Ведущая деятельность в младшем, раннем школьном и юношеском возрасте

Ведущая деятельность в младшем, раннем и возрасте

Человек в течение всей своей жизни развивается и растет. Однако это не всегда происходит осознанно и под его влиянием. На генетическом уровне каждый человек запрограммирован на определенную ведущую деятельность, которая будет становиться главной в тот или иной возрастной период.

Так, новорожденный пока еще не способен усвоить моральные ценности общества, поскольку даже еще не понимает человеческого языка. Однако наступит тот период, когда данная деятельность станет одной из главных. Выделяют ведущую деятельность в младшем, раннем школьном и юношеском возрастах.

Интернет-журнал psytheater.com акцентирует внимание педагогов и родителей на том, чтобы они изучали, какая ведущая деятельность возникает у ребенка в тот или иной промежуток времени. Зачем это нужно? Чтобы понимать мотивы поведения ребенка, а также акцентировать внимание на обучении и внедрении того материала, к которому он уже становится готовым.

Обратите внимание

Невозможно научить ребенка читать, пока он не знает букв. Однако даже изучение букв происходит при наступлении определенного возраста. До этого периода как бы родители ни старались, а ребенок не сможет усвоить материал, поскольку он даже его не воспринимает.

Ведущая деятельность в конкретном возрасте – это психологическая и физиологическая готовность человека к усвоению нового материала или навыков.

Можно сказать, что до этого периода человек просто не готов, даже не видит и не слышит, что ему пытаются внедрить в голову.

Это можно сравнить с примером индейцев, которые, как полагают многие ученые, даже не заметили, как к их берегам приближаются корабли Колумба. Пока на их землю не ступили люди и не объяснили, что такое корабли, индейцы даже их не замечали.

Что такое ведущая деятельность?

Человек рождается предрасположенным к освоению определенных навыков и знаний, однако он не появляется на свет с уже имеющимися способностями.

Все нужно развивать по мере своего роста и развития, чем и занимаются родители, а затем педагоги в тот или иной период времени.

Под ведущей деятельностью понимается психологическая и физическая направленность ребенка в тот промежуток времени, в котором он находится в данный момент.

Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм.

Ведущая деятельность определяет то, чем будет заниматься ребенок в новом этапе, пока не наступит следующий виток его развития. Это меняет его деятельность, мотивы поведения, характер обучения, даже интересы.

Ребенок на новом этапе ведущей деятельности может отказаться от прежних занятий, поскольку его интересуют новые увлечения.

На следующем этапе он снова может вернуться к прежним увлечениям либо совместить старое и новое.

Важно

У каждого ребенка ведущая деятельность возникает в его период, что зависит от развития его организма и психики. Однако возрастные рамки можно приблизительно назвать, когда ребенок становится готовым к той или иной деятельности.

Следует отметить, что новая ведущая деятельность не отменяет предыдущую, а скорее дополняет ее, совершенствует или трансформирует. Как было рассмотрено в примере, поначалу ребенка высаживают родители, а уже в дальнейшем он сам обучается садиться. Поначалу ребенок может учиться сидеть, а затем его деятельность дополняется развитием навыков самому садиться из положения лежа.

Многое зависит еще и от психологического климата, в котором ребенок растет. Ведущая деятельность на уровне организма не меняется. Однако на психологическом уровне ребенок развивается в зависимости от взаимоотношений с окружающими людьми, в частности с родителями, которые вначале становятся для него главными.

Как выстраиваются взаимоотношения ребенка с родителями, таким ребенок и формируется на психологическом уровне. И здесь ведущая деятельность практически не имеет возрастных рамок. Ребенок может оставаться ребенком и в 30 лет, а отдельные личности обладают ответственным подходом к жизни уже в 5-6 лет.

Это уже зависит от воспитания и характера отношений ребенка с его родителями, в первую очередь, и другими детьми, педагогами, людьми.

Многие психологи пытались сформировать классификацию ведущей деятельности человека на конкретном этапе его жизни. Вот почему существует множество теорий, каждая из которых имеет свое право на существование.

перейти наверх

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Классификации ведущей деятельности в развитии ребенка разнятся, поскольку здесь участвует множество факторов, которые влияют на ее изменение:

  1. Скорость перехода от одного психологического возраста в другой.
  2. Скорость прохождения через кризисные периоды, в которых человек может застревать или быстро переходить.
  3. Качество того или иного периода. Один период может стать спокойным для одного ребенка и аппокалипсисным – для другого.
  4. Переломные моменты в жизни:
  • Кризисы отношений, возникающие преимущественно в 3 и 12 лет, когда ребенок меняет свое отношение к родителям, начинает выстраивать новые модели поведения с социумом.
  • Кризисы мировоззрения, которые наступают преимущественно в 1, 7 и 15 лет – когда ребенок по-другому начинает смотреть на мир, меняет свои ценности и приоритеты.

Периодизация ведущей деятельности выглядит следующим образом:

  • Младенчество – от 2 месяцев до года – когда ребенок действует неосознанно, на уровне инстинктов, общение с окружающими происходит на уровне эмоций.
  • Ранний возраст – от года до 3 лет – когда ребенок начинает осваивать предметы окружающей среды и постепенно приучается к их правильному использованию, значению в жизни человека. Обучается ими манипулировать.
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет – когда ребенок преимущественно через сюжетно-ролевые игры усваивает модели социального поведения, свое место в семье, запоминает модели поведения взрослых людей, обучается нормам и правилам общества, культуре и традициям.
  • Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет – когда ребенок занимается преимущественно получением новых знаний.
  • Подростковый возраст – от 11 до 15 лет – где место обучение становится местом для общения и заведения друзей, а также возникают ориентации в интимную и личностную сторону.
  • Юность – от 15 до 18 лет – когда ребенок начинает усваивать профессиональные знания и навыки, в зависимости от выбора своего дальнейшего движения. Далее ребенок просто попадает в реальный мир, где применяет все имеющиеся у него знания и навыки, корректирует их, знакомится с социумом, его законами и приспосабливается к нему.

На каждом этапе происходит и психическое, и физическое развитие человека. Деятельность не ограничивается одним направлением.

Теория объективных отношений – ее главная идея заключается в констатации того факта, что основой формирования личности остаются межличностные отношения.

В принципе, личность – это продукт собственных представлений человека; представлений людей, с которыми индивид общается; и взаимодействия первых и вторых. Поэтому получается, что на самом деле важны не взаимоотношения как таковые, а мысли и идеи человека об этих людях.

Совет

Поэтому название этой теории расшифровать довольно просто: «объекты» — это другие люди, «отношения» — те связи, которые человек с ними устанавливает.

Эта теория подсуммировала несколько теорий, выдвинутых различными учеными. Маргарет Малер объединила теории различных авторов, поэтому считается основным представителем теории объективных отношений.

Все ученые, внесшие вклад в разработку теории объективных отношений, выделяли два базовых пункта:

  1. Мысль о том, что модель поведения человека по отношению к другим людям формируется в процессе общения в раннем возрасте.
  2. Предположение о том, что какая бы модель поведения ни была сформирована, она имеет тенденцию повторяться снова и снова на протяжении всей жизни человека.

Маргарет Малер утверждала, что люди рождаются, не обладая способностью отделять себя от других предметов, которые не являются ими. Новорожденные находятся в своеобразном состоянии психического слияния с объектами окружающей среды, а с матерью вообще составляют одно целое. И если что-то происходит с ней, это же происходит и с ребенком, и наоборот.

Малер расширила теорию в психологическом аспекте. При рождении ребенок находится в состоянии личностного слияния с матерью вследствие полной зависимости от нее, что необходимо для выживания. Поэтому с ростом ребенка это слияние постепенно исчезает, и он развивает свою собственную индивидуальность.

Ниже приводятся стадии развития личности по Малер:

  • Аутистическая стадия (от рождения до двух месяцев). Ребенок находится в состоянии психологической изоляции (практически все время спит), похожем на внутриутробное. Этот период можно назвать временем полного единения, так как ребенок не в состоянии отделить себя от матери. Эта стадия является психологически закрытой (аутистичной), поскольку ребенок направляет свое внимание только на себя.
  • Стадия симбиоза (от двух до шести месяцев). В этот период начинают проявляться первые признаки распознавания внешних объектов. Эти внешние объекты воспринимаются как нечто, помогающее удовлетворить голод, жажду и другие потребности. На этом этапе ребенок по-прежнему не в состоянии провести грань между собой и другим человеком.
  • Стадия раскрытия (от шести до десяти месяцев). С этого этапа мир ребенка начинает понемногу раскрываться и расширяться, но при этом ребенок испытывает дискомфорт, так как внешний мир его пугает, а удобство предыдущей стадии еще не забыто. Часто ребенку на этом этапе требуется какой-то предмет, который помогает ему справляться со своими страхами. Такой предмет называется переходным объектом. Также в это время развивается феномен, называемый «пугающий незнакомец»: ребенок начинает беспокоиться при виде незнакомых людей.
  • Стадия практики (от 10 до 16 месяцев). На этом этапе дети уже полностью осознают, что не есть одно целое с миром и начинают проверять свою независимость. Некоторые психологи считают, что в подростковом возрасте они повторно проходят эту стадию: на этом этапе слово «нет» для них становится любимым, поскольку отрицание великолепно помогает проявлять «независимость».
  • Стадия сближения (от 16 до 24 месяцев). К ребенку приходит понимание того, что он одинок, поэтому он опять устанавливает теплые взаимоотношения с матерью.
  • Стадия постоянства объекта (от 24 до 36 месяцев). На этом этапе ребенок опять способен действовать самостоятельно. Это происходит потому, что он начинает понимать, что окружающие его объекты (прежде всего мать как первичный объект) существуют объективно и независимо от него, а их временное исчезновение из поля зрения не влечет за собой окончательной потери. Также на этой стадии дети начинают гораздо лучше понимать самих себя.
Читайте также:  Детский суицид - профилактика, статистика, причины

перейти наверх

Ведущая деятельность в раннем возрасте

Ранний возраст отмечается такой ведущей деятельностью, как оперативно-манипуляционная. Ребенок знакомится с окружающими предметами и совершает две важные функции:

  1. Рассматривает их, изучает, запоминает названия.
  2. Научается ими пользоваться, запоминает, как родители ими орудуют, повторяет за ними. Нередко действия с предметом занимает много времени, пока ребенок не повторит операцию столько раз, чтобы наконец-то закрепить свой навык.

Здесь важными становятся следующие принципы:

  • Новый предмет должен появляться в поле зрения ребенка после того, как досконально изучен предыдущий.
  • Повторить действие с предметом нужно столько раз, сколько это требуется ребенку.
  • Нужно давать ребенку в руки предмет, чтобы он сам им оперировал. Если только показывать и называть предмет, не давая малышу с ним взаимодействовать и изучать, это не даст никакого эффекта, он его не запомнит.

Чтобы помочь в изучении ребенком окружающих предметов, нужно вовлекать его в свою деятельность. Пусть малыш участвует во всех делах, которыми вы занимаетесь, чтобы смотреть, как вы оперируете предметами и повторять за вами.

Также с предметами можно играться. Пусть ребенок играется с игрушками, которые напоминают реальные предметы.

Здесь малышу нужно позволять ошибаться и все ломать, разрушать, поскольку его навыки еще не совершенны, как и движения. Не нужно его наказывать, если он перебил пару тарелок, пока их мыл, или разлил воду, пока мыл пол.

перейти наверх

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность сменяется на учебную. Теперь ребенок должен в большей части на уровне теории познавать опыт и знания предыдущих поколений. Он не может взаимодействовать с объектами, о которых ему рассказывают, а должен на уровне мыслительной деятельности усваивать материал. Это несколько сложно для ребенка, который помимо учебы сталкивается с:

  1. Сменой образа жизни.
  2. Дисциплиной.
  3. Социальными контактами с большим количеством людей (детей).
  4. Контролем за собой со стороны посторонних лиц.
  5. Оценками, которые дают четкую градацию «плохо» или «хорошо».

В первые школьные годы ребенок должен научиться на уровне лишь мыслительной деятельности усваивать материал, запоминать его, использовать при решении мыслительных задач и видеть закономерности, взаимосвязи. Также ребенок в это время сталкивается с различными категориями людей, с которыми теперь взаимодействует и обучается манерам социального поведения.

перейти наверх

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В юношеском возрасте продолжает осуществляться учебный процесс в качестве ведущей деятельности, однако уже на уровне самоопределения.

Ребенок выбирает из большинства областей жизни ту, в которой он желает развиваться профессионально. Он соизмеряет свои желания и наклонности, способности, таланты с реальными возможностями.

Он теперь выбирает профессию, которую желает изучать более глубоко на уровне теории и практики.

Однако обучение профессии в данном возрасте не означает окончательное решение. Ребенок скорее видит направление, в котором он может пойти, которое наиболее знакомо и комфортно для него. А вот будет он заниматься этой деятельностью или нет, уже зависит от дальнейшей жизни и изменений.

На данном этапе ребенок лишь пробует свои силы в определенной деятельности, которая не обязательно будет его будущей профессией. Также он отказывается от своих нереалистичных желаний, все более приземляясь к реальной жизни, где существует ограниченный круг специальностей.

Здесь ребенок уже определяет свою готовность к определенному виду деятельности, а также берет ответственность за свой выбор.

перейти наверх

Итог

На каждом этапе своего психологического и физического развития человек меняется, трансформируется, становится более готовым к взрослой жизни. Родителям остается лишь усвоить, на каком этапе ребенок становится готовым к той или иной деятельности, чтобы вовремя предоставить все нужные ему возможности для обучения и развития.

Источник: http://PsyTheater.com/vedushaya-deyatelnost-v-mladshem-rannem-shkolnom-i-unosheskom-vozraste.html

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.

Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности.

Обратите внимание

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а опеделенную зрелость личности, т.е.

сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению: — сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; — развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

— становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: приобретаемый на избранном пути опыт изменяет картину дальнейших возможностей выбора человека и направление его дальнейшего развития, открывает для него новый, ранее недоступный мир.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его1. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Важно

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение- молодых людей.

Читайте также:  Атрибуция в психологии, виды атрибуций

Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства.

Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16—19 лет).

Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым.

В разработанной им содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности.

Совет

Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: — осознание ценности общественно полезного труда, — общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, — осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, — общая ориентировка в мире профессионального труда, — выделение дальней профессиональной цели (мечты), — согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), — знание о выбираемых целях,

— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения.

Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».

Источник: https://psyera.ru/4746/vedushchaya-deyatelnost-v-yunosheskom-vozraste

Источник: https://ru.psichiatria.org/vedushhaya-deyatelnost/

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — учебно-профессиональная деятельность

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке.Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда онистроятся на основе уважения друг к другу, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Развитие познавательных психических процессов

Развитие абстрактно-логического мышлениязнаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными.

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

Обратите внимание

Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое.

Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании —формирование личной идентичности.

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы.Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.

Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры.

Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора «ни о чем». Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями. Среди тем, которые желательны в общении с ними:

· выбор будущей профессии;

· взаимоотношения с окружающими;

· учебные дела;

· вопросы морали;

· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Важно

Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17160t7.html

Юношеский возраст (15-18 лет) ведущая деятельность

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ (15-18 ЛЕТ)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер.

Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:1. мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии); 2. мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда); 3.

мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания); 4. мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

Совет

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

^

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого .

В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии.

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль.

Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями.

Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

^

Система отношений

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

^

Обратите внимание

В ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни.

Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями.

Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении.

Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.

Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

^

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.Среди тем, которые желательны в общении с ними: выбор будущей профессии; взаимоотношения с окружающими; учебные дела; вопросы морали; о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Важно

Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представления о себе; 3) ситуации общения.Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10—11-му классу уровень тревожности возрастает.

Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:1. отсутствие позитивного интереса со стороны матери; 2. директивность матери при навязывании ребенку чувства вины; 3. враждебность отца; 4. непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни; 2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия; 3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.Наиболее сложными для данного возраста являются: 1. ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей; 2. ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

^

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе.

Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п.

Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

^

Совет

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера.

Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.

Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.Первый — это безразличие и чувство пустоты.

При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя.

Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается.

Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

Источник: http://uch.znate.ru/docs/785/index-17458.html

Ссылка на основную публикацию