Самобытность – что это такое, факторы самобытности

Самобытность Самобытный

     Самобытность как  качество личности – способность идти своим путём, быть самим собой и, как следствие, отличаться своеобразием, самостоятельностью выражения, оригинальностью.

     Однажды, великий композитор Ирвинг Берлин услышал музыку только начинающего композитора Джорджа Гершвина. На него она произвела очень сильное впечатление. Настолько сильное, что Берлин предложил Гершвину должность своего музыкального секретаря с окладом в три раза большим, чем у других. Гершвин фактически согласился.

— Но не соглашайтесь на эту работу, – сказал Берлин после того, как озвучил свое предложение. — Почему? — Потому что если вы согласитесь, то станете второсортным Берлином. А если останетесь самим собой, то возможно, в один прекрасный день вы станете первоклассным Гершвином. И Гершвин отказался стать музыкальным секретарем Ирвинга Берлина.

Спустя время, Джордж Гершвин стал великим американским композитором.

     Он выбрал свой путь. Это главный признак самобытности личности. Философ Владимир Тарасов пишет: «Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Места хватит для всех. Потому что путь не сооружение и не плод фантазии. Он сущест­вует, пока существует человек.

Его можно увидеть и узнать. Его можно устрашиться, можно смутиться или обрадоваться. Но для каждого он один. Не вступить на него — значит блуждать без дороги. Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу не можем ступить в сторону.

Обратите внимание

И подобно тому, как толпа интеллигентных людей способна не, спеша пройти через узкие двери, не толкая друг друга локтями, а лишь испытывая удовольствие от взаимной изысканной вежливости, так и люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. У того, кто имеет путь, времени всегда достаточно.

Невежлив лишь раб момента, не имеющий в запасе вечности».

    Самобытность – это не подражательная жизнь. Проще казаться кем-то другим, надевать бесчисленные социальные маски, но не единожды не вглядеться в себя, не осознать, кто я такой, каково моё не ложное, а настоящее эго. Проще усомниться в оригинальности и неповторимости своего внутреннего мира, чем показать миру своё истинное Я.

     Когда ты остаешься самим собой, у тебя больше шансов нащупать, понять своё жизненное предназначение. Играя чужие роли, надевая чужие маски, ты рискуешь пройти мимо того, зачем послан в этот мир.

Человек – уникальное живое существо. И не потому, что он разумен. Только он играет роли, живёт чужой жизнью, не желая быть самим собой, растаптывая свою самобытность.

 Вы когда-нибудь видели тигра, играющего роль шакала или зайца, выдающего себя за волка?

     Эльчин Сафарли в книге «Мне тебя обещали» пишет: «В отношениях с людьми мы любим раздавать роли. Требовать от актёров строго следовать нашей трактовке. И сами при этом играем самозабвенно. Потом кто-то рано или поздно захочет хотя бы часок побыть собой, а не персонажем. И в этот миг всё развалится».

     Как нет двух одинаковых снежинок, так нет и двух людей с одинаковым набором проявленных качеств личности. Это как в дактилоскопии: у каждого свои отпечатки пальцев, у каждого свой неповторимый набор проявленных добродетелей и пороков. Людям свойственно упрощение при оценке качественных характеристик другого человека.

Стереотипное мышление выдаёт готовый вердикт: — Плохой человек или Хороший человек. На самом деле всё невероятно сложнее.

Важно

Нет такого томографа, который бы мог просчитать, насколько в человеке проявлены положительные качества личности и насколько притаились пороки, и, наоборот, выявить, насколько проявлены порочные наклонности и колонизированы до поры до времени достоинства.

    Иными словами, каждый человек самобытен, но в условиях жизни в социуме он или неосознанно скрывает свою самобытность, пытаясь подражать другим, либо сознательно прибегает к услугам лицемерия, коварства и лжи.

    Интересные вещи происходят с самобытностью у мужчин и женщин. Мужчина ищет свою самобытность, находит (или не находит) своё жизненное предназначение и полностью реализует (или не реализует) себя в мире, проявляя свою истинную сущность.

Например, по судьбе мужчине надлежало быть художником, но под влиянием родителей, конъюнктурных интересов он поступает не в художественное училище, а в финансовую академию или юридический университет.

Человек, говоря прямо, предал себя, ушел от своего истинного предназначения, а, следовательно, потерял самобытность. Делая не своё дело, самобытность не проявишь.  Он может быть добротным, крепким адвокатом или финансистом, но не более.

Когда человек проходит мимо своего жизненного предназначения он одновременно утрачивает всяческие надежды на самобытность.

      У женщин всё наоборот. Женщина имеет божественную природу. Ей без надобности что-то искать. Главное не растерять, не растратить себя, не опошлиться, не огрубеть, не овульгариться под влиянием социума.

     Психолог Руслан Нарушевич утверждает: «С самого рождения у девочки, которую называют санскритским словом дева девочка, «дева» означает Бог. Санскритское слово «Дева» означает Бог. Каждая девочка божественна по природе своей изначально.

Совет

Она может только утратить эту божественность, если не будет защищена, если ей не будут говорить, что она божественна. Поэтому что происходит? Девочка с самого рождения находится на уровне самом высшем – на уровне седьмом. Это то, почему вы нас так привлекаете.

Потому что с нашего первого этажа вы кажетесь совершенно небесными…  Женщина должна знать, что ее место на седьмом этаже. И спускаться оттуда не надо, чтоб помочь несчастному».

    Самобытность не состоит в погоне за оригинальностью и колоритностью. Всё как раз наоборот. Самобытность – это поиск, нахождение самого себя и преподнесение себя миру в истинном виде. Истинный вид как раз и продемонстрирует миру своеобразие, самостоятельность выражения и оригинальность.

   Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.

Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза.

Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее.

    После расспросов он получил такой ответ: — Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Источник: https://podskazki.info/samobytnost/

Билет 2. Факторы самобытности российской истории

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

1) природно-климатический;

2) геополитический;

3) конфессиональный (религиозный);

4) социальной организации

Природно-климатический фактор.

По его мнению Милова , в центральной России при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней. В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота…

Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды.

Обратите внимание

Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена… Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.).

Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности.

При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали “жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом.

Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России…”.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. “Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции.

Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.

Важно

Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест.

С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования.

Геополитический фактор

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации.

Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в.

к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе “место под солнцем” в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех..

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи.

Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой.

Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.).

Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.

Совет

Главная потребность государства – иметь наготове войско: но воин отказывается служить, не выходит в поход, потому что ему нечем жить, нечем вооружиться, у него есть земля, но нет работников. Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении”[5].

Читайте также:  Самооценка мужчины, как ее повысить или поднять

О следующем геополитическом факторе – оторванности от морей и морской торговли – можно долго не говорить: из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны.

Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю.

Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше.

Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной сети Восточно-европейской равнины.

Системы рек, которые почти переплетаются между собою и составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особной жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств”[6].

Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта

Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу.

Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е.

Обратите внимание

в существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингисхана, затем – Россия.

Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур, и потому синтетической.

Влияние на русскую историю религиозного фактора.(см Христианизация)

В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IV–VI вв. н.э., напряженные богословские споры с еретическими течениями вела в основном греческая церковь. Основная черта католической церкви – это “власть, господство, дисциплина” .

Во главе католической церкви стоит папа, “считающийся единым праведным наместником Христа – первым епископом. Папы имели не только власть духовную, но и светскую, созданную исторически, это после не раз приводило к продолжительной борьбе пап с королями. Кульминационного пункта достигла она с признанием непогрешимости папы в делах веры”.

В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку (папе): по ее представлениям, непогрешимой признается православная церковь в целом (“которая есть собрание всех верующих всех времен и всех народов под главенством Иисуса Христа и под водительством Святого Духа”.

) выражающая свое учение посредством вселенских соборов. По сравнению с католической, православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни.

Так, решающий голос на вселенских соборах принадлежал епископам, но совещательный имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, принимавшие участие в соборных прениях и помогавшие епископам своими указаниями и возражениями. В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию.

Если для католичества характерно внешнее единство (“власть, господство, дисциплина”), то для православия – скорее единство внутреннее: соборность понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя свое внимание на душах людей. Различен на Западе и Востоке способ богословского мышления.

В результате того, что Россия и Запад получили христианство через разных посредников, особенности христианского воспитания у них кардинально различались: “богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности – в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного; в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного… раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности”

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10387t7.html

Национальная самобытность

Под национальной самобытностью понимают специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей. Это прежде всего национальные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, национальная кухня и т. д.

В целом национальная самобытность наиболее ярко и рельефно проявляется в национальной культуре и психологии людей. Порождается национальная самобытность историческим прошлым народа, его многовековым жизненным опытом. Немаловажное значение имеют этнические контакты, их длительность и интенсивность.

Иноэтнический опыт, приобретенный в результате межэтнического общения, становится частью национальной жизни данного народа обогащая его национально-этнические черты.

Национальная самобытность — объективное свойство любой социально-этнической общности наряду с интернациональными чертами.

Всякое игнорирование национальной самобытности, равно как и раздувание, абсолютизация, ведут лишь к национальным обидам, ущемлению национальных чувств, с одной стороны, и к национальной обособленности, самолюбованию — с другой. В свою очередь, это может вести к обострению межнациональных отношений.

Национальную самобытность не следует смешивать с национальной исключительностью. Последнее является проявлением гипертрофированного национального чувства, болезненного национального самосознания.

Важно

Ведь национальное включает в себя не только национально-самобытное, национально-специфическое, но и интернационально общее, то, что сближает, объединяет народы.

Поэтому претензии на исключительность, «превосходство» какой-либо социально-этнической общности не имеют оснований, противоречат действительности.

Национальная самобытность не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, неизменное социально-историческое явление. Как и любое явление, оно развивается, обогащается, главным образом, в ходе межэтнического общения и взаимовлияния. В результате этого процесса некоторые черты и стороны национально-самобытного могут становиться общими и для других народов, т. е.

интернациональными. Вместе с тем, отдельные элементы национально-особенного не выдерживают испытания временем, становятся архаичными и не отвечают новым, изменившимся условиям жизни народов.

Абсолютизация национально-специфического ведет далее к самоизоляции, лишает нации взаимообмена лучшими достижениями и в конечном итоге обедняет национальную культуру и в целом духовную жизнь народа.

Сама собой национальная самобытность не может отгораживать один народ от другого. Наоборот, чем более национально-самобытным является народ, чем ярче он играет многоцветием красок, тем больший интерес вызывает к себе у других народов.

Именно в национальной самобытности заключена прежде всего самоценность любого народа.

Внимательное, бережное отношение к национальной самобытности — непременное условие стабильности межнациональных отношений, сближения и взаимообогащения народов.

Близкими к понятию «национальная самобытность» являются такие понятия, как национальная (этническая) специфика, национальное (этническое) своеобразие, национальные особенности.

Совет

Национальные особенности — собирательный термин, выражающий различия между народами (нациями и другими социально-этническими общностями), их культурами, традициями, обычаями, характером, психологией, образом жизни и другими чертами национального бытия.

Следует отметить, что к национальным особенностям относятся те черты, которые отличают национальные общности друг от друга как таковые.

Поэтому не все, чем отличаются нации, относится к национальным особенностям, например, особенности материально-технической базы развития народа, его социальной инфраструктуры и т. п.

Национальные особенности более всего проявляются и фиксируются в духовной сфере жизни народа, в обычаях, обрядах, жилище, домашней утвари, одежде, привычках и т. п.

Национально-особенные, этнические факторы, в отличие от социально-экономических, политических и других факторов, более устойчивы.

Именно этой относительной самостоятельностью и преемственностью национально-специфических черт и обусловлена возможность их сохранения на протяжении длительного времени.

Национальные особенности — это то, что характеризует национальный облик народа, что придает ему особый колорит, уникальность. Учет национальных особенностей необходим во всех сферах жизни и быта для выработки эффективной национальной политики.

Источник: https://arheologija.ru/natsionalnaya-samobyitnost/

Факторы самобытности российской истории

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран.

Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций.

Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, с XX в. – Новейшего времени.

Обратите внимание

Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.

Древний мир оставил великое наследие античной цивилизации, получившей наивысшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. – V в.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя выдвинула различные формы государственного устройства.

Она показала образцы народовластия и демократии для свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право – образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим языком западно-христианского богослужения.

В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия, Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия.

Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть.

Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось. В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов.

Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.

Толчок к великому переселению народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г.

Важно

на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453 гг.

) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

Читайте также:  Как стать женственной и элегантной - советы

Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало.

В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей.

Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль над земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ.

Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе.

Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Природно-климатические условия и их влияние на российскую историю и менталитет россиян Противоречивость природно-климатических характеристик территории обусловила целый ряд важных для населения России последствий, как положительных, так и отрицательных. Жизнедеятельность значительной части жителей страны осуществляется в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях, заставляя расходовать много усилий и ресурсов на обогрев помещений, теплую одежду, долговременное стойловое содержание скота и т.д. На экономику, весь жизненный уклад оказывает важное воздействие то, что около ¾ территории приходится на Север и зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства сосредоточены там, где почти нет населения, что ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями.Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.К. Любавский и др.). Последним по времени остановился на этой проблеме академик РАН Л.В. Милов, который при ее решении опирался на наиболее солидную фактическую базу.Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, а затем Российская империя преимущественно находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами. На севере, вдоль всего Северного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая в огромные степные пространства. Климат России преимущественно континентальный с резким понижением зимней температуры по мере продвижения к востоку. В нашей стране находится полюс холода. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, к тому же выпадавших в основном в течение двух – трех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года.Ранние заморозки и снежный покров чрезмерно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года. Из них 30 дней уходило на сенокос. То есть от посева до жатвы он имел примерно 100 рабочих дней, в то время как, например, во Франции нагрузка распределяется на 10 месяцев, во время которых в силу более мягкого климата возможны сельскохозяйственные работы.Сравнивая два самых северных государства в мире – Россию и Канаду, – американский историк Р. Пайпс отмечает, что подавляющее большинство канадского населения всегда жило в самых южных районах страны, в трехсоткилометровом коридоре вдоль границы США, т.е. на 45°, что соответствует широте Крыма и среднеазиатских степей. К северу от 52-й параллели в Канаде проживало мало населения и почти отсутствовало сельское хозяйство. А Российское государство образовалось на территории между 50 и 60° северной широты. Земли, расположенные в более благоприятных климатических условиях, были приобретены Россией лишь в конце XVIII в. (Северное Причерноморье, Крым, часть Кавказа).Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был в течение 25 дней реально вложить в землю такой объем труда, который, работавшему в более благоприятных условиях европейскому крестьянину трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя всех членов семьи – женщин (на мужских работах), стариков и детей. Восьмилетние дети трудились на тяжелой работе: во время вспашки полей колотушкой разбивали крупные комья земли, возили и разбрасывали навоз, участвовали в сенокосе. Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось, поскольку удобный для сельскохозяйственных работ период длится там в среднем 8-9 месяцев.Продолжая сравнение с Канадой, Пайпс утверждает, что этой стране никогда не приходилось кормить большого числа населения, ибо те, которые не находили работу в народном хозяйстве, перебирались на временное или постоянное жительство в США. России же, по словам Пайпса, «приходилось полагаться на свои собственные ресурсы, чтобы прокормить население, которое уже в середине XVIII в. превышало население сегодняшней Канады»[4].В начале XXI в., по-прежнему, большая часть территории Российской Федерации – заполярные и приравненные к ним районы. (Так, например, самый северный крупный город Канады – Эдмонтон лежит на широте Курска, и если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2-х человек на кв. км, то в России не менее 20-и.)Говоря об урожайности, Р. Пайпс подчеркивает, что только при условии, когда одно посеянное зерно при уборке урожая приносит минимум четыре зерна, можно прокормить население. В Западной Европе этот уровень был достигнут еще в XIII в., а в XVII в. в Англии уровень урожайности составил десять зерен на одно посеянное, что, в свою очередь, сказалось на объемах вспашки земли и соответствующих трудовых затратах. В России же урожайность почти 400 лет была крайне низкой, да и достигалась она громадными затратами труда. В России и в конце XVIII в. средняя урожайность зерновых культур колебалась в среднем в 3-4 зерна урожая на одно посеянное.Общую ситуацию хорошо характеризуют слова русского философа И.А. Ильина: «Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность…»[5]. Проявлением указанного механизма выживания является и русская пословица: «не до жиру, быть бы живу».Необходимо подчеркнуть, что влияние природно-климатического фактора продолжает оказывать негативное воздействие на экономику и в наши дни. Использование техники, конечно, способно компенсировать краткость сезона сельскохозяйственных работ, но засуха и заморозки по-прежнему могут погубить значительную часть урожая. Д.Е. Сорокин отмечает, что высокая энергозатратность производимой в России продукции, в том числе, промышленной, резко повышает ее себестоимость и, как следствие, снижает конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда следует, что при равной оплате труда непосредственных производителей российская продукция неизбежно будет или хуже или дороже товаров, произведенных в более благоприятной природно-климатической зоне. Выход из обозначенной ситуации Д.Е. Сорокин видит в развитии наукоёмких технологий, стимулировании инновационной деятельности во всех сферах экономики. Только опережающая разработка новых технико-технологических решений и их немедленное внедрение, развитие информационных технологий позволит современной России вписаться в мировую экономику в качестве активного субъекта, а не сырьевого придатка.


Источник: https://infopedia.su/9xf460.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 2

Славянофилы отстаивалиисторическую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской ре-лигиозности, русского стереотипа поведения.

Особое внимание славянофилы уделяли; деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нрав-ственности, что оно еще не испорчено цивилизацией / Великую нравственную ценность видели славянофилы в дере-венской общине с ее сходками, принимающими; единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.  [16]

В материалах ЮНЕСКОсамобытность раскрывается как жизненное ядро культуры, тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силы в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет постоянный процесс самостоятельного развития.  [17]

Совет

Общим для теорийсамобытности в вопросе их отношения к собственности является признание того, что собственность является функцией труда. Вообще труд является одной из самых почитаемых ценностей теорий самобытности во всех регионах, все они признают его высокую моральную ценность и значимую роль в системах традиционных ценностей.

Эндогенная трудовая аскеза является одним из основных факторов развития и прогресса, признаваемых теориями самобытности, ибо развитие материальной сферы, основанное на эксплуатации людей или природных ресурсов, на биржевой игре или иных видах спекуляции, на любых других нарушениях высших духовно-этических принципов, они не считают легитимным.  [18]

Недостаток приведенных определений понятиясамобытность в том, что в них так тесно переплетаются объективные и субъективные аспекты, что определить их соотношение представляется невозможным.

Нередко в эти определения вкладывается прямо экзистенциальный смысл, который должен выразить сущностные характеристики бытия, но который с трудом поддается аналитическому определению, необходимому для социальной теории.  [19]

Почему Великобритания при еесамобытности и гении изобретательства ныне страдает от промышленного застоя. Потому что основы британской индустрии ослаблены.

В стране и сегодня рождаются удивительные идеи и изобретения, но слабость индустриальной базы не позволяет ей использовать достижения технической мысли для выпуска конкурентоспособных промышленных товаров.

Япония находится на противоположной границе спектра: ее мощь достигается благодаря тому, что она как приемный родитель выводит в жизнь идеи-подкидыши из других стран.  [20]

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в стадное животное, нивелирует и подавляет его Я. Марсель без обиняков заявляет: Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию.  [21]

Обратите внимание

Эти памятники свидетельствуют осамобытности проекционных методов, об их непрерывном совершенствовании.  [22]

КПСС исходит из признаниясамобытности национальных культур, их уникальной ценности. Сохранение такой самобытности должно обеспечиваться правовыми мерами, исключающими какую бы то ни было дискриминацию и неуважение.  [23]

Лишь трудом и борьбой достигаетсясамобытность и чувство собственного достоинства.  [24]

В чем наиболее наглядно проявляетсянациональная самобытность.  [25]

Первая тенденция: всестороннее утверждениеэтнической самобытности, борьба против этнического угнетения и диктата, сохранение себя как этноса, создание этнических национальных государств.  [26]

Вещи носят в себе характернезависимой самобытности от человека; они были, когда его не было; им нет до него дела, когда он явился; они без конца, без пределов; они беспрестанно и везде возникают, появляются, пропадают ( Герце и, Собр.  [27]

Отрицается отставание от Запада и отстаиваетсясамобытность российской цивилизации – ее духовность, моральная направленность, что выгодно отличают ее от западной культуры. В частности, указывается на такие самобытные черты, как общинность и соборность, способствующие преодолению индивидуализма.  [28]

Стремление к сохранению своей культуры, еесамобытности проявляется и в том, что эмигранты одной национальности стремятся устроиться на работу к своим землякам, которые могут делать для них какие-то исключения, давать привилегии; это стремление может проявиться и в ориентации молодежи к вступлению в брак только с членами своего землячества, своей национальности.  [29]

Краткий исторический очерк развития химико-фармацевтической промышленности показываетсамобытность производства и применения лекарственных средств у народов нашей страны и в первую очередь у великого русского народа, который всегда отличался своей изобретательностью и общественной направленностью, знакомит с богатым наследием прошлого науки и производства, воспитывает чувство гордости достижениями наших ученых и практических деятелей.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id408656p2.html

Что такое самобытность народа

Образование 17 октября 2016

Поговорим о том, что такое самобытность. Рассмотрим данный вопрос с точки зрения качеств личности.

Термин самобытности в толковых словарях

В различных современных словарях смысл данного термина сводится к неординарности, редкости, исключительности, независимости, нестандартности. Рассматривая термин «самобытность», значение слова можно трактовать с разных точек зрения: биологической, социальной, исторической.

Значение понятия

Умение быть самим собой, обладать своими мыслями, идти по своему пути – все это тесно связано с рассматриваемым понятием. Так что такое самобытность? Это качество, которое характеризует своеобразие человека, его индивидуальность, неповторимость.

В истории много фактов, которые доказывают, что только при обладании данным качеством возможно развитие личности, ее совершенствование. Известный композитор Ирвинг Берлин, услышав музыку неизвестного Джорджа Гершвина, был так поражен, что предложил молодому композитору работать у него.

Но Гервин отказался, мотивировав свой отказ тем, что он не хочет превращаться во второго Берлина. Прошло немного времени, и из молодого музыканта действительно получился великий американский композитор.

Важно

Рассуждая над тем, что такое самобытность, многие философы говорят в первую очередь о таком качестве, как индивидуальность. Только тот человек, который способен иметь свою точку зрения, отстаивать ее, придерживаться выбранной позиции на протяжении всей своей жизни, можно считаться самобытным и неповторимым. Философ В.

Тарасов отмечает в своих трудах, что даже при пересечении отдельных людей они не смогут помешать друг другу. У каждой личности есть свой, единственный жизненный путь, в этом и проявляется его самобытность. Значение такого качества трудно переоценить для развития социального общества.

Так что же такое самобытность? Это тот внутренний мир, который есть у человека. В современном мире так сложно сохранить свою индивидуальность, неповторимость, найти силы и возможность для сопротивления, отыскать тот единственный путь развития, который поможет остаться собой.

Видео по теме

Социум и самобытность

Надевая чужие маски, испытывая на себе роли других людей, практически невозможно понять свое собственное жизненное предназначение. В случае подражания люди лишаются шанса на самобытность, они живут чужой жизнью. В живой природе сложно представить ситуацию, когда заяц ведет себя как волк, а тигр «играет» роль мышки.

В своей книге «Мне тебя обещали» Эльчин Сафарли рассказывает о том, что люди при общении раздают друг другу роли. На протяжении всей своей жизни они пытаются их исполнять. В те редкие моменты, когда возникает желание побыть собой, им это уже не удается. Люди часто пользуются упрощениями, анализируя качественные характеристики своего собеседника.

При стереотипном мышлении человеку сразу «навешивают ярлыки», даже не желая узнать его получше. Так что такое самобытность? Это уникальность, индивидуальность человека.

В нашем мире не существуют абсолютно одинаковых людей, каждый из нас обладает собственными отпечатками пальцев, имеет специфический набор пороков и добродетелей, то есть является самобытной личностью.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/180361/

В чем заключается самобытность русской истории

Суровые условия России таковы, что цикл сельскохозяйственных работ составляет примерно 130 дней. За это время крестьянин должен был обработать почву, вырастить урожай и запасти корм скоту на зиму. Использовались примитивные орудия труда, которые не позволяли возделывать земли на должном уровне, поэтому жизнь крестьянских семей целиком зависела от погодных условий.

Зачастую не получалось вернуть в урожае даже семена. Это означало, что в посевной период все крестьянская семья работала без отдыха, днем и ночью, используя труд стариков и детей. В то время как в Европе крестьянам такого напряжения не требовалось, их сезон работ длился намного дольше. Кроме того, благоприятный климат позволял получать урожай по 4-6 раз за год.

Неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства прямо воздействовали на тип русской государственности. Несмотря на низкие объемы совокупного продукта, власть изымала необходимую ей долю, идущую на потребности государства. Это послужило истоками зарождения крепостного права.

Низкая урожайность, чрезмерная зависимость от капризов погоды способствовали укреплению общинного строя, который гарантировал возможность выжить основной массе населения.

Этот фактор определил уникальность русского характера. Особенности ведения хозяйства способствовали развитию у русских способности к крайнему напряжению сил, концентрации на длительный период времени всех физических и душевных сил. Постоянная нехватка времени привела к развитию таких черт характера, как аккуратность и тщательность в работе.

Совет

Экстенсивный характер возделывания почвы способствовал появлению в русском человеке легкости на подъем, спокойной перемены мест, но в то же время увеличил тягу к традиционализму, строгому соблюдению обычаев и укоренению привычек.

Тяжелая жизнь крестьян вызвала в русских безграничную доброту, готовность всегда помочь, доходящую до самопожертвования.

К ним относятся большая, слабозаселенная территория, плохо защищенная естественными преградами граница, оторванность от морей и морской торговли, положение России между Азией и Европой, развитая речная сеть.

Большая территория требовала усиленного контроля со стороны государства, чем больше возрастали потребности государства в прибавочном продукте, тем сильнее был этот контроль, приведший в конечном итоге к закрепощению большей части крестьянства.

Низкая плотность населения привела к большому количеству различных этнических групп, различающихся своими культурными традициями и вероисповеданием. Незащищенность русских границ приводила к постоянным набегам соседних народов и государств.

Это требовало от властей постоянных мер по укреплению границ, т.е. материальных затрат и человеческих ресурсов. Что в свою очередь усиливало роль государства.

Отдаленность от морей и морских торговых путей приводило к необходимости продажи товаров посредникам дешево, а импортные товары покупать дорого. Выход к морям всегда был главной целью внешней политики России.

Наличие развитой речной системы приводило к единению народа и государства, речные пути обходились гораздо дешевле сухопутных дорог. Очень благоприятствовало развитию российской торговли прохождение через территорию государства Великого шелкового пути из Китая в Европу. Нахождение России между Европой и Азией формировало уникальную культуру, сочетающую в себе влияние обеих культур.

Религия определила многие душевные качества русских людей. Православие способствовало стремлению к возвышению путем духовного возвышения, отвлеченного от мирских ценностей. Не вмешиваясь в дела власти, оно влияло на политические традиции. Подчинение власти царя, гарантировало спасением души после смерти.

Обратите внимание

Это заставляло людей верить в политический путь спасения души с сильной общинной составляющей.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-858596-v-chem-zaklyuchaetsya-samobytnost-russkoy-istorii

Факторы самобытности российской истории

у государств.

Закон 5.

Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу. Данилевский среди прочих культурно-исторических типов выделил и славянский черты которого, по его мнению, в наиболее яркой форме проявились в русском народе.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков. По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий:

Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса.

Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придает им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своем действии, вносит в исторические явления характер случайности. Внутренний ход развития России видоизменялся под могущественным влиянием второго условия, исторической обстановки.

Если бы можно было предположить, что это условие произвело только задерживающее влияние, что оно остановило рост России на одной из ранних ступеней жизни, тогда мы имели бы еще право сравнивать состояние России с состоянием Европы, как два различные возраста.

Но нет, историческая жизнь России не остановилась; она шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным, и, следовательно, пережила известные моменты развития пережитые и Европой по-своему… Итак, не следует ли вернуться к теории националистов? Ничуть не бывало.

Если историческая обстановка, видоизменяющая историческое развитие, есть могущественный фактор в историческом процессе, то не менее основным и могущественным фактором надо считать внутреннее развитие общества во всяком обществе одинаковое.

Условия исторической жизни задержали развитие численности русского населения; но дальнейший процесс по необходимости будет заключаться в размножении и увеличении плотности этого населения.

Важно

Условия обстановки задержали экономическую эволюцию на низших ступенях, но дальнейший ход ее у нас, как везде, пойдет одинаковым порядком, в направлении большей интенсивности, большей дифференциации и большего обобществления труда.

Исторические условия создали насильственное сплочение сословий и одностороннее развитие государственности; но дальнейшее развитие экономической жизни уже привело отчасти к ослаблению государственной опеки, к раскрепощению сословий, к зачаткам общественной самостоятельности и самодеятельности… Таким образом, во всех этих областях жизни историческое развитие совершается у нас в том же направлении, как совершалось и везде в Европе. Это не значит, что оно приведет, в частности, к совершенно тождественным результатам, но тождественности мы не встретим и между отдельными государствами Запада, каждое из них представляет настолько глубокие различия и своеобразия, что само подведение их под одну общую рубрику западных государств может иметь только весьма условное и относительное значение.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ.

Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

1) природно-климатический;

2) геополитический;

3) конфессиональный (религиозный);

4) социальной организации.

Природно-климатический фактор.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться

или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти их очередной беды, одолеть очередную опасность.

И.А. Ильин. О путях России

Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов, который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую базу.

По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю).

В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота…

Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую за�

Источник: https://www.studsell.com/view/190185/10000

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector