Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

Профессиональное самоопределение личности учащихся

Рано или поздно каждый человек становится перед проблемой профессионального самоопределения, которая возникает еще в период обучения.

К счастью, существуют различные профтесты, которые помогают учащимся и старшеклассникам хоть немного определиться, в каком направлении им идти.

Однако система самоопределения еще недостаточно развита, отчего люди получают образование, которым потом не пользуются, или работают на нелюбимых работах.

Обратите внимание

Со временем каждый человек становится перед выбором профессии, а также необходимостью зарабатывать себе на проживание. Можно ли помочь человеку в правильном выборе профессии? Можно, но для этого нужно учитывать множество факторов.

Хотите полюбить свою работу, чем бы вы ни занимались? Хотели бы вы не бояться работать, устраиваться на работу? Есть ли у вас желание наконец-то найти то место в рабочей сфере, где вы будете чувствовать себя счастливым и реализованным человеком? Если все это про вас, тогда необходимо поработать над одним аспектом вашей личности – вашими убеждениями.

С самого детства многие люди, наблюдая за своими родителями, замечают, как сильно они страдают от своей работы. Родители недовольны своей заработной платой, постоянно ссорятся из-за маленькой зарплаты, устают и приходят нервными после рабочего дня. Возникает естественное отрицательное отношение к работе.

Ребенок еще не понимает, что такое работа, он никогда не работал, но у него уже в подсознании закладываются определенные убеждения, которые формируются на основе того, что он видит в жизни своих родителей.

И если родители ненавидели свою работу, то и ребенок будет ненавидеть свой труд, когда вырастет и начнет на кого-то работать.

Соответственно, неправильно сформированное убеждение изначально заставляет человека относиться к работе отрицательно. Вы еще не работаете, а уже ненавидите. Вы еще не устроились на работу, а уже рисуете в своем воображения мрачные картинки того, как вам придется рано утром вставать и допоздна работать.

Не будем обсуждать график работы и уровень заработной платы, поскольку, по большому счету, вы сами выбираете, где вам работать и сколько сил и времени на свой труд тратить. И если вам не нравится работа, то вы вправе уволиться и найти другую.

Но если причина заключается в том, что вы просто ненавидите свою работу, хотя уровень вашей заработной платы и график работы вас устраивают, тогда вам необходимо сменить свой подход к работе.

Важно

Какой будет новый подход к работе? Работа – это своего рода сотрудничество, когда объединяются люди ради развития одного и того же дела.

Если вы уясните данную идею, то ваше убеждение «работа – это плохо» изменится. Вы не работаете, а помогаете другому человеку развить его дело. За это он вам платит определенную сумму денег, на которую вы сами же и согласились. При этом он вас попросил уделять на труд столько-то времени каждый день.

Вы – не раб и не чернорабочий. Вы – партнер или помощник, который помогает другому человеку развивать его дело.

Соответственно, если вы когда-то мечтали о своем деле, но не смогли его организовать, представьте себе, что вы уже занимаетесь развитием своего дела, которое организовал другой человек. Вы уже развиваете бизнес, но только не свой, а чужой.

Вы вызвались помочь другому человеку за определенную плату. И самое главное, что требуется от вас, — это самому выбрать, над чьим делом вы будете работать, кому помогать, сколько времени и сил уделять и сколько при этом получать.

Профессиональное самоопределение учащихся

Профессиональным самоопределением учащихся является становление индивида, который формирует правильное отношение к рабочему процессу, а также способен реализовать свой потенциал в трудовых условиях.

Несомненно, школьник еще не может работать и пробовать свои силы в различных профессиях.

Однако у него уже должны иметься определенные представления о том, какие специальности существуют, что каждая из них под собой подразумевает, а также понимать, в какой профессиональной среде он сможет реализовать свой потенциал.

Совет

Каждый ребенок должен иметь представление о том, какие профессии существуют. Желательно в данном процессе не создавать у ребенка определенного отношения к тем или иным специальностям. Как говорится, «все профессии важны». Если не будет дворников и посудомойщиц, то никто за них не выполнит данную работу.

Ребенок должен иметь не просто представление, но и свободу выбора, кем он хочет быть. Конечно, мотивы родителей ясны, когда они хотят, чтобы их дитя занималось исключительно той деятельностью, которая приносит высокий доход. Однако ребенок может быть несчастлив в этой деятельности.

Большие деньги можно заработать, будучи кем угодно. Если человек находится на своем месте, то он сможет заработать себе на жизнь.

перейти наверх

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Старшеклассникам уже нужно иметь общее представление о том, кем они хотят быть и чем заниматься. Это составляет одну из базовых проблем, почему дети, которые не знают, кем хотят быть, затем получают образование, по которому не работают.

Итак, еще в школьном возрасте ребенок в конце своего обучения должен понимать, кем он хочет быть. Профессиональное самоопределение возможно при помощи прохождения специальных тестов, наблюдения за ребенком, соотнесения его качеств с требованиями к специалистам, а также консультации с психологом.

Зачастую старшеклассники не могут дать четкого ответа на вопрос, кем они хотят быть, поэтому им нужна помощь. Невозможность определиться связана с тем, что дети поверхностно знают все нюансы различных специальностей. Они не способны дать четкого ответа на вопрос, кто чем занимается и на что они готовы сами пойти.

Поскольку дети мало разбираются в профессиях, им должны помочь родители. Здесь необходимо соотнести качества характера, наклонности, любимые занятия ребенка с тем, что требуется в той или иной деятельности. Если не ограничивать ребенка «престижностью» отдельных специальностей, тогда он сможет свободно выбрать свой путь.

перейти наверх

Первые трудовые функции человек начинает выполнять еще в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте ребенок копирует своих родителей, других взрослых, играя в ролевые игры, когда он выполняет ту или иную профессиональную функцию.

В среднем школьном возрасте у каждого ребенка начинают формироваться свои наклонности. Каждый начинает идти по своему пути, увлекаясь различными занятиями.

В старшем школьном возрасте у каждого ребенка формируется нравственное восприятие той или иной работы. В зависимости от того, что ребенок считает для себя хорошим, престижным, нужным и полезным, он будет увлекаться той или иной профессией. Конечно, в процессе данного становления на профессиональное самоопределение личности влияют родители, школа и установки друзей-ровесников.

После наступления 18 лет ребенок начинает пробовать свои профессиональные навыки. Здесь он зачастую идет работать туда, где его принимают без опыта и навыков работы.

На данном этапе он начинает либо развивать свои навыки на той работе, где устроился, либо искать себя, часто сменяя работу одну на другую.

Обратите внимание

Родители должны нормально на это реагировать, поскольку до 25-30 лет нормально заниматься поиском самого себя в трудовой деятельности.

Уже после 30 лет человек зачастую занимается тем, к чему уж привык или где нашел себя, таким образом заниматься этим до самой старости. В редких случаях люди после 40 лет занимаются переобучением и кардинальной сменой деятельности. Если и происходит смена работы, то обычно человек выбирает ту деятельность, которая требует навыков, уже имеющихся у него, хотя бы частично.

перейти наверх

Проблема профессионального самоопределения

Существует множество факторов, которые составляют проблему профессионального самоопределения:

  1. Отсутствие четкого понимания профессиональных обязанностей.
  2. Отсутствие четкого понимания своих качеств, наклонностей и предрасположенности.
  3. Отсутствие вообще каких-либо желаний и заинтересованности деятельностью.

Также следует отметить, что родители забывают о возможности их детей не работать, а создавать свой бизнес. Несомненно, в семье обычных работников складывается мнение, что и дети будут работать «на дядю». Однако нередко именно из семьи обычных работяг получаются отличные бизнесмены.

Одной из популярных тем среди наемных рабочих, желающих зарабатывать много денег, является создание своего бизнеса или устройство на такую работу, где высоко оплачивается труд.

Поскольку наемный труд регулируется другими людьми и заработная плата зависит от настроения и желания начальника поделиться своими деньгами с сотрудниками, многие думают о том, что единственный способ жить хорошо и роскошно – это создать собственный бизнес.

Если посмотреть на сформированные бизнесы, то можно заметить, что не любой человек готов и способен развить свое дело. Есть люди, которым лучше работать на «дядю», и те, кто может организовать свое дело.

Здесь возникает вопрос: неужели люди, которые будут работать на других, будут всю жизнь несчастными и бедными? Конечно, никто не гарантирует высокой зарплаты, если сам начальник не захочет платить больше.

Однако следует развенчать миф о том, что только собственный бизнес приносит ту свободу и те богатства, о которых мечтает человек.

Почему люди бросают работу и пытаются создать свое дело? Они хотят быть свободными. У многих есть представление о том, что бизнес – это путь к свободе и большим деньгам. Никто не отрицает того факта, что свое дело дает больше свободы и может принести больше денег. Но свобода – относительное понятие, а то количество денег, которые вы заработаете, уже будет зависеть от качества работы.

Важно

Многие люди бегут от наемного труда лишь потому, что не хотят работать. Насмотревшись фильмов и передач про успешных людей, кажется, будто собственный бизнес – это сидеть, ничего не делать и получать много денег. Если бы это было так, то всех бы научили такому искусному ремеслу. Но лишь бизнесмены скажут, что ничегонеделание в собственном бизнесе приводит к отсутствию какой-либо прибыли.

Человек бежит к свободе от работы или к свободе, чтобы заниматься тем, что ему нравится? Если он бежит от работы, то и собственный бизнес долго существовать не будет. Как работая на себя, так и работая на кого-то, необходимо прилагать усилия. Если человек не желает работать, то ему не имеет смысла покидать наемный труд, поскольку и с собственным делом у него все будет плохо.

Нет задачи — вообще уйти от работы. Есть задача — лучше работать. А как это будет, наемно или свободно, не иметь большого значения.

При какой организации жизни человек будет не просто функционирующим, а работающим над развитием? Здесь важна личность и реализованность.

В зависимости от того, где он будет чувствовать себя более счастливым и реализованным, каким делом будет с удовольствием заниматься, то и принесет желанную свободу и прибыль.

Читайте также:  Неврастения - симптомы, лечение, признаки, причины

перейти наверх

Итог

Кем бы ребенок ни работал и какую бы профессию ни выбрал, важно одно – проявлять уважение к своему труду. Многих людей, которые занимают ту или иную должность, можно назвать фриками. Это – люди, которые лишь поверхностно разбираются в той специальности, которой занимаются, не понимая, зачем им учиться и развиваться в ней.

Таким образом, люди открывают рот и уже думают, что умеют петь. Прикоснувшись к шесту, женщины думают, что умеют танцевать на нем. Сев за руль автомобиля, мужчины считают, что являются профессиональными водителями. Но на самом деле люди являются фриками, если они не углубляют свои познания и умения в той области деятельности, которой занимаются.

С таким же успехом можно назвать любую домохозяйку отличным поваром, лишь потому что ей приходится готовить пищу.

Но на самом деле домохозяйки не являются поварами высокого класса, поскольку не углубляют свои познания, умения и не развиваются в кулинарных способностях. Уметь готовить 5 блюд – еще не говорит о том, что вы являетесь поваром.

Совет

А вот быть способным приготовить из некоторого набора продуктов вкусное блюдо, которое, возможно, ранее не готовилось, — это уже искусство.

К профессии необходимо проявлять уважение и интерес. Чтобы быть профессионалом своего дела, необходимо учиться, познавать, тренировать свои навыки и умения. В противном случае лишь поверхностное познание дела выдает непрофессионала, фрика.

Многие люди считают себя способными и умелыми. Но если их попросить что-либо сделать, то можно заметить, что на самом деле они не знают всех тонкостей своего дела. Если человек не может ответить на любой вопрос, касающийся его профессии, если он не знает тонкости своей специальности, значит, он не является профессионалом.

Фриков много. В настоящее время есть много людей, которые на самом деле могут выполнять лишь рутинную и стандартную работу в своей должности. И лишь малая часть людей являются профессионалами, которые постоянно обучаются, развиваются и познают все тонкости своего дела. Именно этих профессионалов и ценят работодатели любых фирм.

Источник: http://PsyMedCare.ru/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-uchashhihsya-starsheklassnikov

Профессиональное самоопределение личности

Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги.

Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением.

Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал psytheater.com может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении.

Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются.

Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие.

Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист.

Обратите внимание

Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать.

Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много.

Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

перейти наверх

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать.

Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением.

Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается  с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

перейти наверх

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования.

Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные.

К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания.

Важно

Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

перейти наверх

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.
Читайте также:  Онейроид - причины, лечение, что такое онейроидный синдром?

перейти наверх

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний.

Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей.

Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

перейти наверх

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.

Источник: http://PsyTheater.com/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-uchashegosya.html

Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Личность в юношеском возрасте должна осознавать, что сегодня, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, более того находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Одним из судьбоносных в жизни каждого человека является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией, который весьма актуален, прежде всего, для старшеклассников, оканчивающих школу и вступающих в самостоятельную трудовую жизнь.

В настоящее время проблема самоопределения выступает особенно рельефно, поскольку сегодняшним школьникам придется решать сложные и ответственные задачи создания новой системы профессионально значимых ценностей и идеалов, формирования новой профессиональной структуры общества.

Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. То есть, самоопределение это процесс действия, действия в определённую сторону своих жизненных приоритетов, базирующихся на способностях, наклонностях, творческом потенциале человека.

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

                    жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

                    личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;

                    профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т. е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое — осознает себя как представителя того или другого пола, национальное — отождествляет себя с собственным народом.

Совет

В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути — поиск мучительный, нередко безуспешный. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности.

Деятельностно-смысловое единство личности — это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:

                    оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориентаций личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т.д.), т. е. состоянием, обуславливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов);

                    возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования деятельности личности;

                    минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний.

Личность при таком подходе является одновременно объектом профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Одним из приоритетов в подростковом возрасте является позиционирование себя в мире профессий.

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека.

Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять. Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное самоопределение — необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне.

Обратите внимание

Как отмечают ученые, изучающие особенности подросткового и раннего юношеского периода, возникающая в этом возрасте потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности школьника, но и определяет ее. Это относится, прежде всего, к выбору учебного заведения, классов с различной специализацией и игнорированию предметов того или иного цикла.

Ряд авторов указывают на сдвиг мотива на цель у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Становясь реально действующим мотивом, профессиональные намерения меняют учебную активность учащихся, начинающих оценивать свои знания и умения, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми к своей будущей профессии.

С другой стороны, профессиональные намерения возникают и как результат активности самих учащихся, как источник удовлетворения потребности в самоопределении. При этом на формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности школьников, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение.

В подростковом и старшем школьном возрасте нередко происходит рассогласование намерений и поступков. Однако, опираясь на чувство долга, моральная ответственность приводит в соответствие слово и дело, намерение и поступок.

В этом случае взаимодействия с долгом чувство ответственности помогает личности оценить реальные объективные и субъективные возможности в реализации ее намерений, то есть способствует формированию правильной самооценки.

В процессе формирования личности под влиянием ближайшего окружения (семьи, друзей), школы, средств информации и других связей у человека накапливаются сведения о различных видах трудовой деятельности; складывается устойчивое эмоциональное отношение к ним; вырабатываются установки на профессии и другие жизненные ценности, связанные с трудовой деятельностью.

В этом смысле немаловажно, как школьник взаимодействует с окружающими его людьми, какой стиль отношений предпочитает использовать в совместной деятельности. От этого во многом зависит его будущий профессиональный рост.

На первом этапе речь не идет о карьере, но, чтобы выбор жизненного пути стал удачным, необходимо учитывать и предпочитаемый личностью стиль взаимодействия.

Таким образом, ситуация развития, характеризующая период на рубеже подросткового и старшего школьного возраста, потребности учащихся в самоопределении и профессиональной самореализации определяют формирование способностей, склонностей, интересов как операциональных возможностей для возникновения и фиксации системы отношений.

Важно

Значительным является такой социально-психологический фактор как повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении.

Причем развитие личности становится потребностью человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения своих сил, выражения индивидуальных особенностей.

В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.

Среди противоречий можно выделить следующие:

                    противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем;

                    противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью “выживания” в рыночных условиях;

                    противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею;

                    противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею;

                    противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

В каждом конкретном случае возникающие противоречия разрешаются в зависимости от индивидуальных особенностей структуры личности учащегося, особенностей профессиональной деятельности, положения на рынке труда в данный момент и в ближайшей перспективе.

Таким образом, профессиональное самоопределение — процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.

Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирает (объект выбора).

И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

Совет

Наиболее изученным и признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности.

Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.

Развитие практики профессионального ориентирования молодежи становится в наши дни как никогда актуальным. В изменившихся экономических условиях необходимо помочь старшеклассникам познать свои способности и возможности, научить их разбираться в мире профессий, соотносить свои “хочу” и “могу” с рынком труда. Таков новый социальный заказ!

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24332/

Профессиональное самоопределение старшеклассников

В настоящее время проблемы профессионального самоопределения приобрели особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Читайте также:  Как успокоиться перед экзаменом - советы психолога

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.

Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности

Профессиональный выбор в отличие от профессионального самоопределения — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.

Е.А. Климов понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений).

Выделяется три уровня профессионального самоопределения:

  • высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора),
  • средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора),
  • низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).

То есть, профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесениях с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

Субъектом профессионального самоопределения выступает старшеклассник. Правильный выбор профессии должен определяться как сознанием, чувством долга, так и интересом, склонностями к данной профессии, и, разумеется, возможностями личности.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некую общую структуру.

Обратите внимание

Она включает в себя позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Старшеклассник часто отождествляет учебный предмет с профессией. Порой человек, увлеченный конкретным учебным предметом, не представляет, какое разнообразие профессий стоит за ним.

Иногда в выборе профессии старшеклассник ориентируется не на свои интересы и способности, а на представителя той или иной профессии. Допустим, ученику нравится профессия отца-врача.

Отец является для него авторитетом, он хочет подражать ему и стремится выбрать ту профессию, которую в свое время выбрал его отец.

Однако способностей и склонностей к данной профессии у ребенка может не обнаружиться вовсе.

Близко к этому фактору стоит фактор социального статуса семьи индивида. Здесь действует известный социальный закон, что родители и дети стремятся, чтобы статус детей был не ниже статуса родителей.

Согласно этому закону высшее образование родителей является фактором, существенно влияющим на формирование ориентации детей, на получение высшего образования.

Высшее образование в таких семьях рассматривается как обязательное требование, в то время как в семьях с невысоким образовательным уровнем высшее образование является скорее желательным, чем обязательным требованием.

Важно

Часто ребенок увлекается только внешней стороной профессии. Это может быть высокий материальный достаток, который сулит данная специальность. Но известно, что в каждой деятельности свои особенности и свои требования, которые могут не соответствовать личностно-психологическим особенностям индивида. Поэтому руководствоваться только этим принципом бессмысленно.

Кроме того, профессия может просто считаться престижной. Престиж профессии — сложное и многозначное понятие. Оно отражает оценку профессии в глазах общества. В общественном мнении всегда существует определенная шкала престижа профессий.

Учитывая социально-политическую и экономическую обстановку в стране, на сегодняшний день значительно возрос престиж профессий, требующих высшего образования. Наиболее престижными на сегодняшний момент остаются юридические, экономические, военные специальности.

Это наглядно показывает факт повсеместного функционирования в государстве так называемых частных вузов, которые предлагают обучение преимущественно по первым двум специальностям. Кроме того, большой популярностью пользуются учебные заведения, предлагающие освоить психологические и лингвистические специальности.

Еще одним фактором является прямое и косвенное мнение товарищей. Однако зачастую это мнение заглушает мнение рассудка самого индивида, что приводит к опрометчивым поступкам. Игнорируя свои интересы, он может, к примеру, поступить в какое-то учебное заведение вслед за товарищем, не имея при этом никаких личностных предпосылок.

В целом, можно говорить о том, что каковы бы не были факторы, влияющие на самоопределение, в настоящий момент наблюдается ориентация молодежи на продолжение образования.

Все субъективные факторы, под влиянием которых формируется профессиональное намерение молодежи, нацеленной на продолжение образования, представляют собой личностную ориентацию, которая в зависимости от индивидуально-психологических качеств личности может выступать в двух видах: как «ориентация на Я», так и «ориентация на задачу».

Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха.

Совет

В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности («ориентация на Я») или желание добиться социально ценного результата, стремление создать что-то ценное и нужное для людей («ориентация на задачу»).

При этом объективно задача может быть трудной, но человеку может субъективно казаться, что риск небольшой, так как он чаще всего переоценивает себя.

Если охарактеризовать психологические предпосылки выбора профессии, то профессиональное самоопределение учащихся представляет собой сложный вид деятельности, предполагающий длительную мотивацию. На реализацию этой деятельности направлена вся личность с ее потребностями, интересами, стремлениями, а также с ее мотивационной сферой.

Сознательный выбор профессии является сложным видом деятельности и предполагает длительную мотивацию. Мотивация профессиональных намерений не исключает возможности появления мотивационных конфликтов.

Они могут проявляться в противоречии между потребностями общества в работниках определенной отрасли народного хозяйства и ценностными ориентациями конкретной личности («Надо, но не хочу») и в противоречиях личностного порядка, между желаниями личности и ее возможностями («Хочу, но не могу»).

Как показывают исследования, более половины учащихся не в состоянии мотивировать свои профессиональные намерения. Отсутствие мотивации, как правило, говорит о недостаточной продуманности и о случайном характере выбора профессии.

Рассматривая динамику мотивации профессиональных намерений старшеклассников, необходимо отметить, что интерес к выбираемой профессии занимает ведущее место на этом возрастном этапе. На втором месте находятся мотивы долга, общественной значимости выбранной профессии. Затем следует мотив самооценки своей профессиональной пригодности.

Возрастает интерес к выбираемой профессии, а также роль оценки качеств своей личности. Следует отметить, что ведущими мотивами при выборе профессии являются общественные идеалы, творческий характер труда, перспективы роста, продвижение работника по служебной лестнице (вертикальная мобильность).

Среди мотивов выбора профессии выделяется материальное положение.

Обратите внимание

Итак, профессиональное самоопределение неизбежно несет в себе ряд противоречий. Среди них необходимо отметить несоответствие профессиональных устремлений молодых людей потребностям государства в кадрах определенной профессии, то есть проблема пресловутых престижных профессий.

Это противоречие выражается и в том, что большинство выпускников школы, по данным исследований и соцопросов выражают желание продолжить обучение в высших учебных заведениях, в то время как государство нуждается, прежде всего, в рабочих руках. Кроме того, выбирая профессию, молодежь сталкивается и затруднениями личного порядка.

Молодые люди, вступающие в жизнь, по ряду причин (широта способностей и склонностей, отсутствие психологических знаний, неумение анализировать, недостаточная информация о профессиях и т.д.) не всегда в состоянии дать объективную оценку своим способностям, а, следовательно, и правильно выбрать профессию.

Отсюда еще одно противоречие, а именно: несоответствие требований случайно избираемой профессии, с одной стороны, и личных качеств, особенностей человека, с другой стороны, что является существенным препятствием для принципа «от каждого по способности.

В заключение приведем слова известного отечественного социолога В.Н. Шубкина, который отмечал, что все первые решения молодежи сотканы из противоречий.

Они всюду: между личными профессиональными планами и потребностями общества в кадрах, между господствующей ориентацией на вуз и числом выпускников, которые могут в него поступить, между юношеским максимализмом и реальной жизни. То есть противоречия существовали, и будут существовать всегда. Важно не столько это, сколько факт реальности их разрешения.

На процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь личности понять себя, оценить свои способности. Следовательно, профессиональное самоопределение — управляемый процесс.

Источник: https://novainfo.ru/article/12234

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение личности – акт осознанного выбора индивидом своей роли в общественно-полезной деятельности. Реализуется он путем выявления и утверждения своего профессионального «Я», согласованного со всем жизненным сценарием.

Психологи настаивают: выбор будущей карьеры невозможен без учета личностного фактора. Его можно представить в виде триады условий:

  • осознания индивидом своего внутреннего потенциала: задатков, наклонностей, устремлений;
  • определения профессиональной направленности, корреляции ее с приоритетными жизненными целями;
  • признания ценности труда во благо общества.

Безусловно, субъективный вектор профессионального самоопределения личности может быть детерминирован рядом объективных условий:

  • социально-экономической обстановкой в городе, регионе, стране.
  • рейтингом профессий на рынке труда: уровнем их престижности и востребованности;
  • образовательным уровнем родителей;
  • материальным и социальным статусом семьи;
  • качеством школьного профобразования.

Успешным считается такое профессиональное развитие, которое направлено на согласование индивидуально-психологических особенностей молодых людей с актуальным социальным заказом.

  1. Детский период ролевых игр. Осваивая игровые амплуа врача, продавца, шофера, учителя, дошкольники и младшие школьники впервые пока еще неосознанно примеряют на себя различные образцы профессионального поведения.
  2. Фантазии подросткового возраста. Идеалист тинэйджер представляет себя в розовых мечтах на месте «крутых» специалистов: спасателей, репортеров, сыщиков, полицейских. Такая героизация собственной личности не всегда основана на самопознании: в данном случае проявляется подростковый инфантилизм, максимализм, стремление к риску.
  3. Юношеский аналитический период. В возрасте 16-17 лет у многих юношей и девушек фантазии уступают место рациональному подходу к решению карьерного вопроса. Происходит оценка и сортировка видов деятельности в соответствии со своими интересами, способностями, системой ценностных ориентиров.
  4. На пороге зрелости. Профессиональное самоопределение старшеклассников как окончательное принятие основательно выверенного решения. Данный период может растянуться и на студенческие годы: не исключены случаи перепрофилирования уже в институте.

Источник: http://rostduha.ru/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector