результате среди русских слабо развился индивидуализм, заставляющий стремиться к инициативе, повышению эффективности труда и личному обогащению.

Его появление связано с более поздними процессами в русском обществе и влиянием европейских ценностей.

Однако тот же коллективизм был основой душевности отношений между людьми, безоглядных проявлений благородства и самопожертвования, широты души русского человека, также являвшейся формой “нерасчетливости”.

Ориентация на потребности коллектива воспитывала в русских людях то, что они в большинстве своем оказывались чуждыми мелкому житейскому благоразумию. Идеалом крестьянина было умение во многом отказывать себе ради интересов общего дела.

Жизнь воспринималась как исполнение долга, бесконечное преодоление трудностей. Житейская мудрость учила, что обстоятельства чаще выступают против человека, чем на его стороне. Это сформировало в русском народе такие черты, как упорство и изобретательность в достижении поставленных целей.

Исполнение задуманного рассматривалось как редкая удача, дар судьбы, и тогда привычный аскетизмбудней сменялся разгулом праздника, на который приглашалось все село. Переход от такого яркого, самобытного типа личности в XVIII в.

к более европеизированному (среди образованных слоев общества) воспринимался многими как духовная деградация.



Источник: http://biofile.ru/his/30821.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector