Целеполагание – система, процесс и технология целеполагания

Урок 2. Целеполагание

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение.

И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего.

Обратите внимание

Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?».

Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены.

Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком.

Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Важно

Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения.

Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека.

Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать.

В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы.

Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели.

Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Совет

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать.

Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И.

Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму.

Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга.

Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим.

Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым.

Обратите внимание

Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание.

Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого.

Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?).

Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём: — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей); — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;— выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).
Читайте также:  Психодрама - метод морено, техники, тренинг, упражнения, виды

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

1 Основы ТМ3 Планирование →

1Упрврем

Источник: https://4brain.ru/time/celi.php

Целеполагание в организациях

19 06 2015      Главред       5 комментариев

При разработке стратегии организации возникает необходимость в процедурах для правильного формирования целей.

Ранее, в статье про фильтры для целей,  мы говорили об их формулировании, однако чтобы до фильтров добраться, сначала эти цели нужно обозначить. Не будем вдаваться в размышления о природе целеполагания. Нас интересует вопрос: «Как происходит постановка и систематизация целей в организациях при стратегическом планировании?». Для начала, о содержании…

Система целеполагания в организациях

Состоит из трёх элементов:

  1. Процесс, о котором мы вкратце расскажем далее;
  2. Иерархия и декомпозиция целей;
  3. Внедрение этих целей  через план мероприятий. Только эта тема требует отдельного рассмотрения, она обширна и в формат статьи не поместится.

рис. Система целеполагания в организациях. Нажмите для увеличения.

Начнём с иерархии  и декомпозиции целей, а потом перейдём к этапам процесса целеполагания. Итак…
Можно выделить цели по уровням декомпозиции. Цели первого уровня или стратегические цели формируют верхушку иерархии.

Потом, в результате раскладки, образуются цели второго уровня, как правило, функциональные, которые в дальнейшем  формируют  функциональные политики. А вот второй уровень, в свою очередь, раскладывается на тактические цели.

рис. Иерархия целей в системе целеполагания. Нажмите для увеличения.

Процесс целеполагания в организациях

Для правильной организации обязательны функции модератора и секретаря.

Если писать укрупнёно, то процесс состоит из четырёх этапов:

  1. Мозговой штурм, когда участники предлагают идеи;
  2. Фильтрация целей;
  3. Формирование дерева целей;
  4. Редактирование и утверждение дерева целей у участников.

Есть несколько правил прохождения всех этих этапов:

  • Во-первых, цели нужно ставить совместно с их исполнителями, то есть вовлекать людей в процесс целеполагания. Нельзя «нарисовать  красивое» дерево целей и дать его людям на выполнение. Так работать не будет, зря время потратите. Поэтому, только группой и только совместно.
  • Во-вторых, не пытайтесь самостоятельно модерировать и даже выполнять секретарские функции. Нужны независимые люди, знающие как вести мероприятие, правила мозговых штурмов, как замотивировать публику на продуктивную работу, какие вопросы задавать и т.п.
  • В-третьих, не нужно растягивать мероприятие. Два-три часа, не более.
  • В четвёртых, мероприятия по целеполаганию лучше проводить не в офисе, из-за того, что атмосфера вне рабочего места располагает к более откровенному обсуждению.

Это  основные правила, однако подробнее про ошибки стратегического процесса  можно почитать в книге «Что вам делать со стратегией?…», обзор которой мы делали ранее.

Исходя из этих пунктов, получается, нужен специалист, который будет курировать весь процесс целеполагания в организации. Это может быть либо внешний, либо внутренний  консультант —  т.н. бизнес-аналитик.

Причём, учтите, этот человек будет не только вести все мероприятия, а ещё фильтровать цели и готовить всю документацию.

Выводы по статье

Понятно, что всех нюансов в статье не раскроешь. Плюс ко всему, целеполагание как процесс требует не только специальных навыков и знаний, а ещё и желания помочь выработать цели, которые будут воодушевлять на их исполнение.
Помните! Формируя цели Вы строите стены здания для Вашей организации.

Литература: 1.    Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010; 2.    Арутюнян Т.К. Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании, М: Манн, Иванов и Фербер, 2013

3.    Брюс Альстранд, Генри Минцберг, Жозеф Лампель. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / серия: Сколково – М.: Альпина Паблишер, 2013;

Источник: https://stratego.ru/info/celepolaganie-v-organizacijah.html

Технология целеполагания в организации

Целеполагание – установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия – смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

появилась необходимость интеграции на уровне макросоциума (нация, регион, потребители) и на уровне микросоциума (персонал организации, деловые партнеры, инвесторы).

Цель – это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.

Важно

Правильно поставленная цель – половина сделанной работы. При, казалось бы, относительной простоте постановки целей, здесь существует много проблем. Практикой управления выведен ряд правил, помогающих правильно поставить цели:

Прежде всего, цель имеет четкие временные рамки. По истечении установленного срока цель должна быть выполнена

Цель должна быть конкретной. В ряде ситуаций, сложно говорить о конкретных целях, но в каждой такой ситуации нужно отдавать себе отчет в том, что это скажется на всех последующих этапах, и в особенности на этапе контроля.

Цель должна быть адресной. Поставить цель до конца означает ответить на вопрос: кто будет выполнять ее, когда, где, при каких условиях и т.п.

Цель не должна противоречить другим целям и самой себе (она должна быть реально достижимой).

Многообразие работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.

По периоду времени цели подразделяются на следующие типы:

Стратегические. Период, на который устанавливаются стратегические цели зависит от состояния внешней среды организации. Чем она более подвижна, нестабильно и менее предсказуема, тем меньше этот период. Он может колебаться в пределах от 1–2 лет до 5–10 лет.

Тактические. Эти и последующие цели логически развертываются из стратегических целей. Такие цели охватывают период от года до 3–5 лет. Увеличивается значение количественных параметров.

Совет

Оперативные. Это цели на уровне конкретных задач, которые должны быть выполнены за 1 год, за полгода, за квартал, месяц, неделю, рабочий день и т.д. Эти цели имеют, как правило, четкое количественное выражение.

Количество и разнообразие целей при решении сложных задач достаточно велико. Для систематизации всего этого многообразия используют т.н. «дерево целей».

Дерево целей – это древовидный граф, позволяющий упорядочить цели организации в непротиворечивую систему. Он используется также как метод декомпозиции целей.

Как видно из понятия цели, ее характеристик и видов, это очень непростая задача. Для правильной декомпозиции целей помимо требований к постановке целей, о которых говорилось выше, можно выделить три главных правила, относящиеся к построению самого графа:

Этапы управления по целям во многом традиционны для процесса управления, помимо уточнения обязанностей и полномочий на первом этапе, это: разработка и согласование системы целей; согласование реальных планов по их достижению; измерение, оценка и контроль достигнутых каждым руководителем результатов.

Заслуга метода управления по целям, состоит не столько в организации стадий процесса управления, сколько в расширении «спектра целей» и последовательном и целенаправленном улучшении основных и вспомогательных процессов за счет эффективного использования обратной связи.

Немалую роль играет также и мотивация работников посредством их участия в процессе целеполагания.

Источник: https://students-library.com/library/read/77409-tehnologia-celepolagania-v-organizacii

Глава 3. Технологии целеполагания

Сущность цели и целеполагания

Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают её с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.

Можно встретить следующие акценты в определении цели:

а) цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;

в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

Обратите внимание

г) цель – это то, к чему стремится педагог, родитель, ребёнок и в целом образовательное учреждение.

Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:

– чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);

– конкретность содержания и реальная достижимость целей;

– непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

– адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В.А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:

– определённость, которая рассматривается как чёткость, однозначность, конкретность формулировки цели;

– реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях;

– обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать;

– взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость;

– доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно её определить.

В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности.

Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполаганиехарактеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н.А.Евдокимова).

Читайте также:  Как поднять себе настроение быстро, если все плохо

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Источник: https://studopedya.ru/1-65116.html

Что такое технологии целеполагания

Технологии целеполагания предназначены для максимально точного определения конечных целей, а, следовательно, и поиска путей их решения. В различных сферах деятельности применяются разные технологии, однако, все они имеют в своей основе некие общие принципы.

Первым шагом, как правило, становится тщательная работа с терминологией.

Цель необходимо сформулировать так, чтобы избежать возможных двусмысленностей и ошибочных толкований. Для этого нужно определить для себя все термины, используемые в формулировке цели. Например, цель «стать богаче» – это плохой вариант, поскольку допускает множество толкований.

А вот формулировка «к 2015 году увеличить свой доход втрое» намного лучше, так как использует однозначные термины.

Следующий важный момент – измеримость цели. Нужно ставить задачу так, чтобы имелась возможность проверки ее выполнения. Если сформулировать цель расплывчато и абстрактно, например «стать счастливее», вы можете столкнуться с тем, что не получится определить, достигли вы желаемого, или нет. Поэтому ваша цель должна быть объективно измеримой.

Наконец, поставленная вами задача обязательно должна быть потенциально решаемой. Недостижимые цели – это источник дополнительного стресса и разочарований.

Важно

При этом необходимо, чтобы для достижения цели требовались определенные усилия, поскольку, поставив себе задачу «дожить до понедельника», вы вряд ли измените что-то в своей жизни (за исключением, конечно, экстремальных случаев).

В коучинге, то есть, методе психологического консультирования, ориентированном на достижение целей, значительное внимание уделяется определению истинных потребностей клиента. Зачастую случается, что в ходе консультации клиент кардинально меняет свои цели, понимая, что для него действительно значимо и необходимо.

Как правило, такой эффект достигается при помощи множества наводящих вопросов, побуждающих клиентов определиться с терминами, потребностями и возможностями. Далее следует оценка текущего положения вещей и поиск максимально простого пути к цели, исходя из имеющихся данных.

Что касается педагогики, то здесь технологии целеполагания применяются, в первую очередь, для того чтобы каждый проведенный урок приносил ученикам практическую пользу.

В преподавании нередки ситуации, когда прекрасно проведенное занятие не решает никаких задач, представляя собой процесс ради процесса.

Избежать таких случаев помогают техники целеполагания, заставляющие педагога формулировать свою задачу для каждого урока, а в конце проверять ее выполнение.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-817589-chto-takoe-tehnologii-celepolaganiya

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Процесс целеполагания во многом зависит от того, кто ставит эти цели и кто их реализует, стремясь разрешить проблемные трудности. Иногда руководитель оказывается не подготовлен к реализации сложных целей, а иногда, наоборот, оказывается неподготовленным коллектив.

Бывает и так, что цель является мелкой для руководителя, который видит масштабность работ, но не может осуществить их. Мелкая цель гасит его инициативу. Но бывает и так, что руководитель сам гаснет, когда цель является значительной: тогда он может ее исказить, измельчить.

Возникают и такие ситуации, когда в сознании руководителя вспыхивают противоречивые цели: внутренний конфликт целей, затруднение выбора приоритетной, а затем ее выбор и смена кажутся коллективу хаотичным проявлением требований руководителя. Это характерно прежде всего для эмоционально неуравновешенных руководителей.

Совет

Некоторые из них перегружают коллектив целями, а другие, наоборот, не всегда их ставят корректно, недогружая работников необходимой управленческой информацией.  [1]

Она проявляется, в первую очередь, в альтернативностипроцесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе.  [2]

Между целями складываются множественные отношения по горизонтали и вертикали, которые должны обязательно учитываться впроцессе целеполагания. Эти отношения характеризуются следующими признаками.  [3]

С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, чтопроцесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий.

На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй – выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Ранее в учебнике были рассмотрены вопросы, относящиеся к анализу среды и миссии организации. Сейчас же рассмотрим процесс непосредственной выработки целей организации.  [4]

С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, чтопроцесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий.

На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй – выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

 [5]

Обратите внимание

Наряду с традиционными для базовых организационных культур ( органической, бюрократической и предпринимательской) появляются две новые, которые и определяют спецификупроцесса целеполагания в партицжативной организационной культуре.  [6]

В структуре процесса обучения выделяют этапы, которые раскрывают его как взаимодействие деятельностей преподавания и учения: целевой, побудительный, содержательный, операционный, результативный, контролирующий.

Средства информации включаются впроцессе целеполагания в учебной и обучающей деятельности, влияют на перестройку мотивов этой деятельности, возбуждая познавательный интерес. При этом существенные изменения претерпевает структура познавательной деятельности учащихся.

В ней возникают новые образные структурно-функциональные связи, позволяющие интерпретировать многообразие свойств веществ. Химические знания на этой основе приобретают мировоззренческую направленность.  [7]

Фрагмент дерева целей сельскохозяйственного предприятия.  [8]

План маркетинга включает следующие основные разделы: определение целей маркетинга; разработка маркетинговых стратегий; реализация стратегии и разработка тактики маркетинга; оценка результатов планирования.

Процесс установления маркетинговых целей тесно связан спроцессом целеполагания для всего предприятия в целом.

Часть целей предприятия в сфере маркетинга, исходя из их важности для его жизнедеятельности, могут быть отнесены к стратегическим; другие являются поддерживающими целями.  [9]

Процесс целеполагания ( по Э. Локку.  [10]

На втором этапе – этапе установления общих целей организации – из множества направлений ее деятельности необходимо выбрать основополагающие.

Далее, технология целеполагания должна предусматривать инструментарий формализации целей по определенным критериям. Критерии диктуются миссией организации, состоянием и тенденциями развития окружающей среды.

Процесс целеполагания зависит от положения организации в этой среде, особенно от ресур-сообеспечения.  [11]

В-третьих, ключевым моментом является понятие наудачу – деятельность осуществляется не просто так, а исходя из какой – то определенной цели. В основе изучения проблем риска лежит представление о целеполагании и целеосуществ-лении. Без этих важнейших понятий нельзя говорить о риске – проблемы риска просто не возникает.

В этом контексте под риском понимается система действий по целеполаганию и це-леосуществлению с наличием прогнозных оценок по вероятности достижения поставленных и решаемых задач. Как и в предыдущих случаях, возникает проблема субъективности – процесс целеполагания и целеосуществления сугубо индивидуальный, личностный и поэтому непредсказуемый, невероятно сложный – т.е.

изучение проблемы риска само по себе крайне рискованно.  [12]

Страницы:      1

Источник: https://www.ngpedia.ru/id344217p1.html

Целеполагание – это что такое? Целеполагание в педагогике :

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание – это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание – это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач – это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении – основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Важно

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое.

Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы.

Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание – это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе – создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку.

Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели.

На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Читайте также:  Бодрствование и сон - значение для человека

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке – это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль – цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль – цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль – цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач.

Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы.

А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание – это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
Ребенок Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей.

Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

Совет

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-celepolaganie-eto-chto-takoe-celepolaganie-v-pedagogike.html

Статья по теме: “Технология целеполагания”

“Технология целеполагания”
 

Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает.

Так поставим перед собою цель — высшее благо, чтобы

стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле,

в каждом слове.

ЛуцийАнней Сенека (Младший)

Глава 1 “Определения”.

Продолжаем начатый разговор о целях и целеполагании.

В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?

Современные толковый словарь русского языка дает такие определения цели:

  1. Объект для попадания при стрельбе или метании
  2. Заранее намеченный пункт следования
  3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача
  4. Намерение, желание

В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. предвосхищаемый результат деятельности;
  2. предметная проекция будущего;
  3. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.
То есть, цель – это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, т.е., сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить.

В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат («цель-результат»). Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель, как раз, в терминах процесса («цель-процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным.

Это объясняется еще и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и также относились к целеполаганию.

Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы хотим не только ставить реальные цели, но и действительно достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Именно новые подходы к постановке цели мы с Вами будем рассматривать в ходе изучения данного курса.Цель – это:

  1. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа в Олимпиаде педагогов «Современное образование» . Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Я стала победителем в Олимпиаде педагогов в номинации «5 вершин»».
  2. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Мною завоевана победа в профессиональном конкурсе педагогов «Мой класс – моей школе» в текущем году».
  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 2000 рублей». Уверен, с формулировкой этой цели Вы справитесь сами :-).
  4. То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».
  5. То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях.Например: «Я славно провела отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Ладожского озера в июле 2015 года».

Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.

Давайте для дальнейшего разговора примем, что 

цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате. Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс.

Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов.

Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов.

Обратите внимание

 Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями.

В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены.

Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например,технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования.

В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.

Давайте посмотрим, для чего педагог определяет цели?

  1. В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
  2. Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
  3. Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
  4. Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
  5. Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, и теперь можем перейти к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию. Но перед этим необходимо выполнить практическое задание, а также обсудить, какие ошибки наиболее часто встречаются при целеполагании, чтобы не совершать их при постановке цели.

Практическое задание мы рекомендуем Вам выполнить прямо сейчас, а с ошибками целеполагания Вы познакомитесь завтра, изучив следующий выпуск курса.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/10/15/tehnologiya-tselepolaganiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector