Воспоминание – в психологии, значение слова, детские воспоминания

Детские воспоминания формируют наш взрослый мир

Говорят, что все мы родом из детства. Именно в раннем возрасте формируются наши вкусы и привычки, и даже желания и страхи. Это приводит к тому, что, уже став взрослыми людьми, достигнув зрелости, мы продолжаем испытывать тягу к вещам, которые влекли нас в детстве. И опасаемся того, что нас тогда пугало… Комментарии дает психолог Ольга Мшанская.

— Как могут повлиять полученные в детстве впечатления на нас, уже взрослых? — говорит специалист. — По-разному. Иногда они способствуют позитивному созиданию, а иногда буквально разрушают нашу жизнь. Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций.

Толчок к творчеству.

Саше в детстве подарили строительный набор, позволяющий строить здания из игрушечных кирпичиков. Мальчик так полюбил играть с этим набором, что стал буквально бредить строительством… После школы он окончил сначала строительный техникум, а потом и архитектурный институт. Сейчас Александр работает в крупном архитекторском бюро.

Комментарий психолога:

– Подарок вызвал у мальчика интерес к строительству. Он выбрал для себя эту стезю, так как она была связана с творческим удовлетворением, с положительными эмоциями, полученными в детстве. Чтобы и впоследствии получать такие положительные эмоции, Александр избрал профессию строителя и архитектора, и как видите, преуспел в этом.

Моделирование хороших воспоминаний.

Когда Вика была маленькой, она часто гостила у бабушки, где ее детское воображение поражал большой старинный комод на гнутых ножках с резными дверцами.

После смерти бабушки комод продали, а может, выбросили на помойку… Как только Виктория начала зарабатывать приличные деньги, она потратила массу времени на то, чтобы приобрести точно такой же комод, какой был у ее бабушки.

Обратите внимание

Эта вещь казалась ей символом уюта и стабильности. В конце концов, она нашла на антикварном сайте похожий комод и купила его, хотя он стоил очень больших денег…

Комментарий психолога:

– Воссоздание мира детства может превратиться для кого-то в идею фикс.

Несмотря на всю абсурдность, мы можем держать у себя старые вещи или специально приобретать их, потому что они напоминают нам о детстве… Иногда взрослый человек охотится за какой-то определенной книгой или диском с фильмом только потому, что любил эту книгу или фильм в детстве. Или покупает старый дом-развалюху, потому что он напоминает тот, что принадлежал в далеком прошлом его семье… Ностальгические воспоминания — вещь очень сильная.

Реализация неисполненных желаний.

Рита в детстве мечтала иметь большую говорящую куклу — точно такую, какую ее подружке папа привез из-за границы… Но ее семья не имела возможности приобрести дочке такую игрушку. Прошло много лет.

Теперь Маргарита собирает кукол — причем не каких-то штучных и коллекционных, а самых обычных.

Единственное — они должны быть больших размеров и говорящими… Вся семья смеется над ее увлечением, но женщина никак не может остановиться…

Комментарий психолога:

Видео

– Если в детстве мы чего-то были лишены, то впоследствии стремимся наверстать это.

Мальчик, который ютился с родителями в коммуналке, достигнув зрелости и став обеспеченным человеком, может купить дом из двадцати комнат для себя одного или семьи из двух-трех человек… Девочка, которой запрещали есть сладкое, в зрелом возрасте может страдать от лишнего веса, так как она не может заставить себя не есть постоянно тортики и конфеты… Те, кого родители плохо одевали, могут тратить деньги на красивую, дорогую одежду и обувь… Причем траты могут быть совершенно излишними. Так срабатывает механизм психологической компенсации.

Негативный сценарий.

Родители Кости часто ругались, при этом отец обзывал мать шлюхой, кричал, что она ему изменяет… Константин вырос и женился, но никогда не доверял своей жене. Он был уверен, что она тоже будет изменять ему, как мать отцу… Между ними на этой почве постоянно происходили ссоры, и в конце концов, семья распалась.

Комментарий психолога:

– Сценарий, заложенный в детстве, очень часто воздействует на всю жизнь человека.

Костин отец внушал сыну, что все женщины шлюхи, потому тот с самого начала так отнесся к собственной жене… Дочери алкоголиков нередко тоже выходят замуж за алкоголиков, потому что этот сценарий им уже знаком… Если мать воспитывала дочь одна, внушая ей, что “все мужики — козлы”, то довольно велика вероятность того, что та тоже не будет уживаться с мужчинами… По мнению Ольги Мшанской, если ваши детские ассоциации мешают нормальной, гармоничной жизни, то есть смысл начать работать над собой, обратиться к психологу. Все можно исправить, если этого захотеть.

Источник: http://www.missus.ru/articles/family/psychology/13-07-2012/memory/7254

Воспоминание – в психологии, значение слова, детские воспоминания

К сожалению, далеко не все хотят вспоминать свое детство. Часто оно наполнено страхами, травмами, ощущением ненужности, нехватки любви, заботы и внимания.

Ну кто же по доброй воле согласится ворошить то, что так старательно прятал многие годы и к чему точно не хочется возвращаться?

Этот вопрос встает перед теми, кто стремится научиться вспоминать свои прошлые жизни, поскольку, прежде чем перейти непосредственно к ним, нужно закончить базовый курс Института Реинкарнационики, где как раз-таки целый месяц студенты работают с воспоминаниями раннего детства.

И часто возникает сопротивление:

“У меня нет радостных воспоминаний в детстве, мне нечего там смотреть!” “В моем детстве слишком много боли и слез, зачем я буду туда окунаться? Я не хочу снова испытать это!”

“Я не помню своего детства раньше 5 лет. Вот не помню и все тут!”

Важно

И тут самое важное — решить для себя: готовы ли вы что-то изменить в себе и своей жизни или так и будете по-прежнему прятать голову в песок и отказываться от тех сокровищ, которыми обладаете, помимо травм, обид и претензий?

А сокровища, они есть у всех! Поверьте огромному опыту преподавателей Института Реинкарнационики, через которых прошли уже сотни студентов и клиентов, боящихся и сопротивляющихся.

И только доверительная и доброжелательная обстановка в пространстве “школы волшебников”, как мы ласково называем наш Институт, позволяет рано или поздно открыться и вспомнить, сколько прекрасных моментов было в вашем детстве, даже если изначально оно казалось вам семью кругами ада.

Наверняка у каждой из вас была самая любимая игрушка! Это могла быть красивая кукла, говорящая “Мама!” и томно хлопающая синими глазами. Или мягкий плюшевый медведь, с которым было уютно и не страшно засыпать, обнявшись и уткнувшись носиком в его мохнатую щеку.

А может, это сшитая из лоскутков и старых ниток куколка, невзрачная и потрепанная, или выструганная чьими-то руками грубая деревянная фигурка, но милее которой не было ничего на свете!!!

Вовсе не важно, какой была эта игрушка. Важно то, чем она была для вас-малышки и что вы чувствовали снова и снова, беря ее на руки, баюкая и разговаривая с ней, доверяя все свои радости и горести.

к содержанию ↑

Пушистый друг

Вы были абсолютным счастливчиком, если в вашем детстве был настоящий друг — домашнее животное, с которым вы играли вместе, гуляли или просто ухаживали за ним, наблюдали.

Кто же это был? Верный и преданный пес? Смешной озорной котенок, о проделках которого можно вспоминать бесконечно? Или раненый голубь, которого вы притащили с улицы, спасая птичью жизнь несмотря на протесты и непонимание взрослых? А может милый хомячок, так смешно набивающий свои щеки?

У нас на балконе голуби свили гнездо. Бабушка ужасно ругалась и настаивала на том, чтобы выкинуть нечистоплотных птиц. Как же яростно я защищала страшненьких синих существ без перьев с огромными кривыми клювами!

Совет

И как же сладко было ощущение победы и спасенных жизней, когда моя настойчивость пересилила бабушкину строгость!

И ничего, что мой скакун был воображаемым. Для меня он был самым настоящим!

к содержанию ↑

Душевные встречи

Также согревающим душу свойством обладают воспоминания о людях, которые дарили нам ласку, заботу, внимание.

Может быть, кто-то из семьи был особенно близок вам, с кем ощущалась сильная родственная связь, кто всегда поймет, приласкает и приголубит, угостит чем-то вкусным или просто нежно улыбнется, заговорщически подмигивая.

Источник:

Воспоминание – понятие, в психологии, детские воспоминания

У какого человека нет воспоминаний? Абсолютно у каждого человека есть прошлое, которое с ним случилось, запечатлилось в памяти, и теперь он может его воспроизводить.

Одни воспоминания человек может восстановить в памяти, а другие уходят глубоко в подсознание, порой влияя на решения и взгляды человека. Нередко этими «подсознательными» воспоминаниями являются детские образы.

Воспоминаниями принято называть образные представления о том, что с человеком произошло. То, что человек видел в прошлом, он может восстановить в своей памяти. Однако нередко воспоминаниями являются еще и чувственные ощущения: запахи, вкусы, звуки, которые человек ощущал в определенный промежуток времени.

Следует понимать, что воспоминания человека не всегда являются подлинными, истинными.

Человеческая память обладает защитными функциями, которая может приукрашивать или видоизменять события или отношение человеку к произошедшему с целью снижения уровня психического напряжения.

Другими словами, человек может неправильно вспоминать определенные события, поскольку его психическая защита их немного видоизменила либо исказила, чтобы он не слишком страдал или боялся.

  • Воспоминания могут быть выборочными: человек не все помнит и помнит лишь, то было ему важно и ценно, на что он обратил свое внимание.
  • Воспоминания нередко формируются на основе того, как человек интерпретирует произошедшие события. Другими словами, человек вспоминает зачастую не картинки окружающего мира, а собственное отношение, внутренние переживания, эмоциональные ощущения и интерпретацию конкретной ситуации, которая с ним произошла. Если, к примеру, попросить двух человек описать одно и то же событие, в котором они принимали участие, то они опишут его разными словами. Может создаться такое ощущение, будто они говорят о разных событиях.

Прошлое есть у каждого человека.

Если вы живы, продолжаете жить и уже достигли достаточно зрелого возраста, значит, за вашими плечами остались истории, о которых вы сожалеете, которым радуетесь и некоторые из них даже хотели бы вернуть.

У всех есть свое прошлое. Способность иногда возвращаться мыслями в прошлое – естественное явление. Если вы не страдаете амнезией, тогда вы помните то, что с вами происходило.

Но вот вопрос: а что дают вам воспоминания о прошлом? Возвращаясь в те события, которые с вами уже произошли, насколько полезным является такое ваше времяпрепровождение?

Обратите внимание

А когда они живут? Как они строят свое будущее? Логично будет сказать, что, чем больше вы вспоминаете о прошлом, тем меньше времени вы уделяете своей настоящей жизни и созданию будущего.

Соответственно, время проходит мимо вас, а ваше будущее становится похожим на настоящее, где вы только вспоминаете и вспоминаете.

В прошлом нет ничего плохого, кроме двух вещей:

  1. Оно уже прошло, то есть вы уделяете время тому, что уже не имеет смысла.
  2. Оно может быть как хорошим, так и плохим.

Мало того, что вы тратите свое время на то, что не вернуть и не имеет смысла, так вы еще можете вспоминать не о хороших событиях, а о плохих. Человек часто портит сам себе настроение только потому, что вспоминает о своем негативном опыте из прошлого. Зачем он это делает? Этот вопрос нужно задать каждому, кто возвращается воспоминания в прошлое.

Вспоминая о том, что уже с вами произошло, о чем конкретно вы вспоминаете? Хороший ли это опыт или плохой? Что полезного вам дает занятие, когда вы вспоминаете о прошлом?

Читайте также:  Школьная дезадаптация - причины, виды, профилактика

Если вы вспоминаете о прошлом, то пусть это будет идти вам на пользу. Если вам нечего вспомнить или вы страдаете от своих воспоминаний, то не следует заниматься тем, что только время ваше отнимает.

Что такое воспоминание?

Понятие «воспоминание» подразумевает под собой мысленное образное воспроизведение определенной картины, которая ассоциируется с конкретным временным отрезком времени. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными:

  1. Произвольные воспоминания возникают тогда, когда человек по собственной воле мысленно воспроизводит определенные картины из прошлого.
  2. Непроизвольные воспоминания возникают в голове сами по себе, зачастую им предшествуют определенные условия окружающего настоящего, которые ассоциируются или напоминают о конкретном прошлом.

Воспоминаниями называются мыслительные операции, когда из памяти достаются определенные картины, которые с человеком произошли. Зачастую человек вспоминает прошлое так, как он его воспринял – вспоминается ситуация не объективно, а субъективно, нередко в такой цветовой гамме, которую сам человек накладывает на прошлое.

Воспоминания часто не совпадают с реальными событиями, которые происходили в прошлом, что связано с субъективным отношением человека к ситуации, с его оценкой ситуации, защитными психическими механизмами, точностью воспринятых обстоятельств, от которых индивид не укрывался, и готовностью воспринимать реальность любой, а не так, как лично хочется.

Воспоминания нередко влияют на человеческую жизнь в настоящем и даже в будущем. У каждого человека есть свое прошлое. Даже у всего человечества есть прошлое, которое и приводит к тому настоящему, которое имеется сейчас. Несомненно, прошлое влияет на то, какими люди становятся в настоящем и к какому будущему они устремляются.

Давление прошлого не позволяет человеку жить счастливо в настоящем времени.

Многочисленные шаблоны, правила и нормы поведения, стереотипы общества, а также собственные страхи, нереализованные желания, комплексы – все это просто уничтожает возможность счастливого существования. И если человек поддается своей «судьбе», тогда он действительно живет несчастливо, страдальчески, ничего не достигая.

Можно ли изменить прошлое? Нет, прошлое никак не изменишь. Но вот настоящее и будущее еще поддается изменению. Поэтому если вы хотите что-то изменить в своей жизни, то нужно менять не прошлое, а свое настоящее, перенаправляя течение жизни к другому будущему. Это словно вырыть новый ров, по которому потечет река уже в другом направлении, а не в том, по которому привыкла течь.

В чем заключаются изменения? Под переменами понимается то, что вы должны изменить самого себя. Вы должны проработать собственные страхи и комплексы, чтобы от них освободиться, понять, какие убеждения полезные, а какие только мешают вам жить, освободиться от стереотипности мышления, а также наметить цели, к которым вы будете идти.

Все это происходит нелегко, поэтому готовьтесь к тому, что вам захочется все бросить и вернуться в прежнее «русло». Также вас подстерегают различные трудности и ошибки, которые вы будете совершать.

Важно

Вам придется изменить себя, «переломить», стать другим. А это очень трудно. Но лишь ваше желание и упорство жить иначе не позволят прошлому давить на вас, позволят жить так, как вы того хотите. Поймите, что вы можете жить так, как вам хочется. И мир в любой момент предоставляет вам такую возможность. Но воспользуетесь ли вы своим шансом или нет – это уже решать вам.

Воспоминание – это то, что человек извлекает из своей памяти в виде образов, которые относятся к прошлому, произошедшие с ним в реальной жизни. Несмотря на то, что они могут неправильно воспроизводиться человеческим сознанием, они продолжают оставаться воспоминаниями.

перейти наверх

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Источник: http://psixsovet.ru/rasstrojstva-lichnosti/vospominanie-v-psihologii-znachenie-slova-detskie-vospominaniya.html

Воспоминания детства: куда и почему уходят

Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах….

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.

Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.

Жан-Поль Сартр

©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов — «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

Совет

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний.

В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало.

В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными.

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии.

Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями; 
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет — в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года  учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний.

Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, — в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте.

Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии.

В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, — наш мозг. С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Обратите внимание

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться.

С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» — чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену.

В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми.

Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом.

Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу — процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти.

Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов.

В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания. Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Важно

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток.

Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях.

Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками.

Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение.

Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые — скорее, они присоединяются к уже существующей схеме.

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде. Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам — некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы.

Совет

Это подтверждает исследование  Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием.

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками.

Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией — о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом.

И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот.

Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет.

Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой.

Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители.

Обратите внимание

Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Также интересно: Как наш мозг чистит память  

Долгий стресс стирает память

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды.

Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня —  все те кладики детства, которые остаются с нами до конца.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/118428-vospominaniya-detstva-kuda-i-pochemu-uhodyat

Детские воспоминания: чему они могут научить?

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство.

Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» — это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, — рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян.

— И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан.

Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…».

«В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня.

Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита.

Важно

Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне — я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель — герой романа «В поисках утраченного времени.

По направлению к Свану» Марселя Пруста — пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, — писал Адлер в «What Life Should Mean To You», — из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», — поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, — говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, — поясняет психотерапевт Виктор Макаров. — Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук — и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными.

А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», — соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения.

Совет

Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство.

А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения — Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж.

Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, — от детства к отрочеству, от юности к зрелости.

Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства.

Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности — ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами.

Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Обратите внимание

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей.

Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить.

Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия — такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/istochnik-kotoryiy-vsegda-s-toboy/

Куда деваются наши детские воспоминания?

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки — типа тех, что покупают для аквариума, — в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов».

Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов — одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет.

Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески — как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого — темная бездна.

«Это феномен устоявшегося фокуса, — говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти.

— Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний.

«Мы надстраиваем биологическую базу», — говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто.

Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства — это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии — это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него — а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев — в течение месяца; к возрасту двух лет — в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее.

Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний.

Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.

Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» — чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию.

Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос — какую?

Важно

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими.

В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами.

В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, — потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга — сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится.

Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте.

Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, — наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.

В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются.

Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин — также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе — зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти.

И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши — помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей.

Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом.

Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.

«Мы думаем, что это вопрос доступности, — комментирует Франкленд. — Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде.

Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, — вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко».

Совет

Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять — некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников.

Участники исследования не знали, что одна из этих историй — о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, — была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай.

И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.

Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках.

Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей.

Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

Источник: https://knife.media/childhood-memories/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector